Любовь без логики: почему адаптация Yesterday wo Utatte не оправдала ожиданий
Как превратить 110 глав манги в 12-серийное аниме и растерять половину сюжета.
Пожалуй, главным романтическим аниме весеннего сезона можно назвать «Спой мне „Yesterday“» (Yesterday wo Utatte) — адаптацию знаменитой манги Кэя Томэ, над анимацией которой немного поработал российский художник Илья Кувшинов. Сериал с первых эпизодов зарекомендовал себя как качественное и амбициозное шоу — однако до финала этого запала не хватило. Рассказываем, что же пошло не так.
В центре сюжета Yesterday wo Utatte — парень Рикуо Уодзуми, недавно окончивший колледж и увлекающийся фотографией. Он сталкивается со знакомой многим проблемой: выпускник не может (да и не особо пытается) определиться с тем, что ему делать дальше, а потому устраивается на полставки в магазин. Мысль о том, что это всего лишь подработка, где от тебя не ждут особых свершений, утешает героя. Ведь в любой момент эту работу можно оставить и найти «что-то получше».
Всё меняется, когда герой встречает давнюю подругу Синако Мориномэ, в которую он долгое время был тайно влюблен — она теперь работает учителем и в целом ведёт ответственную взрослую жизнь. А ещё Рикуо сталкивается с загадочной девушкой по имени Хару Нонака, что вечно ходит со своим вороном Кансукэ.
По законам жанра, обе героини неравнодушны к парню. Поначалу кажется, будто это классический любовный треугольник, как в какой-нибудь «Домашней подружке» (что само по себе не так уж плохо). Но это не так: с каждой новой серией в истории появляются новые переменные, отношения между персонажами становятся сложнее, а химия — взрывоопаснее.
На развитие сюжета влияет масса нюансов. Во-первых, обе девушки так или иначе конкурируют друг с другом за внимание Рикуо. Во-вторых, Синако ещё не готова к отношениям, поскольку не может отпустить свою прежнюю любовь — человек, который был для неё всем, много лет назад умер. В-третьих, в девушке заинтересован не только Уодзуми, но и Ро Хаякава — младший брат погибшего.
Увы, подобные хитросплетения не добавляют аниме глубины. Напротив, они только создают проблемы в повествовании. Из-за большого количества переменных основным героям периодически не хватает экранного времени. Особенно это касается Хару, которой порой выделяют всего несколько малозначительных сцен за эпизод. В то же время Синако получает столько внимания, что к концу сериала кого-то точно начнёт раздражать. Особенно, учитывая, что она тут — не самый глубокий персонаж.
В голове не укладывается, когда в самом начале сериала авторы представляют Хару и чуть ли не прямым текстом говорят «Вот наша звезда!», а потом буквально бросают её на произвол судьбы. Если обратиться к первоисточнику, то станет очевидно, что сценарист и режиссёр адаптации Ёсиюки Фудзивара вырезал много очень важных сюжетных линий, закрывающих белые пятна в истории. Так, в экранизацию вообще не попал Амамия, который ухаживал за Хару — равно как и с десяток других важных героев. Масштаб такой потери может быть не очевиден, если не читать мангу, но фанаты точно всё заметят.
12 эпизодов — слишком мало, чтобы можно было уложить все события манги Кэя Томэ. Особенно, если помнить, что в оригинале 110 глав. Обрезать сюжет — идея сама по себе не плохая, но в таком случае его стоило перестроить, сделать другим. С адаптацией Yesterday wo Utatte получилось иначе: историю обкорнали, но аниме всё ещё чересчур точно следует оригиналу — каждая сцена, каждый диалог и даже ракурс повторяются.
Поэтому на протяжении всего сериала не покидает ощущение, что конфликты высосаны из пальца. Персонажи как будто на пустом месте начинают ссориться и закатывать истерику. Хотя на самом деле шоу просто не хватает контекста и видения сценариста, который бы собрал из разрозненных кусочков сюжета цельное произведение. Адаптация на то и адаптация, чтобы авторы привносили в первоисточник что-то своё.
Как следствие, в экранизации не получилось нормально передать с драматургической точки зрения то, насколько обманчивыми могут быть чувства: когда ты любишь одного человека, а в глубине души тебя почему-то тянет к другому. Это главная тема «Спой мне „Yesterday“», но авторам не удалось чётко показать, что привело главного героя к осознанию.
Большую часть аниме Рикуо липнет к одной девушке, а в конце неожиданно заявляет, что ему нравится другая, до этого не особо проявляя к ней симпатии. Едва ли зрители могут проследить ход его мыслей, в результате чего теряется связь с происходящим.
С другой стороны, то, как показали героев в адаптации — вызывает восхищение. На страницах манги порой их можно было спутать друг с другом. А на экране они буквально расцвели — художники довели задумки Кэя Томэ до совершенства и подарили каждому персонажу запоминающуюся внешность, оставаясь при этом верными оригиналу.
Хару буквально источает радость своим видом, а вечно хмурое лицо Рикуо прекрасно сочетается с его характером и отношением к жизни. Добавьте к этому талантливых актеров озвучки, и образы героев еще нескоро выйдут из головы. Так, Синако озвучила Кана Ханадзава, голос Маюши из Steins; Gate, а Нонаку — Юме Миямото, сыгравшая Рикку в SSSS.Gridman. Вряд ли всё это в полной мере компенсирует то, что сотворили с сюжетом, но хоть так.
Экранизация Yesterday wo Utatte не оправдала ожиданий, но это не значит, что аниме совсем не удалось. Всё, что в него попало, цепляет и интригует. К тому же режиссура здесь на уровне. По сути, именно она вытаскивает на себе весь сериал. Да, порой не понимаешь, почему вдруг один из героев неожиданно убегает в слезах прочь, однако все так здорово обставлено, что невольно проникаешься моментом.
Иногда, конечно, хорошей постановки недостаточно, чтобы компенсировать проблемы сценария и пробить зрителя на искренние эмоции. Но если вам хочется хорошее романтическое аниме — Yesterday wo Utatte вполне подойдёт. А ответы на оставшиеся вопросы потом можно найти в манге — обязательно её почитайте.