Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Известный художник раскрывает секреты сторителлинга в иллюстрации.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Николас Коул — известный американский иллюстратор и дизайнер персонажей. Одни из самых заметных его работ — участие в проектах Spyro Reignited Trilogy и Crash Bandicoot 4. Помимо фриланс-проектов, Коул уже несколько лет работает над собственными комиксами Jellybots. В этой статье мы подготовили выжимку его видения работы с цветом и принципами контраста, которые помогут показать зрителю ту историю, которую вкладывает в картинку художник.

В статье используется информация из этих видео: 1, 2.

Главный принцип работы с цветом

Кроется в контрасте. Именно контраст помогает художникам выстроить удачную композицию и рассказать свою историю. Основновная часть понимания этого принципа лежит в правильном использовании контрастных [комплементарных] цветов.

Для кого-то, возможно, это очевидные вещи, но до колледжа я никогда не задумывался об этом. Сейчас я понимаю, что это одна из самых сложных сторон рисования. Но поняв базовые принципы и экспериментируя с ними, можно добиться отличных результатов.

Базовое понимание комплементарности

Контрастные цвета находятся на противоположных сторонах цветового круга. Основные пары комплементарности: оранжевый — синий, фиолетовый — желтый и зеленый — красный. Используя контрастные цвета, можно выделить ту часть иллюстрации, к которой вы хотите привлечь внимание.

(большинство картинок в статье немного размытые, так как это скриншоты с трансляции)
(большинство картинок в статье немного размытые, так как это скриншоты с трансляции)

Mультик «В поисках Немо» — идеальный пример работы контраста синего и оранжевого цветов. Главный герой, рыбка Марлин, оранжевого цвета. Наше внимание постоянно приковано к нему, поскольку действие мультика происходит в бесконечном количестве синих оттенков океана. Но кроме этого, контраст мы видим и в персонажах. Рядом с Марлином его верная спутница Дори — ярко-синего цвета.

Контраст характеров главных персонажей лаконично передан визуально.
Контраст характеров главных персонажей лаконично передан визуально.

Николас Коул уверен: использование комплементарности — ключ к пониманию цвета. Возьмем три примера: простые скетчи лесной чащи синего, фиолетового и зеленого цветов.

Эти грубые наброски наглядно показывают силу контраста.
Эти грубые наброски наглядно показывают силу контраста.

В первом примере лес холодного синего цвета. В его глубине бы видим яркий оранжевый огонь — классический цвет для изображения ночного лагеря. Фиолетовый во втором скетче придает ему волшебное настроение, разбросаем маленькие желтые фонарики — это могут быть маленькие феи или огни лесного королевства. Зеленый — цвет, который мы видим в лесу в дневное время. Он там привычен, поэтому не вызывает сильных эмоций. Но красная шапочка в лесу — это очень интенсивный цветовой эффект, мы сразу обращаем на нее внимание.

Принцип цветового контраста в освещении

Прежде, чем использовать контраст в рисунке, нужно показать локальный цвет — основной цвет предмета под нейтральным освещением. Для примера возьмем серый куб и простую композицию на нем: дерево. Сделать этот рисунок гармоничнее нам поможет свет. Он свяжет все цвета и объединит палитру.

Сейчас мы видим серый, коричневый, зеленый и охру. Но как только вы добавляете дополнительный свет, появляется новая палитра. Ее наполнение зависит от времени суток и сеттинга: будет ли это холодный свет от лампы или мягкий кремовый свет дневного солнца.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Добавлять световые участки удобнее всего с помощью режима наложения слоев: overlay для обозначения света и multiply для теней. Так вы будете влиять на все базовые цвета в рамках одного слоя.

Чтобы показать освещенные части дерева и травы на кубе, Николас использует кремовый цвет в режиме overlay.
Чтобы показать освещенные части дерева и травы на кубе, Николас использует кремовый цвет в режиме overlay.

Если свет мягкого желтого цвета, то тени мы берем из противоположной части цветового круга: фиолетово-синего цвета.

Используем multiply для теней.
Используем multiply для теней.

Основные цвета превратились в усредненные. Добавив свет и тень, мы добавили контраста картинке, она стала более живой.

Эту миниатюру можно сделать еще более натуралистичной, добавив подповерхностного рассеивания. Это свет, который проникает сквозь листья и дает нам дополнительный оттенок. Подкрасим крону еще немного розовым.

Тем же способом Николас добавил ощущение заката на светлую часть кроны.
Тем же способом Николас добавил ощущение заката на светлую часть кроны.

Дерево на кубе — базовый и очень простой пример использования цвета. Но он дает около 80% информации о раскрашивании картинки. Даже если сейчас это кажется сложным на других примерах, вы увидите, что все работает примерно также.

Красим портреты, используя контраст

Чтобы показать силу комплиментарных цветов глубже, я раскрашу два портрета по тем же принципам, что и куб. У меня это портреты милого старичка и загадочного инопланетянина.

Старичок

Сначала зальем портрет базовым цветом, возьмем средний европейский оттенок кожи. Но это не все. Наша кожа не однотонная, где-то она более розового оттенка, например, на носу и на ушах. Где-то более холодная, например, у глаз. Это все еще основной цвет кожи, просто он имеет несколько оттенков.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

То же с волосами. Персонаж седой — возьмем серый цвет. Обратите внимание, что брови обычно темнее волос на голове.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

К базовому цвета волос тоже нужно добавить оттенки: где-то волосы светлее, где-то темнее. Самый темный серый цвет положим на ресницы.

Очень важно ограничить палитру. Я знаю, иногда хочется сделать картинку яркой, добавить сумасшедших акцентов. Но я обнаружил, что так я часто терял контроль на тем, что происходит в палитре. А в иллюстрации все цвета должны соотноситься друг с другом.

Для теневых участков портрета используем нейтральный светло-синий цвет и нанесем его в режиме multiply. Накладывая тени таким образом, подумайте о направлении света, о форме объектов: носа, овала лица и так далее.

В этом примере Николас Коул добавил тени к нейтральным цветам вместо того, чтобы сначала добавить свет.
В этом примере Николас Коул добавил тени к нейтральным цветам вместо того, чтобы сначала добавить свет.

Теперь нужно поработать над светлыми участками. Поговорим об иерархии цветов. Внутри одного дизайна или рисунка вы будете создавать иерархию контраста и яркости тени. В нашем портрете темные и светлые участки имеют разные оттенки. Это происходит потому, что свет сочится сквозь разные базовые цвета: оранжевый, желтый и розовый.

Я добавлю немного оранжевого в некоторые участки теней, например на уши. Потому что свет идет сквозь них, и визуально это ощутимо. А также на нижнюю часть носа, потому что свет падает на верхнюю губу и отражается в тени сверху.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

В этом портрете желтый свет и фиолетовые тени — два контрастных цвета. Их взаимодействие дает дополнительные оттенки, которые мы видим в рисунке. Николас не использовал дополнительных цветов, только их и режимы overlay и multiply.

В конце более яркими цветами расставляем акценты. Контрастный желтый для бликов, контрастный фиолетовый — для теней.
В конце более яркими цветами расставляем акценты. Контрастный желтый для бликов, контрастный фиолетовый — для теней.

Инопланетянин

Раскрашивать инопланетянина Николас начинает по тому же принципу, что и старичка. Основной цвет — синий.

В портрете инопланетянина я хочу поиграть еще с насыщенностью и смешиванием, чтобы из основного цвета мы создали яркую и сумасшедшую палитру. Но делать это мы будем очень постепенно и структурировано. Финальные акценты будут оранжевые, и я должен создать для них базу.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Для базового цвета художник использовал темно-синий, фиолетовый и серо-розовый. В конце он добавил насыщенного голубого цвета в зону глаза, таким образом сделав на нем акцент.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Контраст создается не за счет использования противоположного цвета, а за счет изменения насыщенности. Более насыщенный синий кажется светлее на темно-серых оттенках. А благодаря тому, что сверху цвета теплее базовых, создается приятный эффект свечения.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Рисунок на коже темно-фиолетового цвета. Теперь нужно добавить в портрет контрастов.

Я все делаю постепенно, поэтому сначала добавлю ярко-розового на рожки. Таким образом мы покажем, как свет проходит прямо сквозь них. И поскольку свет рассеивается, то и слои розового будут все теплее и теплее к самым ярким местам.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Розовая база на щеках и рожках. Добавляем яркие желтые акценты и сверху кладем мягкий желтый цвет для создания свечения.

На светлом фоне не очень виден эффект свечения, но давайте изменим фон на темно-синий. Как будто это существо живет глубоко под водой. Мы сразу увидим, как цвета преображаются и акценты становятся сочными и яркими.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

О контрасте в широком понимании

В предыдущих блоках статьи мы поговорили о комплиментарных цветах и насыщенности. Но это не единственная область применения контраста. Еще один важный принцип, о котором стоит упомянуть — это принцип контраста черного и белого.

Тон [value] — это один из первых строительных блоков композиции, рисунка, того, как мы подходим к работе в целом. Его я освоил первым в рисовании.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Кроме того, контраст можно создать с помощью наполнения пространства. В том же «В поисках Немо» аниматоры играют и с этим принципом. На фоне простоты окружения мы видим детализированных персонажей. Они выделяются и привлекают внимание. Пустота против наполненности, простое окружение против детализированных героев.

Очень редко картинка представляет собой только один уровень контраста. Почти всегда несколько типов контраста работают в комплексе.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

А вот в «Ходячем замке» Студии Гибли — обратный эффект. Окружение богато на детали, оно очень сложное. Художники компенсируют это относительной простотой дизайна персонажей, чтобы приковать к ним внимание зрителей. Разумеется, это делается в комплексе с цветовыми контрастами. По сути, они создали поле из лайма, зелени и желтого, на котором контрастируют белый, порошковый и мягкий синий цвет рубашки Софи.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Еще один пример — «Спайро». Первоначально дракончика задумывали зеленым. Проблема в том, что практически весь игровой процесс происходит на фоне травы, и зеленый персонаж просто сливался бы с фоном.

В итоге персонажа решили сделать сиреневым. Это не совсем противоположный цвет зеленому, но с точки зрения заметности персонажа это был удачный ход. К тому же, мы везде видим зеленых и красных драконов. Сиреневый сделал его более индивидуальным и добавил новизны. Плюс в игре есть еще уровни с лавой. Если бы дракон был красным, это добавило бы новые проблемы.

Кстати, контраст «красный-зеленый» в игре все же присутствует. Драгоценные камни, которые собирает игрок, красного цвета. Они достаточно яркие и выделяются на любом фоне.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

На кого равняться

Для развития насмотренности Николас Коул рекомендует изучить работы Ганса Бакера, художника-постановщика «Мулан» и «Балто». По его мнению, работы Ганса — идеальный пример использования контраста и насыщенности для построения композиции.

Арт из «Мулан». Серые нейтральные цвета контрастируют с мягким лимонным цветом. Но главный акцент на красных деталях на коне.
Арт из «Мулан». Серые нейтральные цвета контрастируют с мягким лимонным цветом. Но главный акцент на красных деталях на коне.

«Принц Египта» — любимый мультик Николаса Коула. Ему нравится, как художники обращаются в нем с пространством и цветом. Он рекомендует каждому, кто хочет научиться работать с контрастами, посмотреть артбук по этому мультфильму или хотя бы пересмотреть сам мультфильм. Приведем пару примеров.

В кадре ниже основная часть иллюстрации в тусклых серо-зеленых тонах. На фоне монолитных стен мягкий лимонный свет образует стрелку, которая ведет взгляд зрителя прямо на персонажа.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Другая сцена, где на фоне холодных голубых цветов стоит Моисей в красной одежде. Контрастный цвет приковывает к себе взгляд.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Интересно то, что ему противопоставляется темный цвет толщи воды. Они как бы спорят друг с другом, они оба важны. Если бы художни сделали персонажа больше или ярче, вся магия этой сцены потерялась.

Разбор ошибок

Николас Коул наглядно показал, как правильно. Но как делать точно не надо? На примере нескольких работ своих подписчиков художник показал, как можно их усовершенствовать.

Сбиваем контраст

В иллюстрации с башней небо — самая контрастная область. Получилась тоновая каша, все спорит друг с другом по тону. Из-за этого теряется фокус. Чтобы это исправить, в первую очередь надо сбросить яркость фона, тогда на первый план выступит башня. Далее смягчим тени на земле и высветлим тропинку к двери, чтобы она визуально вела зрителя. Добавим еще красных цветов на газон и блик на козырек — все это будет привлекать нас и расставит акценты на башню и вход в нее.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Концентрируем внимание на персонаже

В этой иллюстрации дракон — главный персонаж, и все внимание должно быть приковано к нему. Чтобы это сделать, нужно убрать фиолетовые оттенки с теней и заменить их на более мягкие. Таким образом все, что связано с лавой, мы оставляем красным и оранжевым, а задний фон делаем более холодным, чтобы сиреневый дракон на нем выделялся сильнее.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Добавляем баланс

В этой иллюстрации Николас смягчил фон и тени, а взрослым персонажам добавил более ярких цветов, чтобы за них цеплялся взгляд. Мальчика же наоборот сделал менее контрастным, чтобы сбалансировать троих персонажей.

Основные принципы работы с цветом и контрастом от Николаса Коула

Главный совет Николаса Коула: практикуйтесь, других волшебных таблеток нет

Меня часто спрашивают, как правильно выбрать основной цвет или какие оттенки лучше использовать. Я бы хотел поделиться с вами каким-то легким способом или универсальным ответом, но к сожалению, не могу придумать ничего лучше, чем практика. Больше практики. И через какое-то время вы будете делать это на автомате.

Дополнительные полезные материалы

Текст написала Юлия Хлебко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

187187
18 комментариев

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

1

Кто-то сам доходит, кому-то в школе учат. Самоучкам будет очень полезно. Я вот наконец-то понял почему предпочитаю чёрно-белый комиксный арт.

1

Комментарий недоступен

3

Вот все бы хорошо. Да только цвета эти не комплиментарные т.к. не дают нейтральный серый при смешении.

1

Конечно не дают, это ведь цифра. Смешивать краски в ФШ каком-нибудь и реальные пигменты - это не одно и то же. В цифре ты и красивый зелёный не получишь, смешав жёлтый и синий.

3