"Идеальное несовершенство", "Всесожжение", "Роузуотер": новые имена в серии "Звезды научной фантастики"

Декабрь – время подведения каких-нибудь итогов. Меня до конца года хватит всего на три статьи, не считая обещанного гайда по "Бесконечной шутке", так что расскажу лишь о том, о чем не могу молчать. Сегодня – о позитивных переменах в добротной серии "Звезды научной фантастики".

"Идеальное несовершенство", "Всесожжение", "Роузуотер": новые имена в серии "Звезды научной фантастики"
5151

Спасибо за обзор!

Мне очень-очень понравилось фантастическое допущение в Идеальном Несовершенстве — и то, как с позиции наблюдателя через постепенное разгадывание терминов к нему и к устройству мира в целом подводится читатель. Локальное изменение физики для нужных вычислений — это потрясающе. И еще он отлично продумал и описал совмещение версий личности. А вот многое другое показалось недопродуманным. Реализация третьего пола, к которой в итоге свелись все новшества языка выглядит очень обычно, поскольку в английском уже есть 'they' и про это вокруг часто говорят, — а хотелось чего-то интересного и непредсказуемого из будущего. Организацию общества, новую социологию и хотя бы смысл существования некоторых существ Дукай тоже почти не продумал, так что если и говорить про Дукая-философа vs Дукая-беллетриста, то к концу книги у него пошел явный перекос в сторону беллетристики. Персонажи-стахсы получились местами интересными, а местами картонными аристократами. Ну и практически нераскрытая линия с уничтожением куска вселенной тоже огрочила. Даже не знаю, хочу ли я, чтобы он написал продолжение, где ему придется затыкать все дыры в мироустройстве, или нет. Хотя, как вы и пишите, вряд ли это случится — для новых идей ему, возможно, лучше подойдет новый мир.

От Роузуотера странное впечатление осталось. Процесс чтения был ну очень захватывающим — но, судя по всему, так было от сочетания языка, немного непривычной менеры изложения, чувственных персонажей и, главное, моих собственных ожиданий от текста, основанных на прочитанной ранее фантастике. И в итоге мои собственные нечеткие попытки придумать объяснение инопланетному вторжению оказались более волнующими, нежели вся концовка. Плюсом фантастической части были разве что приятные околобиологические описания — это наверное связано с тем, что у Таде Томпсона медицинское образование. С другой стороны, персонажи у него вышли прекрасные. Еще интересным показалось то, как незнакомая не-африканскому читателю нигерийская реальность мягко проступает в тексте. Сначала все было очень привычно и я даже неосознанно представляла всех персонажей людьми с европейской внешностью, но где-то с середины книги уже никак нельзя было представить что-то кроме Нигерии и нигерийцев, и, хотя я не люблю и не понимаю африканскую культуру, в этом не было почти ничего отталкивающего. Когда европейский писатель типа Йена Макдональда описывает другую культуру, пусть даже с любовью и интересом, получается как-то менее органично [например, в отличие от его бразильцев, все бразильцы, которых я встречала, не любят босса нову]. Вторую часть, как и в случае с Дукаем, ждать не очень хочется из-за странностей в мироустройстве.

Теперь на очереди Всесожжение! И что-нибудь из нигерийской большой литературы.

3

Браво! Хотел бы я излагать мысли столь же ёмко)

1