Psy-разбор Чиюки из "Парада смерти". Почему она захотела жить?
В прошлом году я делала psy-разбор диснеевского мультфильма «Головоломка». Там мы с вами обсуждали, что происходило с я-позициями главной героини и как эта история могла закончиться суицидом. Сегодня посмотрим на похожую историю, которая суицидом таки закончилась.
Вспомним, что я-позиция – это позиция в коммуникации, с которой вы взаимодействуете с людьми или выполняете задачи. Каждая такая я-позиция может иметь свои цели, функции, ограничения и привилегии.
Чиюки вступала в коммуникацию с людьми с одной единственной я-позиции – успешная фигуристка. И эта я-позиция находилась в актёр-агентской рефлексивной перспективе, т.к. была зафиксирована на одном единственном инструменте – фигурное катание. Вокруг него была выстроена вся её жизнь без единой альтернативы.
Но после полученной травмы и новости о невозможности вернуться в спорт позиция теряет свои функции и цели, привелегии и даже ограничения. Больную ногу нельзя назвать ограничением "Успешной фигуристки", т.к. с больной ногой Чиюки уже не фигуристка. Я-позиция разрушается разрушается.
«Все меня поддерживали как могли, но я ничего не чувствовала. Что бы мне ни говорили, я не понимала. Но я не могла им рассказать.» Я-позиция онемела, а больше Чиюки говорить некем. Это была центральная и единственная позиция. Так сказать, несущая конструкция.
Конечно, мама её любила не только за победы в соревнованиях, а друзья общались не исключительно из-за образа популярной успешной девчонки. Но Чиюки так не казалось.
Давайте посмотрим с вами на диалог, который произошёл между Чиюки и её мамой накануне самоубийства.
Чиюки молча сидит и смотрит на свои награды, а мама ей говорит следующие слова, держа один из кубков в руках:
- Ты выиграла этот приз на первом же соревновании. Ты ведь знаешь, как я любила смотреть на твои выступления, Чиюки. Но ещё больше мне нравилось видеть, как ты добиваешься успехов.
- Это не так.
- Что?
- Нет никаких успехов. Уходи.
Конечно, нам понятно, что мама хотела сказать: «Не унывай, ты обязательно ещё добьёшься успеха, но в чём-то другом». Но у я-позиции Чиюки на тот момент не было никакого другого инструмента для достижения успеха, кроме фигурного катания. А мама, к сожалению, только засвидетельствовала своими словами безвозвратную утрату этого инструмента. В итоге у нас разрушены три фундаментальных элемента: контекст резко изменился (Чиюки теперь не в диком темпе жизни, совмещая друзей, семью, тренировки и проч., а в тихом доме с больной ногой без какой-либо деятельности), инструмент для коммуникации утрачен (фигурное катание), я-позиция онемела (все вокруг свидетельствовали Чиюки как ту, кем она когда-то была, но этой позиции уже нет).
При таких условиях она не может больше коммуницировать с окружающими, ощущается пустота и бессмысленность. Чиюки кажется, что всё вокруг стало чужим, ведь та позиция, которую все продолжают свидетельствовать, больше не существует. Ей кажется, что её никто не понимает и никогда не понимал. И она решает покончить с собой.
Что же сделал Деким? Сработал как отличный полинарративный психолог)
Первым делом он поговорил с Чиюки о том, что она думает и чувствует относительно своей смерти, почему она решила сделать такой выбор. Затем он запросил её воспоминания – собрал факты, которые свободны от чувств, эмоций и субъективных интерпретаций.
Далее он зафиксировал её прежний контекст - смоделировал родной дом. Он не говорит с ней о победах и поражениях. Он в принципе не говорит о ней как о фигуристке. Он начинает конструировать в ней новую я-позицию и заходит с помощью авторского текста – детской книжки «Хавот». Тем самым он пробудил в ней тоску по семье. Чиюки начала вспоминать мгновения близости и единения со своими родителями.
Когда Чиюки видит свою маму, но понимает, что та её не видит, то создаётся барьер для коммуникации. Тот же барьер, что был, когда Чиюки была жива. Но здесь этот барьер уже у новой, конструирующейся я-позиции, с тоской по дому и запросом на близость и любовь. И для этой я-позиции уже есть готовый инструмент, пользоваться которым Чиюки училась все 3 месяца в Квиндэкиме. Инструмент этот – эмпатия.
Она отказывается вернуться к смертным в обмен на жизнь чужого человека: «Где-то есть тот, кто будет грустить так же, как моя мама». Но при этом у неё появилось желание жить. Зафиксировав контекст и инструмент, Деким конструирует новую я-позицию, в которой пробуждает тоску по жизни и близости. Если б Чиюки успела попасть к такому психологу при жизни, она не совершила бы суицид.
После этой «игры» Дэким вынес свой приговор и душа Чиюки переродилась.
В целом, на мой взгляд, аниме отражает одну из основных идей полинарративного подхода – позиция не имеет инерции и можно буквально переродиться, создав новую позицию. И в этом основной конфликт сериала между Ноной и Окулусом, Дэкимом и Гинти. Одни воспринимают судей куклами, а людей – идиотами. Другие же решают попробовать привить куклам эмоции, а людей спровоцировать на хорошие поступки.
Сначала мы видим цель суда в том, чтобы раскрыть тьму в человеческих душах. Но к концу сериала Дэким буквально приходит к спасению души Чиюки.
«Все вынуждены жить со своими грехами, в каждом живёт ненависть. Как по-твоему их нужно судить?» - кричит Чиюки Дэкиму на суде в серии «Смертельная расплата». То, какое решение выбирает принять человек, ситуативно. И раскрытие тьмы по сути ничего не даёт, потому что тьма есть в каждом.
Пониманию этого сопротивляется Гинти и отправляет в итоге душу Маю в небытие. Дэким же решает попробовать сконструировать в Чиюки желание жить, чтобы та предпочла тьме свет. И у него получается, тем самым осуществляя идею Ноны о справедливом суде: судья с эмоциями моделирует для душ игровые ситуации не для того, чтобы оголить тьму, а чтобы предоставить выбор – действовать из тьмы или из света. И главное – уметь этот выбор понять.
А как вам аниме? Какая серия больше всего понравилась? Какие вы смыслы увидели? Пишите в комментах, мне очень интересно почитать)
P.S.: 8 октября в 18:00 я буду читать лекцию «Что движет автором? Психологический разбор творчества Макото Синкая» в Санкт-Петербурге по адресу ул.Турку, д.11, корп.1 в Центральной библиотеке им. А. П. Чехова. Там я буду разбирать все произведения Синкая через призму уже знакомого вам полинарративного подхода. Подробности мероприятия можно посмотреть на страничке Центра манги и комиксов в ВК. Вход свободный, буду рада вас там увидеть))