Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Серия ролевых игр Might & Magic на протяжении четырнадцати лет била семь раз, и каждый раз в цель. Открытый сказочный мир, красочность и богатство локаций, увлекательная рутина игрового процесса, атмосфера настоящего приключения — на этом строились все части, и каждая заслуженно купалась в овациях. Но на рубеже тысячелетий прогнило что-то в королевстве Энрота. Might & Magic VIII: Day of the Destroyer вышла в 2000-ом году и с легкостью побила антирекорд серии по количеству отрицательных обзоров. Сериал слишком засиделся в комфортной для себя зоне.

Поэтика

Day of the Destroyer продолжает сюжетную линию своей предшественницы и спин-оффа третьих «Героев» Armageddon’s Blade, но переносит действие на новый континент Энрота — Джадем, эдакий Морровинд мира «Меча и Магии». Здесь живут темные эльфы и расы-отшельники, знакомы в фентези в основном в образе врага — вампиры, минотавры, тролли, драконы и т.д. Это разношерстное население вело вполне мирное существование, не особо вмешиваясь в заварушки, что сотрясали Энрот и Антагарич. Но однажды в главном портовом городе Джадема, Рэйвеншоре, появляется незнакомец. Высекая молнии из рук, он обрушивает на континент уйму пренеприятных катаклизмов, а в самом центре Рейвеншора возводит громадный красный кристалл, в котором и скрывается. На континенте воцаряется хаос, и лишь игроку предстоит навести здесь порядок.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

В последствии выясняется, что незнакомца зовут Эскатон, и он агент Древних, прибывший чтобы все разрушить и всех убить. Великая раса создателей, прознав о вторжении Криган, приступила к протоколу «выжженной земли», предпочтя передаче планеты во власть демонов полное уничтожение мира. То, что Криганам был дан отпор, и их полностью истребили в прошлых частях серии, Эскатона не интересует — он явился выполнять свою функцию главного злодея.

Для того, что бы остановить Разрушителя, придется объединить все расы континента в один кулак, принять парочку судьбоносных решений, побывать в четырех стихийных измерениях (привет Might & Magic II), потопить целый пиратский флот, решить уйму загадок и освободить из заточения четверых лордов-элементалей. В лучших традициях последних частей серии, сюжетная часть прописана замечательно. Новое дыхание приносит так же сеттинг Джадема со своими непривычными мирными расами. Города троллей и минотавров, по которым можно мирно походить и даже посидеть в тавернах, до сих пор считаются экзотикой в фентезийных RPG.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Might & Magic VIII предлагает игроку два сюжетных выбора по ходу своей истории. Заключаются они во взаимоисключающем выборе фракций, с которыми стоит заключить союз: с драконами или охотниками на драконов, с некромантами или жрецами храма солнца. В обоих случаях решения, разумеется, влияют на геймплей, ведь обделенные фракции становятся враждебными, однако в отличие от For Blood & Honor, концовка Day of the Destroyer остается неизменной при любом исходе.

При всей экзотике сеттинга и высокому качеству текстов, сюжет Might & Magic VIII проигрывает насыщенной политическими интригами истории седьмой части и выглядит скорее как шаг назад, нежели качественное развитие. Однако, при этом, именно сюжет остается сильнейшим достоинством игры. Львиная же доля недостатков выпала на долю графики.

Эстетика

Большинство пост-релизной критики Might & Magic VIII было обращено в сторону устаревшего графического движка. Спрайтовые фигурки врагов и персонажей, бедненькие текстуры на низкополигональном ландшафте, мизерная дальность прорисовки — Day of the Destroyer попыталась перенести это все в новое тысячелетие, за что и получила по шапке. Игре от первого лица, вышедшей в том же году, что и Deus Ex, было просто преступно так выглядеть.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

При этом эстетическая проблема, появившаяся в седьмой части, решилась. Цвета вернулись в мир «Меча и магии», снова вдохнув дух сказки в декорации. Ландшафты снова радуют своей насыщенностью, измерения элементалей смотрятся подобающе своим названиям, каждый город отныне обладает своей визуальной изюминкой, даже портреты персонажей выглядят теперь менее “манекенно” (не в последнюю очередь благодаря тому, что людей на Джадеме немного, а троллям и минотаврам легче избежать «Зловещей долины», как их ни рисуй).

Становится вдвойне обидно за технологическую неподготовленность Might & Magic VIII к визуализации своей уникальности. Особенно это заметно при заклинании полета — пейзажи, которые были рождены захватывать дух, на деле кукожатся в невнятную кашу из рябых текстур. Из-за этого сильно страдает погружение — графика не раскрывает визуального потенциала мира, но и не оставляет достаточного простора для фантазии, способной дорисовать в голове у игрока должные детали. Отдушиной является музыка, оставшаяся на прежней высоте: неоклассические и ньюэйджевые мотивы аккуратно и точно подчеркивают индивидуальность каждой локации.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Удивительна и непонятна мне потеря баланса между графикой и эстетикой в серии Might & Magic. Вплоть до шестой части огромная доля работы по дорисовке мира выпадала на долю фантазии игрока, и сказочная эстетика этому способствовала. Реалистичность и фотореализм шестой части обрели тонкий визуальный баланс — мир Энрота до сих пор выглядит красиво и заманчиво. Но потом что-то пошло не так — серость седьмой части и испорченный потенциал восьмой. В полную трехмерность мир Might & Magic перейдет уже в девятой части, но это серии уже не поможет.

Практика

Might & Magic VIII: Day of the Destroyer, пожалуй, решилась на самые смелые изменения в плане игровой формулы сериала. Партия героев увеличилась до пяти человек, однако лишь одного можно генерировать самостоятельно. Остальные вакансии — для наемных спутников, которых можно в любой момент уволить, поменять или нанять заново. Не каждый из наемников готов присоединиться безвозмездно — некоторые требуют достижения главным персонажем определенного уровня, а некоторые — выполнения определенных квестов. При этом теперь нельзя нанять любого NPC для получения какого-либо бонуса, как это было в двух прошлых частях серии.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Система классов претерпела серьезные перемены: в Day of the Destroyer термин “раса” оказался ненужен — персонаж определяется лишь своим классом, при этом некоторые из них по факту и являются расами. Классов всего восемь: рыцарь, клирик, некромант, темный эльф, вампир, тролль, минотавр и дракон. Главный персонаж, которого позволяют сгенерировать игроку может быть любым из этих классов, кроме как драконом.

Каждый из классов можно повысить в ранге на манер прошлых частей. Для этого понадобиться выполнить специальный квест. Так вампир может стать носферату, некромант — личем, а дракон — великим змеем. Система навыков при этом по прежнему работает по старинке и несет в себе прежние классовые ограничения: только рыцари могут стать грандмастерами меча (и то, только на втором ранге), а некроманты никогда не смогут овладеть азами магии света.

В добавок к вышесказанному, у темных эльфов, вампиров и драконов есть еще и специальные классовые (или расовые?) умения. На деле же это лишь небольшой перечень заклинаний, доступных персонажу. Так, например, вампиры могут вытягивать из врагов жизни, а драконы кастовать «Полет». Каждый из этих классов может прокачать свои умения до мастерского уровня на первом ранге, и до ГМ — на втором.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

К сожалению, эта щедрая на инновации система даже не пытается привести себя в относительно сбалансированное состояние. Драконы слишком сильны, и хоть главному персонажу этот класс недоступен, нанять их в партию можно (хоть всех четырех ближе к концу игры). Уникальные классовые умения так же оказываются крайне полезны. Добиться оптимального отряда и достичь абсолютной непобедимости в Day of the Destroyer намного легче, чем в прошлых частях, и бой слишком быстро теряет свою напряженность.

Кстати, боевая система, ровным счетом никак не изменилась — по прежнему биться можно либо в реальном времени, либо в пошаговом, при этом в пошаговом еще с прошлой части появилась фаза передвижения.

Привнести сложность в путешествие были призваны не связанные с боем препятствия: подземелья отныне набиты зачастую неуместными сегментами неуклюжего платформинга — где нужно вовремя запрыгнуть на отъезжающую плиту, где-то перепрыгнуть пропасть. Механика прыжков осталась на базовом уровне шестой части (там она нужна была исключительно что бы изредка выбираться из плена текстур), поэтому эти сегменты вызывают лишь раздражение.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

Восьмая часть посмела изменить неприкосновенный с The Mandate of Heaven интерфейс, полностью убрав боковую рамку и сделав все более удобным и лаконичным. Все элементы управления теперь находились сверху и снизу, оставив больше места для обзора, а на карту теперь автоматически наносились метки с тренерами навыков.

В остальном, геймплей остался практически неизменным, вплоть даже до наличия рудиментарных систем из прошлых частей. Например, репутация, имевшая значение в Might & Magic VII, здесь ровным счетом ни на что не влияет. Из For Blood & Honor в восьмую часть перекочевал так же и Аркомаг. Теперь даже не нужно искать колоду, что бы в него поиграть — сыграть можно в любой таверне без каких-либо условий.

Забавной отсылкой к прошлому сериала стал так же и финал — в лучших традициях первых частей Might & Magic в Day of the Destroyer не было решающего сражения с боссом: исход игры решался правильными ответами на серию загадок.

Ретроспектива Might & Magic: эпоха разрушителя

В Might & Magic: Day of the Destroyer проявляются симптомы сериала, неуверенного в своем дальнейшем развитии. Геймплей мечется между поиском чего-то нового, традиционными корнями и успешными находками предыдущих серий. Однако, инновации реализуются необдуманно, а попытки повторить то, что работало в прошлых частях не дотягивают до былых успехов. На этом фоне безнадежно устаревшая графика была не самой серьезной проблемой сериала. Might & Magic IX, несмотря на новый графический движок, побьет антирекорд восьмой части и ознаменует крах сериала. Но об этом позже.

78
39 комментариев