И всё-таки мнение по Евангелиону. [Лонг]

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.
Жан-Поль Сартр
Я - это я. Аянами Рей 
Я - это я. Аянами Рей 

Я хотел было заняться анализом (громко сказано) Евы, придать форму тем немногим понятым мной догмам и высказываниям автора. Попытаться разобраться в произошедшем самостоятельно. Но это мне совершенно не удаётся. Признаю, сложно формализовать поток сознания. И сложно говорить о том, в чём не разбираешься. Иногда лучше промолчать. И послушать тех, кто знает.

В такие моменты, когда тебе нечего рассказать об увиденном/услышанном/прочитанном/пережитом, задаёшься вопросом: а есть ли в этом вообще что-то ценное, что-то стоящее внимания или это просто пустышка, а ты лишь делаешь вид, что что-то понял, полюбил и таким образом ложно возвышаешь себя над...кем?

Размышляя, фантазируя о происходящем на протяжении этих двадцати шести эпизодов, я словно держу в руках бесформенное пластилиновое нечто. Я пытаюсь слепить из него идеальную сферу или хотя бы её подобие, но пальцы мои потеют, тонут в вязкой субстанции и я просто продолжаю мять его в своих неумелых руках, наслаждаясь лишь процессом, без возможности создать хоть что-нибудь похожее на исходный объект в моей голове.

И, подумав об этом, я просто поймал себя на мысли, что в Евангелионе мне просто нравится эстетика, что именно для меня здесь форма преобладает над содержанием.

Вот оно! Вот, что я полюбил!

Это вязкое, медитативное, даже рваное (да да, снова поток сознания) повествование с деконструкцией, где в боях исполинских мехов важны, собственно, не сами бои, а то "слишком человеческое", чем они сопровождаются: яростью и агонией, страхом, преодолением, самонадеянностью или самоотверженностью, глупостью, болью.

Этого главного героя - Синдзи Икари, который, как говорится, буквально я. С его самобичеванием, нерешительностью, трусостью, чуждостью и отстранённостью, даже аморфностью. И как же мы можем сочетать в себе "внешнего" Синдзи и Синдзи внутри Евы-01?

И всё-таки мнение по Евангелиону. [Лонг]
Синдзи, ты дурак?!

Да, я это пережил когда-то, и мои 14, 18, 25 лет уже позади. Но всё это часть меня по-прежнему. Именно поэтому я проникся характером, поступками, мыслями Синдзи. Мне это очень близко. И всё это во мне отзывается. И то, как к нему, к его характеру относится множество противников Евы, лишь напоминает о том, что такое же количество "противников" я видел когда-то и здесь, в реальной жизни. И вынужден был с этим справляться.

Эту открытость, смелость и умение японцев говорить о том, о чём в нашей культуре, кажется, не принято или, может, даже стыдно. Я вижу, что они говорят честно и прямо, без прикрас, о существовании, смерти, сексе, нелюбви к жизни, одиночестве. О таких темах, в которых принято сглаживать углы или вообще умолчать. Нет, я видел такое и в европейской литературе, но все же Япония - это какой-то другой, особенный, отличающийся от прочих мир.

Этот прекрасный художественный стиль. Есть некая неповторимая особенность, индивидуальность в аниме того времени, насколько я могу судить по крупицам того, что видел ранее, и непосредственно по первому осознанно просмотренному мной произведению. Помимо просто красивой рисовки здесь я цепляюсь за множество деталей. От нюансов и мелочей с буковкой L на наушнике Синдзи или с забавным поведением Пен Пена до детальной проработки всех Ев, которые с самого начала почему-то ощущаются чем-то одушевлённым, наделённым жизнью. От ракурсов на грани в проброс, где Мисато готова обнажиться перед тобой, чего так и не происходит, до долгих планов, как, например, перед смертью последнего Ангела или в сцене секса той же Мисато с Рёдзи, сохранившей за этим долгим планом своё таинство. От спокойных голубоватых тонов в палате до кроваво-красных "внутренностей" Евы. Всё это просто восхищает меня. И я хочу оставаться в этом вязком, неподвластном мне мире. Мире Евангелиона.

И всё-таки мнение по Евангелиону. [Лонг]
Только не убегай! Только не убегай!

Ну и, несомненно, этот великолепный опенинг. В общем-то, повторюсь, с него и началось моё знакомство с Евангелионом, а, может быть, и с целым социально-культурным пластом, который я прежде почему-то обходил стороной. Самое время начать об этом жалеть.

Но спасибо Taiko no Tatsujin. Она привела меня сюда.

Учусь

И спасибо всем, кто разделил со мной мои эмоции и поделился огромным количеством рекомендаций по другим произведениям. Сегодня я смотрю Конец Евангелиона, а потом уже зароюсь в ваши комментарии к предыдущим постам по Еве и буду выбирать, что смотреть дальше.

Вы крутые!

Хэштег для поиска моих небольших обзоров #жалкоемнение

135135
269 комментариев

Я изучал Евангелион на протяжении многих лет. Пересмотрел каждый кадр, смотрел задом наперед, смотрел без звука, без видео, смотрел на двух экранах одновременно, смотрел с максимальным контрастом, смотрел в Японии, у знакомого японца, смотрел ночью, днем, утром, вечером.

На все ушло 2000 часов. Но я разобрался.

Евангелион - очередной меха-гаремник без сюжета.

140
Ответить

Комментарий недоступен

28
Ответить

Много раз уже натыкаюсь на «разбор Евангелиона» на русском языке от людей, которые не говорят на японском;
Господа, хватит придумывать, там реально нет никакого смысла, на ютубчике есть интервью 96г Анно, где он на яп просто рассказывает почему концовка именно такая: потому что я спешил, меня торопили, я закончил так, точнее я не закончил( а еще я ебашу мет); Евангелион такой только для того что бы оставаться андеграундным, все;

https://m.youtube.com/watch?v=_rmO4EhNEaY&pp=ygUR5bq16YeO56eA5piOIDE5OTY%3D

13
Ответить

Я изучал этот комментарий на протяжении многих лет. Пересмотрел каждый символ, смотрел задом наперед, смотрел без запятых, без пробелов, смотрел на двух экранах одновременно, смотрел с максимальным контрастом, смотрел на ДТФ, у знакомого ДТФера, смотрел ночью, днем, утром, вечером.

На все ушло 2000 часов. Но я разобрался.

Этот комментарий - очередная паста без смысла.

12
Ответить

О, здаров

5
Ответить

Как точно Прайз! Браво!

2
Ответить

а нужно было просто бахнуть пива

2
Ответить