WorldEnd/SukaSuka — трагическая баллада о любви (впечатления)
Это аниме прошлось по струнам моей души отбойным молотком.
Что такое счастье?
Как можно быть счастливым в мире, где твоя смерть — предопределённый факт?
Как быть счастливым, если твоё тело и разум ждёт постепенное медленное угасание, которое нельзя остановить — можно лишь ускорить?
«Что ты будешь делать во время апокалипсиса? Будешь ли ты занят? Могу ли я спасти тебя?» — это прекрасная и трагическая история о любви.
Понимаю, поверить сложно. Даже прочитать это утверждение не так-то просто: одно название аниме вселяет в душу страшные подозрения. Почему оно такое длинное? Почему оно ни о чём не говорит? И почему на ключевом изображении какой-то детский сад и безынтересная аниме-девушка модели 078 «Мальвина» с пустым дизайном и выражением лица?
Но первое впечатление бывает обманчивым. «Не суди о книге по обложке» — сложно будет найти историю, для которой это утверждение будет более верным. Да, со стороны кажется, что это посредственный исекай про однослойного протагониста с пристрастием к лолям. Но в такой оценке не будет ни одного слова правды (не считая предлогов).
Вместо этого представьте:
Уиллем Кумеш — последний живущий на планете человек, потерявший всё и всех, что он когда либо знал и любил. Не достигший ничего, что он мечтал достичь, и обнаруживший, что то, чего он достичь сумел, в конце концов не имеет совершенно никакого смысла.
А ведь это на самом деле конец всех концов — обнаружив себя на последних страницах истории, обретаешь определённую перспективу.
Ктолли Нота Сеньорис — живое оружие. Впрочем, нет. Неживое. Призрак, дух, душа умершего ребёнка, не осознавшего свою смерть. Ей не суждено задержаться в этом мире, не суждено повзрослеть. Вместо этого судьба отвела ей другую роль — пожертвовать своей недолгой нежизнью, чтобы уничтожить страшное чудовище, которое угрожает настоящим жизням многих, а может и вообще всех обитателей этого мира.
И ведь она практически смирилась.
Судьба столкнёт этих двоих, и заставит их почувствовать, принять и узнать то, что ни один из них и не мог ожидать в своей жизни.
Что? Стеклофабрика для маленьких девочек?
Да, по этому описанию может показаться, что таких героев не может ждать счастливый конец. Впрочем и начало, и продолжение тоже вряд ли будут счастливыми.
Но мне кажется, что именно это убеждение это аниме и постаралось поставить под сомнение.
Ведь что такое счастье?
Нет, надо начать с чего-то попроще.
Как жить, если ты пытался, но у тебя ничего не получилось? Что делать, если у тебя больше нет ни близких, ни дома, в который можно вернуться? Кто ты, если всё, чем ты был, больше не имеет значения?
Эти вопросы — не абстрактные, не гипотетические — стоят перед Уиллемом. И это не пустой подростковый ангст. Главный герой этой истории — человек взрослый и рассудительный. Он многое пережил и оказался в сложной ситуации, но он не будет страдать по пустякам. Если он видит возможность, он возьмется за неё. Если он может договориться, и не лезть в драку, он так и поступит (даже если инстинкты подсказывают ему обратное).
История Уиллема — это история о поиске и принятии себя и своего места в слишком быстро изменившемся мире. Это история о том, как важно брать на себя ответственность, и при этом о том, что нельзя брать на себя всю ношу мира. О том, как тяжело бывает и то, и другое.
Это очень увлекательная история. В ней больше нет места большим сражениям и великим подвигам. Эти дни остались в прошлом. В ней есть место тайнам мироздания, древним артефактам, летающим кораблям и подозрительному количеству массажей явно несовершеннолетних девушек. Но это не главное. Главное — это иметь смелость увидеть и принять другого человека, выполнить обещание и признать домом то место, где ты есть, где тебе хорошо с теми, кто там есть, и им хорошо с тобой.
Иметь смелость быть счастливым.
Как жить, если ты исполнила своё предназначение? Что делать, если всё, чему тебя учили, оказалось заблуждением? Кто ты, если твою единственную функцию у тебя отняли?
Ктолли оказалась в очень необычных условиях. Сравнимых с тем, чтобы однажды проснуться единственным выжившим своей расы. Ведь однажды она проснулась единственной из своей расы, кому не нужно умирать. Но главная героиня — не просто трагическая жертва судьбы. В процессе истории она стремительно растёт, принимая тяжёлые выборы и тяжёлые последствия. Она не боится задавать вопросы, и готова слышать ответы. Она знает, что она любит, знает, чего хочет, и готова пожертвовать всем ради этого. Она бывает упряма, она хочет, чтобы её баловали, она внимательна к близким и заботится о них от всего сердца.
История Ктолли — это история о попытке найти своё место в мире, когда внезапно оказалось, что для тебя в нём вообще есть место. Это история о приоритетах и о жертвах. О том, как лишаясь всего, что делает тебя тобой, не просто не впасть в отчаяние и тоску, а сохранить, сберечь своё настоящее счастье.
Это очень грустная история. Пусть в ней есть сражения за судьбы мира, таинственные всемогущие существа и меняющие ход истории открытия. Это не главное. Главное — это, простите, любить. Защищать тех, кого любишь, но не только. Просто жить. Даже когда всё идёт к своему концу. Или подошло. Иметь смелость признаться себе в том, чего ты хочешь, и чем готова пожертвовать.
Иметь смелость быть счастливой.
Ждёт ли этих героев счастливый конец?
Когда пришёл конец, они точно были счастливы.
Это трагическая история. Она не отпускает тебя после просмотра, и заставляет тебя думать — о героях, их судьбе. О том, что это было, и что же это всё-таки значит.
Да, сам жанр далеко не для всех. Но среди историй в этом жанре WorldEnd действительно выделяется.
В этом аниме очень сильные персонажи. Они вписаны в историю мира, их характеры полны нюансов, они действуют сообразно своим идеалам и здравому смыслу.
В нём прописанный и строго последовательный лор. Герои становятся в необычные драматические ситуации, которые в любой другой работе показались бы высосанными из пальца. Но здесь всему есть объяснение в рамках логики мира (пусть аниме и оставляет ответы на многие вопросы за скобками). Не часто искренняя драма соседствует с таким вниманием к деталям в строении мира.
Аниме медленное и полно спокойных моментов: персонажи разговаривают (больше о любви), готовят, ходят за продуктами и на экскурсии. Но до конца безмятежными их назвать не получится — этот мир слишком близко подошёл к концу, над всем нависает предчувствие грядущей трагедии.
Кроме того, когда оно разгоняется, оно плюёт на все скоростные ограничения. Последние эпизоды — образец того, как надо делать кульминацию в аниме. Сценарий, режиссура, актёрская игра, саундтрек — в финале всё достигает своего апогея. Если вам понравились первые 2 эпизода Sakugan!, которые вышли в этом сезоне, то последние эпизоды WorldEnd очень близки к ним по качеству режиссуры. (Я и посмотрел-то этот сериал, потому что хотел глянуть предыдущие работы Вады Дзюнъити, режиссёра Sakugan!)
Это аниме — не просто слезодавилка (хотя по уровню эмоционального воздействия на зрителя я бы поставил его в один ряд с Anohana). Это не просто адаптация старого и никому не нужного ранобэ с очень длинным названием.
Это трагическая баллада о бессмертной любви и о счастье в самом конце всех концов. И она останется со мной навсегда.
Вердикт
10/10, посмотрел бы ещё раз, но я выплакал все глаза.