Падение в пучины. Почему Миядзаки перестал удивлять? 1 часть

Вступление

Как бы я ни любил творчество Хаяо Миядзаки, но стоит признать, после оскароносного “Унесённые призраками” у него как будто произошёл "щелчок", который изменил подход режиссера к картинам. Так что же изменилось?

Падение в пучины. Почему Миядзаки перестал удивлять? 1 часть

Ходячий замок

История о простой девушке Софи, чья жизнь изменилась самым удивительным образом после встречи с волшебником по имени Хаул.

Данная работа одна из немногих у Миядзаки, что до сих пор имеет активное сообщество фанатов.

Однако, для меня Ходячий замок является худшей работой режиссера

Пустой фильм, где финал добивает

Аниме сказочно красивое. Готический стиль городов этого мира с первых минут завораживает зрителя. Яркие образы, что встречаются

по ходу картины также располагают.

Однако, хоть все составляющие в вакууме выглядят привлекательно, но аниме так и не смогло выстроить чёткой картины этого мира. В аниме слишком много элементов, которые так и не сыграли в конце, а те что сыграли, по ощущению, были нещадно порезаны

Лучшим примером является персонаж Репка

Принц чужой страны, что был превращен в пугало. Именно он стал причиной начала войны между двух государств. Хоть он и не является персонажем третьего плана, однако, к финалу приходит ощущение, что персонаж получил меньше сцен, чем того предполагает финал

И раз уж мы начали говорить о персонажах, то думаю стоит поговорить про главного ловеласа миров Миядзаки - Хаула. Как бы это ни было странно, но он также является одной из проблем фильма.

На протяжении всей картины Хаул всячески помогает Софи выйти из передряг. Однако, если немного поразмыслить, то становится очевидным, что во всех ситуациях он является виновником бед

Даже первая встреча, где Хаул помогает Софи, оборачивается бегством от прислужников ведьмы из Пустошь. Ведьму изначально никак не интересовала девушка, но после встречи с Хаулом она использует Софи, как доставщика сообщения Хаулу.

Можно сколько угодно говорить, что ведьма, лишь показала внутренние комплексы героини и их встреча была неизбежной, но факт остается фактом. Выручив Софи из маленькой неприятности, Хаул обрек Софи на куда большее несчастья

Тот же Репка весь фильм не раз помогал Софи. Хоть и не в погонях, как Хаул, но куда более в житейских делах, которые для меня являются куда более важными, ведь это не порыв чувств, как в случае с Хаулом, а от чистого сердца, без паясничанья

Довольно важной является сцена, где Софи перепутывает зелья. В своей истерике Хаул задевает чувства Софи.

По итогу собраться с силами помогает вовсе не он, а Репка, который хоть и без слов, но смог помочь главной героини успокоится. После чего Софи приходит на помощь Хаулу

Хаул - это не тот персонаж, что должен быть главным героем. Им невозможно проникнуться, потому что большую часть фильма он истерит, а в перерывах выделывается там, где он сам является источником проблем. В картине нет предпосылок к просветлению Хаула, из-за чего его конечная метаморфоза выглядит крайне натянуто и не заслуженно

Как я писал ранее, у "Ходячий замок" есть ещё одна проблема - финал

Унесенные призраками - это пример, как надо делать сказочный финал.

Тихиро - обычная девочка, которая не готова взрослеть и принимать нынешнюю реальность.

Однако, по ходу картины мы понимаем, что она по настоящему добрая девочка, которая готова пройти все испытания судьбы, чтобы спасти своих родителей. Она будет совершать ошибки, однако, они не отталкивают зрителя, а наоборот показывают её, как не просто персонажа, а именно человека и концу фильма, когда она понимает, что нужно принять реальность и жить дальше Тихиро получает заслуженный хороший, хоть и немного сказочный финал

В случае с Софи, нам показывают девушку, что из-за внешности боится открыться людям. Ей также, как и Тихиро приходится пройти через испытания судьбы. И хоть она не всегда к ним готова, но всё же, благодаря своей усидчивости и доброте к концу картины она получает заслуженный хороший финал

В сравнении с Софи, Хаул прикладывает куда меньше усилий. То, как он в конце решает сражаться заслуживает определенной симпатии, но даже здесь, если немного задуматься, то непонятно зачем в принципе Хаулу столь непривлекательный контракт, который уродует его душу. У него не было показано никаких целей в детстве, для которых ему бы понадобились столь радикальные действия. Из-за чего самоотверженный поход на войну Хаула, обрекающий его на постепенное превращение в монстра, кажется в основе своей странным и нелогичным

На протяжении всей картины на фоне происходит война, что хоть в конце сыграет свою роль, однако, стоит признать, что в аниме является скорее метафорой, а не чем-то физическим. И как всё к сожалению в данном аниме, ценность данной метафоры к концу аниме исчезает, оставляя после себя неприятное послевкусие.

Война - терапия Хаула

До момента аудиенции Хаул всячески пытается избежать войны, ведь, как он сам признается: боится войны и не хочет себя подвергать риску. Но встреча с Софи меняют его позицию, из-за чего он нехотя, но соглашается стать оружием войны. Воюя, Хаул практически теряет свой облик, но Софи вовремя находит возлюбленного и спасает.

Этот эпизод завершает действие аниме, после чего мы, лишь видим эпилог, где объявляется о завершении войны и счастливом финале для главных героев

И именно то, каким образом завершилась война меня крайне беспокоит. Официальной причиной окончания называют возвращение принца, однако, также на это повлиял “хороший финал” для главных героев.

Война изначально была бессмысленной. Причин объективных не было, но, когда Хаул решил все свои проблемы, то неожиданно оказалось, что “пора заканчивать эту глупую войну”

Война - это ужасно. Какими бы ни были цели в конечном итоге, она всегда несёт людям смерть и в тот момент, когда оказывается, что для одного из главных героев используют эту самую войну, как стимул к его личностному развитию - делает завершении войны крайне спорным. А учитывая, что в большинстве своем проблемы Хаула сложились из его собственного эгоизма - отвратительным

Аниме не смогло собраться во что-то осмысленное. А один из главных героев ломает всю драму картины, из-за чего не без того скомканный финал получилось ещё более спорным.

Рыбка Поньо на Утесе

Хаяо Миядзаки всегда говорил, что хочет снимать для детей, ведь для него они являются единственным способом изменить привычные устои. Именно поэтому, все его картины рассказывают, либо о совсем юных героях, либо о людям, которым только предстоит войти во взрослую жизнь. Исключением является, лишь “Порко Россо”.

“Рыбка Поньо на Утесе” во многом является апофеозом данного видения. Рисуя фоны для аниме, Хаяо Миядзаки опирался на детские рисунки. Вся история пропитана детской наивностью. Однако, что же не так?

Бессмысленность

В работе присутствуют идея бережного отношения к природе, однако она так и не получает достойного развития. Причиной этому я считаю общую атмосферу аниме, что берёт за образец детские рассказы. И хоть в первые 20 минут это выглядит интересно, однако по сравнению с детским рассказом, хронометраж “Рыбка Поньо на Утесе “ куда больше, и не предлагая зрителю ничего нового, аниме быстро надоедает. В фильме существуют метафоры, но вышеуказанный подход, также сводит на нет весь интерес к ним

Приведу пример

Поньо насильно возвращают домой. Оставив её одну, отец уходит, чтобы наполнить колодец “погибели человечества”. Но тут, Поньо решает сбежать из дома, из-за чего разбивает стекло наружу, в океан. Вода наполняет комнаты , поэтому магия из колодца начинает струится во все стороны, чем помогает Поньо сбежать.

Аниме выглядит ещё более странно, учитывая, что до этого у Миядзаки был фильм, что во главе угла также поставил тему экологии

Принцесса Мононоке - природа и человек

Хаяо Миядзаки на протяжении всего фильма показывает нам две стороны. Природа и человек. Обе эти стороны имеют, как и положительные стороны, так и отрицательные. Однако, один факт остается неизменным. Существование одного неизбежно ведет к гибели второго. И как бы человек не любил природу, но для жизни ему придется её уничтожать. Хаяо Миядзаки мог бы всё свести к хорошей концовке, где люди начинают ценить природу.

Вместо этого Миядзаки убивает бога

Эта история не имеет счастливого финала. Хоть главные герои выживают, но проблема никуда не исчезла. Лес погибает, и хоть жизнь начинает постепенно возвращаться в эти земли, бог леса был убит, а значит, природа этого места уже никогда не сможет вернуть свое прежнее могущество. Что же до людей, то хоть их крепость и была разрушена, однако жители живы, а значит они смогут всё отстроить заново. Получается, человек победил?

Можно и так сказать, но, если мы обратимся к "Навсикая из долины ветров", то поймём, что Миядзаки считает данный путь тупиковым, который приведёт, лишь преждевременному краху человечества.

Могут ли люди жить в мире с природой?

Хаяо Миядзаки не даёт ответа, надеясь, что новые поколения смогут на него ответить, воплотив мечту в реальность. Мир, где человек сможет жить в гармонии с природой

В "Рыбке Поньо на Утесе" ощущается откат данной идеи. К концу фильма герои приходят к той самой гармонии, однако за последние 20 лет режиссер так и не смог найти ответ на поставленный вопрос. Оттого и финал получается скорее визуализацией фантазий автора, о том, как дети смогут обрести мир с природой, чем реальное развитие идей.

Главный герой - обычный мальчик

В этом не было бы проблемы, но за весь фильм Соскэ, так и не проявил себя не просто, как хороший мальчик, а как личность. Повторюсь, он не плохой, но от персонажа на главной роли, ты ожидаешь большей индивидуальности, чего Соскэ крайне не достает.

От чего к тому же ещё более странно видеть, как его же благодарит отец Поньо, за то, что он показал, какими бывают люди

Аниме показывает всё через призму детского восприятия, однако, подобной особенности недостаточно для того хронометража, что у фильма. А главный персонаж аниме получилась слишком обычный, из-за чего между зрителем и главным героем не возникает связи

Итог

К сожалению, Миядзаки в своих идеях закрылся от зрителя. Если раньше, он был готов говорить с нами напрямую, то теперь все его работы ощущается отчужденными

Его аниме всё также сказочно красивые, анимация в проектах также захватывает своей изобретательностью, но Миядзаки, может от старости, а может просто с течением времени, потерял ту самую изюминку, за которую мы так полюбили его работы.

Делая аниме для детей, он умел трогать сердца не только подростка, но и глубоко старого человека. Предоставлять нам возможность взглянуть на устоявшиеся понятия под новым углом. Сейчас же, хоть он и говорит на те же темы, но они потеряли то чувство значимости, что вкладывал в них режиссер раньше.

Однако, хоть данная тенденция продолжается и дальше, но перед своей "последней работой" Миядзаки выпустил фильм, что для меня стал лучшим за последние 20 лет от режиссера

1515
47 комментариев

После Dark Souls сало понятно, что будет один самоповтор.

13

Ну... Знаешь, такое ощущение что из-за личного непринятия Хаула, тебе этот фильм и не понравился, я говорю о том,что ты не стой стороны или глубины наивности смотришь/проводишь его анализ... Да сам Хаул и должен быть таким: истеричным нытиком, но прекрасным и отважным, вдохновенным, мечтательным... Именно такие мужчины в раннем возрасте привлекают девочек))) или привлекают травмированных женщин... И про основную тему всей жизни Миядзаки: прекрасная, нежная и сильная женщина... У Миядзаки все не идеальны, если внимательно присмотреться, поэтому, смотря его "детские картины, для детей (нашего ребёнка внутри, как социальной роли личности) ты видишь совершенно недетские проблемы, клише, отвращение и изнанку... Романтизированные, именно, как раз этой дестскостью... А если хочешь ещё глубже понять Миядзаки, тогда советую заняться изучением японского символизма и элементов японский верований... В каждом фильме Миядзаки, как бы скрыто послание: да, дети, такие же дети, как и я, слушайте: никакой сказки быть и не может, это не возможно, но какое бы лекарство получили наши души, если бы всё было именно так, а теперь посмотри...

3

И сюжетные дыры, о которых ты говоришь - (насколько я могу понять Миядзаки) они возникли, потому что он посчитал развитие того или иного события просто не существенным, не для его идеи, вот и всё, да и ни кто ни когда и не говорил, что всё должно быть идеально... Миядзаки уже в нескольких картинах изменил концовки на этапе выпуска, в процессе отрисовки, просто взял и изменил... Потому что почувствовал... И это почувствовал, гораздо важнее "проследил"... Я вот к произведениям Макото Синкая тоже встречал замечание " Сюжетные дыры", но что Миядзаки, что Такахата, что Синкай, настолько увлекают, что не могу я там дыр заметить... Потому что меня настолько увлекает контекст смыслов и эмоций, что сюжет остаётся логичным, как бы так.
Единственное, что можно по факту вменить Миядзаки, что он постоянно одинаков, но за это я его и люблю, я знаю что получу на выходе!))

1

У Миядзаки из сольного творчества люблю Лапуту, Кики, Мононоке и Ветер.
Навсикая гораздо сильнее в манге; Хоула, Унесенных просто не смотрел. Тоторо, Порко и Поньо мимо совершенно

3

Не перестал. Ща ДЛС выйдет и снова такой же шторм, как два года назад.

2

Лес погибает, и хоть жизнь начинает постепенно возвращаться в эти земли, бог леса был убит, а значит, природа этого места уже никогда не сможет вернуть свое прежнее могущество.

Погоди, но разве они в итоге не вернули ему его голову?! Бог леса бессмертен, его можно было покалечить и тем самым "извратить", превратив в бога смерти - но не уничтожить. Так что всё в порядке там с природой, на это и намекали в финале.

Ну а насчет Хаула согласен, эпизодами душевно и красиво - но в целом сюжетно какое-то странное месиво.

1
Автор

Сам бог бессмертен, но он покинул те земли. У Миядзаки лучше всего его отношении к природе раскрывается в манге Навская из долины ветров.

1