WorldEnd/SukaSuka — трагическая баллада о любви (впечатления)

Это аниме прошлось по струнам моей души отбойным молотком.

Что такое счастье?
Как можно быть счастливым в мире, где твоя смерть — предопределённый факт?
Как быть счастливым, если твоё тело и разум ждёт постепенное медленное угасание, которое нельзя остановить — можно лишь ускорить?

Понимаю, поверить сложно. Даже прочитать это утверждение не так-то просто: одно название аниме вселяет в душу страшные подозрения. Почему оно такое длинное? Почему оно ни о чём не говорит? И почему на ключевом изображении какой-то детский сад и безынтересная аниме-девушка модели 078 «Мальвина» с пустым дизайном и выражением лица?

Серьёзно, чья была идея поставить <i>это </i>на ключевой арт?
Серьёзно, чья была идея поставить это на ключевой арт?

Но первое впечатление бывает обманчивым. «Не суди о книге по обложке» — сложно будет найти историю, для которой это утверждение будет более верным. Да, со стороны кажется, что это посредственный исекай про однослойного протагониста с пристрастием к лолям. Но в такой оценке не будет ни одного слова правды (не считая предлогов).

Вместо этого представьте:

Уиллем Кумеш — последний живущий на планете человек, потерявший всё и всех, что он когда либо знал и любил. Не достигший ничего, что он мечтал достичь, и обнаруживший, что то, чего он достичь сумел, в конце концов не имеет совершенно никакого смысла.
А ведь это на самом деле конец всех концов — обнаружив себя на последних страницах истории, обретаешь определённую перспективу.

Ктолли Нота Сеньорис — живое оружие. Впрочем, нет. Неживое. Призрак, дух, душа умершего ребёнка, не осознавшего свою смерть. Ей не суждено задержаться в этом мире, не суждено повзрослеть. Вместо этого судьба отвела ей другую роль — пожертвовать своей недолгой нежизнью, чтобы уничтожить страшное чудовище, которое угрожает настоящим жизням многих, а может и вообще всех обитателей этого мира.
И ведь она практически смирилась.

Судьба столкнёт этих двоих, и заставит их почувствовать, принять и узнать то, что ни один из них и не мог ожидать в своей жизни.

Старая английская баллада о любви. Они знали, что делали, добавляя её в саундтрек.

Что? Стеклофабрика для маленьких девочек?
Да, по этому описанию может показаться, что таких героев не может ждать счастливый конец. Впрочем и начало, и продолжение тоже вряд ли будут счастливыми.

Но мне кажется, что именно это убеждение это аниме и постаралось поставить под сомнение.

Ведь что такое счастье?
Нет, надо начать с чего-то попроще.

Как жить, если ты пытался, но у тебя ничего не получилось? Что делать, если у тебя больше нет ни близких, ни дома, в который можно вернуться? Кто ты, если всё, чем ты был, больше не имеет значения?
Эти вопросы — не абстрактные, не гипотетические — стоят перед Уиллемом. И это не пустой подростковый ангст. Главный герой этой истории — человек взрослый и рассудительный. Он многое пережил и оказался в сложной ситуации, но он не будет страдать по пустякам. Если он видит возможность, он возьмется за неё. Если он может договориться, и не лезть в драку, он так и поступит (даже если инстинкты подсказывают ему обратное).
История Уиллема — это история о поиске и принятии себя и своего места в слишком быстро изменившемся мире. Это история о том, как важно брать на себя ответственность, и при этом о том, что нельзя брать на себя всю ношу мира. О том, как тяжело бывает и то, и другое.
Это очень увлекательная история. В ней больше нет места большим сражениям и великим подвигам. Эти дни остались в прошлом. В ней есть место тайнам мироздания, древним артефактам, летающим кораблям и подозрительному количеству массажей явно несовершеннолетних девушек. Но это не главное. Главное — это иметь смелость увидеть и принять другого человека, выполнить обещание и признать домом то место, где ты есть, где тебе хорошо с теми, кто там есть, и им хорошо с тобой.
Иметь смелость быть счастливым.

Их роман — один из самых естественных, что я видел в аниме.
Их роман — один из самых естественных, что я видел в аниме.

Как жить, если ты исполнила своё предназначение? Что делать, если всё, чему тебя учили, оказалось заблуждением? Кто ты, если твою единственную функцию у тебя отняли?
Ктолли оказалась в очень необычных условиях. Сравнимых с тем, чтобы однажды проснуться единственным выжившим своей расы. Ведь однажды она проснулась единственной из своей расы, кому не нужно умирать. Но главная героиня — не просто трагическая жертва судьбы. В процессе истории она стремительно растёт, принимая тяжёлые выборы и тяжёлые последствия. Она не боится задавать вопросы, и готова слышать ответы. Она знает, что она любит, знает, чего хочет, и готова пожертвовать всем ради этого. Она бывает упряма, она хочет, чтобы её баловали, она внимательна к близким и заботится о них от всего сердца.
История Ктолли — это история о попытке найти своё место в мире, когда внезапно оказалось, что для тебя в нём вообще есть место. Это история о приоритетах и о жертвах. О том, как лишаясь всего, что делает тебя тобой, не просто не впасть в отчаяние и тоску, а сохранить, сберечь своё настоящее счастье.
Это очень грустная история. Пусть в ней есть сражения за судьбы мира, таинственные всемогущие существа и меняющие ход истории открытия. Это не главное. Главное — это, простите, любить. Защищать тех, кого любишь, но не только. Просто жить. Даже когда всё идёт к своему концу. Или подошло. Иметь смелость признаться себе в том, чего ты хочешь, и чем готова пожертвовать.
Иметь смелость быть счастливой.

Ждёт ли этих героев счастливый конец?
Когда пришёл конец, они точно были счастливы.

Статья стала слишком грустной! Срочно вызываем умилительную бригаду!

Это трагическая история. Она не отпускает тебя после просмотра, и заставляет тебя думать — о героях, их судьбе. О том, что это было, и что же это всё-таки значит.

Да, сам жанр далеко не для всех. Но среди историй в этом жанре WorldEnd действительно выделяется.

В этом аниме очень сильные персонажи. Они вписаны в историю мира, их характеры полны нюансов, они действуют сообразно своим идеалам и здравому смыслу.
В нём прописанный и строго последовательный лор. Герои становятся в необычные драматические ситуации, которые в любой другой работе показались бы высосанными из пальца. Но здесь всему есть объяснение в рамках логики мира (пусть аниме и оставляет ответы на многие вопросы за скобками). Не часто искренняя драма соседствует с таким вниманием к деталям в строении мира.
Аниме медленное и полно спокойных моментов: персонажи разговаривают (больше о любви), готовят, ходят за продуктами и на экскурсии. Но до конца безмятежными их назвать не получится — этот мир слишком близко подошёл к концу, над всем нависает предчувствие грядущей трагедии.
Кроме того, когда оно разгоняется, оно плюёт на все скоростные ограничения. Последние эпизоды — образец того, как надо делать кульминацию в аниме. Сценарий, режиссура, актёрская игра, саундтрек — в финале всё достигает своего апогея. Если вам понравились первые 2 эпизода Sakugan!, которые вышли в этом сезоне, то последние эпизоды WorldEnd очень близки к ним по качеству режиссуры. (Я и посмотрел-то этот сериал, потому что хотел глянуть предыдущие работы Вады Дзюнъити, режиссёра Sakugan!)

Саундрек в целом просто крепкий, но избранные композиции очень хороши.

Это аниме — не просто слезодавилка (хотя по уровню эмоционального воздействия на зрителя я бы поставил его в один ряд с Anohana). Это не просто адаптация старого и никому не нужного ранобэ с очень длинным названием.

Это трагическая баллада о бессмертной любви и о счастье в самом конце всех концов. И она останется со мной навсегда.

Вердикт

10/10, посмотрел бы ещё раз, но я выплакал все глаза.

5555
34 комментария