Захотел стать художником и 500 дней рисовал ежедневно: как в 28 лет я решил заняться любимым делом

Захотел стать художником и 500 дней рисовал ежедневно: как в 28 лет я решил заняться любимым делом

В мае 2019 года я купил графический планшет и решил всерьез заняться рисунком. Обучение пришлось совмещать с основной работой, игровым Youtube-каналом и семейными делами. За 500 дней я прошел пять курсов, просмотрел сотни лекций и заполнил свыше 1000 листов. Сегодня я хочу показать результат занятий, поделиться полезными материалами и рассказать об этапах обучения.

Что получилось

Прежде всего я покажу результат. Это будет честно — вы сможете сразу решить, читать ли текст до конца или нет. Я рисовал 500 дней, ежедневно тратя от 20 минут до 6 часов. Смотрел видеоуроки, слушал лекции и читал книги. Прошел платные и бесплатные курсы. Самому себе ставлю оценку за обучение — «удовлетворительно» с минусом. Уверен, что за полтора года возможно добиться гораздо лучших результатов.

Хочу в геймдев

Еще в школе поля моих тетрадей украшали невообразимые физиономии чудовищ, вдохновленные работами Патрика Ламберта (дилогия Disciples от Strategy First). Преподаватели постоянно делали замечания, а однажды даже пригласили школьного психолога. К сожалению, ни одного рисунка с детства я не сохранил, о чем сильно жалею. Причиной стали занятия в художественной школе.

Концепт-арт для Disciples 2 Patrick Lambert
Концепт-арт для Disciples 2 Patrick Lambert

Я помню интервью Владимира Бондаря в журнале «Мир фантастики» в 2005 году. Тогда я горел идеей создавать концепты персонажей для игр. Иллюстратор советовал энтузиастам отправиться в художественную школу для старта обучения. Так сделал и я, записавшись в одну из махачкалинских школ искусств. За полтора года обучения я не научился «базе», зато наслушался лекций про бедность настоящих художников и бездарность моих трудов. Если у педагога была задача демотивировать учеников, то ей это удалось — я прекратил рисовать вплоть до 2019 года.

Желание попасть в геймдев никогда не покидало меня. Пытался научиться программированию, но тщетно. Мы со строкой кода так и не нашли общего языка. C графическими и видеоредакторами дела обстояли лучше. Еще в студенческие времена я хорошо освоил Adobe Photoshop и Premiere. Позже мне это здорово помогло в профессии и Youtube-канале. Однако этого было мало, чтобы заняться созданием игр.

Два года назад я влюбился в тактическую RPG Battle Brothers. Вместе с игрой я получил цифровой артбук, где художник Paul Taaks детально описывал процесс создания. Фактически Battle Brothers разработана двумя людьми, где первый полностью отвечал за код, а второй — визуал. Кейс подстегнул меня вернуться к рисунку. Впервые я увидел смутное очертание себя в геймдеве.

Иллюстрация к Battle Brothers Paul Taaks
Иллюстрация к Battle Brothers Paul Taaks

Старт обучения

Купив графический планшет Huion 1060P на «али», я рассказал о старте обучения подписчикам Youtube-канала. Заранее знал, что среди 25 тысяч постоянных зрителей найдутся те, кто сможет помочь советом. Так и случилось — меня направляли несколько художников, которые пожелали остаться инкогнито в статье. Без советов, я уверен, не добился бы и трети сегодняшнего результата.

Захотел стать художником и 500 дней рисовал ежедневно: как в 28 лет я решил заняться любимым делом

Я создал профиль в инстаграм, где ежедневно публиковал рисунки с записями обучения. Социальная сеть стала кнутом, который не позволял свернуть с пути. Сегодня в профиле свыше 360 записей — каждый может проследить поэтапно мой прогресс. Стремление поделиться своими успехами и разочарованиями дисциплинировала меня заниматься.

Захотел стать художником и 500 дней рисовал ежедневно: как в 28 лет я решил заняться любимым делом

В определенный момент я перестал публиковать посты ежедневно — написание текстов и загрузка изображений отнимала слишком много времени. Кнут был больше не нужен.

Один из постоянно задаваемых вопросов среди художников — «Мне 30, не поздно ли начинать?».

К сожалению, времени у 29-летнего семьянина с постоянной работой меньше, чем у студента. Это сказалось на результате. Я рисовал во время обеда и после 7 вечера, а в полночь, когда ребенок и супруга уже спали, слушал лекции. Часто на сон уходило меньше пяти часов. Ответ на вопрос выше — не поздно, но сложнее и медленнее.

Уроки, курсы, лекции

Первые дни я только привыкал к стилусу, «калякая» по 20-30 минут в день. Не знал с чего начать, куда двигаться, что рисовать. Наблюдая за моими портретами, в комментариях посоветовали «качать базу» и изучить анатомию. Перспектива рисовать кубики и цилиндры меня не привлекла и я начал со второго. Позже понял, насколько решение было глупым.

Второй день
Второй день

Вы запросто обойдетесь без знаний строения человеческого тела первый год, а то и два. Прежде всего нужно научиться рисовать примитивы в пространстве, чтобы после использовать их для создания чего угодно. Анатомия — это дополнительные, продвинутые знания, которые используют на всю катушку далеко не все художники. Это отнюдь не значит, что стоит пренебрегать теорией, но на старте не прислушивайтесь к советам «начни с анатомии».

Если вы научитесь видеть примитивы в сложных объектах, то сможете нарисовать все.

Я изучал анатомию через учебники, атласы и видео-уроки в Youtube. Мне повезло и один из подписчиков поделился со мной записями курса Скотта Итона Portraiture and Facial Anatomy и Anatomy for Artists. К сожалению, сейчас приобрести лекции невозможно, а достать — весьма проблематично. Бесплатной альтернативой выделю курс Александра Рыжкина на Youtube. Дополнительно рекомендую приобрести книгу «Анатомия фигуры человека. Краткое пособие для художников», которая послужит, как шпаргалка на долгие годы.

Уже после лекций по анатомии я понял, что никуда не сдвинусь без ненавистных по художественной школе кувшинов. Сегодня в сети существуют десятки платных курсов и здорово, если школы дают «превью». Иногда даже крутой художник с проверенной учебной программой не способен донести до тебя информацию. Например, на канале Олега Торопыгина — бесплатная и отличная серия лекций по основам рисунка, портрету, фигуре. Однако подача материала мне оказалась просто не близка.

Тогда я наткнулся на видео-урок Андрея Самарина от «Академики». Преподаватель понравился, а программа показалась понятной. Курс достался с большой скидкой — около семи тысяч рублей. Сегодня лекции стоят почти в два раза дороже и доступны на сайте художника. Часть уроков была записана вразброс, а видеографу порой хотелось вдарить штативом по башке. Тем не менее, Самарин — отличный педагог. Я наконец подружился с перспективой, построением и предметами в пространстве.

258 день
258 день

Следующим шагом стали фигуры в движении. Бесплатный курс Proko в Youtube помог освоить построение тела, понимание пропорций и ритма. Сегодня мое каждое занятие начинается с 20-минутной разминки. Я рисую 10 обнаженных поз с интервалом в 2 минуты на каждую и за это время уже успел отрисовать свыше 2000 фигур. Здорово выручает сайт Quickposes.com.

Регулярные «гестурки»
Регулярные «гестурки»

Последними занятиями стали фрагменты лекций Dynamic Sketching от Питера Хана и бесплатный интро-курс по скетчингу от Егора Гришина. Лекции и мастер-классы дополняют и где-то повторяют друг друга. Если бы я начинал обучение с нуля, то после «Академики», сразу бы взялся за изучение этих материалов.

После курсов к стилусу присоединился скетчбук. Сегодня я занимаюсь с карандашом и ручкой не меньше, чем с планшетом. Иногда пытаюсь совместить, переводя лайнарт через сканнер.

Отдельной проблемой для меня навсегда останется цвет. К сожалению, я почти не различаю оттенки зеленого, красного. Возможно, не понимаю и другие цвета. Чтение книг, статей и просмотр лекций о теории не сильно помогли. Один из подписчиков проходил интенсивы Дмитрия Клюшкина, и поделился парой приемов. Сейчас я выбираю несколько референсов из работ художников для создания палитры. Затем пипеткой копирую цвета, а слоями Multiply и Color Dodge нахожу оттенки.

471 день
471 день

После я просмотрел все записи с выступлений, стримов и мастер-классов Дмитрия в Youtube и смог выстроил примерный пайплайн работы над концепт-артом. Если вы считаете, что готовы к дизайну, то это отличный старт.

Дальнейшее изучение работ на ArtStation выпускников Scream School, XYZ, Smirnov School заняло меня на три месяца. К сожалению, такой способ бесплатного обучения не лишен минусов. Во-первых, вас никто не подстегивает домашними заданиями, во-вторых — нет фидбека. Уже эти два пункта — повод записаться на курсы. Частично проблему с последним вы можете решить вступив в дискорд канал с художниками. Например, такой есть у Owl Studio — ArtNest. Кстати, основатель компании Вера Величко ведет Youtube-канал с тонной полезного материала по CG. Здесь и бесплатный курс по анатомии, и стримы с мастер-классами.

479 день
479 день

Конечно, это не все, кто мне помог в обучении. Были еще каналы на Youtube от CGFish, Bradwynn Jones, Никиты Рожкова, CGSpeak, книги Николая Ли, Артура Гаптила, Скотта Робертсона и множество других. Однако краеугольными камнями в освоении рисунка я бы оставил приведенные выше источники.

Что сейчас

На ближайшие полгода я уже наметил примерный план обучения. Прежде всего — не прекращать практиковаться. Анатомия пока хромает, рендер похож на мазню, а с композицией — швах! На одном из стримов Вера Величко рассказала, что в индустрии рисунка джун отличается от миддла прежде всего непредсказуемым результатом. Пока я также не могу уверено выдавать хотя бы удовлетворительные рисунки каждый день.

504 день
504 день

Параллельно начну осваивать 3d. Опыта в Blender почти не было — только разбор болванок черепа и фигур человека. Пока я только присматриваюсь к курсам и планирую попробовать бесплатные от XYZ и Кайно.

Недавно я наткнулся на видео Дины Норлунд об обучении в FZD School of Design. Сингапурская школа дизайна — это капиталистический Хогвартс, где за год художников прокачивают по брутальной программе. Только за обучение ученикам придется выложить свыше двух миллионов рублей, не говоря о перелете и проживании в чуть ли не самом дорогом месте планеты. К счастью, Дина подробно рассказывает о большей части занятий в школе, демонстрируя домашние задания и примеры. FZD ведет и собственный Youtube-канал с сотнями часов лекций.

530 день
530 день

Просмотрев ролики, я выписал себе примерный план занятий, что займет меня на ближайший год. К сожалению, фидбека от концепт-художника LucasFilms не получить, но возможно поделиться результатами в Discord-каналах и инстаграме. Также Рожков Никита проводит платные разборы работ, чем я воспользуюсь в ближайшее время.

Впереди еще долгий путь. Желание попасть в геймдев и заниматься любимым делом не исчезло за 500 дней. По правде, я писал эту статью месяц в перерывах между обучением и работой. Совсем скоро я буду праздновать свой второй год занятий, а пока — начинаю 532-й день ежедневного рисунка.

#лонгрид #арт

579579
100 комментариев

Схожая история! Тоже начал в 2019 году и мне сейчас 28.
Правда у меня в основном анимедевы. Рисую после работы, надеюсь в итоге сделать это основной деятельностью. Может тогда напишу статью вроде этой. Иногда накатывает, что уже слишком стар вкатываться в это всё, но в конечном счёте рисование само по себе слишком полюбилось. И очень вдохновили видео на ютубе (канал Archipel) с азиатскими художниками игровых серий, когда увидел их лица и понял, что многие мне годятся в отцы. Значит видимо я всё же не так уж и стар для анимедевочек.
Пример рисунка 2019 года и пример одного из последних:

90
Ответить

Шикарный прогресс, молодчина

11
Ответить

стар28Самое время, чтобы съехать от родителей. Ну, в западных странах, у нас это уже старость, да. Ты прожил хорошую жизнь, огонь горящий в два раза ярче гаснет в два раза быстрее, пришло время умирать и все такое.

6
Ответить

Не впервые это замечаю в артах, да и в самих японских мультиках, вот это: (см. скриншот) 
Зачем так делать? Для чего? Это разве не бросается в глаза? Да и в принципе, какая причина у аниме-художников всегда рисовать острый подбородок, если это мешает отличить персонажа от сотни куча других абсолютно таких же девочек. 

3
Ответить

Давно все собираюсь тебе написать, обрати внимание сильнее на пропорции, они частенько едут у тебя. И лица очень угловатые, может такая задумка, конечно, но честно лучше большее сильнее их скруглять как по стандарту аниме) а так прогресс конечно очень большой, особенно в работе с цветом

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Тоже начал год назад. Тоже около 30. Но до этого 10 лет художник и 6 лет худ вуза. Диджитал рисунком не занимался прежде. Вот, сегодня закончил портрет, например. Если что, это не я на нём :)

66
Ответить