Психологизм «Берсерка»: нарциссическая структура личности Гриффита
«Нет конца и края бездне, смотрящей на нарцисса живыми глазами ненасытности» – эссе о персонаже, ставшем символом властолюбия и жестокости.
Создавая «Берсерка», Кэнтаро Миура и представить не мог, что стоит у истоков целого культа. По прошествии более тридцати лет манга по-прежнему пользуется популярностью, а за ее судьбой следят миллионы фанатов во всем мире. Миура подарил миру не только многотомное эссе на тему мечты, судьбы и воли, но и часть себя, обрамленную словами и образами.
Уникальность персонажей «Берсерка» неоспорима: их детальная проработка заслуживает высшей похвалы. Венцом этого мастерства для меня стала личность Гриффита, полная противоречий и тайн. К нему можно относиться по-разному, но нельзя оставаться равнодушным. Прошло около года с момента знакомства с миром «Берсерка», но я все еще возвращаюсь к главному вопросу: нарциссическая ли личность передо мной или за ней кроется нечто иное?
В массовой культуре нарциссам отведена роль обаятельных волков в овечьих шкурах, не знающих стыда и вины. В нашем представлении такие люди полны презрения к другим и обожания к себе, тогда как ключевая установка нарциссической личности – соответствие внешним критериям. Если обратиться к этиологии нарциссизма, то перед нами неминуемо возникает детская травма – ее корень устойчиво закрепляется благодаря сравнению и обесцениванию. Такой ребенок постоянно сталкивается с завышенными ожиданиями родителей и вынужден безостановочно брать все новые и новые высоты, чтобы получить одобрение. Любые его достижения воспринимаются как данность, а промахи как недопустимые ошибки, требующие порицания. Опора на внешние критерии не позволяет сформировать подлинную мотивацию личности, поэтому нарцисс стремится сыскать одобрения извне и заполучить все то, что в глазах общественности считается значимым: славу, богатство, красоту. Отсутствие внутренних опор и полное непонимание собственных желаний и потребностей приводит к тому, что личность в погоне за мнимыми ценностями вынуждена до конца своей жизни существовать с мыслью о своей несостоятельности.
Нарцисс со всех ног бежит по лестнице, ступени которой обваливаются каждую минуту. Остановка означает смерть и встречу с насмехающейся над ним бездной.
Подобную метафору можно наблюдать в работе Миуры: совсем юный Гриффит бежит по лестнице из трупов к своей мечте, не смея остановиться:
Какой смысл сожалеть о чем-то, какой смысл каяться в грехах? Что мне сказать павшим? Я не могу просить у них прощения. Это путь, который я избрал для себя. Если я раскаюсь, если буду просить прощения, все будет кончено, и я уже никогда не доберусь до своей цели
С одной стороны, этот монолог Гриффита отсылает нас к теме судьбы и ее неизбежности, но с другой демонстрирует его безостановочность перед мечтой. Вероятно, для многих подобные слова станут показателем жестокости и беспринципности героя, если не обратить внимание на моменты, говорящие об обратном. Во многом на мое предположение о нарциссизме Гриффита повлияли следующие ключевые сцены: разговор Гриффита с принцессой у фонтана, уход Гатса из отряда и сцена после освобождения из тюрьмы. Они наиболее подробно освещают особенности отношений Гриффита с другими и с самим собой. Пролить больше света на данный вопрос могло бы описание его взаимоотношений с родителями, но за отсутствием оного мы довольствуемся той информацией, что нам дана.
Не нарушая хронологии событий, начну со сцены диалога с принцессой. После выполнения задания, Гатс обнаруживает Гриффита у фонтана в компании принцессы. Рассуждая о настоящей дружбе, кроме демонстрации собственной исключительности и высокомерия, Сокол также обличает себя как человека, склонного к обесцениванию, что характерно для нарциссической личности. На вопрос принцессы о его друзьях он отвечает следующей фразой:
Они мои доблестные воины, они мои незаменимые товарищи, которые посвятили себя моей мечте, но необязательно мои друзья
Гриффит стремится обесценить значимость людей для него, низвести их до ранга безвольных подчиненных, а условием равенства с ним считает наличие у человека собственной мечты. В этом и заключается основной парадокс: нарцисс не потерпит в своем окружении равного и тем более превосходящего, так как это приведет к его постоянной зависти и конкуренции. Гриффит нуждается в благоговение перед ним и окружает себя только обожателями, демонстрирующими покорность и преданность.
Поражение в схватке с Гатсом и реакция Гриффита на его уход еще больше убедили меня в нарциссизме последнего. Для него это было не что иное, как публичное унижение. Несмотря на внешнее дружелюбие, Гриффит никогда не считал Гатса равным себе, поэтому проигрыш пробудил в нем ощущение собственной ничтожности. Каждое выигранное сражение, каждая успешная месть, каждый идеально реализованный план убеждали его в величии и непобедимости. Он забрался так высоко, что падение выбило его из привычной колеи. Этим объясняется его поспешность и даже безрассудность, приведшие к заключению и пыткам. Позже он признается в необдуманности своего решения. Желание избавиться от ощущения ничтожности и почувствовать себя несокрушимым было так велико, что Гриффит пренебрег расчётливостью и подверг себя риску потерять абсолютно все. В данной ситуации лишь секс с принцессой мог заглушить возродившуюся пустоту, так как по степени значимости был эквивалентен его иным достижениям, либо же вовсе превосходил их.
И, наконец, сцена с освобождением Гриффита. Изуродованный, слабый, потерявший все, он наблюдает за тем, как окончательно теряет остатки былого успеха, а обожание Каски сменилось состраданием и чувством долга перед ним. Все, к чему он шел, безвозвратно утеряно, непревзойдённый лидер превратился в обузу. Обнаруженная связь Каски и Гатса стала болезненным напоминанием о его мужской неполноценности и утерянной красоте, но вместе с тем обозначением слабого места Гатса: и если для мечника Каска – близкий и любимый человек, то для Гриффита – лишь инструмент.
Даже исполнив главную мечту, Сокол не остановится. Не остановится он и получив мировое господство, покуда есть те, кто превосходит. Нарциссизм помещает человека в цикл боли, прервать который способна только смерть.
Мы никогда не узнаем, насколько наши размышления верны: Кэнтаро Миура скончался несколько лет назад. Но я, все же, не лишу себя возможности предположить, что личность Гриффита поражена нарциссизмом. На это указывает его слепое стремление к достижению целей, внешнее высокомерие при внутреннем ощущении собственной ничтожности. Он склонен к обесцениваю других и себя и неспособен насытиться победами. Приговоренный к вечному голоду и страданиям заложник своей болезни.