Искусство запутывания зрителя. Обзор аниме «Шумиха!»

Историю можно сравнить с океаном: с одной стороны неизменная, но с другой постоянно меняющаяся — зависит от того, от лица какого из персонажей ты решишь на неё взглянуть.

Рёго Нарита

Студия-автор: Brain’s Base
Оригинальное название: Baccano!
Год выхода: 2007
Рекомендую озвучку: Anilibria

Введение/мои ожидания

До просмотра тайтла я совершенно не был знаком с творчеством Рёго Нариты. Да и со студией Brain’s Base сталкивался лишь однажды, во время просмотра замечательной «Богини-школьницы». Но это совершенно другой тайтл, так что я вообще не знал, чего ждать от «Шумихи!». Оставалось просто надеяться на то, что это будет весело и в духе «11 друзей Оушена». А как оказалось на самом деле, разберёмся в этой статье!

Информация — это инструмент

У этой истории есть много точек, с которых можно начать: рейс корабля «Адвена Авис» в 1711 году, ограбление поезда «Крадущийся тигр» в 1931, разборки с Силардом Куэйтсом в 1930-ом, да даже с неназванной даты знакомства Айзека и Мирии. Не переживайте, если эти события вам ни о чём не говорят, так и должно быть. Потому что автор истории предпочёл начать её с 1934-го года, когда журналист Густав Сен-Жермен вместе со своей помощницей Кэрол принялись за написание книги о вышеперечисленных событиях. Я считаю, что этой информации достаточно для краткого синопсиса, ибо практически любая дополнительная деталь будет спойлером к этой простой, но запутанной истории. Дополнительно могу лишь отметить, что все события связывает одно слово — «Шумиха!».

Густав и Кэрол
Густав и Кэрол

Изначально аниме выглядит как детектив, в котором герои будут заниматься распутыванием дел минувших дней. Но уже после первой серии можете спокойно забыть про Густава, вы его больше не увидите. Так обманывать ожидания тайтл будет ещё много раз, то и дело притворяясь тем, чем он на самом деле не является. При этом финальная точка истории известна с самого начала — 1934 год. А чтобы зрители не запутались, перед каждым событием нам услужливо показывают год, в который оно происходит. К сожалению, иногда это наоборот вызывает неразбериху. Как, например, было с предысторией Айзека и Мирии из 1930-го года, которая тайм скипами по несколько месяцев перетекает в 1931-ый. Учитывая, что оба этих года наполнены абсолютно разными событиями, а месяц нам не говорят, можно потеряться в датах. В остальном же хронологическая дотошность радует и позволяет склеить несвязанные на первый взгляд сцены в единую картину.

Айзек и Мирия в 1930-ом
Айзек и Мирия в 1930-ом

Лично я считаю главной аркой ограбление «Крадущегося тигра», потому что на нём сходятся большинство сюжетных арок и элементов сеттинга. Происходящее там кратко можно описать следующим образом: «две банды, грабители, мелкие воришки и «чёрный железнодорожник» пытаются выяснить, кто из них самый крутой». Все стороны конфликта одинаково негативные, так что каждый может выбрать свою и будет в какой-то степени прав. Я же этого сделать не смог из-за специфики повествования — нам показывают одни и те же события от лица разных героев. В «Крадущемся тигре» это наиболее заметно, потому что авторы подробно разжёвывают мотивацию каждой из сторон. Это позволяет им поставить точку, хотя спешлы оставляют намёк на продолжение, явно говоря о неполноте истории. И действительно, как минимум, за кадром остались другие события 1934 года, в которых и должен был участвовать Густав.

Теперь давайте поговорим ещё об одном обмане ожиданий — в тайтле присутствует сверхъественное и это важный его аспект. Показывают его уже в первой серии, так что смело могу сказать, что в аниме присутствуют бессмертные. И я считаю, что это напрочь рушит драматургию многих сцен, ведь всегда волей-неволей думаешь о неубиваемости героев. У меня это даже было небольшой паранойей, ибо создавалось ощущение, что никто из персонажей не может умереть в принципе. На деле же оказалось, что этот аспект довольно глубоко раскрыт и ему даже уделяется целый эпизод. Но тут возникает вопрос: «зачем?». Да, это позволяет куда сильнее запутать историю, показать больше разных эпох и дать больше времени на раскрытие героев, но зачем всё это? Всё перечисленное мною можно было показать и без бессмертия, а так аниме лишь теряет свой изначальный западный стиль, напоминавший работы Кристофера Нолана, и начинает походить на «Стального алхимика». Что, в принципе, не так плохо, но благодаря этому оно теряется среди других аниме.

Главной тематикой аниме является информация, и именно вокруг этого построена вся история. Я уверен, что если просто посмотреть её в верном хронологическом порядке, то это будет простой сюжет об ограблении с налётом мистики. Но с таким построением авторы заставляют зрителя собирать информацию по крупицам, что делает просмотр куда более увлекательным. Отличной иллюстрацией того, что автор хочет добиться, я считаю издательство «День за днём», торгующее в тайтле информацией. Его сотрудники знают всё, что происходит в городе, но рассказать об этом они готовы лишь частично и за определённую плату. Это действительно похоже на реальных журналистов. К тому же сотрудники «День за днём» нередко оказываются в самой гуще событий, а происходящее в «Крадущемся тигре» становится наиболее понятными как раз от лица одного из них. Именно этот аспект и даёт зрителю понять, что автор, подобно СМИ, играется со зрителем, постоянно задавая всё больше и больше вопросов.

Ещё один аспект, в котором аниме обманывает ожидания — это юмор. Лично я ожидал, что его тут будет много. Оказалось же, что в первой серии нет практически ни одной шутки, а дальнейший юмор строится чисто на поведении персонажей, и происходит это параллельно с довольно мрачной историей. Во многих аниме такое бы не сработало, но в «Шумихе!» смотрится уместно благодаря общему ощущению рандомности сцен и самим героям. Да, как и в фильмах вышеназванного Кристофера Нолана, сцены этого тайтла, взятые отдельно друг от друга, выглядят как клоунада. Кто-то кого-то бьёт, что-то взрывается, кому-то отрубают конечности — идеальный набор для боевика. Это может отпугнуть некоторых зрителей, ведь полностью склеиваются сцены лишь под самый конец. Не все выдержат бессвязность происходящего, но для меня, как для любителя формата «1 серия — 1 история», это не было проблемой.

Если обобщать, то с сюжетной точки зрения тайтл довольно прост в своей основе, но благодаря необычному построению путает зрителя. Так ещё и издевается над ним, то и дело обманывая ожидания. Как ни странно, именно это и делает историю такой, какая она есть.

У каждого своя правда

Возвращаясь к цитате автора из начала статьи, нетрудно догадаться, что герои играют в «Шумихе!» огромную роль. Их тут около 20, и их роли в истории примерно равнозначны. Такое огромное число может отпугнуть неподготовленного зрителя, но аниме намеренно сделано так, что судорожно запоминать героев не придётся. Потому что каждое их действие, каждая фраза моментально дают вспомнить: кто они, зачем нужны и чем уникальны. При этом всё ещё более изящно, поскольку уже после первой серии можно составить краткую характеристику про любого из героев. А я считаю необходимым передать такую характеристику вам, ибо это хорошо даст понять, чего ждать от тайтла. Разумеется, про всех героев я рассказывать не буду, ибо так мы застрянем ещё тысяч на пять слов.

Ладд Руссо — безумный киллер с огоньком в глазах. Влюблён в свою невесту и убеждает её, что однажды она умрёт от его руки. Получает искреннее наслаждение от убийства людей. Глава одной из сторон конфликта на поезде «Крадущийся тигр».

Ладд Руссо
Ладд Руссо

Джакузи Сплот — мальчик-плакса с невероятными лидерскими качествами, которые он способен проявлять лишь в самые трудные ситуации. Очень любит своих друзей и готов жестоко мстить за смерть любого из них.

Джакузи Сплот
Джакузи Сплот

Рейчел — смелая журналистка издательства «День за днём», оказавшаяся на том злосчастном рейсе «Крадущегося тигра». Из-за профессии предпочитает не вмешиваться в происходящее, а на поездах ездит только «зайцем». При этом у неё есть и отличная физическая подготовка, позволяющая ей держаться за днище движущегося поезда, и деньги от издательства.

Рейчел
Рейчел

Айзек и Мирия — не очень умные воры-неудачники, каким-то чудом умудряющиеся постоянно ускользать из лап правосудия. Чтобы понять, насколько они идиоты, достаточно вспомнить о том, что в 1930-ом году они пытались «ограбить Землю», выкопав золото (это вы уже видели на скриншоте выше). По сути, именно они являются главными героями истории, потому что так или иначе присутствуют практически во всех значимых событиях тайтла. Подтвердить это я могу словами Густава Сен-Жермена и тем фактом, что они появляются в следующей работе автора — «Дюрарара». При этом, что парадоксально, они не играют ключевой роли, оставаясь персонажами поддержки.

Айзек и Мирия
Айзек и Мирия

Этот краткий экскурс по персонажам был необходим для того, чтобы вы наглядно увидели мой тезис про них: они все очень странные и большинству из них это не идёт. Если Айзек и Мирия действительно задумывались как местные шуты, необходимые для разбавления атмосферы, то другие персонажи надуманно пытаются быть серьёзными, хотя все имеют какие-то забавные бзики. Тут-то мы в очередной раз возвращаемся к обману ожиданий, потому что, видя такую глубокую мысль про разные взгляды на ситуацию, невольно задумываешься, что персонажи будут глубокими и серьёзными. А получаешь клоунаду, в которой каждый взгляд уникальный, но при этом одинаковый в своей упоротости. При этом я не могу назвать это проблемой, потому что это всё ещё соответствует цитате и добавляет тайтлу необходимой бодрости и энергичности. Что в совокупности с мрачным сюжетом создаёт уникальную полунуарную атмосферу.

Также немаловажным аспектом восприятия истории является то, что из такого огромного количества персонажей можно с лёгкостью выбрать себе фаворита. Благодаря чему каждый смотрящий будет воспринимать тайтл по-разному, как того и хотел автор. Из-за чего даже мораль может быть разной. Мне наиболее приятными показались воры, но сопоставил бы я себя с главой газеты «День за днём», который безвылазно сидит за огромными стопками газет, из-за чего мало кто видел его лицо. Мне кажется, что восприятие истории его глазами наиболее объективно и рационально, потому что он знает о ней практически всё.

Глава «День за днём»
Глава «День за днём»

По итогу хочется сказать, что здешние герои — это самый слабый и самый сильный аспект тайтла одновременно. Они довольно спорные, обманчивые и тупые, но представить на их месте кого-то другого я не могу.

Раскрашенный нуар

Прежде чем говорить об аудиовизуальной составляющей данного тайтла, считаю необходимым сделать акцент на его годе выхода — 2007. То есть аниме вышло почти 16 лет назад и всё ещё выглядит достойно. Очень разные дизайны локаций в разные годы, которым на фандом вики тайтла даже уделён отдельный раздел, бодрый и многокадровый экшен, заметный ещё в опенинге, и вишенка на торте — кровища. Да, я уже вскользь это упоминал, но давайте теперь полноценно — в тайтле довольно много расчленёнки. И этим он вновь обманывает ожидания, но на самом деле это скорее связано с бессмертными, ведь их присутствие обычно и сопровождается расчленёнкой. Так что, пожалуй, я бы больше удивился, если бы конечности здесь не летали.

Дизайны персонажей в тайтле, к сожалению, не очень удачные. Да, тут есть яркие и харизматичные образы, те же воришки выглядят очень замечательно, но всё же на большинство персонажей смотреть больно. Вот, взгляните на этот скрин с шикимори, это 3 абсолютно разных героя, а выглядят очень похоже, только волосами и отличаются. Добавьте к этому, что героев тут около 20,и немного разочаруйтесь, ведь в них действительно можно запутаться.

Скриншот с шикимори
Скриншот с шикимори

Опенинг тайтла с визуальной точки зрения заслуживает отдельного обсуждения. В своей концепции он прост — представление всех героев по именам под бодрую джазовую музычку. И авторы хорошо её реализовали, добавив каждому герою какое-то небольшое действие, дающее поверхностное представление о нём. Такое представление очень необходимо для тайтла, поскольку позволяет уменьшить путаницу и разграничить персонажей. Причём авторы не стесняются показывать и фамилии персонажей, что сразу даёт понять, на чьей они стороне. А приправлено это всё стильными переходами между героями в стиле Гая Ричии атмосферной музыкой без слов, что довольно редко для опенингов.

Опенинг

Саундтрек внутри серий же всегда очень разный. То быстрый, то тягучий, но всегда подчёркивающий текущую локацию или событие. Так, саундтрек вагона-ресторана напоминает итальянскую классику, а музыка во время битв является чистым бибопом.

Эндинг же ощущается как бюджетная версия опенинга. Там тоже представляют действующих лиц, но делают это так медленно и заунывно, что не позволяют проникнуться происходящим от слова совсем.

Эндинг

В общем, с технической точки зрения тайтл не выглядит как что-то устаревшее, а скорее наоборот: кажется, что он стилизован так намеренно. Из-за чего «раскрашенный нуар» — это отличное словосочетание для его описания.

Итоги

«Шумиха!»— это крайне неоднозначный тайтл. С одной стороны странный детектив со сверхъестественным, а с другой бодрый боевик с кучей разнообразных персонажей. По отдельности эти элементы смотрелись бы слабо, но в сочетании, да ещё и в рамках довольно короткого хронометража, они смотрятся великолепно и оставляют после себя приятное послевкусие. С годами становящееся только лучше.

Больше статьей в моём паблике

9292
28 комментариев

в аниме присутствуют бессмертные. И я считаю, что это напрочь рушит драматургию многих сцен, ведь всегда волей-неволей думаешь о неубиваемости героев.Позволю не согласиться с этим утверждением. В Baccano! бессмертные являются таковыми для всех, кроме таких же бессмертных как они, и на этом факте тут строится немалая часть повествования и той же драматургии. Буквально вся арка Шилярда основана на бессмертии, равно как и арка Чеслава на "Крадущемся Тигре", когда он впервые за долгие годы искренне волновался за свою жизнь, зная что на этом поезде есть кто-то другой, с такими же как у него, способностями.
Эндинг же ощущается как бюджетная версия опенинга. Там тоже представляют действующих лиц, но делают это так медленно и заунывно, что не позволяют проникнуться происходящим от слова совсем.Бодрые опенинги и медленные эндинги много кто практикует) Мне лично песня зашла, под происходящее в аниме вполне подходит.

6

Они не бессмертные для таких же, это правда. Но не все экшен сцены с ними происходят чисто между бессмертными, так что в них ощущалась неубиваемость.

Бодрые опенинги и медленные эндинги действительно много кто практикует, и мне это редко нравится. Особенно когда концепт у опенинга и эндинга один и тот же.

1

@Виабу
@Блогосфера
Как и всегда, буду благодарен за репост!

4

Как Owari no Seraph является Форсажем в мире аниме, так Шумиха является фильмами Тарантино в мире аниме - стиль повествования как в Криминальном чтиве.
Классное аниме, надеюсь остальные ранобе тоже однажды экранизируют.

5

Смотрел давно, понравился, чем-то напомнил работы Гая Ричи

5

Мое впечатление от этого аниме: ничего не понятно, но очень интересно.

3