«Люпен III»: от феномена до провала. Часть 2: 1980-е

Сегодня речь пойдет о времени безумных экспериментов, когда франшиза по-тихоньку проваливалась в забвение. Напомним, что одна из главных аниме-франшиз за 50-летнюю историю выросла из похабной сэйнен-манги про вора-бедакура в настоящий культурный феномен. В этом цикле статей мы разбираем, как «Люпен III» менялся, почему он так стремительно взлетел и как он также стремительно катился в пропасть.

«Люпен III: Часть III»
«Люпен III: Часть III»
Франшизу «Люпен III» в 1970-е годы мы уже разбирали здесь. А чтобы читать дополнительный контент, эксклюзивные рекомендации манги и развернутые обзоры аниме-тайтлов раньше — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ!

После средних кассовых сборах «Тайны Мамо» и сомнительного бокс-офиса «Замка Калиостро» студия TMS и телесеть Yomiuri взяли перерыв на подумать. Думать было о чем, ведь из проекта ушли Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцука — два кита, на которых держалась вся визуальная и идейная составляющая франшизы на тот момент. Поэтому после того, как сериал завершился в 1980 году, «Люпен III» перестает появляться в медиа-пространстве на целых четыре года.

А все дело в том, что в начале у студии TMS была крупная реструктуризация. По факту студия занималась исключительно продюсированием аниме-проектов и не имела своего анимационного подразделения. Однако с этим она справлялась, так как имела эксклюзивное партнерство со студией A Pro (ныне Shin-Ei). Когда же их партнера самого ждали перемены, в 1975 году студия запустила свою дочку Telecom Animation, которая уже занималась непосредственно анимацией. Именно туда они подписали Оцуку и Миядзаки как главных звезд, чтобы те учили новых аниматоров и набивали творческую и трудовую базу компании. После же второго сезона «Люпена», TMS и Telecom полностью переключили свое внимание на Запад и даже подписали эксклюзивное соглашение с французской студией DIC, которая хотела привезти на родину «Люпена III» — главный актив TMS в то время.

TMS сделали даже пилотный выпуск сериала. То был «Люпен VIII» — детский мультсериал про потомка известного французского вора в восьмом поколении, который живет в далеком будущем и рабоатет частным детективом. По факту же это была калька японского сериала, только в более цензурном и приемлемом варианте, где нет ни сигарет, ни обнаженки, ни террактов. Однако пилотный эпизод не понравился наследникам Мориса Леблана, которые владели правами на персонажа Арсена Люпена, и проект завернули. Он правда вылился в нечто другое, куда более известное почти каждому миллениалу — «Инспектора Гаджета», чья концепция полностью была взята у того несостоявшегося сериала. И да, студия Telecom анимировала большую часть сериала.

Отсутствие главных творческих единиц проекта, особенно Оцуки, вызвало желание у продюсеров из Yomiuri полностью перевернуть концепцию франшизы. Вместо взбалмошного, легкого и детского второго сезона, продюсеры заказали у TMS сериал, который бы «вернул к Люпена к истокам», когда он еще выходил на Yomiuri TV (это отделение телесети Yomiuri в регионе Кансай, а вот Nippon TV — отделение этой же телесети в самом злачном регионе Канто, где находится Токио). Чтобы максимально дистанцироваться от второго сезона, студию даже попросили перекрасить пиджак, чтобы был «лишь бы не красный».

TMS вняла запросам заказчиков, и по сути оставила от прошлой команды лишь сэйю, звуковиков и композитора Юдзи Оно. А вот главным визионером проекта оказался Юдзо Аоки, который работал ключевым аниматором и раскадровщиком в первом и во втором сезонах. Он перерисовал базовый дизайн персонажей, сделав его ближе к стилю Monkey Punch в манге, при этом добавив в костюмы героев больше ярких красок. Так Дзиген надел синий костюм с желтой рубашкой, а Люпен — розвый пиджак и афро-прическу.

Позже оказалось, что роль у Аоки была сильно ограничена, помимо дизайна персонажей, он поставил всего лишь три эпизода и нарисовал раскадровки к четырем эпизодам. Такая проблема возникла, потому что дочерняя анимационная студия Telecom была занята западными проектами и «Великим Детективом Холмсом», который делали Миядзаки и Оцука, поэтому большая часть серий была отдана на аутсорс. И по началу это никак не мешало сериалу, качество анимации держалось на приемлемой середине, а сюжеты часто перекликались с мангой, наполняясь духом авантюризма и вульгарными вставками, объектом которых, конечно, была Фудзико.

«Люпен III: Часть III»
«Люпен III: Часть III»

ТВ-рейтинги тоже были на приемлемых 9-10%, что, конечно, большой спад, учитывая, что первый эпизод набрал 21,3%, однако это не сильно мешало продюсерам продлить сериал заранее с 26 эпизодов до 48. И вот с этого момента начинаются проблемы. Продление сезона явно не расчитало занятость аутсорс-аниматоров и студий. TMS планировало вывозить производство тайтла самым простым способом — нанять побольше аниматоров и студий. И тут все посыпалось. Увеличение количества авторов, еще и изначально не имевших ничего общего с проектом, повлияло на разрозненность стиля и, что более важно, качество анимации, скакавшего от приемлемого до жуткого от серии к серии.

Чтобы как-то исправить ситуацию, Аоки поручили вернуть в сериал фарс. В итоге анимация стала куда более условной, дизайн персонажей все меньше опирался на базовые правила анатомии, а гэг-юмор занимал большую часть хронометража. А еще в сериале появились самоповторы, когда серии буквально повторяли сюжеты второго сезона. Это также не спасло сериал, который на костылях веры продюсеров во франшизу кое-как дожил год вещания. И завершился на 50 эпизоде про подводную лодку, драфт сценария к которому написал сам Мамору Осии («Призрак в доспехах», Яйцо ангела»), который на тот момент был еще только перспективным аниматором. Причем здесь Осии и «Люпен III», две, казалось бы, крайности?

«Люпен III: Часть III»
«Люпен III: Часть III»

А дело в том, что посреди производства сериала студия TMS подумала, почему бы на волне успеха сериала не сделать фильм? Первая половина тогда нормально залетела зрителям, поэтому фильм бы мог закрепить успех франшизы. Предыдущий опыт научил студию, что не имеет смысла сильно отходить от визуальной и содержательной концепции основного сериала, аудитория которого и составит потенциальный бокс-офис. Только вот поняли это они как-то не сразу. Потому что изначальным кандидатом на пост режиссера фильма позвали Мамори Осии, только отстрелявшийся со своим вторым экспериментальным фильмом по «Несносным пришельцам».

Планы Осии были как всегда масштабными, полными эскпериментального авангарда и мрачного содержания. Он подготовил несколько сценариев, среди которых выделялся драфт с таинственным макгаффином в центре сюжета и башней, которая является целью главных героев. Только вот продюсеры сильно ужаснулись самого содержания истории, которая могла стать еще более странной и выразительной, чем «Тайна Мамо» и полностью выбивалась из общего тона франшизы. Не сказать, что подобное должно было стать сюрпризом для продюсеров, все-таки второй фильм «Несносных пришельцев», в котором Осии дали сценарный и визуальный карт-бланш, выделяется также своей мрачностью и глубиной психологизма истории. Хотя, куда более вероятным кажется то, что TMS просто не смотрели тот фильм.

Вообще студия планировала позвать Миядзаки, но он мгновенно отказал. Оно и понятно, так как у него все еще заживала рана, которую ему нанес ужасно короткий дэдлайн производства «Замка Калиостро». Поэтому он лично порекомендовал Осии. Студия доверяла авторитету режиссера, о чем, конечно, пожалела сильно. В итоге время, потраченное Осии на написание драфтов сценария, было потеряно, самого режиссера в итоге забраковали, решить проблему надо было в кратчайшие сроки. Поэтому продюсеры позвали сразу двух режиссеров, чтобы те разделили между собой обязанности по производству и творческому видению. Так у руля проекта стал максимально неожиданный тандем Сэйдзюна Судзуки и Сигэцугу Ёсиды.

Сэйдзюн Судзуки
Сэйдзюн Судзуки

Неожиданный он потому, что сам Судзуки, отвечавший за творческое видение проекта, был человеком из игрового кино, одним из великих классиков японского «крутого кино» (фильмы про якудза) и одним из основателей японской новой волны. Правда в 80-е у Судзуки были проблемы: его внесли в черный список японского кинематографа, из-за чего у него практически не было работы в те годы. Поэтому по сути единственным стабильным зароботком для него было курирование второго сезона и работа над «Легендой о золоте Вавилона» (так назывался третий фильм по «Люпену»). Именно он и отбирал сценарии для фильма.

Судзки обратил внимание на драфт Ёсио Уросавы. В нем сценарист намеренно противопоставлял своего Люпена Люпену из «Замка Калиостро». Ему было важно показать, что главный герой манги на самом деле не порядочный добрый вор, а похабный плут и негодяй. Только вот чем дальше Уросава переписывал сценарий Осии, тем сильнее затягивал сдачу итогового сценария. В итоге его заменили на привычного сценариста франшизы Ацуси Яматою, который на скорую руку переработал уже имеющийся материал, добавиви туда гэгов и привычных «Люпену» антагонистов в виде мафии и богатеев.

«Я хотел поставить такой фильм, который бы оставил у зрителя после просмотра чувства восторга»,
- Сигэцугу Ёсида, режиссер «Легенды о золоте Вавилона».

Юдзо Аоки подготовил для фильма дизайн персонажей, который рифмовался с несуразицей, показанной на экранах во второй половине третьего сезона: вытянутые лица и сломанная пластика тел. Это было личной просьбой Ёсиды, который хотел омолодить главного героя. Когда же вся подготовительная часть закончилась, у аниматоров было всего 2 месяца на то, чтобы полностью отрисовать фильм. На дворе 1985 год, ни о каких цифровых технологиях тогда и речи не шло, поэтому тот процесс, на который жаловался еще Миядзаки в «Замке Калиостро», был сокращен еще в двое.

И в этом производственном аду задачей Ёсиды было просто следить, чтобы аниматоры успевали в срок, где-то подсказать, как быстрее сделать анимацию, а где удешевить. Судзуки же, не имевший с анимацией и иллюстрацией ничего общего, должен был скорее распространять свое творческое видение проекта, следить за тем, насколько его лично устраивает картинка и, как он сам говорил, «расширить границы Люпена».

«Легенда о золоте Вавилона»
«Легенда о золоте Вавилона»

Как вы понимаете, все производство было словно наспех сшитое лоскутное одеяло. И тоже самое можно сказать про фильм, даже синопсис которого звучит как куча разрозненных и бредовых сюжетных линий, волей случая сшитых вместе:

Люпен узнает о легендарном золоте Вавилона от безумной старухи, с которой чуть не переспал. Он ставит своей целью найти его, но для этого надо сначала отыскать зарытыю где-то под землей уцелевшую Вавилонскую Башню. Ему противостоит босс американо-итальянской мафии Марчиано, давно положивший глаз на сокровище, и Дзэнигата, который, несмотря на отстранение от дела Люпена, собирает независимую команду из победительниц в конкурсе красоты, чтобы поймать вора.
Синопсис «Легенды о золоте Вавилона».

Фильм по ходу дела разваливается на части. В нем одновременно может происходить глупейший фарс, как, например, в 15-минутной сцене погони между Дзэнигатой и Люпеном, а после серьезный бандитский экшн, который сменяется еще более бредовым конкурсом красоты и приключениями Дзэнигаты и нескольких красоток, следом нам покажут сносную приключенческую комедию, а потом все завершится появлением инопланетян. И все это подается с таким бестормозным юмором, который скорее только мешает сосредоточиться на и так непонятном повествовании. Конечно, буффонада — это неотъемлемая часть франшизы, унаследованная еще от манги. Однако если во втором сезоне создатели еще как-то держали баланс между баловством и сюжетом, тонко ходя по грани приемлемого и откровенно грязного, то юмор «Легенды о золоте Вавилона» можно сравнить с худшими комедиями Адама Сэндлера.

Жаль на просторах интернета нет никакой информации по бюджету (либо она глубоко зарыта в архивах студии TMS), как и по бокс-офису мультфильма. Однако понятно, что ставка на «розовый пиджак» не сыграла. Пока сериал добирал свои средние тв-показатели, фильм видимо не смог собрать хоть какую-то приличную кассу. Сложно обвинять создателей в итоговом продукте, ведь куда яснее здесь проблемы менеджмента, с которым уже второй фильм подряд зачастили TMS. И если пять месяцев на производство фильма еще куда ни шло, то два месяца - это кромешный дэдлайн, за который даже телевизионные сериалы не делают (спросите аниматоров студии Mappa). Поэтому, когда сериал закрылся, студию и телесеть ждало очередное время на подумать. Подумать, как реанимировать репутацию франшизы, пробившей дно.

«Легенда о золоте Вавилона»
«Легенда о золоте Вавилона»

Не нашлось ничего лучше, кроме как вернуться к проверенным визуальным решениям. Из желаний подражать манге ничего не путного не выходило, поэтому второй самый безопасный способ — имитировать Миядзаки. Мэтр к тому времени совсем уже стал известным и узнаваемым, так как его «Навсикая из долины ветров» и «Великий детектив Шерлок Холмс» были безумно популярными. TMS же переживали финансовые проблемы. Студия пыталась заработать на аутсорсе и в итоге влезла в заведомо финансовую яму под названием «Маленький Немо» — амбициозный проект-долгострой президента студии Ютаки Фудзиоки. Он планировал сделать проект, который сможет конкурировать с диснеевской анимацией, позвал кучу именитым режиссеров, среди которых были Хаяо Миядзаки, Исао Такахата, Джордж Лукас и другие. И в 1982 году влил в него баснословные 4 млрд йен (5,76 млрд йен сегодня, то есть 37 млн долларов). Напомню, что только 3 года назад «Замок Калиостро» был самым дорогим аниме-фильмом в истории с 500 млн йен. «Маленький Немо» в итоге вышел только в 1989 году. А до тех пор у TMS почти не было денег. Поэтому единственной дойной коровой, что могла содержать студию, была франшиза «Люпен», ставшая из-за этого заложником.

Чтобы сымитировать Миядзаки, надо было позвать человека, который лучше всех его знал. Поэтому, недолго думая, боссы студии позвали Ясуо Оцуку. Возвращение мэтра, по сути автора визуального стиля «Люпена» 70-х, не прошло бесследно. Оцука вернул главному герою зеленый пиджак, посадил обратно в желтый Fiat 500, подарив еще больше ассоциаций с «Замком Калиостро» и первым сезоном. Он был назначен как супервайзер проекта, потому что к моменту съемок у 55-летнего аниматора уже было не так много сил, чтобы вывозить режиссуру. Поэтому к нему прикрепили молодого Масаюки Одзэки, для которого проект мог стать режиссерским дебютом.

Изначально проект планировался как OVA-выпуск, который заказали дистрибьютерская компания Toho. Поэтому в производственный комитет не вошли привычные Yomiuri, отходившие к тому моменту от провала третьего сезона. При этом Оцука настоял, чтобы вернуть Люпена в родную Японию, а именно в сельскую местность где-то в горах. А сюжетным поводом для этого могло стать только большое событие, связанное либо с Фудзико Минэ, либо с Гоэмоном. И если по-началу сценарий писался под Фудзико, то позже ее заменили на Гоэмона. Он все-таки куда аутентичнее вписывался в декорации традиционной Японии.

И если про аутентичность самой страны восходящего солнца авторы позаботились, исследовав окресности гор Сякудзя и найдя там пещеры, которые стали прообразом тех, что появятся в фильме, то вот об аутентичности самой франшизы как-то все забыли. Из-за скромного бюджета продюсеры даже не предложили старым актерам франшизы, в том числе важному для фанатов Ясуо Ямаде, исполнителю роли Люпена, озвучить героев. Вместо них появились более молодые и менее именитые сэйю.

Так и начался очередной адский производственный цикл во франшизе — создание фильма «Заговор Клана Фума».

«Заговор клана Фума»
«Заговор клана Фума»
Гоэмон жениться на наследнице самурайского клана, однако их свадьбу прерывает издревле враждующий с ними ниндзя-клан Фума, который похищает невесту. Похитители требуют в обмен на нее сокровище самураев, которое станет ключом к несметным богатствам. Помешать им заполучить его вызывается Люпен, Дзиген и Фудзико, которые были приглашены на свадьбу. А разобраться во всем должен будет инспектор Дзэнигата, оплакивавший «смерть» Люпена в буддистском храме.
Синопсис «Заговора клана Фума».

Производство шло на базе студии Telecom Animation. Из-за минимального бюджета количество аниматоров было ограничено. Более того, первые черновики режиссера Одзэки были отброшены, а сам он уволен, потому что качество его раскадровок оставляли желать лучшего: они были слабо информативными для аниматоров и не бились по таймингу со сценарием (это так-то две главные задачи раскадровок). Поэтому в итоге раскадровки делал сам Оцука, а также дизайнер персонажей и режиссер анимации Кадзухидэ Томонага и ключевой аниматор Ацуко Танака. Денег и времени было так мало, что для многих сцен аниматоры покадрово заимствовали материалы «Замка Калиостро».

При этом стоит отдать должное аниматорам, что в оригинальных сценах они не растеряли плавность анимации, успевая еще и добавлять интересные ракурсы во время экшн-сцен, используя, например, нестандартную хореографию боев. Да и художники фонов также постарались на славу, так как окружение в «Клане Фума» задышало так, как не дышало с «Замка Калиостро». Зато не задышали фанаты, которых совершенно запутали со всеми преобразованиями Люпена. Отсутствие единого стиля и бесконечный «возврат к истокам», каждый раз меняя эти самые истоки, привели к тому, что было абсолютно непонятно, чего ожидать от предстоящего проекта. И те, кто успели запомнить «Люпена» по розовому пиджаку, были не готовы к компромиссному и уж очень стерильному «Клану Фума». Напомню, что между «Замком Калиостро» и новой OVA прошло 8 лет, поэтому даже у тех, кто смотрел фильм Миядзаки, успел выветриться Люпен на желтом Fiat 500.

Финальная битва в «Заговоре клана Фума»

Да и скандалы не обошли проект стороной. Когда Ясуо Ямада узнал, что на свет появился новый Люпен и без него, а производство фильма было в строжайшей секретности, он вспылил и отправил письмо Кадзухико Като a.k.a Monkey Punch, в котором обвинял мангаку в крысиной замене актеров. До этого Като не раз хвалил Ямаду за роль Люпена и даже подружился с ним, поэтому подобного наезда он справедливо не понял. В итоге они поссорились так, что не разговаривали друг с другом вплоть до смерти Ямады в 1995 году. О чем сам Като сильно сожалел годы спустя.

И вот в этом кроется главная проблема франшизы, из-за которой она вступила в затяжную кризисную эпоху бесконечных тв-спешлов, постепенно теряя популярность и влияние на культурную среду Японии. Ужаснейший менеджмент, неудачные творческие решения и попросту странные интриги и недомолвки привели одну из самых популярных и интересных франшиз 70-х к провалу. Замена сэйю привела к тому, что в Японии «Клан Фума» забраковали и даже бойкотировали сами фанаты, отправляя параллельно гневные письма в TMS. Вернуться с полноценным фильмом франшиза сможет только 9 лет спустя.

«Похищение Статуи Свободы»
«Похищение Статуи Свободы»
Каждое преступление Люпена записано в базу данных Интерпола, благодаря чему ИИ просчитывает каждый его шаг наперед. Вор уходит на покой, не видя будущего для себя в современном мире, пока его пенсию не прерывает Дзиген, предлагая «последнее приключение» — кража Статуи Свободы.
Синопсис «Похищения Статуи Свободы».

Когда компания Yomiuri начала повторно показывать серии второго сезона, стало ясно, что популярность франшизы так просто не отступит. Главное не вспоминать травмирующий опыт с «Кланом Фума» и «розовым пиджаком». Поэтому студия TMS, когда у нее заказывают телепроект по франшизе, поступает самым безопасным способом — возвращает Люпену старый красный пиджак и формулирует техническое задание «сделать расширенный эпизод второго сезона». А на место режиссера ставит проверенного бойца, закаленного самыми жесткими безденежными процессами производства — Осаму Дэдзаки («Завтрашний Джо»). Это его второе пришествие во франшизу, хотя в прошлый раз он делал только раскадровки для первой половины первого сезона.

Дэдзаки вернул атмосферу раннего «Люпена» — мрачного, меланхоличного и медленного. Режиссер обожает нуарный антураж, поэтому превнес в тайтл неторопливое повествование и фирменные акварельные кадры. Для 70-х такой тон был скучным, однако в конце 80-х, когда мир увидел «Акиру», второй сезон «Завтрашнего Джо» и «Берсерка», такой «Люпен» оказался невероятно актуальным. При этом возврат к истокам тут куда более наглядный, ведь дизайн персонажей напоминает «Тайну Мамо».

Однако в отличие от своего идейного предшественника, «Статуя Свободы» не отличается высоким качеством анимации и претенциозностью, оставляя место абсурдным поворотам сюжета. Но вынося это скобки, визуально фильм напоминает второй сезон «Завтрашнего Джо», правда менее мрачный и безысходный. В отличительных чертах от других тайтлов франшизы и кроется ценность «Статуи Свободы». Кстати, фильм помогает проследить цикличность в истории франшизы: после радикально абсурдного «розового пиджака» «Люпен» сначала сделал шаг назад к миядзаковскому «зеленому пиджаку», а потом вернулся «красному пиджаку», заимствующему атмосферу первого сезона и сюжет «Тайны Мамо».

Типичный Дэдзаки в «Похищении Статуи Свободы»
Типичный Дэдзаки в «Похищении Статуи Свободы»

И какой-никакой, а успех подход Дэдзаки нашел. У «Статуи Свободы» были 13,3% тв-рейтингов, что в целом было крайне средним показателем, особенно для тв-фильма, но в контексте ужаснейшей репутации франшизы — вполне себе успехом. И вот кажется, будто «Статуя Свободы», безусловно не лишенная достоинств и по-своему уникальная работа, особенно на фоне «Легенды о золоте Вавилона», стала главной отправной точкой, окончательным шагом на пути к бесконечному параду тв-спешлов, который прекратится лишь в 2019 году. Но стоит помнить, что запустил эту реактивную цепь Миядзаки, а точнее продюсеры «Замка Калиостро», которые ценой лучшего фильма во франшизе расштали хрупкий мир «Люпена», который только-только нащупывал свою индентичность. И Дэдзаки, находившийся по другую сторону баррикад бесконечного противостояния лимитированной и полной анимации, нажал на спусковой крючок. Теперь же впереди только мрачные и глупые 90-е.

Чтобы читать дополнительный контент к статьям, эксклюзивные рекомендации манги и развернутые обзоры аниме-тайтлов раньше — подписывайтесь на телеграм-канал КУСОГАКИ!

3939
23 комментария

Отличный материал! Положил в закладки, на досуге прочту. Благодарю за выбор темы, сам заядлый фанат франшизы и просмотрел, наверно, все вышедшие спешлы (штук сорок). Тоже думал написать что-нибудь про Люпена, но еще не нащупал интересную оптику

1

Очень ждём! Нам кажется, эта франшиза имеет большой потенциал для разного рода разборов и текстов, мы пошли, конечно, по самому простому пути)

1

Крайне интересная, но печальная история. Франшиза, что дала толчок, как и прямо, так и опосредованно многим авторам, но умерла под весом ожиданий и плохих решений

Ваша продуктивность пугает, но одновременно мотивирует писать. Спасибо

1

Да не, франшиза живее всех живых. Люпена так легко не убьешь!

Вам спасибо! Только подобные комментарии и мотивируют оставаться продуктивными, несмотря на отсутствие сна)

Ты очень качественный контент делаешь, спасибо тебе.

1

Вам спасибо! Такие отзывы только подначивают дальше писать!