Исида Хироясу — второй Хосода, третий Синкай, четвертый Миядзаки : )

Если вы опытный аниме-пользователь, то для вас не составит труда назвать нескольких общепризнанных мэтров, чей пик творчества уже позади. Возможно, чуть меньше людей знают тех режиссеров, которые сейчас задают моду и подают пример следующим поколениям аниматоров. Но вот о той молодой шпане, что сметет их с лица земли, знают немногие и об одном из таких, молодых, но очень перспективных режиссеров сейчас пойдет речь. Знакомьтесь — Исида Хироясу.

Исида Хироясу — второй Хосода, третий Синкай, четвертый Миядзаки : )

У Исиды не такой уж и большой список работ, что и неудивительно, ведь он 1988 года рождения, т.е. ему слегка за тридцать и он просто физически не мог успеть много сделать. Но он уже заявил о себе как о перспективном режиссере. А все дело в том, что Хироясу — представитель целой волны аниматоров-одиночек, которая началась со всем известного Макото Синкая. Начав рисовать еще в средней школе, уже в старшей Исида занялся анимацией. До того как попробовать движущиеся картинки, он рисовал масляными красками классические японские пейзажи. Так что, возможно, мы потеряли талантливого художника, зато приобрели интересного аниме-режиссера. С анимацией его познакомил случай: в художественной школе был курс “Живые картинки”. Создав первые мультипликационные работы еще в школе, он твердо решил связать свою судьбу с аниме и поступил на кафедру анимации факультета манги в киотском университете Сэйка. На кафедре не было профессиональных преподавателей и все курсы вели аниматоры из аниме-студий, например, Ёсиюки Томино, создатель вселенной Gundam.

Признание Фумико

Именно будучи студентом Исида снял свою первую успешную работу, сделавшую его знаменитым. Это было короткометражное аниме “Признание Фумико”. Забавный ролик о школьнице, которая хочет признаться в своих чувствах к парню зацикленному на бейсболе. В духе времени Исида выложил свою короткометражку на YouTube и она стала настолько популярной, что он получил премию YouTube Video Awards. Работу отметила не только публика, но и специалисты: у “Признания Фумико” есть приз за выдающиеся достижения от Фестиваля анимационных искусств. Всю работу над аниме Исида выполнил самостоятельно на своем компьютере. А вот вдохновлял его не пример Макото Синкая, как можно было бы ожидать, а видео-уроки другого аниматора-одиночки — Ёсиуры Ясухиро — режиссера аниме “Бледный кокон”, “Время Евы” и “Патэма наоборот”. Прежде чем сделать анимационный ролик, Исида нарисовал более десятка тысяч отдельных рисунков. А чтобы ускорить создание фонов, делал фотографии подходящей натуры и после обрисовывал их.

Город дождя

Следующая его работа — короткометражка “Город дождя”. Она стала его дипломным проектом и завоевала еще больше наград. Приз за выдающиеся достижения на Фестивале анимационных искусств (второй год подряд!), а также премии Excellence Award, STUDIO4℃ Award и Ghibli Museum Award. Это неспешная и меланхоличная история о дружбе робота и маленькой девочки в старом городе, чем-то напоминающая игру Machinarium.

Рабочее место Исиды при работе над Hinata no Aoshigure
Рабочее место Исиды при работе над Hinata no Aoshigure

После выпуска из института Исида мог бы пойти по обычному пути молодого аниматора: устроиться в большую студию и 15-20 лет работать на ней аниматором, прежде чем получить право стать режиссером своего аниме. Но ему повезло, и судьба свела его с Кодзи Ямамото, продюсером телевизионного блока noitaminA (попробуйте прочитать название задом наперед) на телеканале Fuji TV. Проект был создан для расширения аудитории, которая смотрит аниме, и демонстрировался по ночам, поэтому в нем поднимались более взрослые темы или не типичные для мейнстрима. Многие достойные сериалы относятся к этому блоку, среди них: «Аполлон: Дети на холме» от Синъитиро Ватанабэ, «Пинг-понг» от Масааки Юасы, «Принцесса медуза» от Такахиро Омори, «Кабанери железной крепости» от Тэцуро Араки и другие примечательные произведения. В момент знакомства с героем этой статьи Кодзи Ямамото работал над организацией новой анимационной студии Colorido (в переводе с португальского означает «красочный») специально для молодых аниматоров, где они, по его утверждению, могли работать без давления на свое творчество.

Первой коммерческой работой в этой студии для Исиды Хироясу стала короткометражка Hinata no Aoshigure. Это легкая романтическая история о школьнике, который мечтает подружиться со своей одноклассницей и все никак не может набраться сил, чтобы сообщить ей о своих чувствах. Изюминка ленты: повествование ведется параллельно в реальном мире и в мире фантазий главного героя. Эта лента была отмечена жюри Фестиваля анимационных искусств. По признанию самого Исиды, работать над Hinata no Aoshigure оказалось сложнее чем он ожидал, так как с ним сотрудничала целая команда и на него свалилось много обязанностей, не связанных напрямую с рисованием. Дизайн персонажей в этом аниме отличается от предыдущих работ, поскольку над ними работал Арай Ёдзиро, вместе с которым Исида реализует еще несколько проектов.

Paulette no Isu
Paulette no Isu

Короткометражка Paulette no Isu стала их следующей совместной работой. Маленькая зарисовка про застенчивую девочку, которой не хватает смелости, чтобы завести друзей и волшебном стуле, который ей с этим помогает. По дизайну персонажей и общей стилистике аниме очень напоминает работы студии Ghibli. А создавалось оно для уже упоминавшегося блока noitaminA.

Застегнутые дни
Застегнутые дни

Кроме выпуска красивых, но не прибыльных короткометражек студия Colorido создавала рекламные ролики по заказу крупных компаний. Одна из таких компаний, YKK (крупнейший производитель застежек-молний) заказала мини-сериал про свою продукцию. Работа получила название «Застегнутые дни» и рассказывает о брате с сестрой, которые с помощью застежек помогают жителям города. Сейчас вышло уже четыре короткометражки с этими персонажами, но Исида Хироясу был режиссером только первой из них.

Тайфун Норуды
Тайфун Норуды

При создании аниме «Тайфун Норуды» Арай Ёдзиро и Исида Хироясу снова работали вместе, но поменявшись ролями. Первый был режиссером, а второй создавал дизайн персонажей. Получилась короткая фантастическая история о двух друзьях, увлекающихся бейсболом, и загадочной школьнице с кулоном, который призывает тайфун. Она также получила награду на конкурсе Фестиваля анимационных искусств.

Для студии Colorido «Тайфун Норуды» стал первой работой, которая продавалась на дисках. Вместе с ней в набор входили и предыдущие короткометражки Исиды.

Пингвины и главный герой
Пингвины и главный герой

А вот следующий проект под названием «Тайная жизнь пингвинов» был настоящим полнометражным аниме, первым как в карьере Исиды, так и для студии. Тандем Арай и Исида, опять поменялся местами: Исида — режиссер, Арай — дизайн персонажей. А вот автором истории был Морими Томихико. Две другие его книги «Сказ о четырех с половиной татами»« и «Весенняя ночь коротка» успел экранизировать знаменитый Масааки Юаса. Книги у Морими Томихико разные, но общее направление представляет собой что-то среднее между городским фэнтези и мистическим реализмом с большой долей юмора. В его работах часто присутствуют тануки, тэнгу и волшебство, так что некоторое безумие в сюжете нового аниме вполне ожидаемо. Но «Пингвины» не про магию. В 2010 году эта книга была удостоена престижной премии Nihon SF Taisho Award, которая вручается произведениям, написанным в жанре научной фантастики.

Станция наблюдения
Станция наблюдения

Буквально пересказывать сюжет этого аниме не имеет никакого смысла, он все равно будет выглядеть абсурдным. Но всегда можно прибегнуть к силе сравнения и аллегории. Представьте себе, что «Пикник на обочине» Стругацких произошел, правда в значительно меньших масштабах, в тихом японском пригороде. И единственными, кто всерьез заинтересовался таким событием, стали несколько четвероклассников. Вот и будет краткая подводка к сюжету. А в его центре находится очень любознательный школьник, которого манят тайны и открытия. Вы будете смеяться, но главный секрет жизни, который он пытается познать, это тайна женских грудей и то, почему они его так волнуют. Кстати, это любопытство в какой-то момент даже становится препятствием в общении со сверстницами для юного исследователя, но интерес к взрослой женщине приводит его совсем не к тем открытиям, о которых можно предполагать. Не считая этого пикантного момента, произведение представляет из себя детское приключение на летних каникулах.

 Дневнику отведена большая роль в повествовании, все рисунки в нем делал сам режиссер
 Дневнику отведена большая роль в повествовании, все рисунки в нем делал сам режиссер

Как следует из названия, сюжет вращается вокруг пингвинов: они становятся спусковым крючком, начинающим сюжет и они же приводят к его развязке. Тут нужно пояснить, что у нас в прокате аниме адаптировали как «Тайная жизнь пингвинов», но оригинальное название ленты — «Пингвинье шоссе». Дело в том, что пингвины высиживают свои яйца в глубине Антарктиды, а ту тропу, что они протаптывают через снег по дороге к побережью, называют «пингвинье шоссе». Следуя по нему всегда можно найти пингвинов. Этим и занимаются главные герои: следуют за пингвинами и приходят к океану, к которому те стремятся. А океан и есть источник странностей, происходящих вокруг.

Центральный объект исследования
Центральный объект исследования

Если говорить о визуальной составляющей, то персонажи нарисованы в узнаваемом стиле как и в других произведения Исиды Хироясу, использован характерный способ обрисовки контуров персонажей толстой и как будто небрежной линией. Пейзажи стали богаче, но при этом сохранили игру с перепадами высот, которую можно было увидеть и в «Признании Фумико», и в Hinata no Aoshigure. Но теперь в них меньше мультяшности, если так можно выразиться, и они больше напоминают фоны в работах Мамору Хосоды, за что Исиду, иногда даже называют вторым Хосодой. Пользователи в интернете шутливо добавляют, что он еще третий Макото Синкай и четвертый Хаяо Миядзаки. Кстати, из-за слишком «стандартной» анимации персонажей жюри Фестиваля анимационных искусств хотело лишить эту ленту награды, но, проникнувшись сюжетом, изменило свое мнение.

Хироясу Исида, в центре, вместе с двумя продавцами в вело магазине, для которых он набросал скетч. 
Хироясу Исида, в центре, вместе с двумя продавцами в вело магазине, для которых он набросал скетч. 

Вот таким молодым, но очень перспективным предстает перед нами режиссер Хироясу Исида, от которого мы ждем новых, добрых, красивых, трогательных и запоминающихся работ, что встанут в один ряд с шедеврами таких мэтров как Хидеки Анно, Мамору Осии, Макото Синкай и Мамору Хосода. И это не мои слова, а мнение японских критиков. Я же продолжу следить за творчеством Исиды, и надеюсь, что в будущем у этой статьи будет продолжение!

142142
44 комментария

Статья хорошая, только набившая оскомину фраза какой-там-снова-уже-новый Миядзаки все портит. Как будто не было других мэтров аниме-индустрии, кроме Миядзаки. Эту бяку в массы не совсем разбирающиеся в аниме-индустрии рекламщики распространили, не будьте такими, как они.

А так, Studio Colorido довольно интересная, но вот за Хироясу Исидой я никогда не следил, спасибо за информацию.

18
Ответить

Явная ирония же.

11
Ответить

Эх дайте мне нового Сатоши Кона плиз (((

9
Ответить

Это как с Металликой. Известны, хороши, но явно переоценены.

2
Ответить
1
Ответить

Как будто не было других мэтров аниме-индустрии, кроме МиядзакиНу да, так считает 99% интернета :)

1
Ответить

Возможно это немного и к стилю относится? Например, упомянутая  Paulette no Isu.

Ответить