Скрытый алмаз: как пираты помогли EarthBound стать культовой классикой

Когда упорство фанатов сделало для серии больше, чем Nintendo.

EarthBound — очаровательная японская ролевая игра эпохи Super Nintendo. Она воплощает в себе очень специфический сюрреалистический юмор и чувство сентиментальности. В Японии серия носит название Mother и выступает в качестве родоначальника жанра Motherlike. Undertale, пожалуй, самый известный пример подобной игры, и именно благодаря EarthBound она имеет этот глуповатый, но привлекательный тон.

Автор Polygon Ки Хунчжан опубликовал текст, в котором рассказал про сложную историю EarthBound на Западе. Из-за сомнительной маркетинговой кампании и плохой поддержки, игра могла остаться совершенно незамеченной, но преданные фанаты просто так не сдавались. Мы выбрали из материала главное.

Скрытый алмаз: как пираты помогли EarthBound стать культовой классикой

EarthBound имеет преданную фанатскую базу среди американских и европейских игроков, которые почитают её как классику JRPG. Многие поклонники потратили десятилетия на то, чтобы добиться от Nintendo продолжения серии, состоящей всего из трёх игр.

Чтобы показать свою любовь, команда из Starman.net создала 270-страничный артбук EarthBound, а поклонники провели несколько кампаний, чтобы добиться релиза сборника «Mother 1 + 2» для Game Boy Advance. Фанаты даже подготовили полноценную локализацию Mother 3, когда Nintendo в 2006 году выпустила её эксклюзивно для японского рынка.

Тем не менее именно эмуляция — инструмент, который так ненавидит Nintendo — помогла EarthBound получить свой культовый статус. Фанаты же в таких условиях были вынуждены нарушить закон.

Я помню, как видел Super Mario World и Zelda в списке игр с самым высоким рейтингом. Большинство из них было мне знакомо, но только не EarthBound.

stfnotguilty, пользователь Reddit

Этот игрок впервые познакомился с EarthBound через эмулятор. Он искал другие части серии Zelda и случайно наткнулся на упоминание EarthBound в пиратском списке самых высокооценённых игр.

Я захотел попробовать игру, раз уж её так сильно хвалили. Я не помню, чтобы видел EarthBound в каком-либо из магазинов, в которых я брал игры напрокат. Спустя годы я узнал, что она, очевидно, продавалась ужасно, и её было довольно трудно найти.

stfnotguilty, пользователь Reddit

EarthBound действительно плохо продавалась в первые годы, поскольку она была чрезмерно нестандартной для игрового сообщества 1994 года. Тогда она продалась тиражом менее 150 тысяч копий, что, возможно, было связано со слишком необычным сеттингом.

Популярные ролевые игры, такие как Final Fantasy и Dragon Quest, в значительной степени были вдохновлены произведениями Толкина. Они содержали истории, которые часто были сосредоточены вокруг борьбы с великим, невыразимым злом или с фантастическими существами.

События EarthBound, в свою очередь, происходили в обстановке, очень похожей на обычный мир. Этим игра выделялась, и это не шло ей на пользу в то время. Зачем бегать по городу, который ничем не отличается от настоящих, если можно отправиться в далёкие места и сражаться с неведомыми существами?

Маркетинговая кампания игры только усугубила проблему. Она была нацелена на подростков, содержала грубый юмор и самоуничижительные заявления о том, что «эта игра воняет» (на страницах журнала действительно были участки, которые начинали источать зловоние, если их потереть).

Скрытый алмаз: как пираты помогли EarthBound стать культовой классикой

Я помню, как специально избегал EarthBound из-за этих ужасных рекламных объявлений в Nintendo Power. Если потереть страницу, то она начнёт пахнуть как солёные огурцы. Я ненавидел соленья, когда был ребёнком. Зачем мне играть в игру, которая воняет солёными огурцами?

JimmyOB, пользователь 1UP

Тем не менее EarthBound всё-таки удалось проложить себе путь к культовому статусу, поскольку годы шли, и фанаты со временем смогли скачивать игру из Интернета.

Другим толчком к повышению популярности тайтла стало включение главного героя EarthBound, Ness, в Super Smash Bros. 1999 года на Nintendo 64. Дилан Бишоп — один из фанатов игры, который узнал о ней именно через Super Smash Bros. Он смог попробовать игру на эмуляторе только несколько лет спустя.

Не было никаких законных способов покупки EarthBound. У меня даже не было Super NES, чтобы поиграть в него. Тем не менее это была та редкая жемчужина, которую Интернет всецело любил, и я обязательно должен был попробовать её.

Дилан Бишоп, пользователь Reddit

Многие игроки разделили опыт Бишопа. В течение долгих лет картриджи с EarthBound трудно было достать, не заплатив, по крайней мере, в два раза больше первоначальной розничной цены. Поэтому эмуляция в конечном итоге стала выходом для многих игроков.

Скрытый алмаз: как пираты помогли EarthBound стать культовой классикой

В любом случае, перепродажа физических копий игры не приносила Nintendo прибыли, а пиратство помогло серии, наконец, стать культовой на Западе. Хоть компания и принимает серьёзные меры для борьбы с пиратством, в этом случае распространение нелегальных копий только помогло Nintendo.

После появления Virtual Console поклонники начали активно просить выпустить EarthBound в этом сервисе. В 2013 году Nintendo прислушалась к фанатам и сделала игру доступной на Wii U. А в 2016 году релиз состоялся на Nintendo 3DS. Более того, компания даже выпустила оригинальную Mother, которая никогда не выходила на Западе, в Virtual Console как EarthBound Beginnings.

EarthBound быстро стала бестселлером, в месяц релиза заняв третье место после новых Super Luigi U и Pikmin 3. Она получила гораздо большее признание критиков, чем во время запуска в 1994-м. Во многом хорошие продажи были связаны с тем, что поклонники наконец получили возможность заплатить Nintendo за игру, которую они любили в течение многих лет.

В 2017 году Nintendo выпустила переиздание своей консоли SNES Classic Mini, в комплект которой входила EarthBound. Это стало очередным шагом для придания игре статуса культовой классики.

EarthBound продолжает присутствовать в поле зрения общественности благодаря эмуляции даже спустя десятилетия после своего выпуска. Например, subreddit EarthBound до сих пор процветает, несмотря на отсутствие значительных обновлений серии в последние годы.

Тем не менее пиратская технология, которая поддерживала популярность игры, остаётся актуальной темой для Nintendo и всего сообщества. Вышеупомянутый subreddit даже имеет явное правило не публиковать ссылки на сайты, с которых можно скачать образ игры.

Такие действия вполне понятны, поскольку Nintendo всячески пресекает попытки пиратства. Например, сайты LoveROMs и LoveRETRO должны были заплатить Nintendo 12 миллионов долларов для урегулирования дела о нарушении авторских прав.

Другой пиратский сайт, EmuParadise, решил прекратить раздачу ретро-игр в 2018 году. В своём заявлении, владелец сказал, что он не готов рисковать будущим членов его команды, которые поддерживали сайт на протяжении многих лет.

Nintendo имеет полное право защищать свои игры от пиратства. Но в то же время оно помогло EarthBound стать популярной и влиятельной игрой тогда, когда сама компания не предложила разумный способ легальной покупки игры. Пиратство поддерживало EarthBound и способствовало росту её популярности. А сама Nintendo даже смогла извлечь выгоду из этого.

115115
79 комментариев

Значит я всё это время помогал играм обретать культовый статус?

24

Ты сладкое и теплое не путай. Если ты пиратишь то, что находится в свободной продаже, это нихера не помощь. И плевать, что это сарказм с твоей стороны.

20

Комментарий недоступен

22

Вот это сюр! Никогда бы не подумал, что на картриджах такое выходило. Понятно, почему у игры культовый статус при малой распространенности. Представляю себя маркетолога, которому всучили ЭТО в качестве объекта рекламирования в европах.

2

Почему вы мне не сказали что она так хороша?Но он ведь обозревает плохие игры :^)

Ударение на том, что именно благодаря пиратству игра стала культовой и получила распространение, ну такая, дешевая уловка. Не нужно все-таки путать (или все-таки подменять понятия) пиратство и эмуляцию в тот момент, когда игра УЖЕ не продается. Лично я согласен с тем, что благодаря эмуляции куча игр, издатели которых уже разорились, были куплены, или просто забросили тайтл, может и будет доступна всем. Мало того, в этом случае компания уже не производит копии игры, а следовательно покупка оригинала за кучу денег не принесет ни разработчику, ни владельцу никаких прибылей. Вопрос с виртуал консолью и Нинтендо мы немного опустим (все-таки Earthbound  долгое время была в небытии, пока ее не разместили в eShop) В случае же пиратства как раз таки основной целью является украсть актуальный (новый) тайтл и не платить за него денег.

16

В случае же пиратства как раз таки основной целью является украсть актуальный (новый) тайтл и не платить за него денег.Или "наказать" ЕГС.

5