Герои и злодеи: самые известные «пары» в истории комиксов
Разбираемся, почему враждуют Бэтмен с Джокером, Супермен с Лексом Лютором и другие культовые дуэты.
Яркие злодеи — обязательный атрибут супергероики. А самые интересные пары противников давно стали частью массовой культуры, известной даже тем, кто не читает комиксы. За годы у супергероев сложились непростые отношения с их врагами: часто они не столько дерутся друг с другом, сколько спорят и припоминают былые обиды.
Да и сами конфликты героев и злодеев давно превратились в метафоры для борьбы различных идеологий, философий или природных явлений, семейных и социальных конфликтов. Кому-то это по душе, кто-то считает такие приёмы наигранными, но такова уж традиция жанра. Вспоминаем, как развивались самые важные, старые и интересные конфликты в супергероике, и как их понимают современные сценаристы.
Супермен и Лекс Лютор
Супермен — один из старейших супергероев, а Лекс Лютор — один из старейших его противников. Впервые персонажи встретились на страницах комиксов ещё в 1940 году. Но за прошедшие с тех пор десятилетия их конфликт пережил столько изменений, что от его первоначальной идеи уже ничего не осталось.
В оригинале Лютор — классический «сумасшедший учёный», мечтавший о богатстве и мировом господстве. Он жил в собственном летающем городе-крепости, где вынашивал планы по разжиганию войны между европейскими странами. Супермен остановил злодея, который на тот момент казался лишь «одним из многих» врагов последнего криптонца. Строго говоря, в финале первого комикса Лютор взорвался вместе со своим городом, но вскоре вернулся с новыми планами по захвату власти и обогащению.
Этот сюжет очень характерен для 40-х годов. Вторая мировая война уже началась, но США в неё ещё не вступили, и многие авторы старались привлечь внимание читателей к событиям в Старом свете. Вражда Лютора и Супермена и после этого часто перекликалась с важными политическими проблемами — так, в 1944-м Лютор первым из всех суперзлодеев использовал атомную бомбу, за год до её применения в реальной жизни. Военный департамент США даже запретил продажу комикса, заставив издателей отложить его до 46 года, чтобы не привлекать лишнее внимание к разработкам нового оружия.
Тогда же, в 40-е, Лютор «облысел». Произошло это, судя по всему, из-за ошибки художника. В оригинальном комиксе сумасшедший учёный обладал густой шевелюрой, но позже без каких-либо объяснений его нарисовали уже лысым.
Фанаты это запомнили, так что в последующих переосмыслениях истории сценаристы всегда объяснили облысение Лютора отдельно: иногда волосы выпадали из-за стресса, иногда под влиянием какого-нибудь излучения, а иногда из-за опасных химикатов. Но почти всегда Лютор винил в этом Супермена.
А переосмыслений написали немало — с конца 50-х Лютор быстро завоёвывал популярность, выделяясь среди всех противников Человека из стали, и его история обросла подробностями. Поначалу он оставался верен образу сумасшедшего учёного-преступника в духе профессора Мориарти или врагов Джеймса Бонда. В таком виде он задал «моду» среди злодеев на дерзкие и безумные побеги из тюрьмы — так сценаристы отражали гениальность персонажа, способного собрать боевого робота даже в камере.
Комиксы вообще постоянно подчёркивали интеллект Лютора, прямо заявляя, что в открытом бою с Суперменом ему не совладать. Знаменитая силовая броня суперзлодея, которая позволяет ему на равных сражаться с сильнейшим человеком в мире, впервые появилась только в 70-е, в рамках сюжета, строящегося вокруг планеты Лексор — её жители провозгласили Лютора правителем после того, как он восстановил их утраченные технологии.
На основе инопланетных знаний и ресурсов Лекс и создал боевую броню. И хотя сам образ Лексора сейчас забылся, костюм, символизирующий, что с помощью технологического гения можно потягаться с Суперменом в драке, помнят до сих пор.
Впрочем, по-настоящему Лютора из числа противников Супермена выделял не ум. В отличие от Брейниака, Металло и даже генерала Зода, у Лютора рано завязались личные отношения с Человеком из стали. Ещё в 60-е в Adventure Comics читателю показали, что Лютор вырос в том же городке, Смолвиле, что и Супермен (который тогда носил имя Супербой).
Какое-то время они дружили, но по нелепой случайности Супербой разрушил лабораторию своего соседа, и Лютор поклялся отомстить. Изначально он планировал затмить супергероя в глазах простых людей, и придумывал машины, призванные улучшить всем жизнь. Но они неизменно выходили из-под контроля с катастрофическими последствиями, Супербой всех спасал, а Лютор раздражался всё сильнее, пока, наконец, не решил, что ему проще убить своего противника.
В дальнейшем этот сюжет то отменяли, то опять повторяли — например, в сериале «Тайны Смолвиля». Но он навсегда определил отношения героев. Лютор, движимый гордостью, мечтает превзойти Супермена, а Супермен спасает людей и пытается доказать своему врагу, что тот должен использовать интеллект во благо человечества, а не ради удовлетворения собственного эго. В таком виде их вражда продолжается уже много десятков лет.
Но окончательно она оформилась в 1986-м. После серии комиксов Crisis on Infinite Earths, перезагрузившей всю вселенную DC, образ Лекса Лютора переосмыслили. Из сумасшедшего учёного-преступника он превратился в главу корпорации LexCorp, человека, который вмешивается в политику, занимается благотворительностью и попадает на обложки модных журналов.
Любопытно, что одним их прототипов для этого героя выступал Дональд Трамп, на тот момент — сравнительно молодой глава финансовой империи, построенной его отцом.
Тогда же основной мотивацией Лютора окончательно сделали не мировое господство, а убийство Супермена, в котором он видел ограничение человеческих и, главное, собственных возможностей.
Новый образ служил двум целям. С одной стороны, конфликт Лютора и Супермена становился более драматичным, с другой — новый образ Лютора объяснил, каким образом злодей снова и снова избегает наказания за свои преступления. Залогом того, что Лютор не задерживался в тюрьме, стали адвокаты и имидж, а не умение выделить кислоту из рыбных консервов.
Новый Лютор не понравился некоторым фанатам, например, писателю Нилу Гейману, который назвал его «худым Кингпином». Но Лютор-глава корпорации всё же прижился и завоевал популярность. Так этот злодей показан в большинстве перезапусков комиксов, в видеоиграх и в киновселенной DC.
Секрет популярности такого изображения конфликта Лютора и Супермена в том, что разным читателям и авторам легко наполнить его собственными смыслами: политическими, социальными, религиозными, личными. Вражда этих героев — это и противостояние честной сельской Америки и мира «больших денег», и борьба гордыни и самоотверженности, и столкновение ксенофобской элиты и мигрантов, которые хотят улучшить свой новый дом, и поединок чуда и холодного рацио.
Разные люди проецируют на Лютора и Супермена собственные, зачастую противоречащие друг другу интерпретации, благодаря чему их противостояние остаётся одним из самых известных и узнаваемых в современном мире комиксов.
Бэтмен и Джокер
Если Лютор появился через два года после Супермена и «потратил» несколько десятилетий, чтобы завоевать титул его «врага номер один», то Джокер враждовал с Бэтменом с самого начала.
Супергерой в костюме летучей мыши появился в комиксах в 1939 году на страницах Detective Comics, а год спустя он получил собственную серию. И уже в первых выпусках читатели увидели его столкновение с сумасшедшим преступником, вдохновлённым картой Джокера и цирковой эстетикой.
Сама идея «суперзлодея» тогда ещё только зарождалась, и Джокера задумали как уникального противника Бэтмена. Сценаристы хотели, чтобы он отличался от «простых» боссов мафии, которых Тёмный Рыцарь побеждал без усилий и к которым он не испытывал особых эмоций.
Результат превзошёл все ожидания. Джокер послужил «моделью», на которой основывалось множество последующих злодеев: сумасшедший преступник, одержимый какой-то вещью, вокруг которой он выстраивает костюм и стиль действий. Тут можно вспомнить Безумного Шляпника, Пугало, Загадочника, Двуликого и множество других персонажей. С точки зрения индустрии комиксов уверенность Джокера, что «он и Бэтмен необходимы друг другу» — чистая правда.
Впрочем, на то, чтобы между героями сложились особые отношения, ушло много лет. Поначалу Джокер — просто «первый среди равных» враг Бэтмена. В 40-е он выступал как серийный убийца, не испытывавший никаких особых чувств к Тёмному рыцарю.
Позже, в 50-е и 60-е, когда комиксы переориентировались на детей, образ Джокера изменился, и он стал скорее комичным мошенником, которого Бэтмен мог перехитрить. Многие его характерные изобретения, вроде взрывающегося торта, появились именно в эту эпоху, и превратились в реальные орудия убийства лишь много лет спустя.
Но именно это время окончательно закрепило Джокера как центрального противника Бэтмена — злобный клоун пользовался популярностью у детей, что заставляло придумывать всё новые и новые истории с его участием. Такая его интерпретация закрепилась и в сериале Batman 1966 года.
А вот современный образ этого злодея и его отношений с Бэтменом восходит к комиксу 1973 года The Joker's Five-Way Revenge! Сюжет прост: Джокер пытался убить пятерых своих подчинённых, которые его разозлили, а Бэтмен вынужден их спасать. В рамках этой истории произошло сразу несколько важных изменений. Во-первых, с неё начался постепенный уход от комедийного Джокера в сторону того его образа, который мы знаем сейчас: сумасшедшего садиста.
Во-вторых, комикс впервые подчеркнул, насколько жесток Джокер к своим помощникам, которые панически боятся своего босса. Конечно, как и все злодеи до этого, Джокер неоднократно бросал своих людей на произвол судьбы, скрываясь от супергероев, или обвинял их в собственных ошибках, но до 73-го это оставалось комичным или нравоучительным элементом. Теперь же жестокость Джокера к своим людям изобразили чем-то пугающим.
Но самое главное, именно с этого комикса отношения между Джокером и Бэтменом стали личными. В ходе долгого противостояния Джокер поймал Бэтмена в ловушку, но решил, что добился успеха благодаря удаче, а не хитрости, и отпустил своего врага. Из этого сюжета появилась идея, что Джокер хочет не убить Бэтмена, а превзойти его.
Любопытно, что сценарист The Joker's Five-Way Revenge! утверждал, что он лишь «вернулся к корням», изобразив Джокера в духе самых первых выпусков комикса. А окончательное превращение Джокера в маньяка состоялось в комиксе A Death In The Family, вышедшем в 1988-м, где злодей убивает второго Робина — Джейсона Тодда. Характерно, что само убийство было совершено без клоунских гаджетов и предельно жестоко — суперзлодей забил помощника Бэтмена монтировкой, которая с тех пор заняла важное место в его арсенале.
В результате всех этих перемен персонажи пришли к тем отношениям, которые мы видим сегодня. Теперь каждый из них скорее пытается изменить своего противника, а не избавиться от него: Бэтмен упорно старается вылечить Джокера, а тот — свести Тёмного рыцаря с ума окончательного.
Это привело к переосмыслению и самого Бэтмена, который всё реже изображается как «Новый Зорро», легко сочетающий жизнь миллиардера-плейбоя и приключения, и всё чаще — как глубоко травмированный человек, отличающийся от своих противников только кодексом поведения. Причём оба персонажа нуждаются друг в друге — в разное время каждый из них погружался в депрессию из-за того, что ему казалось, будто бы «любимый враг» погиб.
В результате их конфликт стал борьбой порядка и хаоса. Тёмного рыцаря изображают постоянным: хотя комиксы про него менялись на протяжении 80 лет, кажется, что он всегда оставался одним и тем же Бэтменом, величайшим детективом на свете, который ловит преступников и сажает их в тюрьму.
Джокер, напротив, воплощает перемены. Он начинал как маньяк, продолжил в амплуа «сумасшедшего гангстера», грабившего банки и ювелирные магазины наряду с обычными преступниками, а сейчас стал чем-то средним между этими вариантами. На протяжении своей истории Джокер неоднократно изменял облик, стиль поведения, сильные и слабые стороны. Сценаристы DC даже пытались объяснить его многоликость, утверждая, что психика Джокера время от времени «собирается» заново.
Эта ситуация, сложившаяся по чисто коммерческим причинам, определяет конфликты в рамках конкретных комиксов. Бэтмен воплощает консерватизм — хотя он поставил себя над законом, в конечном итоге он верит в систему, снова и снова передавая преступников в руки властей.
Джокер, напротив, старается показать, насколько абсурден и лицемерен окружающий мир, часто убивая коррумпированных политиков, корпоративных боссов и гангстеров. Это заставляет испытывать даже некоторую симпатию к персонажу, которого с годами всё чаще изображают как порождение несправедливого общества, устои которого хранит его враг.
Мистер Фантастик и Доктор Дум
Фантастическая четвёрка и все связанные с ней персонажи — жертвы обстоятельств. Права на их экранизацию ещё в начале нулевых ушли студии Fox, под руководством которой вышло два не слишком удачных и, самое главное, не входящих в MCU фильма. Из-за этого герои и злодеи из этой части вселенной Marvel не получают и половины того внимания, которое заслуживают. В первую очередь, страдает от этого Доктор Дум.
Фантастическая четвёрка известна как одна первых команд супергероев, с самого начала написанных как коллектив, а не объединившая персонажей, завоевавших популярность в собственных сериях.
Участники Четвёрки — это супруги Ричардсы, гениальный изобретатель Рид и его жена Сьюзи, брат Сьюзи Джонни Шторм и друг семьи Бен Гримм. Все они получили способности одновременно, во время космического полёта: Рик обрёл возможность растягивать своё тело, Сьюзи — становиться невидимой, Джонни научился превращаться в огненного человека, а Бен стал напоминающим голема каменным великаном.
Такая история происхождения с самого начала сделала тему семьи центральной для команды, а затем и для её ключевого антагониста — гениального учёного, мага и правителя выдуманной восточноевропейской страны Латверии Виктора фон Дума. Впервые он появился через год после запуска комикса — как антагонист в рядовом приключении Четвёрки.
Из-за спешки злодею даже не написали историю происхождения. Он просто похитил Сьюзан Ричардс и заставил остальных героев отправиться в прошлое, чтобы украсть сокровища Чёрной Бороды. Но этот нелепый план дал старт карьере одного из величайших злодеев Marvel.
Спустя два года Думу прописали прошлое, которое усложнило его отношения с Ричардсами. Оказалось, что он познакомился с Ридом во время обучения в США: когда оба молодых человека были талантливыми учёными, но отношения у них не сложились. Дум скучал по своей погибшей матери, ведьме-цыганке, и пытался собрать машину, позволявшую говорить с мертвецами.
Рид заметил, что некоторые из вычислений Дума ошибочны и попытался его предупредить, но тот не послушал. В результате произошла авария, навсегда изуродовавшая лицо будущего правителя Латверии. Он скрыл его железной маской, будучи не в силах смириться с тем, что он в чём-то несовершенен.
На протяжении последующих лет эта история обрастала подробностями, из которых и сложился современный образ конфликта Дума и Рида. Постепенно мотив того, что персонажи сразу невзлюбили друг друга, сменился идеей, что они были друзьями. Вместе с этим возник сюжет о симпатии между Думом и Сьюзен — он даже спас ей жизнь, когда героиня чуть не умерла из-за осложнений при беременности.
И хотя Дум объяснил свой поступок тем, что это подчёркивает его превосходство над Ричардсом, он всегда выступал как «добрый крёстный» для родившейся девочки, которую, по его просьбе, назвали Валерией. Правда, в конечном итоге её также втянули в планы правителя Латверии.
Постепенно в комиксах показывали связь Дума с магией, а не только с наукой. Всё начиналось скорее со стилистических решений: уже в первых комиксах злодей жил в замке, происходил из семьи цыганских колдунов и пытался спасти свою мать из Ада. Со временем самые экзотические его планы связали с магией.
А к концу 80-х образ Дума как чародея окончательно сформировался — комиксы этого периода изображают его мастером мистических искусств, уступающим только персонажам уровня Доктора Стренджа, у которого он частично обучался. Впрочем, интерес к науке у него никуда не пропал, скорее обозначилась ещё одна грань противостояния с Ричардсом: тот ратует за рациональные и строгие методы познания, в то время как Дум использует всё, что работает, легко комбинируя магические и научные принципы.
Но самое главное: за прошедшие годы Дум стал очень противоречивым персонажем. Хотя его создатели, Стэн Ли и Джек Кирби, изображали Дума злодеем, одержимым мировым господством, властью и местью Ричардсу, следующие авторы добавляли ему всё больше положительных качеств.
Отталкиваясь от его отношений с матерью, Дума сделали преданным своей семье. Его изображали как человека чести, не нарушающего своё слово и вознаграждающего за помощь. Латверия, первоначально изображённая как бедная и разорённая страна, превратилась в преуспевающую автократию, единственная проблема которой — жёсткий контроль государства над гражданами.
Кроме того, Дум неоднократно спасал мир или других героев от ещё более страшных угроз. Постепенно из абсолютно злодея он превратился в трагического персонажа, заслуживающего, по меньшей мере, сочувствия. Так, получив возможность исполнить любое своё желание, Дум попросил о том, чтобы никогда больше не испытывать чувство вины, что намекало на наличие у него моральных терзаний.
Но читателю также напоминали, что Дум — всё же злодей. В комиксах 2003 года он принёс свою первую любовь в жертву демонам ради обретения мистических сил. Но даже эта история старается передать не только аморальность персонажа, но и трагизм ситуации, в которой он оказался.
В принципе, сам процесс превращения злодея в антигероя не уникален для Дума. У многих обаятельных комиксных злодеев есть фанаты: они хотят увидеть истории, посвящённые любимому персонажу, где бы он выступил как победитель. Но для этого требуются и специфические сюжеты, сталкивающие антагониста с ещё более страшным противником, чем он сам, или показывающие, что у него также есть своя правда.
Особенность Дума в том, что такие комиксы про него развили, а не изменили первоначальный образ. В отличие от Магнето, сильно менявшегося за годы, Дум так и остался гениальным и аристократичным диктатором восточноевропейской страны, верным семье и стране, каким его изобразил первый комикс. Нам просто больше рассказали про то, как именно он добился этого положения, объяснили, что привлекает в нём людей, чем он хорош и чем плох.
В конечном итоге, Дум, как и Ричардс, показан человеком, который готов на всё, чтобы позаботиться о своих близких. Отличие между ними состоит только в том, что Думу для этого обязательно контролировать объект заботы: любимую страну, мать, возлюбленную, всю планету. За долгие годы их противостояние превратилось в спор о свободе воли и привлекательности тирании, актуальный в любой период.
И по этой причине особенно радует, что с марта 2019 года права на экранизацию «Фантастической четвёрки» вернулись к Marvel: а значит, в одной из следующих фаз MCU Дум, наконец, сможет занять подобающее ему место в массовой культуре.
Тор и Локи
Благодаря успеху киновселенной Marvel и обаянию Тома Хиддлстона конфликт этих двух персонажей сейчас известен любому. Локи долгое время оставался единственным злодеем, занимавшим заметную роль в нескольких фильмах MCU, а то, что в последних картинах он выступал уже на стороне добра, только добавило ему очарования. И, надо признать, что он занимает столь значимое место вполне заслужено.
Формально, Локи уникален тем, что, в отличие от остальных суперзлодеев в этом списке, он старше своего противника. Впервые скандинавский бог попал на страницы комикса в 1949 году, в рамках серии Venus, истории богини любви Венеры, переместившейся на Землю. Авторы комикса заявили, что Локи также принадлежит к греческому пантеону, и включили его в сюжет как антагониста. Правда, тогда он напоминал скорее Дьявола, сходство с которым усиливалась из-за того, что языческие боги во вселенной комикса жили в Мире Мёртвых.
Этот первый Локи потребовал от остальных богов отправить его на Землю после того, как соответствующее право получила Венера. Оказавшись в мире смертных, он занялся распространением ненависти и вражды. В результате Венера сорвала его планы, Локи забросили обратно в Царство Мёртвых и забыли на долгие годы.
Но Стэн Ли, автор истории Венеры, позже создавший уже известный нам образ Локи, показал своё понимание скандинавского бога. И первый, и второй Локи вселенной Marvel — злодеи, которые сеяли хаос и распри ради хаоса и распрей. Даже в тех случаях, когда они черпали из этого выгоду, очевидно, для них важен сам акт привнесения в мир беспорядка.
Такое восприятие Локи свидетельствует о неплохом, пусть и немного топорном понимании мифологической фигуры трикстера. В легендах персонажи вроде Локи, Ананси или Сета привносят разрушения и обманывают окружающих без рациональной цели, часто даже себе во вред. Это заставляет уже современных интерпретаторов их историй пытаться выдумывать трикстерам ту или иную мотивацию.
Конкретно Стэн Ли объяснил это уязвлённым эго злодея и детской травмой. Уже в первых комиксах, где фигурировал второй Локи, читателям рассказали, что он — приёмный сын правителя Асгарда, Одина, происходящий из народа ледяных великанов. К несчастью, Локи рос физически слабым по меркам обоих народов и из-за этого часто становился объектом насмешек. И хотя его сводный брат, родной сын Одина Тор, поддерживал Локи, тот всё равно завидовал ему, что и послужило основой для вражды.
Нужно помнить, что Тор появился во вселенной Marvel как «ответ» Халку. Ли хотел придумать существо, более могущественное, чем зеленокожий монстр, и решил, что это должен быть бог. Такой колоссальный уровень силы заставлял Локи придумывать планы под стать. Если Тор воспринимал себя как защитника Асгарда, а позже — всего Мидгарда (Земли), то хитрости Локи меняли облик обоих миров только ради того, чтобы убить или даже просто уязвить бога-громовержца.
Свою карьеру суперзлодея Локи начал в 1962 году с интриги, объединившей величайших героев Земли в Мстителей: рассчитывая избавиться от брата, трикстер стравил того с Халком, после чего к событиям подключился Железный человек и другие. В результате они преодолели свои разногласия и создали знаменитую команду. Именно из-за этой истории было решено сделать Локи главным антагонистом первых «Мстителей».
А позже, в 1973 году, чтобы избавиться уже от Мстителей, Локи столкнул их с другой командой — Защитниками, на тот момент состоявшими из Халка, Нэмора и Доктора Стренджа. Этот комикс, помимо прочего, был одним из первых крупных кроссоверов, включавших не просто отдельных супергероев, а противостояние нескольких команд.
Именно из этого постепенно вырос тот «мир героев», в котором возможна Гражданская Война и подобные истории, где сверхлюди противостоят друг другу. И все эти судьбоносные решения Локи принимал исключительно для того, чтобы избавиться от брата.
В принципе, многие суперзлодеи в комиксах показаны как люди, неспособные справиться с психологической травмой и заставляющие других расплачиваться за собственные проблемы — чаще всего, порождённые непростыми отношениями с родителями. Так изображён современный Лютор, многие противники Бэтмена, Кингпин и другие.
Но Локи доводит это схему до совершенства, превратив в свою «фишку». Он готов перевернуть мир, стравливать команды величайших супергероев и суперзлодеев, заключать сделки с демонами и пришельцами — только ради того, чтобы отомстить за несчастливое детство.
Характерно, что в 2004-м, в соответствии с уже устоявшимся трендом ко всё большей психологизации супергероев, такой образ Локи закрепили в отдельном комиксе Blood Brothers: Loki Wins, посвящённым тому, что было бы, если бы Локи победил. Ставший королём Асгарда и пленивший своего брата, Локи всё также не знал, как добиться счастья. Он изо всех сил пытался доказать Тору, что тот неправ, и выставить себя жертвой в их отношениях.
А в нулевые Локи неожиданно и очень сильно поменялся, всё чаще беря на себя роль протагониста. Сценаристы комиксов отталкивались от устоявшейся тенденции трикстера предавать, в том числе суперзлодеев, и на основании этого показывали его как персонажа, готового сражаться за Землю или Асгард, если это выгодно.
Такое понимание Локи нашло отражение и в MCU, но в рамках комиксов ситуация зашла дальше. После очередного глобального конфликта Локи погиб, переродился в виде ребёнка, присоединился к команде молодых супергероев Young Avengers, повзрослел, прошёл несколько духовных путешествий, справился со своими собственными злыми версиями из прошлого и будущего и пережил уничтожение всей мультивселенной.
В финале этих переплетающихся историй Локи получил всё, о чём мечтал: весь Асгард чествовал его как героя, и даже Один назвал Локи сыном, сравнив с Тором, но трикстер просто ушёл в другую мультивселенную. И это делает конфликт Тора и Локи самым необычным из всех — в настоящий момент он завершён.
Ксавьер и Магнето
А вот это противостояние, скорее всего, не разрешится никогда — слишком уж оно важно для соответствующих комиксов. У Бэтмена есть не только Джокер, но ещё Бейн и Ра'с аль Гул, у Супермена — Думсдей, но Профессор Икс обречён сражаться именно с Магнето.
Конечно, Люди Икс могут похвастаться целой армией знаменитых и связанных друг с другом врагов: Злыдень, Апокалипсис, клуб Адского Пламени, Оружие Икс. Но Магнето выступает как последовательный противник самой философии команды и её основателя. И как бы близко он и Ксавьер не приближались к тому, чтобы занять одну сторону, они всегда будут оставаться оппонентами.
Их вражда началась с первого же выпуска комикса про мутантов — в 1963 году. По сюжету, Магнето тогда захватил американскую военную базу, но его выдворили оттуда Люди Икс. Столкновения продолжились в последующих комиксах. Магнето при этом выступал ещё как обычный для своего времени суперзлодей, глава Братства Злых Мутантов.
А Ксавье уже тогда продвигал философию мирного сосуществования с людьми, но проповедовал её, в первую очередь, своим ученикам. Магнето выступал примером того, как будет, если не следовать правильному. Он не изображался ни как носитель каких-то серьёзных альтернативных взглядов, ни как человек, которого Профессор Икс мог, или хотел бы, переубедить.
Тем не менее, уже тогда была заложена знакомая сейчас композиция: две враждующие группы мутантов, каждая с собственным лидером, один из которых выступает за мир, а другой — за войну. В этот же период появились первые сюжеты, касающиеся перехода из команды в команду: Магнето безуспешно пытался заставить ученика Ксавьера Ангела сменить сторону, а Профессор, в свою очередь, заставил члена Братства Жабу предать своего вождя.
Всё поменялось в начале 80-х когда сценаристом комиксов про Людей-Икс назначили Криса Клэрмонта. Ему принадлежит идея, что Профессор Икс и Магнето — старые знакомые, которые некогда дружили, но разошлись из-за идеологических противоречий.
Он также подробнее описал суть их взглядов. Выяснилось, что Магнето происходит из еврейской семьи и в своё время бежал из «лагеря смерти», что повлияло на всю его жизнь. Такое прошлое сделало мотивацию злодея сложнее.
Из одержимого властью тирана, который мечтал править собственным государством и использовал для этого риторику защиты мутантов, он превратился в свидетеля величайшей трагедии в истории, искренне убеждённого в том, что с ксенофобией можно бороться только силой. В свою очередь, Ксавьер теперь изображался не просто сторонником «всего хорошего», а последовательным пацифистом.
Клэрмонт утверждал, что вдохновлялся спорами между Мартином Лютером Кингом и Малкольмом Иксом времён борьбы за отмену сегрегации. Но показанный им конфликт легко переносится на любую угнетаемую группу и споры внутри и вокруг неё. Так, нет ничего удивительного, что в образе Магнето некоторые критики видят метафору современного государства Израиль.
Кроме того, при Клэрмонте запустился бесконечный цикл «исправления» Магнето. В 80-е он даже занял место Ксавьера во главе школы мутантов, разочаровавшись в собственных методах. Но проблемы с человеческим правительством и ряд роковых случайностей привели к тому, что ученики объявили Магнето предателем, который пытался их использовать и, фактически, изгнали его из школы. Со временем он вернулся к открытой борьбе и занял привычное место главного противника Людей Икс.
В последующих комиксах Магнето неоднократно исправлялся, пытался наладить мирную жизнь вместе со своими детьми, становился отшельником или даже терял силы и память. Впрочем, конец у всех этих историй один и тот же — глупость людей или интриги мутантов приводили к тому, что он разочаровывался в мирном сосуществовании и вновь пытался претворить в жизнь какой-то зловещий план.
Люди Икс, во главе с Ксавьером, срывали его замысел и, со временем, добивались мира со своим врагом, но потом цикл повторялся. Именно так непростые отношения между персонажами показаны и в серии полнометражных фильмов, которая скоро должна завершиться «Тёмным Фениксом».
Болотная Тварь и Антон Аркейн
Хотя этот конфликт известен не так широко, как другие, он один из самых интересных в истории вселенной DC. Благодаря тому, что Болотная Тварь и его враги менее важны, чем Супермен или Бэтмэн, сценаристы позволяли себе смелые шаги, серьёзно изменяя биографию, характер и даже внешность Твари и Аркейна. За долгие годы их конфликт превратился из борьбы двух чудовищ в космический процесс, влияющий на облик планеты.
Как известно, комиксы про Болотную Тварь восходят к жанру хоррор. Первая история об этом персонаже — готический рассказ о муже, убитом собственной женой и её любовником, и вернувшимся, чтобы отомстить.
Монстр так понравился публике, что ему придумали другую биографию и дали собственный комикс. В нём Тварь занимался «обычными» супергеройскими делами, но напоминал о своём происхождении специфическим выбором противников: чаще всего, зелёный монстр сражался с оборотнями, демонами, живыми мертвецами. А самым ярким его врагом стал маг Антон Аркейн, впервые появившийся уже во втором выпуске.
Конфликт между двумя персонажами с самого начала оформился как противостояние жизни и смерти. Тварь — бессмертный герой, черпающий свои силы из растений. Аркейн — сумасшедший учёный и маг из Германии, одержимый поисками бессмертия, для чего он хочет изловить и препарировать болотное чудовище, предполагая «украсть» его вечную жизнь.
В ходе экспериментов, Аркейн научился создавать зомби, так называемых Un-Men, а также превратил своего брата, подорвавшегося на мине, в жутковатого Лоскутного Человека, напоминавшего чудовище Франкенштейна. В общем, Аркейн привносил элементы хоррора в комиксы ещё в то время, когда бдительные члены Comic Code Authority не позволяли чему-то подобному проникнуть на страницы большинства серий.
Но время шло, герои менялись, и их конфликт развился в нечто большее. Знаменитое переосмысление Болотной твари от Алана Мура утвердило этого персонажа не как человека, превращённого в монстра, а как растительность, впитавшую человеческое сознание. В комиксах Мура Тварь становится не просто стражем одного болота, а хранителем Зелени — коллективной энергии всех растений Земли. Аркейн, полюбившийся читателям и сценаристам за предыдущие годы, должен был соответствовать.
В первых комиксах о Болотной Твари он выглядел как дряхлый старик, борющийся за жизнь. После того, как Тварь смог-таки убить своего врага, Аркейн вернулся к жизни в теле одного из Un-Men, а затем — в виде жутковатого насекомоподобного существа.
Лишённый моральных ограничений Бэтмена, Тварь каждый раз убивал своего противника, но Мур показал, что даже Ад не способен сдержать Аркейна: его душа вырвалась из бездны. А через некоторое время Аркейн продвинулся в иерархии Преисподней, поднявшись от простой души, обречённой на вечные муки, до лорда демонов.
Фактически, он добился желаемого бессмертия, но настолько изменился в процессе, что теперь мечтал уже о другом: любой ценой уничтожить Болотную Тварь, а вместе с ней и всю жизнь на Земле. Для этой цели Аркейн даже вырвался из бездны и сделал себя аватаром Гнили — энергии разрушения и смерти, противостоящей Зелени и другим подобным силам. Так, два противника встретились в новом качестве, став материальными воплощениями космических принципов.
С одной стороны, их новый бой не имел ничего общего с простоватой историей схватки сумасшедшего учёного и бессмертной Болотной Твари. Оба героя обрели множество новых граней и особенностей. С другой стороны, в своей основе их конфликт остался противостоянием естественного и неестественного, любви к жизни и одержимости смертью, просто с многократно возросшими ставками.
И хотя по итогам Аркейн вновь погиб, скорее всего, он вернётся. В конце концов, как неоднократно говорил его противник: жизнь и смерть нуждаются друг в друге.
Это лишь малая часть пар героев и злодеев, которые сражались на страницах комиксов за многие годы. Даже упомянутые тут герои часто могут похвастаться несколькими «запасными» противниками, а новые персонажи ведут за собой новых антагонистов, новые конфликты и истории. В конце концов, без одного не будет и другого.
Галенкин и Габен
https://vignette.wikia.nocookie.net/edopedia/images/6/67/%D0%A2%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%81.....JPG/revision/latest?cb=20170603174947&path-prefix=ru
Комитет и темная тема)
У меня обед
Человек-Паук и Зеленый Гоблин.
Комментарий недоступен