В детстве я прошел мимо Стивенсона и его Криптономикона и Барочного цикла, хотя где-то дома на дедовской полке с фантастикой они точно были. Я не знаю, что меня тогда отпугнуло - объем, достаточно медленное развитие сюжета или просто у меня под носом были книги поинтереснее. Однако, относительно недавно я наткнулся на приведенный ниже алгоритм и ре…
Добавлю своих ненужных пять копеек, раз уж недавно сам дочитал. Хоть где-то в итоге пригодился универский курс философии). Осторожно, возможны спойлеры!
Что понравилось - это интересная идея. Я не могу навскидку вспомнить ещё какое-то фантастическое произведение, где важную роль повествования занимает какая-то философски-идеалистическая концепция, которая при это никак не затрагивает божественность. А тут всё сильно завязано на платоновские идеи.
Понравился подход к повествованию, в котором речь занимает важное место - и специфическая терминология, в которой мне понравилось разбираться по ходу дела - после пары глав сложностей уже не возникает, и внутримировое разделение на два языка (с диалектами и внутримировыми архаизмами), и собственная история развития мысли. Сообразить, что из местных философских понятий соответствует нашим (раз уж они всё равно связаны фантастическим элементом) было отдельным удовольствием. Снимаю шляпу перед переводчиками - на русском тоже заметно, как образованы слова, чтобы можно было догадаться об их значении и иногда даже этимологии.
Что не очень понравилось - самый большой вопрос у меня к местному варианту гносеологии. Мне показалось удивительным, что цивилизация, которая сперва огромных успехов в ядерной физике (Первое разорение), а затем в генной инженерии (Второе), каким-то образом умудрилась хоть и не стагнировать, а двигаться вперёд черепашьими темпами. Да, обоснование в духе "мы сейчас всех пассионарных изобретателей закроем в монастыри, отнимем технологии, и пусть думают так" не выглядит очень надёжным, ведь за пределами концентов тоже вполне есть умные люди, с ресурсами для исследований, со свободной возможностью обмена знаниями (чего принципиально нет у инаков с их структурой унариев-деценариев-центариев-милленариев). И что самое главное - за пределами концентов не было никаких катастрофических событий! Не было местных тёмных веков, не было периодов длительного упадка, но за почти четыре тысячи лет в экстрамуросе от ядерной энергетики смогли дорасти куда? До примерно нынешнего уровня земных технологий? На этом фоне концепция "квантового мозга" или нарушения принципа причинности (как ближе к концу книги, в событиях на орбите) как-то даже теряются.
На мой взгляд, это интересное произведение, местами чрезмерно ударяющееся в графоманию, не без значительных огрехов в обосновании, требующее настойчивости и некоторых знаний для понимания, но в противовес этому - классная сюжетная линия, необычная концепция, продуманный мир с собственной хронологией и густо замешанный на философских и исторических параллелях. Определённо достойное произведение, но точно не для всех.
Можно вспомнить начало книги и допрос фраа Ороло обычного электрика, где Ороло выпытывал, едят ли за забором людей и приносят ли детей в жертву - в опроснике прямым текстом указывалось, что за стеной может происходить абсолютно любой пиздец, вплоть до полного опустошения.
А три Разорения это как раз и есть катастрофические события. Третье, кстати, произошло не очень-то и давно - всего за девять веков до событий книги.