Мифологема забвения - подлинная суть "Обливиона"

Мифологема забвения - подлинная суть "Обливиона"

Внимание(!): данная статья большей части здешней аудитории покажется не более, чем обыкновенным приступом СПГС или же одой графомании, потому настоятельно советую несколько раз тщательно обдумать, стоит ли приступать к знакомству с ней, дабы после не жаловаться на преднамеренно растянутый формат субъективной точки зрения. В любом случае, желаю всем вам приятного прочтения ...

«Обливион» Джозефа Косински изначально пытался казаться тем, чем он на самом деле вовсе не являлся — типичным фантастическим блокбастером в сеттинге пост-апокалипсиса. Однако же, отсмотрев весь фильм более внимательным взглядом, поневоле ловишь себя на мысли, что сюжет картины далеко не так прозаичен, как предполагалось ранее. Это удивительный в плане визуального ряда, добротно снятый и глубокий по своей подлинной натуре идеологический проект, скрывший в себе множество сложных для восприятия деталей.

<i>Disney хотела делать фильм с рейтингом PG для семейной аудитории. Такой рейтинг задушил бы проект при любом раскладе, поэтому вскоре Disney выставила права экранизации на продажу. Впоследствии Universal Pictures взяли ситуацию под свой контроль.</i>
Disney хотела делать фильм с рейтингом PG для семейной аудитории. Такой рейтинг задушил бы проект при любом раскладе, поэтому вскоре Disney выставила права экранизации на продажу. Впоследствии Universal Pictures взяли ситуацию под свой контроль.

Скрупулезная работа Косински повествует о борьбе с устоями системы, надындивидуальной структурой, подавляющей истинную волю человеческого разума. Картина начинается достаточно спокойной сценой, в которой главный герой Джек Харпер (Том Круз) описывает свое видение ситуации на Земле. Харпер — бывший морской пехотинец и на сегодняшний день механик, занимающийся починкой местных боевых дронов, ответственных за охрану водяных вышек. В представленной им картине главное символическое значение имеет разрушенная после инопланетного вторжения планета, отныне представляющая собой иерархию определенных лиц. После мощной атаки со стороны пришельцев остатки человеческого рода перебрались на так называемый ТЕТ, космическую станцию, которая намерена достигнуть спутника Сатурна — Титана, для его дальнейшей колонизации.

Небо *ТЕТ*- Воздух *Джек Харпер*- Земля *Падальщики*- основное сюжетное пространство фильма, отсылающее к античной греческой традиции, где каждая из этих трех локаций соотносится со следующими универсальными понятиями: ум, душа и материя. Иллюзия намеренной манипуляции разумом главного героя выражается в его необъяснимом влечении к сохранившейся литературе. Строки из «Песен Древнего Рима», на которые натыкается Харпер после поединка с падальщиками в заброшенной библиотеке, намекают на наличие некой тайны, что вскроется ближе к финалу ленты.

<i>Фильм мог окончательно получить от студии Universal имя «Горизонты», но с течением времени они сделали откат обратно к «Обливиону». В случае «Горизонтов» изменился бы и сюжет – на более динамичный, предполагались воздушные города и их битвы.</i>
Фильм мог окончательно получить от студии Universal имя «Горизонты», но с течением времени они сделали откат обратно к «Обливиону». В случае «Горизонтов» изменился бы и сюжет – на более динамичный, предполагались воздушные города и их битвы.

Попав в ловушку группы Падальщиков во главе загадочного лидера Бича (Морган Фриман), Харпер наконец понимает, что инопланетные силы, осевшие на полуразрушенной Земле, на самом деле являются выжившими люди, которые раскрывают альтернативное видение текущей ситуации: ТЕТ — главный антагонист этой истории.

Таким образом, авторы инвертируют первостепенную символику лора, полностью меняя привычный для зрителя ход игры. При помощи подобного сюжетного твиста постепенно начинает меняться вся атмосфера картины в целом, ведь центральный конфликт воспринимается в другом ключе, а представленные ранее архетипы обретают совершенно иной фундамент. Герой Круза открыто объявляет войну той зловещей системе, что подчинила его разум себе. Чувственность хочет выйти из под власти разумного. Хаос хочет уничтожить устоявшиеся мировые рамки.

<i>По словам режиссера, источниками вдохновения для написания рассказа, комикса и создания фильма послужили фильмы — «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F13995%2F&postId=729230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Человек Омега</a>» (1971), «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F380%2F&postId=729230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">2001 год: Космическая одиссея</a>» (1968), «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F403%2F&postId=729230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Бегущий по лезвию</a>» (1982) и роман «Гиперион» <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fname%2F1265963%2F&postId=729230" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дэна Симмонса</a>.</i>
По словам режиссера, источниками вдохновения для написания рассказа, комикса и создания фильма послужили фильмы — «Человек Омега» (1971), «2001 год: Космическая одиссея» (1968), «Бегущий по лезвию» (1982) и роман «Гиперион» Дэна Симмонса.

И пока все мы поглощены столь захватывающей сменой парадигмы Джека, стоит буквально на секунду отстранится от предложенной картины с ее правилами и посмотреть на все события с точки зрения культурного текста, чтобы понять довольно-таки простую мысль — образы фильма отражают обобщенное определение глобального переворота. Идея беспрекословно выполнять свои рабочие обязанности — неоднозначная тема, априори выбранная режиссером для дальнейшего высмеивания. Кроме традиционной символической триады в фильме используется мифологема забвения, гласящая, что человек при рождении забывает о даре бессмертной сущности и в течение жизни должен вновь открыть ее в себе. Сфера смысла всегда изображалась в виде бескрайнего небесного пространства, однако же здесь создатели говорят об обратном — Рай находится на Земле. Персонаж Круза, основываясь на собственных снах, представляющих собой обрывистые воспоминания прошлого, строит маленькую хижину рядом с озером. Для Харпера это уютное скромное жилище — истинный дом, где он бы хотел остаться на всю жизнь и то тайное место, в котором царят нескончаемые размышления, связанные с неизвестной и одновременно очень знакомой девушкой.

Этой девушкой является жена Джека — Юлия (Ольга Куриленко). Образ героини можно интерпретировать как аллюзию на оккультную форму Люцифера — она, словно падший ангел света, приносит народу утраченные знания. Что же касается Падальщиков, то перед нами революционеры, низшие, не знакомые с понятием гуманности, ведь благие идеи возникают лишь из высшего, с которым низшие и сражаются.

<i>К слову, Ольга Куриленко предлагала сделать её персонажа француженкой, а не русской.</i>
К слову, Ольга Куриленко предлагала сделать её персонажа француженкой, а не русской.

Финал ленты направлен на окончательное раскрытие образа Джона Харпера. Данный персонаж — приближенная версия Одиссея (Джек также пилотировал одноименный корабль), одолевшего циклопа Полефема при помощи своей смекали и хитрости. Отправившись прямиком в ад/сердце ТЕТа, герой жертвует собой ради спасения родной планеты и вскоре возрождается в виде клона-52. Тем самым история «Обливиона» крутится вокруг борьбы за свободу, силы любви и познания самого себя через героическую жертву во благо высшей цели.

<i>«И смерти нет почетней той, что ты принять готов за кости пращуров своих, за храм богов…»</i>
«И смерти нет почетней той, что ты принять готов за кости пращуров своих, за храм богов…»

Если создать специальные условия: заставить забыть о своем родстве, о своем Боге, извратить достоверную информацию, то человеческий род запросто перестает критически мыслить и вскоре превращается в легко управляемых клонов. Но рано или поздно обманутые люди выйдут из забвения, и поможет им в этом Душа. При первом ознакомлении «Обливион» может показаться стандартным развлечением со вторичным сценарием. Правда же в том, что перед нами качественно сделанный интеллектуальный Sci-fi, завернутый в обертку динамичного экшен-приключения и по совместительству самый недооцененный фильм 2013-ого года.

Опять же, все выше сказанное может запросто восприниматься с точки зрения максимально глупой интерпретации фильма - "обычный средний представитель своего жанра", как многие бы выразились. Но уделив время просмотру нескольких интервью с режиссером и актерским составом, я пришел к формированию именно такой позиции по отношению к работе Косински. Видимо, все неизменно упирается в вопрос восприятия материала и желания увидеть то, что действительно хочется увидеть.

Так что обязательно делитесь своим взглядом на этот фильм, ведь он явно заслуживает нашего с вами внимания.

6060
45 комментариев

Комментарий недоступен

25
Ответить

Трудно его назвать стандартным. Вступление прям каким-то ретро-футуризмом отдаёт. Ну и голос отличный. И всё это вписывается в воздушную тематику фильма. 

11
Ответить

Да, электронно-оркестровый саундтрек здесь очень запоминающийся. Над ним работали французская группа M83 и аранжировщик-композитор Джозеф Трапанез. 

2
Ответить

+100, трек просто пробирает до глубины с первых же секунд

2
Ответить

я больше всего получил наслаждение с композиции fearful odds
https://www.youtube.com/watch?v=ZbVULmCCVcM

1
Ответить

Таким образом, авторы инвертируют первостепенную символику лора, полностью меняя привычный для зрителя ход игры.

В Ярославле снимали выноску окна к сцене “Афоня просыпается в комнате Кати” (фильм “Афоня”). Снимать надо было в пять утра. По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на “Мосфильме”. — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул...

Георгий Данелия, "Безбилетный пассажир"

26
Ответить

Это же пример постструктурализма, а не повод для шуток. :D

2
Ответить