Куда движется жанр 4Х-стратегий

Прогнозировать будущее — самое неблагодарное дело. Вы можете сколько угодно много собирать математические модели, рыночную аналитику и использовать своё продюсерское чутьё, чтобы понять, что будет дальше, но в итоге у вас всегда остаётся шанс, что все ваши прогнозы не сбудутся. Самое безобидное из того, что может произойти в итоге — это прослыть ди…

Арт взят из промо-материалов игры  Amplitude studios / SEGA
2323

Очень люблю этот жанр, сейчас увидел, что в 6-ю Цивилизацию у меня наиграно 2600 часов, а в 5-ю - 1900 часов. Ну и в Stellaris больше 300. Еще не пробовал Humankinds и не могу о ней судить, но ожидаю, что в жанре будет еще много новых игроков и неожиданных экспериментов. Из нового понравилась Imperium: Greek Wars от студии Kube Games - она похожа на Цивилизацию, но компьютер гораздо лучше воюет.
Интересно, можно ли причислять к 4X серию Europa Universalis? С одной стороны, cоставляющая eXplore там есть и даже может играть ключевую роль. С другой стороны, EU - практически тот же самый жанр, что Crusader Kings, где географических открытий нет. "Парадоксы" немного сломали стереотип, может, потому они так и называются?
Большое спасибо за аналитику! Особенно впечатлил график с тремя пиками.

1

2600 часам могу только восхититься и позавидовать))

Europa Universalis на мой взгляд вполне можно отнести к жанру 4х. Есть мнение, что все 4х стратегии должны иметь пошаговую систему, но Paradox показал на примере Stellaris, что активная пауза вполне может это заменить. Я привозу в пример именно Stellaris, потому что он достиг максимального успеха среди всех игр с такой механикой.

Вообще вопрос-то правильный: если раньше игрок открывал Герои Меча и Магии или Disciples, он мог однозначно сказать, что перед ним TBS.
Сейчас границы жанров очень размылись, и Europa Universalis кто-то назвает глобальной стратегий, кто-то экономической, кто-то 4х, а некоторые симулятором. Каждый по-своему прав.

Для исследования я полагался на то, какие теги сами разработчики ставили своим играм.

1