Инопланетяне и папа римский: чем удивляет фантастический роман художника Франсуа Баранже

Мрачный Говард Филлипс Лавкрафт, мрачное космо-Средневековье и совсем не мрачный французский художник, интересы которого вышли далеко за пределы создания иллюстраций

Инопланетяне и папа римский: чем удивляет фантастический роман художника Франсуа Баранже

Портрет художника в зрелости

Одна из целей любого художника – помочь людям по-новому взглянуть на мир, посмотреть на уже знакомые вещи другими глазами, глазами самого творца. В случае с Франсуа Баранже определение «художник» можно наконец-то применить в самом широком смысле: он не просто рисует графику, занимается диджитал-иллюстрацией и готовит концепт-арты для фильмов и игр. Баранже в определенный момент засел и за написание книг, причем весьма неординарных: вроде бы чистые фантастические приключения, но с довольно необычными идеями и запоминающимся антуражем.

"Зов Ктулху" с иллюстрациями Баранже
"Зов Ктулху" с иллюстрациями Баранже

Не только у нас, но и во всем мире имя Франсуа Баранже ассоциируется, в первую очередь, с его иллюстрациями к произведениям мастодонта фантастического ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта. Как говорил сам Баранже, он много лет мечтал, но боялся даже близко подойти к творчеству Лавкрафта и все это время набивал руку на других мрачных изображениях. Зато, как только художник добрался до любимого писателя, его уже было не остановить: «Зов Ктулху», два тома «Хребтов безумия», а теперь еще и «Ужас Данвича», который Баранже готовит к 2022 году.

"Хребты безумия" с иллюстрациями Баранже
"Хребты безумия" с иллюстрациями Баранже

Личной информации о Франсуа Баранже известно довольно мало: ему пятьдесят, живет в Париже, по образованию книжный иллюстратор. Но несмотря на образование, Баранже долго занимался дизайном для видеоигр – собственно, с этого и началась его карьера в 90-х. Известно, что художник участвовал в разработке дизайна игр Heavy Rain и Beyond: Two Souls – оба раза под руководством французского геймдизайнера и сценариста Дэвида Кейджа (псевдоним Давида Де Грюттоля). Поработал Баранже и в кинематографе: создавал концепт-арты для обеих частей «Гарри Поттера и Даров смерти», «Перси Джексона и Моря чудовищ», «Артура и минипутов», «Броска кобры» и других фильмов. Сам Баранже когда-то занимался анимацией и в 1998-м сделал короткометражный мультфильм Antebios о столкновении с инопланетянами.

Наброски из Фейсбука художника
Наброски из Фейсбука художника

Но и это не все грани таланта Франсуа Баранже. В 2000-х, ко всему прочему, он рисовал свои комиксы под названием Freaks Agency, которые выпускало одно из старейших французских издательств Albin Michel – и до сих пор эти комиксы можно найти на «Амазоне» долларов за двадцать-тридцать. К сожалению, издательство остановило Freaks Agency после второго выпуска (наряду со многими другими комиксами), поэтому читателям не суждено узнать, что же сталось с директором музея Джун Хакетт, которой должна поведать что-то очень важное и таинственное ее умирающая мать. Во Freaks Agency тоже не обошлось без отсылок к Лавкрафту, который для Баранже, видимо, стал путеводной звездой во всех начинаниях. Эпиграфом к комиксу послужила цитата из Лавкрафта, а в сюжете фигурируют и кошмарные безжизненные пейзажи, и маленькие озлобленные города Новой Англии, и другие узнаваемые лавкрафтовские образы.

Обложка второго (и последнего) выпуска Freaks Agency
Обложка второго (и последнего) выпуска Freaks Agency

Все время, что Баранже занимался дизайном, графикой и иллюстрацией, создавал комиксы и придумывал мультфильмы, он готовился и к еще одному делу – писательству. В голову ему, как уже говорилось, приходили не самые банальные идеи, воплощением которых стал фантастический роман «Dominium Mundi» и последовавшие за ним триллеры «Эффект домино» и «Тепуи».

Властители и спасители

Инопланетяне и папа римский: чем удивляет фантастический роман художника Франсуа Баранже

Первая книга двухчастного романа «Dominium Mundi», которая называется «Властитель мира», вышла на русском языке в начале лета. Вторая часть «Спаситель мира» тоже планируется к выходу в этом году. «Dominium Mundi» – это микс далекого прошлого и не очень далекого будущего. С одной стороны, нас встречают идеи и поступки темных веков, с другой – все это происходит в декорациях, знакомых читателям по самой забористой фантастике. Христианские воители теперь передвигаются на космических кораблях, но рядом с космопортами стоят таверны, в которых все так же продают дешевенькое пиво. Собственно, отсюда и начинается повествование: военный космопорт Нахор, где сотни тысяч солдат папы римского ожидают отправки в новый крестовый поход.

Обложка первого тома франкоязычного издания
Обложка первого тома франкоязычного издания

Место для отправки выбрано неслучайно: оно находится совсем рядом с городом Клермон, где папа Урбан II когда-то призвал к началу Первого крестового похода. Таких параллелей с реальной историей здесь будет еще очень много: в «Dominium Mundi» есть и свой Готфрид Бульонский, и папа Урбан (на этот раз IX) – не говоря уже о том, что одним из главных героев становится рыцарь Танкред Тарентский, в реальности бывший одним из самых заметных участников Первого крестового похода. По сути, это повторение того самого похода, и подоплека этого события, как вы понимаете, тоже очень похожа на происходившее тысячу лет назад.

Обложка второго тома франкоязычного издания
Обложка второго тома франкоязычного издания

«Dominium Mundi» – дебютная литературная работа Франсуа Баранже, вышедшая в свет в 2013-м году. Подготовка к этому событию велась около десяти лет, в течение которых Баранже продумывал концепцию и изучал историю крестовых походов. Одним из основных источников вдохновения для создания «Dominium Mundi» стала поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» – изложенная в поэтической форме история Первого крестового похода. Само же название романа «Dominium Mundi» отсылает к средневековой идее вселенского владычества папы: раз все вокруг создано Богом, значит, и править миром должен его наместник на Земле. В интерпретации Баранже эта идея распространяется и на космос.

Фронтиспис первого иллюстрированного издания "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо, 1590 г.
Фронтиспис первого иллюстрированного издания "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо, 1590 г.

Когда Баранже создает иллюстрации к произведениям Лавкрафта, он выбирает неочевидный путь для поддержания атмосферы ужаса. Как описывает это канадский художник Джон Хау, Баранже «отказывается от затасканных клише — как, например, разверстые пасти, уже готовые поглотить визжащую жертву, стиснутую щупальцами; вместо этого художник фокусируется на искажении пространства, смещении масштабов и ужасе отдаленном, едва прозреваемом и необъятном для понимания». По-другому работает Баранже-писатель: он прямолинеен, сфокусирован на линии сюжета, не пытается отвести взгляд читателя, чтобы показать ему тень чудовища вместо самого чудовища.

Единственно верный вопрос, то есть единственный, который имело бы смысл себе задать, звучит просто: а существует ли что-либо иное? Более высокий уровень сознания, идеальное существо, уж не знаю... на крайний случай я согласен даже на завалящего ангела, случись ему и впрямь оказаться у меня перед носом.
Положа руку на сердце, я не думаю, что бывает хоть что-то иное, а главное — лучшее. Придется обойтись тем, что имеем.

Франсуа Баранже, "Dominium Mundi. Властитель мира"

Впрочем, тщательно и не очень спрятанных чудовищ в «Dominium Mundi» хватает. В отличие от бытовавшего представления о праведных намерениях крестоносцев, Баранже, как и его современники, смотрит на крестовые походы совсем по-другому. Это уже не попытка освободить святую землю, которую захватили враги, и не жертва во имя веры – это политический ход правителя Новой христианский империи.

Миниатюра "Отбытие крестоносцев на Святую землю"
Миниатюра "Отбытие крестоносцев на Святую землю"

И пока информационный канал НВ-девять в прямом эфире показывает подготовку к старту космолета «Святой Михаил», мы узнаем представленную папой Урбаном IX легенду. Землянам необходимо колонизировать новые планеты, потому что их дом медленно умирает – и для этого Новая христианская империя снарядила экспедицию к ближайшим созвездиям. Так и попали они на схожую с Землей планету Акия, где обнаружилась разумная жизнь – аборигены-атамиды.

Но даже это было не самым удивительным открытием: дело в том, что экспедиция нашла на Акии некое здание, увенчанное огромным каменным крестом с распятой на нем фигурой. А в этом здании был каменный гроб с древними останками человека с терновым венцом на голове. Все возможные экспертизы подтвердили подходящий возраст останков, и у Новой христианской империи не осталось сомнений: на этой безбожной планете находится тело Иисуса Христа. А значит, папа был просто обязан заявить свои права на эту территорию от имени «единственного истинного христианского народа Вселенной» – только аборигены почему-то с этим не согласились и варварски истребили экспедицию. И вот космический корабль «Святой Михаил», способный вместить в себя миллион тяжело вооруженных крестоносцев, уже направляется к священной планете Акия, чтобы восстановить справедливость.

Готфрид Бульонский и лидеры первого крестового похода (Танкред Тарентский справа)

Среди пассажиров «Святого Михаила» нас больше всего интересуют легендарный лейтенант Танкред Тарентский, самый титулованный воин всей христианской армии, и мобилизованный биокомпьютерщик Альберик Вильжюст, чуть было не сбежавший от службы в Центральную Африку. Эти персонажи с совершенно разными представлениями о жизни отказываются в центре повествования, за счет чего читатели получают возможность взглянуть на военную кампанию с разных сторон. К тому же, в космическом крестовом походе действует не только воля папы Урбана IX – личные амбиции рядовых солдат и военачальников играют не меньшую роль.

В «Dominium Mundi» Баранже мало полутонов, а черное легко отличить от белого – но помогает ли такая ясность героям, попавшим в неостановимый водоворот событий? «Властитель мира» завершается, по всем правилам первого сезона увлекательного сериала, на самом интересном месте: «Святой Михаил» прибывает на Акию.

Баранже и "Хребты Безумия"
Баранже и "Хребты Безумия"

Циклопический, исполинский, монументальный – эти слова в словаре Франсуа Баранже занимают, вероятно, первые места. По крайней мере, в творческом словаре уж точно: можно посмотреть на его иллюстрации или попытаться представить себе космолет из «Dominium Mundi», способный вместить в себя миллион человек. И монументальными представляются не только образы в произведении Баранже, но и сама идея dominium mundi, владычества над миром.

На этом фоне не удивляет любовь Баранже к Лавкрафту с его невероятными городами и гробницами Древних. Лавкрафта и Баранже, впрочем, объединяет не только гигантомания. Оба они в каком-то смысле одержимы космосом, его неприрученной темнотой и бескрайними просторами, которые просто не могут оставаться пустыми. Но если Лавкрафт наполняет их монстрами, то Баранже отправляет туда людей, которые в своих антигуманных стремлениях недалеко ушли от разумных грибов с Юггота.

5353
16 комментариев

Кто-нибудь уже читал, как оно?

3
Ответить

а вот это интересно! Крестоносцы в космосе, Империя христиан... война с еретиками за святые реликвии... мне кажется или тут много схожего не только с историей а и с кое какими событиями 40 000 года? :Д

Ответить

 Крестоносцы в космосеПол Андерсон про это 60 лет назад книгу написал.

1
Ответить

Обидно будет если в его собственной книге нет его же иллюстраций, хороший художник.

Ответить

Увы, тут он ограничился обложками.

1
Ответить

Это твёрдая фантастика, или спейспанк ?

Ответить

Твердой не назову, элементы спейспанка есть.

1
Ответить