«Плутон» — детектив глазами роботов

Или снятся ли людям овцы?

Один из лучших тайтлов уходящего года от Наоки Урасавы, на который я не нашла ни одной внятной рецензии, кроме статьи на сайте, внезапно, «Известий». А поговорить о нем стоит.

Гезихт пытается найти ответы на вопросы и убийцу роботов
Гезихт пытается найти ответы на вопросы и убийцу роботов

«Плутон» (2023) — аниме в жанре детектив, научная фантастика, нуар

О сюжете: некий преступник охотится за семью самыми совершенными роботами в мире, убивая их одного за другим. Под удар попали и их создатели-ученые, а также известные защитники прав роботов. Детектив Гезихт из Европола расследует дело, пытаясь понять мотивы и цели убийцы.

Количество эпизодов: 8 (завершен)

Длительность одного эпизода: 1 час

Интересный факт: «Плутон» вырос из арки «Величайший робот Земли» Осаму Тэдзуки, поэтому последний тоже указан в авторах. Хотя лично мастер не принимал участия в работе — он к тому времени уже умер. Разрешение на использование персонажей и идеи «Астробоя» давал его сын.

Зачем смотреть

Нешаблонный лор

Сколько тайтлов, книг и фильмов пытаются ответить на условный вопрос «Может ли робот создать симфонию?» Ага, много. Урасава пошел по другому пути. Перед нами мир, в котором уже мало кто сомневается в том, что роботы отличаются от людей. Есть проработанное законодательство, защищающее андроидов, а люди оплакивают робота Монблана как близкого человека.

Вместо традиционного вопроса «Могут ли роботы проявлять человечность» мы сталкиваемся с другим: «То, что мы называем человечностью, действительно присуще лишь нам одним?»

<span>Север-02 пробует себя в музыке и даже не задается вопросом, может ли робот сочинить симфонию. Кадр из аниме. </span>
Север-02 пробует себя в музыке и даже не задается вопросом, может ли робот сочинить симфонию. Кадр из аниме. 

Еще момент: по некоторым персонажам сложно понять, робот это или человек. А без прямого указания в сюжете их очень сложно отличить друг от друга. Автор явно использует этот прием, чтобы лучше раскрыть идею о том, что в мире «Плутона» нет разницы между людьми и андроидами.

Проработанная детективная составляющая

Помимо философии на тему места ИИ в мире людей у нас тут еще и хорошая детективная история, которая крутится вокруг вопроса: убийца — человек или робот? Потому что если второй вариант, то мир будет потрясен: ранее только один андроид в истории пошел на убийство человека. Или все-таки нет?

Брау-1589: робот, убивший человека. Я себя примерно так ощущаю в конце года. Кадр из аниме
Брау-1589: робот, убивший человека. Я себя примерно так ощущаю в конце года. Кадр из аниме

Зрителю показывают, что враг, который выбрал своими мишенями семерых сильнейших роботов на Земле и активистов, защищающих их, настроен серьезно. И у персонажей есть все шансы ему проиграть.

Исследование послевоенных травм

Хоть и в очень странном ключе. В «Плутоне» последствия ПТСР после окончания 39-й Азиатской войны показаны на роботах, которых заставили убивать себе подобных. В сюжете и диалогах постоянно фигурируют воспоминания об этой войне между Соединенными Штатами Фракии (вы все верно прочитали) и Персией.

Для справки: да, это — мощнейшая отсылка к вторжению США в Ирак. Манга начала выходить в сентябре 2003 года, а война в Ираке длилась с марта по май 2003.

Роботы в аниме осмысляли свои действия уже после войны и расценивали их как убийство себе подобных. Снова оказаться на поле битвы стало для них главным кошмаром.

На полях 39-й Азиатской войны. Кадр из аниме
На полях 39-й Азиатской войны. Кадр из аниме

Тайтл показывает, что любое адекватное, разумное и живое существо не может просто убить себе подобного и пойти жить дальше. Урасава считает этот тезис справедливым и для роботов, ведь они такие же живые, как и люди.

Рисовка и стилизация

Персонажи в принципе нарисованы как и в остальных работах Урасавы. Если вы читали или смотрели «Монстр», то быстро привыкнете к ним. А вот задники и все остальное сделано на уровне. Сразу видно, что бюджеты у Netflix огромные.

Оставлю тут ссылку на трейлер, чтобы вы могли «рассмотреть» тайтл.

Семейный вопрос

Уверена, правительство РФ бы в полном составе респектнуло мангаке за раскрытие темы. Не совсем причина, по которой стоит смотреть, но обойти стороной этот пункт не могу. Роботы показаны как семейные существа, некоторые из них даже многодетные. Это могут быть как обычные дети, так и дети-роботы. Эпсилон так вообще держит целый детский дом с малышами, потерявшими семьи на войне.

Брандо в одном эпизоде уменьшает число чайлдфришников эффективнее, чем вся социальная политика в стране. Кадр из аниме.
Брандо в одном эпизоде уменьшает число чайлдфришников эффективнее, чем вся социальная политика в стране. Кадр из аниме.

Весь тайтл нам напоминают об одной простой мысли: дружная семья — это классно и ценно. А ответственность за счастье детей лежит на плечах взрослых. В целом, тема детства магистральная для творчества Урасавы, в «Монстре» тоже много такого было.

Минусы

Не хотелось бы делать вид, что их совсем нет. Так что пройдусь по основным шероховатостям.

Преступнику не чужда скандинавская мифология и символизм. Кадр из аниме
Преступнику не чужда скандинавская мифология и символизм. Кадр из аниме

Скомканная концовка

Не совсем понятно, с чем это связано: с ограниченным количеством эпизодов или желанием оставаться в созвучии с аркой «Астробоя». В любом случае концовка могла быть лучше. И она отчасти порушила ту нуарную атмосферу, которую так кропотливо выстраивали на протяжении всех эпизодов.

Детали, оставшиеся за кадром

По повествованию видно, что часть деталей, которые наверняка были раскрыты в манге, опустили в аниме. Да, эпизоды длятся по 1 часу, что нетипично для аниме. Но их всего лишь 8. Это не сильно нарушает цельность сюжета, но все же это недочет.

Смотрели «Плутон»? Делитесь впечатлениями в комментариях

Это первый пост в серии о «Плутоне». Остальное буду постепенно выкладывать в свой телеграм-канал об аниме.

4848
45 комментариев

В свое время читал мангу - шикарная. =)

5

Приятно иметь дело с культурными людьми)

—> "Семейный вопрос. Уверена, правительство РФ бы в полном составе респектнуло мангаке за раскрытие темы"
—> "Роботы показаны как семейные существа"

Не уверен, что правительство РФ респектнуло бы семье трансформеров (иф ю ноу ват ай мин)

По сабжу, первая серия хорошая, мрачноватый вайб в стиле аниме "монстр"/"оборотни" и работ Сатоси Кона, такого о-о-очень давно не было.

2

Тоже считаю, что такого давно не было. Ну и рада, что еще одна работа Урасавы получила достойную адаптацию

2

Ахахах, ну вообще да, тоже об этом думала, пока писала. Но с другооооой стороны, если принять идею Урасавы о том, что роботы могут стать неотличимыми от людей, то почему нет)

1

Я даже треть первой серии не осилил, скучно.... Дизайн персов всратый, визуал слабый, в общем чёт вообще ни о чём, имхо.

Не соглашусь про то, что визуал слабый. А дизайн персов просто более олдовый, чем то, что сегодня рисуют. Погуглите визуалы из Монстра, там похожий дизайн. Это просто почерк у мангаки такой. Лично мне нравится, когда персонажи не выглядят слишком мультяшно, но тут уже дело вкуса. Каждому свое

4