Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Как боевик Кэйдзи Инафунэ передаёт чувство холода и почему в него до сих пор весело играть.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Помню, как впервые увидел трейлер Lost Planet: Extreme Condition с конференции E3 2006 на диске «Игромании». Да, тогда показывали и более масштабные проекты вроде первой Gears of War, Lost Odyssey или Dead Rising, однако именно в Lost Planet было что-то особенное: еле уловимая японская чудаковатость и задор, упакованные во временный эксклюзив для новенького Xbox 360.

Мне понравилось, что игра одновременно очень напоминала Resident Evil и во всём от неё отличалась. То самое ощущение, когда издатель предлагает тебе как бы очень похожую вещь и вместе с тем — совсем другую. Меня привлёк динамичный геймплей, пилотирование мехов и то, что герою постоянно нужно было собирать с противников тепловую энергию, чтобы не замёрзнуть. Ещё порадовали монстры-инскектоиды, будто сбежавшие из «Навсикаи» и «Нечто» Карпентера.

Тот самый трейлер с E3 2006

Но больше всего меня зацепил сеттинг: промёрзшая планета, на которой царит вечная зима, а все локации покрывает толстый слой снега. Я тогда жил в небольшом посёлке, вокруг которого громоздились леса и поля, а зима была очень похожа на ту, что показывали в Lost Planet.

Конечно же, Xbox 360 я себе позволить не мог, однако чуть позже она вышла на ПК, да ещё и в формате расширенного издания. В нашем посёлке игры тогда уже не продавали, купить желанную новинку можно было только в соседнем, который находился в 18-ти километрах от нас. Был лишь один способ добраться туда — два часа крутить педали на велосипеде. Соответственно, и обратно тоже. Итого почти 40 километров.

За окном как раз стояла зима, а до нового года оставалась всего неделя. В день, когда мы на пару с другом решились ехать, — ударил крепкий мороз за 30 градусов. Но поиграть хотелось сильнее, и мы всё равно рванули за дисками. Даже точно не знали, есть ли там Lost Planet. Просто надеялись, что найдем её в большой коробке, которую продавец обычно доставал из-под прилавка.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

В итоге всё закончилось хорошо: мы сильно замёрзли, но игру купили. Самое забавное, что из-за этой истории с велосипедами я до сих пор чуть ли не физически ощущаю холод Lost Planet и ёжусь каждый раз, как герои в катсценах ходят на морозе без головных уборов. Особенно сильно переживаю за одну из героинь, на куртке которой гордо красуется глубокий разрез для демонстрации «характера и глубины».

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Я часто устанавливаю Lost Planet. Не только чтобы поиграть в стремительный и очень наивный боевик с интересными боссами, но и вспомнить школьные годы и давно забытых друзей. И да, в Lost Planet можно играть в летнюю жару, чтобы немножко остыть. Эффект пятидесятиградусного мороза она передает прекрасно. Однако благодаря особому контексту, лично для меня это самая морозная игра из всех существующих. Прохожу пару уровней — и чувствую, как от холода отнимаются щёки и пощипывает нос.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Но даже вне этого контекста, вне личной истории и вне детских впечатлений, Lost Planet на удивление хорошо играется даже в 2021-м году. Да, она постарела, в некоторых местах — довольно некрасиво, но удовольствие всё равно приносит. Всё дело в геймплее. Несмотря на периодические просадки темпа, в целом он стремительный, зрелищный и напряжённый. Тепла всегда не хватает (особенно на высокой сложности), нужно носиться по уровням, убивать противников «на бегу» и забирать у них очки тепловой энергии, чтобы не околеть.

И это при том, что Lost Planet по структуре очень похожа на игры с PS2, просто с улучшенной графикой. Механики неглубокие, сюжетные кат-сцены и геймплей чётко разделены, а основной игровой процесс целиком посвящён бегу и стрельбе — как в The Club, только помедленнее. Да, тут есть крюк, благодаря которому можно забираться на стены, небольшие здания и в труднодоступные части уровней, но лично я им редко пользовался, потому что он напрочь рушил динамику сражений и не давал наслаждаться той самой беготнёй и стрельбой.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Играми из эпохи PS2 отдаёт и местный сюжет. В далёком будущем Земля стала непригодна для жизни и люди отправились колонизировать другие миры. Корпорация NEVEC находит E.D.N. III — промёрзшую до основания планету, которая населена агрессивными насекомоподобными Акридами. У огромных жуков есть особые источники энергии — T-ENG, благодаря которым на E.D.N. III могут жить люди. Из-за сопротивления «местных» миссия по колонизации проваливается, но корпорация не сдаётся и возвращается на ледяной шар с целой армией (к этому моменту на планете появляются ещё и повстанцы).

Главный герой Уэйн — один из солдат NEVEC. В самом начале он вместе с отцом получает задание уничтожить огромного Акрида по кличке Зелёный глаз. Конечно-же миссия идёт не по плану. Уэйн теряет костюм, отца, память и попадает в анабиоз на 30 лет. Теперь он должен отомстить Зелёному глазу, вспомнить, что произошло на самом деле, примкнуть к повстанцам и узнать страшную правду о деятельности NEVEC. Не самый плохой, но и не самый хороший набор тропов для олдскульного шутера от третьего лица. По традиции, сюжет присутствует в игре ровно для того, чтобы оправдать экшен на экране, как в любом летнем блокбастере.

Поначалу история интригует, даже несмотря на хаотичную подачу и неоправданные таймскипы. Однако если вы на дух не переносите анимешные штампы и «вот это повороты», то, скорее всего, останетесь разочарованы. 13 лет назад сюжет Lost Planet мне казался дико интересным и загадочным, однако финал разочаровал. Происходящее напоминало тот мем, основанный на картине Гвидо Рени «Вакх и Ариадна»: «Господи, а разговоров-то было...»

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Зато в Lost Planet приятно стрелять. Разные виды местных монстров реагируют на попадания по-разному, и это всегда чувствуется. До новых Doom и Wolfenstein игре Кэйдзи Инафунэ, конечно, далеко, но импакт от попаданий неплохой (особенно по меркам 2006-го). Притом, что выглядит и звучит оружие в целом посредственно. Мне кажется, что всё дело в анимации врагов и визуальных эффектах от попадания. А ещё в том, что из жуков буквально выпадает «тепло» при каждом выстреле. Довольно аркадно, но работает.

Режим управления мехами — тоже забавный, хоть и сидеть внутри никто долго не даст. Махины либо мощные, либо очень быстрые, но все они слишком быстро ломаются. Поэтому часто приходится менять тактику буквально на ходу: то выбираться из меха, то залезать обратно. Опять же, в условиях адского мороза это ощущение постоянного движения хорошо работает на сеттинг и отражает его особенности в игровых механиках.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Часто разработчики подкидывают интересных боссов: людей в бронекостюмах и огромных монстров. Почти каждая битва с ними, на манер Devil May Cry, Resident Evil или No More Heroes, ощущается особенной из-за наивных (но всё равно стильных) кат-сцен, постановки боя и меняющихся условий.

В целом, такие сражения сводятся к отстрелу светящихся точек на телах больших снежных жуков, почти как в Resident Evil 4 или Shadows of the Damned. Но в этой простоте есть что-то особенное, почти медитативное. Похожие ощущения у меня вызывала Quake 2, когда я впервые запустил её в компьютерном клубе.

Сейчас играю — Lost Planet: Extreme Condition как самый «холодный» шутер в мире

Lost Planet интересна ещё и из-за выбора актёров. Например, главного героя Уэйна играет вечно молодой кореец Ли Бён-хон («Я видел дьявола», «Игра в кальмара», «Терминатор: Генезис»). Примерно так же забавно выглядел Брюс Уиллис в экшене Apocalypse на PS1. Когда я в первый раз проходил Lost Planet, то ничего не знал о Ли. Только спустя пару лет наткнулся на «Я видел дьявола» и сильно удивился, что там играет «Уэйн из Lost Planet».

Если вы по каким-то причинам пропустили первую Lost Planet, — самое время наверстать. Для меня это не только повод поностальгировать, но и возможность в очередной раз пройти драйвовый боевик про снег и огромных жуков. Как будто «Звёздный десант» Верховена, «Навсикая из долины ветров» Миядзаки и «Нечто» Карпентера оказались видеоигрой от создателя Mega Man и Onimusha, а в главных ролях — Ли Бён-хон. Звучит безумно? Может, самую малость.

Вообще, если и начинать знакомство с серией, то именно с первой части. После неё вы сможете понять, что японские разработчики изменили во второй, и почему американская студия Spark Unlimited не совсем удачно переосмыслила знакомую формулу в триквеле. Жаль только, что Capcom сейчас делает вид, будто никаких игр про заснеженную (и не только) планету E.D.N. III не было вовсе.

322322
109 комментариев

Комментарий недоступен

141
Ответить

Мне почему-то жарко стало.

60
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

зато жарко всем окружающим :) да и самой девушке, судя по всему, не холодно :) "горячая штучка" во всех смыслах :)

6
Ответить

самый холодный шутер в миреЗаходили Анабиоз, серия Метро, Dead Space 3, просили передать привет.

58
Ответить

Анабиозблин вот где реально мороз аж жопой чувствуется. В метро тож оч близко к этому.

77
Ответить

Ну привет.

28
Ответить