Jin-Roh и история о Красной шапочке

Взгляд на антиутопию от Хироюки Окиуры

Jin-Roh и история о Красной шапочке

Я вот задумался, а что такое быть волком? Наверняка в исекаях главному герою пришлось бы вкачивать навыки выживания и лидерства. Или же он мог бы просто быть милашной зверушкой, что приносит всем радость и умиление. Но что делать, если мы - волки, замаскированные под людей? Пожалуй этот вопрос задаёт нам Хироюки Окиура в произведении «Jin-Roh» или для обывателей рунета «Оборотни»

Постер
Постер

В прошлые века о волках в разных частях света шли разные легенды. Начиная с тех, где волк приносит счастье людям и заканчивая тем, что уносят его с собой. Конкретно в японской мифологии, волк считался священным животным, прозванным Оками. Оками оказывали разную помощь людям: стерегли посевы (как например, это было показано в манге Волчица и пряности); уводили лесных обывателей с потерянной тропы; являлись богами гор (Принцесса Мононоке). Но не все Оками были добры к людям. Были и «Окури-оками» - ёкаи или злые духи.

Оками, иллюстрация из Кёка Хяку-Моногатари, 1853
Оками, иллюстрация из Кёка Хяку-Моногатари, 1853

Окури-оками держится на безопасном расстоянии и просто идёт следом, но если вдруг жертва споткнётся или упадёт, то ёкай молниеносно окажется рядом и «укусит за бочок» - а после разорвёт на кусочки. Если же Окури-оками сочтёт, что путник выглядит слишком устало или испуганно, то он не будет ждать, когда жертва оступится.

アンナ (Оками: большой и страшный волк в японской мифологии)
Окури-Оками
Окури-Оками

С одной стороны, мистического волка, следующего за вами по пятам в ночи, никак нельзя назвать приятным попутчиком, а с другой – пока волк-ёкай следует за человеком, ни один дикий зверь или другой ёкай не приблизится к нему. Даже Окури-оками можно воспринимать не столько как опасного хищника-людоеда, сколько как персональную охрану, сопровождающую заплутавшего во тьме странника до дома – при условии, что он окажется достаточно осторожным и будет внимательно смотреть себе под ноги.

Окиура немного изменил концепт этой легенды. Вселенная, в которую погружается зритель весьма мрачная. У нас есть альтернативная история, в которой Япония потерпела поражение не от антигитлеровской коалиции, а от Третьего рейха, вышедшего повелителем. Действие тоталитарной машины, оказывает на людей страшные социальные потрясения, начиная с дегенерации слоёв общества и заканчивая полным обнищанием населения. Что вызывает бурную волну протестов разных политических движений, в основе которых преобладают левые экстремисты «Секта», готовые пойти на самые вопиющие для власти действия.

Для этого был создан частный государственный отряд бронепехоты «Церберы», который за счёт своей отличной экипировки вмешивался в случае крайней необходимости, когда основных сил правопорядка недостаточно.

В одном из таких случаев, главный герой, боец «Цербер» Кадзуки Фусэ встречает на миссии юную девушку-террористку в городском туннеле, доставляющую сумку со взрывчаткой для очередной террористической операции, но попав в окружение спецотряда взрывает себя на его глазах. Моментом ранее, Фусэ попросил её не делать этого и спросил лишь «Почему?», но так и не смог в неё выстрелить, за что позже попадает под военный суд за срыв поставленной задачи, где его отправляют на переэкзаменовку.

Jin-Roh и история о Красной шапочке

На самом деле, тут не так интересны военные и государственные перипетии, сколько наблюдение за главным героем и Кэй Амэмией - сестрой девушки-террористки и обычной гражданки города.

Первая встреча Кэй и Фусэ
Первая встреча Кэй и Фусэ

Возвращаясь к концепту, мы увидим скрытую Окиурой оболочку героев, где «Церберы» - Окури-оками, а люди – жертвы. Фусэ предстаёт нам в двояком виде, как ёкай, что набросится на жертву без какой-либо эмпатии, так и как несвойственно свершивший благородный поступок, заключающийся в отказе выстрелить в террористку и пытающийся понять суть государственной машины, отравляющей страну.

Jin-Roh и история о Красной шапочке

Хочется добавить, что в японской мифологии есть ещё один интересный момент. Когда речь шла о «злых деяниях», практически всегда в народе фигурировал волк. Когда же описывались благородные поступки этого животного, он представал в образе собаки. Собственно поэтому в обществе поступок - это само по себе размытое понятие. Оттого смешанное представление добавляет волку привлекательности с одной стороны, и с другой сдирает границы с собакой.

Под конец фильма, Окиура задаёт вопрос зрителю "Может ли человек быть волком?" Но что же делать, если ты и не волк и не собака? Получается единственный вариант - оборотень. "Какова участь красной шапочки?" - стать волком, ведь это будет для неё единственный и счастливый конец в этой сказке.

Источники:

***В статью были внесены изменения. Сценарий для данной картины был написан Мамору Осии. Однако, огромный пласт работы по дальнейшему видению сюжета и персонажей принадлежал Хироюки Окиуре. Именно Осии рекомендовал Окиуру на должность режиссёра данного фильма. В дальнейшем, Осии оценил работу Окиуры положительно. Большое спасибо Роману Корзинкину за разъяснение и дополнительную информацию о создании данной работы***

4040
7 комментариев

Один из лучших полнометров среди аниме.

3
Ответить

Очень люблю эту ленту

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Да, это так. Потому, и не указывал его в данном статусе по отношению к фильму. Исключительно как автора данной истории, которую экранизировал Хироюки Окиура.

Ответить
Ответить