Эксперименты Эйн: аниме Despera — шедевр, который никто никогда не увидит
Трудный путь последнего аниме-проекта дуэта Ёситоси АБэ и Рютаро Накамуры
Статья главного редактора Crunchyroll News Россия Азалия Зельдина.
Третьего августа исполнилось 49 лет художнику Ёситоси АБэ. В начале нулевых годов это имя, казалось, знал почти каждый фанат аниме, даже в России. Несмотря на признание, что получил скромный иллюстратор после успеха авторских проектов «Эксперименты Лэйн» и «Союз серокрылых», АБэ внезапно взял перерыв в работе с аниме, который в итоге продлился пятнадцать лет. Но в этом нет вины самого АБэ, так как ещё в 2009 году он анонсировал свой новый аниме-проект, идейного наследника «Экспериментов Лэйн» — Despera.
По иронии судьбы, аниме о Великом землятресении Канто 1923 года само обернулось трагедией.
Впервые о проекте Despera стало известно в мае 2009 года. Ёситоси АБэ посетил Sakura-Con в США, где объявил о начале работы над новым аниме вместе с командой сериала «Эксперименты Лэйн» — над проектом также должны были трудиться режиссёр Рютаро Накамура (Kino no Tabi: The Beautiful World 2003, Shinreigari: Ghost Hound) и сценарист Тиаки Конака (Texhnolyze, The Big O). Уже в июле Конака запускает публикацию одноимённой лайт-новеллы в журнале Animage с иллюстрациями Ёситоси АБэ. Сериализация продолжалась ровно год.
В 2010 году стало известно об ухудшении состояния здоровья Рютаро Накамуры. Работа над аниме-экранизацией была заморожена.
28 апреля 2011 года рассказ был дополнен и переиздан в виде книги Roman Album: Taishou Dennou Dadaism Emaki - Despera. В послесловии Тиаки Конака подтвердил, что история Эйн закончена, а он приступает к новым проектам.
29 июня 2013 года Рютаро Накамура скончался от рака поджелудочной железы.
Лишь в 2015 году АБэ вновь вернулся к теме Despera, объявив, что идея создать аниме ещё жива, а проектом займётся новый режиссёр.
Последними новостями стали несколько твитов Тиаки Конаки в 2018 году. Сценарист выложил фотографию с АБэ и сказал, что главной проблемой на пути к созданию аниме для них является не только финансирование, но и хаос в планировании современного анимационного бизнеса в Японии.
Но также Конака заявил, что они с АБэ приложат все усилия для создания Despera, и напомнил об аниме-сериале The Big O, тоже прошедшем все круги производственного ада — прервавшегося на половине, но всё-таки вышедшего до конца спустя три года благодаря финансированию от Cartoon Network.
Так о чём же вообще повествует Despera?
Оригинальный рассказ разворачивается в 1922 году в Токио, в популярном в то время районе Асакуса. 12-летняя изобретательница Эйн живёт вместе с безымянным мужчиной на нулевом этаже здания Рёнкаку — первого японского небоскрёба. Девочка создаёт механизмы, технологически значительно опережающие своё время, среди которых даже есть прототип компьютера с ЭЛТ-монитором и клавиатурой пишущей машинки. Более того, Эйн способна вырабатывать электричество из собственных рук и в какой-то момент истории даже в одиночку противостоит танковой атаке.
Главный герой, который в переиздании всё-таки получил своё лицо на иллюстрациях и имя — Такэсита, спонсирует все изобретения юной Эйн. В новой версии романа также был немного изменён характер их отношений: Такэсита выкупает свободу для девочки-прислуги из подпольного борделя. Он спонсирует её изобретения, хотя и не все из них в состоянии понять, как например, загадочного робота, которого девочка зовёт Отцом. Зато Такэсита читает будущее с помощью ЭЛТ-мониторов Эйн и зарабатывает ставками на бирже и продажей пророчеств военным и аристократам.
Атмосфера Despera уникальна не только антуражом фантастического дизельпанка, но и воссозданием быта японцев эпохи Тайсё — эры модернизации, научного прогресса, западной культурной экспансии и гражданской борьбы за права женщин. Совсем скоро на долю Токио выпадут тяжёлые испытания: великое землетрясение Канто 1923 года, а после – бомбардировка США во Второй мировой войне. Аниме должно было стать не столько фантастикой о девочке с суперспособностями, сколько психологическим триллером о неизбежно надвигающейся катастрофе.
Не зря само название Despera отсылает к одноимённому произведению поэта-дадаиста Дзюна Цудзи. Дадаизм возник как реакция на жестокость Первой мировой войны и бессмысленность уничтожения человеческих жизней.
Воссоздать эпоху помогают как вымышленные персонажи вроде русской аристократки Барбары Андрей, сбежавшей в Японию из Китая от репатриации в СССР, так и упоминание реальных исторических персон, таких как Никола Тесла, Альберт Эйнштейн и Карл Фердинанд Браун.
Схожесть Эйн и Лэйн Ивакуры видна невооружённым глазом: возраст, одинаковые причёски, увлечение технологиями. Эйн так же, как и Лэйн, собирает человекоподобную машину у себя дома. Её тоже окружают вечно гудящие провода. Правда, вместо кигуруми она носит кимоно и большой чёрный бант, похожий на кошачьи ушки.
Несмотря на производственный ад, в который попала Despera, фанаты всё ещё надеются на выход нового шедевра от АБэ и Конаки, выдвигая различные предположения о том, кто из режиссёров мог бы подобрать проект: Хироси Хамасаки (Texhnolyze, Steins;Gate), Такуя Сато (RErideD: Toki Koe no Derrida) или Токоро Томокадзу (Haibane Renmei, NieA Under 7). Но той самой Despera от режиссёра «Лэйн» мы, к сожалению, уже никогда не увидим.
Что касается Ёситоси АБэ, то в 2018 году он наконец вернулся в мир аниме как художник и сценарист эпизодов оригинального сериала «RErideD: Деррида, покоривший время». Сериал был анонсирован в своё время под названием Project D и так же, как и Despera, заигрывает с темами путешествий во времени, этики и метафизики.
снова пришло время составлять топ анимэ для любителей SEL xD
вы - причина нахождения меня на сайте. спасибо
Может кто то объяснить тупому что, все таки, такого крутого в Экспериментах Лэйн? Смотрел больше половины, но оказалось слишком скучно и запутанно. И сел смотреть потому что в комментах писали что это прям ШЕДЕВР.
меланхоличность и медлительность сериала это плюс для тех кому такое нравится
сюжет великолепный, есть за чем следить и в чём разобраться
мир состоит из городских легенд, теорий заговоров и прочих продуктов массовой культуры, при этом они так органично вплетены в мир, что прям диву даёшься таланту создателей
отличный визуал
отличное музыкальное сопровождение
ну и это же киберпанк меланхоличный киберпанк!
Даже кот все понял.
Пойми, есть вещи которые не находятся в серой зоне "ну вроде понравилось". Они либо нравятся либо нет. И порой факторы какие то сверхличные.
Вот мне например зашла Лэйн но не понравилось Эрго Прокси. Супруге - абсолютно наоборот. И мы оба не понимаем Технолайз хотя общий знакомый от него тащится, а Лэйн и Эрго не понимает