И одеяло сшить, и сверхдержавой поуправлять: лучшие настольные игры на двоих

Во что сыграть на пару c другом или со второй половинкой.

Многие считают, что настольные игры — это занятие только для больших компаний. Это, конечно же, не так — хотя бы по той причине, что большинство классических настолок рассчитаны на двух игроков. С момента изобретения шахмат индустрия настольных игр шагнула далеко вперёд, и теперь каждый сможет найти что-то на свой вкус.

Мы уже рассказывали о том, в какие настольные игры можно сыграть в кругу семьи. Сегодня же поговорим о тайтлах, зарекомендовавших себя как отличное развлечение для двоих — и не важно, встречаетесь вы с другом-настольщиком или устраиваете тихий вечер со своей второй половинкой. Стоит учесть, что не все игры из подборки рассчитаны только на двоих игроков: во многие можно играть и компанией.

И одеяло сшить, и сверхдержавой поуправлять: лучшие настольные игры на двоих

«Пэчворк» (Patchwork)

2 игрока, 15-30 минут, сложность — низкая

В 2014 году именитый геймдизайнер Уве Розенберг создал одну из лучших абстрактных игр, а в 2018-м силами локализатора Crowd Games она добралась и до российского рынка. И, нужно признать, более милую и уютную игру для двоих найти вряд ли удастся.

Даже от описания становится тёпло и комфортно: в «Пэчворк» игроки вышивают лоскутное одеяло, а вместо валюты используют жетоны пуговиц. Кусочки ткани представлены картонными тайлами разной формы и размера — чтобы сшить одеяло, не оставив пустых мест, нужно хорошо постараться. Под конец партии игра превращается в занятный геометрический паззл. А из-за того, что лоскутки выбираются из общего пула, нужно ещё и следить, чтобы оппонент не забрал нужный тайл себе на полотно.

Если надумаете брать игру кому-то в подарок, вот вам небольшой совет: сразу же купите ещё и большую горсть пуговиц. Это очень простой и эффективный апгрейд для «Пэчворка»: использовать настоящие пуговицы вместо картонных жетонов гораздо приятнее.

«Каркассон» (Carcassonne)

2-5 игроков, 30-60 минут, сложность — низкая

«Каркассон» можно было упомянуть и в нашей подборке семейных игр, но там и так уже обосновались мастодонты вроде Catan и Ticket to Ridе. Кроме того, из этого набора классических еврогеймов «Каркассон» лучше всего играется в компании из двух игроков. Даже на странице на BoardGameGeek указано, что, по мнению сообщества, лучше всего в неё играть именно вдвоём.

Многие не согласятся с такой оценкой, но факт остаётся фактом: рисовать карту средневековой провинции вдвоём так же интересно, как и в компании. Один из ключевых геймплейных моментов в «Каркассоне» — когда берёшь жетон из стопки. Что ждёт на его лицевой стороне? Может, та самая стена, которой не хватает, чтобы достроить город? Или редкий тайл с монастырём? Когда играешь вдвоём, эти волшебные моменты случаются чаще — жетоны выкладываются один за другим, и вот уже за какие-то полчаса партия подходит к концу.

Новую партию при этом начать проще простого — перевернул жетоны, хорошенько перемешал, и можно снова застраивать французские поля городами и прокладывать дороги. Если бы среди настолок была премия за самую быструю подготовку к игре, «Каркассон» точно бы занял первое место. В этом он сильно обгоняет ближайших конкурентов, особенно тех же «Колонизаторов».

Если обычный «Каркассон» всё же наскучит, всегда можно разбавить его дополнениями. Их целый ворох — есть из чего выбрать. Большая часть из них имеет модульную структуру: можно выбирать, какие элементы включать в игру, а какие нет. Главное — не переборщить с количеством новых механик, иначе гениальная простота оригинала в них попросту растворится.

«Кодовые имена: Дуэт» (Codenames: Duet)

2+ игрока, 15-30 минут, сложность — очень низкая

В своё время оригинальные «Кодовые имена» взорвали мир настольных игр для вечеринок. В них было всё, что нужно для успешного патигейма: гениальная в своей простоте механика и почти бесконечная реиграбельность, а самое главное — она обеспечивала море смеха за столом. Минус был всего один: для партии нужно было минимум четыре человека. А лучше шесть. Или все восемь.

К счастью, её создатели нашли выход из положения: немного переработав правила, они выпустили «Кодовые имена: Дуэт». Получился почти беспрецедентный случай, когда настольный патигейм превратился в игру на двоих, не потеряв геймплейной основы. «Мафии» такое и не снилось.

Те, кто уже знаком с «Кодовыми именами», быстро разберутся в новых правилах. Вам всё так же предстоит загадывать группы слов, объединённых одной ассоциацией. Разница лишь в том, что теперь вы играете не друг против друга, а действуете сообща: напарнику нужно давать подсказки, указывая на верные слова. Хитрость в том, что из 25 слов, составляющих игровое поле, нужно угадать 15, но при этом каждый игрок видит лишь часть из них.

Хоть «Кодовые имена: Дуэт» и рассчитаны на двух игроков, в них можно играть и компанией — нужно лишь сесть по разные стороны стола. Каждая команда в таком случае будет совещаться между собой и давать подсказки сообща. Для большей вариативности можно использовать карточки из оригинальных «Кодовых имён» и ещё одной игры серии — «Кодовые имена: Картинки».

«Джайпур» (Jaipur)

2 игрока, 15-30 минут, сложность — очень низкая

Если хочется сыграть во что-то простое, но атмосферное, стоит обратить внимание на «Джайпур». Это карточная игра, в которой игроки выступают в роли торговцев на восточном базаре и стараются заработать почётное место при дворе Махараджи.

В свой ход можно либо набрать карты с товарами, либо продать их на рынке. Чем больше одинаковых товаров вы продаёте за один ход, тем больше фишек с очками получаете, но в течение игры ценность самих фишек уменьшается. Таким образом, нужно искать баланс и находить оптимальное время для сделок. Помимо карт с тканями, специями и драгоценностями есть ещё и карты с верблюдами. Их нельзя продавать, но они незаменимы при обмене на другие виды товаров, а ещё приносят дополнительные очки в конце раунда.

«Джайпур» отлично подойдёт в качестве быстрого настольного развлечения, а компактный размер позволяет брать её в поездки. Благодаря простым правилам можно играть с любым оппонентом — даже с бабушкой или с ребёнком.

«7 чудес: Дуэль» (7 Wonders Duel)

2 игрока, 15-30 минут, сложность — средняя

Ещё одна дуэльная карточная игра, но с более серьёзной темой: в ней соперники соревнуются в построении процветающей империи. Партии в ней тоже проходят быстро, но тактической глубины здесь побольше, да и нюансы правил вряд ли удастся освоить с первой же партии. Хотя тем, кто играл в оригинальные «7 чудес», концепция покажется знакомой.

Игра проходит в три «эпохи», для каждой из которых есть свой набор карт. Игроки по очереди берут и разыгрывают карты из общего набора, стараясь переиграть соперника на военном, научном или экономическом поприще. Таким образом, можно выиграть тремя способами: дойти до конца военной шкалы, собрать шесть из семи жетонов науки или же набрать больше победных очков к концу третьей эпохи.

По ходу игры предстоит зарабатывать ресурсы, изучать новые технологии и, конечно же, строить чудеса света. Они требуют много ресурсов, но дают победные очки и уникальные способности. Каждый игрок начинает с четырьмя чудесами, но в игре их может быть не более семи — таким образом, нужно постараться опередить оппонента, чтобы построить все четыре.

«Звёздные империи» (Star Realms)

2 игрока (до 6 игроков, если купить несколько копий), 15-30 минут, сложность — низкая

Продолжаем тему дуэльных карточных игр. На сей раз сеттинг отправляет нас в космос, а механики учат колодостроению. «Звёздные империи» — это соревновательный декбилдер, в котором игроки принимают на себя роль звёздных лордов и участвуют в космических баталиях.

Каждый игрок начинает партию со стандартной колодой из слабеньких кораблей и пятидесятью «хит поинтами», которые тут называются очками влияния. В свой ход можно разыгрывать карты, использовать их свойства и покупать новые из общей колоды. С покупкой карт ваша колода становится мощнее — в ней появляются новые корабли и космические базы с уникальными свойствами.

Карты делятся на четыре фракции. Каждая диктует определённый стиль игры и позволяет использовать особые свойства, если перед вами лежат две и более карты одинакового цвета. Игра очень быстро набирает обороты: поначалу ваши истребители еле-еле наносят урон противнику, но уже через несколько раундов колода становится гораздо мощнее.

Партии в «Звёздных империях» проходят быстро, а правила несложно будет освоить даже тем, кто ни разу не играл в настольные игры. Это отличный способ познакомиться с миром колодостроительных настолок, не теряясь в томах правил и не тратя целое состояние на расширение коллекции карт.

«Сундук войны» (War Chest)

2 или 4 игрока, 30-60 минут, сложность — средняя

«Сундук войны» — одна из лучших абстрактных стратегий на настольном рынке. В ней два игрока соревнуются в роли командующих средневековых армий, стараясь уничтожить отряды противника и захватить ключевые точки на карте. Не стоит ждать исторической достоверности или таблиц параметров для каждого типа юнитов — в этом плане игра недалеко ушла от тех же шахмат. Однако визуальную простоту она компенсирует глубиной тактики и почти бесконечной реиграбельностью.

В «Сундуке войны» есть шестнадцать типов юнитов, но в бой можно взять не более четырёх. Каждый из них обладает уникальными свойствами: кавалерия более мобильна, лучники могут атаковать на расстоянии, рыцари хороши в защите и так далее. В игре при этом есть элемент случайности: каждый раунд игроки вытаскивают по три жетона юнитов из специального мешка, и это определяет, каких именно юнитов они могут активировать.

На вывод войск и усиление отрядов тратятся жетоны — они выкладываются на игровое поле. А вот жетоны, потраченные на перемещение юнитов или атаку, со временем возвращаются в мешок. Выходит, что чем сильнее ваш отряд, тем меньше вероятность его активировать.

Дизайн компонентов минималистичен, но выполнены они на отличном уровне. Жетоны отрядов лежат в руке приятной тяжестью, как покерные фишки, а мешочки радуют вышивкой с эмблемами армий. Даже сама коробка выглядит шикарно: открывается сбоку, как настоящий сундук, и закрывается на магнитный замок.

В «Сундуке войны» предусмотрен и вариант игры на четверых: в нём игроки сражаются в командах по два человека.

«Звёздные войны: Восстание» (Star Wars: Rebellion)

2-4 игрока, 180-240 минут, сложность — высокая

По «Звёздным войнам» выходило много настольных игр, но мало какие могут сравниться по глубине и масштабности с «Восстанием» — не зря в рейтинге BoardGameGeek оно входит в десятку лучших. Эта эпическая стратегия основана на событиях классической кинотрилогии «Звёздных войн» и позволяет пережить главные наземные и космические сражения киносаги.

Один игрок берёт под контроль армию и флот Империи, а другой — разрозненные силы Повстанцев. Условия победы и стиль игры у каждой стороны отличаются. Имперцы используют своё численное превосходство, чтобы задавить противника силой, и если им удастся найти и уничтожить базу Повстанцев, они выигрывают. Остатки сил Республики, наоборот, избегают прямых столкновений и ведут подрывную деятельность, ослабляя мощь Империи. Они побеждают, если им удастся склонить достаточно звёздных систем на свою сторону.

Игра очень богата на компоненты: во время наземных и космических сражений в ней используются более 150 миниатюр. Тут есть и фигурки солдат, и шагающие AT-ST, и даже Звезда Смерти. Кроме того, здесь обыгрываются личные истории героев и знаменитые моменты из киносаги — вроде тренировки Люка Скайуокера на Дагобе или заточения Хана Соло в карбоните.

«Звёздные войны: Восстание» — это, прежде всего, дуэльная стратегия, но в ней предусмотрены варианты игры втроём и вчетвером. В таком случае игроки делятся на команды, и одна из них берёт под контроль флот, а другая — армию. В прошлом году также вышло дополнение «Звёздные войны: Восстание. Рассвет Империи». Оно исправило и улучшило баланс оригинальной игры, а ещё туда добавили героев фильма «Изгой-один».

«Сумеречная борьба» (Twilight Struggle)

2 игрока, 180-240 минут, сложность — высокая

Если комплексные дуэльные стратегии — это ваш жанр, но вместо «Звёздных войн» и «Властелина колец» хочется более близкий к реализму сеттинг, то отличным выбором станет «Сумеречная борьба». Это игра о противостоянии США и СССР во времена холодной войны: игроки берут под свой контроль одну из сверхдержав и стараются переиграть оппонента, наращивая влияние в мире, но не вступая при этом в открытую конфронтацию.

Игра проходит в десять больших раундов, охватывающих исторический период длиной в полвека — от окончания Второй Мировой и до распада СССР. «Сумеречная борьба» оживляет забытые знания из учебников истории: на карточках с событиями есть и Карибский кризис, и чернобыльская катастрофа, и гонка вооружений, и даже знаменитые кухонные дебаты между Хрущёвым и Никсоном.

Основная цель игры — набрать 20 победных очков, сосредоточив в своих руках больше влияния. Для этого нужно увеличивать своё присутствие в разных частях света — Азии, Европе, Африке, а также Центральной и Южной Америке. Но это не единственный способ выиграть: вместо этого можно полностью захватить власть в Европе или вынудить противника развязать ядерную войну.

«Сумеречная борьба» может поначалу показаться довольно сложной, но если разобраться в правилах, она способна захватить с головой. Не зря она уже 16 лет занимает место в первой пятерке лучших игр на BoardGameGeek. Единственное, к чему нужно быть морально готовым, — это длина партий: одна игра с лёгкостью может растянуться на несколько часов.

Есть ли у вас любимая дуэльная стратегия или захватывающая карточная игра на двоих? Делитесь своими рекомендациями в комментариях. А мы в следующем материале расскажем о том, в какие настольные игры можно играть в одиночку.

230230
132 комментария

Любимая дуэлька - Santorini. Отсутствие рандома, быстрые партии, простота правил, усваиваемых буквально на автомате, почти бесконечная реиграбельность и общая красота компонентов. За счёт различных комбинаций сил богов почти никогда не встречаются одинаковые партии. Каждый раз открываешь для себя что-то новое в стратегии игры.

38

Звучит классно! Спасибо за рекомендацию

3

Интересно. Спасибо

Можно я как обычно покритикую, не предлагая?

Пэчорк - да, но отдельным людям абстракты наскучивают очень быстро.
Каркассон - только база. Допы руинят ее, как и сказано в тексте, собственно.
7 Чудес Дуэль - крайне переоцененная "цивилизация". Пантеоны - такой же мусор.
Twilight Struggle - не всякая вторая половинка сядет в нее играть даже из-за сеттинга просто.
Карточный Ужас Аркхэма, который усиленно советуют в комментах - это баблокачалка. База вызывает только одну эмоцию - уныние.
Кодовые имена (любые) - это та игра, которой вообще существовать не должно было.

Могу добавить, что не обязательно искать игры, заточенные именно на двоих, и этим сознательно ограничивать возможный пул. Почему в подобных топах так постоянно делают? Есть куча игр на 4-5-6 игроков, которые будут хорошо (если не лучше) играться вдвоем.

11

Хз о чем ты, но коднеймс - одна из лучших игр, что объединяла нашу разнообразную компанию в дискорде.
Так что попахивает хейтом на счет всего остального.

18

Буду дефать карточный Ужас Аркхэма. Это самая дешевая игра из Лавкрафтианской линейки. При том что даже у базовой коробки 3 сценария,продолжительностью 60+ минут, 4 уровня сложности, как минимум 2 концовки у каждого сюжета. Первый сценарий в базе и правда скучноват, но уже второй масштабный и интересный, и в дальнейшем будет не хуже, плюс допы привносят новые механики. А ещё, можно создавать собственные сценарии. Возможно, не фанатам серии или Лавкрафта игра не особо зайдет, но для фана это маст хев. 

2

Разве умолчание положительных сторон названных игр - это не манипуляция?)

1