История Idle-игр или как я немного залип

Idle или же Incremental games появились не так уж и давно, а именно в 2002 с выходом прародительницы целой плеяды "кликерных" игр, Progress Quest.

История

Жил да был один сильно ленивый молодой человек по имени Эрик Фредриксен, и любил он очень, одну популярную игру, EverQuest.

Не представляю, за что он её любил<br />
Не представляю, за что он её любил

Шёл 2002 год и наш герой подумал: "А почему я должен постоянно выполнять какие-то дурацкие и однотипные задания?", подумал да и решил что сделает такую игру в которой вообще делать ничего не надо будет и всем будет хорошо. "Да будет так" - сказал Эрик и взялся за создание игры которая станет настоящим прорывом в кругах всех лентяев (руководителей) мира.

И была сотворена богиня мира ленивых игр, Progress Quest. И было это прекрасно, превосходя все эти ваши Medal of Honor, Mafia, Morrowind, Vice City и прочие, она взошла на пантеон и воссияла ярче солнца.

Моё знакомство с ней произошло на момент написания этого поста. Я и не слышал о ней, пока не захотел поиграть в какую-нибудь Idle игру, и заинтересовался откуда это всё пошло. Я вообще очень люблю игры где можно развиваться/развивать, поэтому я немного залип на эти игрушки, что будет понятно по этому посту.

И так, захожу в Progress Quest первый раз в своей жизни, и сразу впадаю в ступор, и выпадать из него по мере игры (если это можно так назвать) не собираюсь. Передо мной просто простенькая программа, собранная из говна и палок, но она работает. Вам дают выбрать класс и расу и всё, игра пошла.

Всё что вам нужно делать это просто сидеть и ждать, отличный геймплей. Хотя большой плюс в том что даже в свёрнутом состоянии, она продолжает работать. Поэтому вы можете заниматься своими делами, зайти через пару часов а игра уже пройдена, посмотрели что там за квесты выполнены, пофантазировали и удалили игру, благо весит она всего 336 килобайт.

Это вся игра<br />
Это вся игра

Игру приняли довольно тепло, критики писали более менее хвалебные отзывы. Игроки тоже были не против такой диковинки.

Не знаю, к счастью это или нет, но тут появляются ещё люди которым эта игра понравилась, да так, что они ею вдохновились и как давай свои шедевры пилить, что аж искры летят. И вот трудятся они в своих закромах днями и ночами и начинают рождать свои творения.

В первую очередь я расскажу про мне кажется ещё менее известную игру чем её идейный вдохновитель, Годвилль.

Последний шаг до начала геймплея<br />
Последний шаг до начала геймплея

Создал сию вещь, один обычный русский мужик по имени Михаил Платов. Он начал свою карьеру в индустрии в 2007 году, и его первым и последним известным проектом (не считая англоязычную версию) стала эта самая игра.

В случае с Годвиллом, даже качать ничего не придётся, просто зашёл на сайт, зарегистрировался и игра пошла. Собой это творение представляет уже более умелую вещь, здесь присутствуют вещи которые можно комбинировать, локации, гильдии и многое другое.

Игра очень смешная<br />
Игра очень смешная

Что Михаилу удалось лучше всего, это шутки. Здесь смеяться хочется над всем что вообще есть, имена врагов, действия героя, снаряжение, предметы в инвентаре. Всё это вызывает порой дикий смех, не зря здесь есть возможность каждую фразу репостнуть в социальные сети.

За одну ночь, мой герой добился 5 уровня и больше мне не хочется ждать. Я всё-таки не настолько ленивый, и люблю больше сам влиять на развитие, поэтому пойдём дальше.

Через несколько лет вышла пародия на оригинал, "Progress Quest 2". Это всё тоже самое, только на русском и чуть-чуть изменён интерфейс. Долго останавливаться не буду, ничего нового там не появилось, если хотите залипнуть в нормальную игру подобного типа, поиграйте в "Годвилль".

Была ещё одна игра под названием "Сказка" но информации по ней я к сожалению найти не смог и поиграть тоже. На самом деле, все эти вышеназванные игры относятся к жанру ZPG пародии на RPG, это пока что не те самые кликеры к которым все сегодня привыкли, но о них поговорим уже сейчас.

Печеньки и иже с ними

И вот, идут года и на всеобщее обозрение выходит знаменитейшая из всех кликеров игра, взорвавшая всё и вся, легендарная "Cookie Clicker".

Изначальная версия игры
Изначальная версия игры

В августе 2013 года программист Жюльен Тьенно создаёт по настоящему культовую игру. Игру, которая понравится всем без исключения и откроет новый мир, мир жанра который взлетел на пьедестал, и произвёл настоящий БУМ игр подобного типа, которые приносят очень большие деньги, оставаясь популярными и по сей день.

Написанная за один вечер игра, была размещена на 4chan и за несколько часов в неё уже играли 50 тысяч игроков. Уже через месяц ежедневный трафик составлял более 200 тысяч. И с тех пор, каждый день в игру заходят 225 тысяч людей.

В 2018 году Жюльен завёл страницу на Patreon, чтобы иметь возможность разрабатывать ещё игры (заработать ещё денег). Игру постоянно обновляли и 8 августа 2019 года она вышла даже на Android.

Игра на данный момент<br />
Игра на данный момент

Но любая новая идея, это либо переделанная старая, либо придуманая под бэд-трипом. И в случае с печеньками, она была не новая. Ранее, в июле 2010 году вышла "Cow Clicker".

На конференции разработчиков в 2010 году развязался спор, одни доказывали что игры не должны заставлять людей платить за продвижение, другие утверждали что в этом нет ничего плохого. На этой конференции был один молодой парень, про которого я расскажу подробнее.

Один предприимчивый человек, которого зовут Ян Богост решил убить двух зайцев одним выстрелом, эксперимент над людьми поставить а заодно и денег заработать. Но Ян не обычный дизайнер видеоигр, он также является философом и учёным, поэтому проверить поведение людей было дня него частью профессионального интереса.

Ян Богост<br />
Ян Богост

Решил он сделать следующее: создать игру в которой нужно будет раз в несколько часов нажимать на обычную нарисованную корову. А если, человек не хочет ждать, он может купить себе ещё одну корову, и таким образом сможет нажимать на двух коров каждый промежуток времени.

Коровка
Коровка

Не знаю, что у людей в голове, но эта задумка начала приносить бешеные деньги, за пару месяцев проект без рекламы и продвижения собрал вокруг себя 50 тысяч игроков. И эти люди платили деньги, причём не маленькие. Вскоре, просто ради интереса Ян решил создать премиальный скин коровы за бешеную цену, нет, он был не золотой и не алмазный. Это была просто обычная корова повёрнутая в другую сторону, и что же вы думаете, люди скупали и этих коров, не смотря на очень высокую цену.

Это продолжалось несколько лет, но по итогу Богосту надоел этот балаган и он, коровий бог, учинил "Коровапокалипсис", в результате чего, все бедные затыканные коровки исчезли, остались только зелёные лужайки. Но ничего не изменилось, люди продолжали кликать, приносить деньги и требовать чтобы коровок вернули. Если захотите поиграть, этот шедевр злого гения доступен до сих пор на Facebook и IOS.

Эта история достойна экранизации от Уве Болла. Она показывает на что готовы люди, ради обычного убивания времени и конечно же коровок.

Но, вернёмся к нашим баранам, а точнее к печенькам. Смотря на бешеный успех этой не затейливой игрушки, один программист из Франции скрывающийся под псевдонимом aniwey подумал - "А чем я хуже? Я тоже могу".

В итоге этих размышлений, в том же году вышла браузерная игра "Candy Box". Игра полностью сосредоточена на конфетках, вы не можете кликать, вы можете только ждать пока конфетки сами сгенерируются. Эти конфеты можно либо съедать, либо кидать на землю, из-за чего игре будет грустно. По мере ожидания, появляются персонажи, локации и т.д.

Первая часть<br />
Первая часть

Не знаю как, но эта игра имела успех в обществе, и у меня в том числе. Это незатейливая игрушка, стилизованая под текстовый квест, радует глаз и душу, есть в ней что-то цепляющее.

Но разрабу этого показалось мало и он выпустил вторую часть. Она уже намного лучше, здесь есть полноценная карта, и всяческие секретики.

Вторая часть<br />
Вторая часть

Из всего этого понятно, что людям нравится ничего не делать, и когда за них всё делают, вообщем быть руководителями. Этот жанр начал набирать обороты, вылившись в новое русло и эволюционировав.

Эволюция

Первой эволюцией печенек я считаю, очень известную, и любимую многими, "Adventure Capitalist".

В 2015 году на свет появилась, игра про молодого и амбициозного инвестора. Она покорила сердца многих тысяч людей, и с годами распространилась на множество платформ. На самом деле, она не так далеко ушла от своего вдохновителя, и здесь опять кроме кликания ничего делать не надо, но всё же это уже что-то большее чем просто кликер, даже просто по восприятию.

Молодой инвестор<br />
Молодой инвестор

Постепенно развивая своё дело и вкладываясь в новые сферы бизнеса, вы богатеете, нанимаете менеджеров которые будут всё делать за вас, покупаете улучшения и многое другое. Вообщем-то игрушка не плохая, но мне не хватает динамичности, с нынешними Idle играми она конечно не сравнится.

Богатому инвестору открыты все дороги<br />
Богатому инвестору открыты все дороги

Следующим этапом эволюции кликеров по моему мнению была просто великолепная игра, Clicker Heroes. Хотя она вышла на год раньше чем, вышеназванная игра, я считаю её следующим этапом эволюции именно из-за геймплея.

Бедный слизень T-----T<br />
Бедный слизень T-----T

В ней ты не просто кликаешь, а ещё и исследуешь всё новые и новые биомы, убиваешь монстров, нанимаешь спутников и прокачиваешь своего персонажа. Это можно сказать, РПГ в мире кликеров. И она действительно мною очень любима, как и множеством игроков по всему миру.

Кого только не встретишь<br />
Кого только не встретишь

Игра имела грандиозный успех, все буквально залипали у экранов, ломали мышки, устанавливали автокликеры, желая увидеть что же будет дальше. Компания Playsaurus подумала, и решила что стоит ковать железо пока горячо и выпустила сиквел. Который стал ещё лучше и краше.

Ну что вам сделал этот слизень T------------T<br />
Ну что вам сделал этот слизень T------------T

Сиквел действительно стал прорывом в мире кликеров, это был опять успех. Геймплей стал кардинально лучше, рисовка приятнее, враги разнообразнее, появилась энергия которая ограничивает ваши собственные клики, даже ОГРОМНОЕ дерево умений завезли.

И вот посмотрели на своё творение ребята из Playsaurus и думают - "А чего это мы такой бриллиант, будем за даром отдавать что-ли? Ну нет, пусть его за 435 рублей покупают, а если хотят санудтрек послушать то ещё 195 сверху накидывают."

История Idle-игр или как я немного залип

Так же стоит отметить что теперь мы не просто смотрим на статичную картинку, а двигаемся по локации и рубим пеньки и слизней. Это технологичное чудо от мира кликеров, породило целый бум на мобильные Idle творения, о чём расскажу чуточку позднее.

Боярские игры

Но всё таки, перед тем как углубиться в мобильный гейминг, хочется немного пройтись по играм на персональные компьютеры. Вы не представляете сколько существует шлака, и сколько шедевров, что там только можно делать.

Пойду я по собственному порядку, который выстроен на впечатлении от игры, сначала худшие, а лучшие оставим на десерт. Первая игра на очереди "Time Clickers". Это безусловно худший кликер для меня на пк.

Да, концепция не плохая, но реализация на ужаснейшим уровне. Всё настолько яркое что глаза начинают болеть через 10 минут, за постоянными искрами не видно курсор который отвечает за клики, эпилептикам строжайше не рекомендуется.

Рай эпилептика<br />
Рай эпилептика

То что вы видите на скриншоте, это самая малая часть искр которые вылетают вам в лицо. Хорошая концепция, да реализовать бы получше, если вы любите очень яркие, вырвиглазные игрушки, милости прошу, но это не для меня.

Побудем в роли президента в "Campaign Clicker", где вы должны победить в выборах. Это минималистичная, забавная и смелая игра. Я поставил её так низко в рейтинге так как не очень люблю политику.

История Idle-игр или как я немного залип

Если вы знаете английский, сможете иногда поржать над шуточками. Здесь можно играть и за республиканцев, и за демократов. И ещё один плюс заключается в том, что здесь достаточно много персонажей за которых можно играть, и которых можно выбрать своими оппонентами. От настоящих политических личностей до Тома Круза. Но что странно, когда устанавливаешь её в стиме, Kaspersky не очень на неё реагирует и настаивает на удалении.

Оппонент
Оппонент

Займёмся развитием планеты в "Idle Evolution". Тёмная, непонятный интерфейс, где нужно якобы эволюционировать планету, но на самом деле всё построено на химических элементах.

Ничего не понятно<br />
Ничего не понятно

Сделать бы более минималистичный и понятный интерфейс, было бы лучше, а так, может понравиться тем кто любит химию. Никаких крутых фишек я не заметил.

Примем роль няньки за драконами в "Creature Clicker". Здесь нужно убивать существ кликами и развивать яйцо, которое выбираешь из 3 на выбор.

История Idle-игр или как я немного залип

Не понравилась, кликаешь, кликаешь а яйцо не хочет развиваться, только на 5 уровне дракон вылупляется. Слишком мало возможных действий и минимальный видимый прогресс. Понравится зоологам наверно.

Прикинемся героем в "God Awe-full Clicker". Красивая игра про гладиатора, который убивает мифических существ.

Злой мухомор<br />
Злой мухомор

Не смотря на кажущийся не понятный интерфейс, всё на самом деле понятно как божий день. Видно что над игрой постарались, развиваешься очень быстро и легко, её я могу порекомендовать.

Посмотрим на синий экран с надписями в "NGU IDLE". Огромное количество контента, которого хватит на очень долгое время. Вы сможете прокачивать статы, сражаться с боссами, якобы ходить по подземельям и многое другое.

История Idle-игр или как я немного залип

Долгая прокачка, сложность растёт в геометрической прогрессии, слишком много хотят и мало дают. Но вообщем контента много, играть можно.

Поубиваем ещё мифических существ в "Melvor Idle". Похожая по количеству контента на предыдущий проект, но рисовка получше.

История Idle-игр или как я немного залип

ООООЧЕНЬ много контента, глаза разбегаются, рисовка приятнее чем в предыдущем проекте, но играть не стоит, ибо нифига не понятно.

Прикинемся героем аниме в "Shonen Idle Z". Управляете анимешным героем и убиваете всех кого встречаете, попутно тренируясь.

 
 

Очень красивая, милая и интересная игра. А самое главное что, здесь можно настроить внешность персонажа и пол. Ну ещё нужно зачищать локации от врагов и прокачка быстрая.

Посетим красивых девушек в "Sakura Clicker". Игрушка достаточно приятная, где предстоит убивать шикарных анимешных тян.

Ухххх
Ухххх

Очень многообразные девушки-монстры и локации. Игра красивая что глаза разбегаются, играть советую всем. (¬‿¬ )

Построим кирпичный завод в "Insanity Clicker". Русский кликер-хоррор, довольно необычная концепция.

История Idle-игр или как я немного залип

Реально страшные и неприятные монстры, пугающие локации и жуткие боссы. Я как любитель хорроров, оценил, оцените и вы. И там можно сражаться в пвп, правда игроков нету.

Погоняем в "Idle Racing GO: Car Clicker Tycoon". Гонки, турниры и многопользовательские соревнования.

История Idle-игр или как я немного залип

Ветер в харю я ***рю, молниеносные гонки, кровь стынет в жилах от скорости, всем любителям гонок очень рекомендую, хоть долго в неё не поиграешь.

Ограбим банк в "Idle Heist" Деньги, мани, валюта, бабки.

История Idle-игр или как я немного залип

Продуманная до мелочей игра, где есть три банка, которые нужно ограбить, также можете нанимать поддельников в свою банду. Больше говорить нечего, просто поиграйте.

Будем заниматься популярным и прибыльным ныне делом в "Cryptocurrency Clicker". Майним криптовалюту и покупаем видюхи.

Успешный майнер<br />
Успешный майнер

Апгрейдишь комп, майнишь крипту, стиль минималистичный как мне нравится в таких играх, есть визуальные улучшения что я тоже люблю в таких играх, играйте на здоровье.

Рубим всё и вся в "Idle Champions of the Forgotten Realms".Кровь, кишки и мясо.

История Idle-игр или как я немного залип

Самый лучший кликер на пк. Смесь кликера и РПГ, ходите по локациям, убиваете монстров, бандитов и боссов. Выполняете задания и вообщем-то заняться есть чем, поиграть обязательно.

Это конечно не все проекты, но остальные как по мне, не достойны вашего внимания. А теперь можем перейти наконец-то к среде обитания самых лучших idle игр и кликеров.

Мобильный бум

На мобильных устройствах просто огромное количество отличных игр, это и понятно, надо же деньги зарабатывать, а если игра плохая, никто в неё играть не будет, вот и приходиться выкручиваться. Здесь никакого порядка не будет, я просто буду перечислять игры которые нашёл хорошими.

Жизнь шахтёра в "Tap Tap Dig 2". Копай, копай и ещё раз копай.

История Idle-игр или как я немного залип

Сидишь себе в шахте и долбишь киркой, ничего сложного. Иногда червяки вылезают, тыкаешь по ним и алмазики вылетают. Нанимаешь помошников, вообщем служба шахтёра и опасна и трудна.

Путешествуем во времени в "Adventure Ages". Игрушка от создателей "Adventure Capitalist.

История Idle-игр или как я немного залип

Тот же геймплей что и в знаменитом произведении, но в другом сеттинге. И сеттинг этот честно говоря бомба, я люблю историю и мне понравилось, правда автокликер здесь вам не поможет.

Жизнь космического шахтёра в "Idle Space Miner". Игра похожая на развитие бункера.

История Idle-игр или как я немного залип

Не плохая, яркая, красочная, правда с таким геймплеем есть много похожих, играть или нет, решать вам.

Держим фуд-корт в "Foodpia". Развиваем свой бизнес по продаже еды и умиляемся.

История Idle-игр или как я немного залип

Минималистичная, милая игрушка, в которой приятно провести время, ещё и вся еда с лицами, ну просто милота.

Да пребудет с вами Сатана в "Idle Apocalypse" Восхваляем дьявола и создаём армию нежити.

История Idle-игр или как я немного залип

Интересный сеттинг кликера, которого я больше нигде не видел, нужно создать армию демонов и монстров во имя Сатаны. Сатанистам советую.

Разводим милых питомцев в "Idle Puppy". Милые щенки, котята и многие другие.

История Idle-игр или как я немного залип

Коты, коты и ещё раз коты. Милый, добрый, светлый шедевр, разработанный специально для Apanasika, зовите его, пусть поиграет.

Послесловие

И так, из одной не замысловатой идеи простого парня, родилась целая эра игр, которая и по сей день приносит создателям огромные деньги, особенно в мобильном секторе. А мы люди которым лень иногда сесть за компьютер и поиграть в ААА игры, либо которые просто хотят убить время, продолжаем приносить прибыль и крутить этот конвейер.

Конечно в этом нет ничего плохого, ведь на каждый продукт найдётся свой потребитель, но не кажется ли вам, что таким образом мы просто развиваем свою лень?

Вот и сказочке конец, а кто читал, молодец.

P.S. В не далёком будущем выпущу ещё один лонгрид, я его ещё не начал писать, но идея уже есть.

P.S.S. Это мой первый лонг, принимаю любую критику.

112112
46 комментариев

О "профильных" кликерах ничего. А они есть
Cell to Singularity - о эволюции с мини-энциклопедией. Динозавры в наличии.
Realm Grinder - помимо смекалки нужны и серьёзные знания алгебры. Это если заморочиться.

22
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

В некотором смысле этот жанр - венец идеи видеоигр. Он позволяет с минимальными энергозатратами обмануть мозг и развести его на халявный дофамин (или что там заставляет нас продолжать тыкать печеньку)

9
Ответить

любил он очень, одну популярную игру, EverQuest. Не представляю, за что он её любил

6
Ответить

Думаю, это была шутка про полу-обнаженную даму на картинке.

Ответить

Мой первый кликер - Diablo 2 :)

5
Ответить

Diablo: Hellfire тогда уж) во второй части можно зажать кнопку и будет автоатака

Ответить