Напомню, что термин 4х основан на 4-х ключевых видах активности в подобных играх: eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate. Обычно, чтобы предположить вид будущего, внимательно изучают прошлое. Но, если мы пойдём по этой скользкой дорожке, моя геймерская душа потребует пламенных рассказов о том, почему 5-я Цивилизация была лучшей, а я играю в 6-ю. Почему оригинальные Master of Orion нравились мне больше, чем новая часть с современной графикой и всё в этом духе. Думаю, эти вопросы можно оставить для комментариев. Я хочу поделиться с вами другим.
UPD.
После публикации ссылки на статью в группе по VR на FB, мне написала Яна Артищева (https://www.facebook.com/groups/997738926932716/user/100003477025366/), разработчик игр для VR и выпускница программы, на которой я преподаю. Яна собрала для нас список стратегий для VR устройств, с которым имеет смысл ознакомиться. Продукты этого списка трудно назвать именно 4Х стратегиями, но мне кажется важным отметить, что вообще существует сегмент VR стратегий. Да, они имеют ещё меньше общего с PC 4X, чем даже мобильные 4Х.
Тем не менее, для расширения кругозора оставлю здесь этот список, вдруг кто-то из читателей увлекается сегментом виртуальной реальности.
Final Assault: https://store.steampowered.com/app/793690/Final_Assault/
https://store.steampowered.com/app/749960/Townsmen_VR/
Catan: youtube.com/watch?v=bZLEf3TQNQg
Skyworld: https://store.steampowered.com/app/342190/Skyworld/
https://store.steampowered.com/.../Space_Pirates_And.../
https://store.steampowered.com/.../X_Rebirth_VR_Edition/
https://store.steampowered.com/app/427240/Cosmic_Trip/
https://store.steampowered.com/app/1178780/BattleGroupVR/
https://store.steampowered.com/app/364630/AirMech_Command/
Brass Tactics: https://www.oculus.com/experiences/rift/1101975213197949/
Действительно, неожиданная информация.
Очень люблю этот жанр, сейчас увидел, что в 6-ю Цивилизацию у меня наиграно 2600 часов, а в 5-ю - 1900 часов. Ну и в Stellaris больше 300. Еще не пробовал Humankinds и не могу о ней судить, но ожидаю, что в жанре будет еще много новых игроков и неожиданных экспериментов. Из нового понравилась Imperium: Greek Wars от студии Kube Games - она похожа на Цивилизацию, но компьютер гораздо лучше воюет.
Интересно, можно ли причислять к 4X серию Europa Universalis? С одной стороны, cоставляющая eXplore там есть и даже может играть ключевую роль. С другой стороны, EU - практически тот же самый жанр, что Crusader Kings, где географических открытий нет. "Парадоксы" немного сломали стереотип, может, потому они так и называются?
Большое спасибо за аналитику! Особенно впечатлил график с тремя пиками.
2600 часам могу только восхититься и позавидовать))
Europa Universalis на мой взгляд вполне можно отнести к жанру 4х. Есть мнение, что все 4х стратегии должны иметь пошаговую систему, но Paradox показал на примере Stellaris, что активная пауза вполне может это заменить. Я привозу в пример именно Stellaris, потому что он достиг максимального успеха среди всех игр с такой механикой.
Вообще вопрос-то правильный: если раньше игрок открывал Герои Меча и Магии или Disciples, он мог однозначно сказать, что перед ним TBS.
Сейчас границы жанров очень размылись, и Europa Universalis кто-то назвает глобальной стратегий, кто-то экономической, кто-то 4х, а некоторые симулятором. Каждый по-своему прав.
Для исследования я полагался на то, какие теги сами разработчики ставили своим играм.
Спасибо за статью!
Жанр любим и безусловно жив, но, в отличие от других почти недоступен небольшим студиям -
такую игру особо не накидаешь на ассетах и шаблонах.
Ну кстати на мобильных есть и вполне себе нормальные душевные 4х , пусть и упрощенные - та же Polytopia "скоростная цивилизация",
без элементов мобильных дрочилен и чрезвычайно нежной монетизацией и 10млн скачиваний.
Вот замены классическому Master of Orion 1-2 так и не нашел, хотя может плохо искал.
Есть новый Master of Orion, но он немного ушёл от классических MОО.
Старые мне нравились больше)
Интересная статья, с удовольствием прочитал.