PlanetSide 2: тактика малых отрядов, или Другой взгляд на лучший проект в жанре MMOFPS
PlanetSide 2 — это хроника бесконечной войны, которая в 2845 году охватила Аураксис — пристанище для осколка человечества, затерянного среди звёзд, и саркофаг ушедшей в небытие цивилизации. Какие секреты таит заброшенный мир? И почему стал полем битвы для детей Земли?
СОДЕРЖАНИЕ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
«Утро 18-го января 2426 года ознаменовало начало крупнейшей в истории человечества катастрофы. В ответ на разведданные о неизбежности одновременных атак, шесть крупнейших стран Земли объявили друг другу войну. Как мы теперь знаем, никто из выживших в первой волне атак не помнил, кто отдал приказ о запуске ракет...
Первый год изменил всё. Почти половина населения Земли погибла. Используемое оружие и тактика не просто уничтожали цели; они разрушали части нашей цивилизации, от средств связи до производства продовольствия. Голод и болезни забирали больше жизней, чем бомбы.
Но восемнадцать лет спустя, 19 декабря 2444 года, последняя война закончилась. Не потому что люди осознали ошибочность своих действий, а потому что учёные объявили о существовании Червоточины в Солнечной системе и новой угрозы извне. Мы были не одни. Все прошлые истины были уничтожены в тот момент, когда Вселенная широко распахнулась. На их место пришла новая истина: если человечество хочет выжить, мы должны объединиться»
В XXVII веке народы Земли, преодолевшие распри и раздоры, объединившиеся под знаменем Терранской Республики, наконец устремили взгляды на далёкие звёзды. И в 2640 году, спустя почти два столетия после завершения последней войны, первые 75 тысяч колонистов отправились в полное трудностей путешествие к новым рубежам и осуществили первую попытку пройти через таинственную Червоточину.
К сожалению, лишь небольшая часть кораблей, подготовленных к экспедиции, смогла пройти аномалию. Ещё меньшее их число смогло преодолеть мощнейшую гравитацию и выйти с другой стороны целыми и невредимыми. Сама же Червоточина схлопнулась, заперев тысячи людей на другом конце вселенной, в неизведанной части космоса, без надежды на возвращение домой.
Но их беды на этом не закончились. Будучи оторванными от колыбели человечества, дети Земли вновь оказались ввергнуты в пучину неразрешимых противоречий, которые ставили под угрозу не только миссию, но и само выживание одинокого флота. Результатом этой вражды стала гибель руководителя экспедиции, его ближайших помощников и лидеров зарождавшегося лагеря сопротивления.
Известие о трагедии стало очередным болезненным ударом по участникам экспедиции, измученным потерями, горем и разрастающимся взаимным недоверием экипажей. Лишь спустя два года разведчики дрейфующего флота смогли обнаружить в системе единственную планету, пригодную для терраформирования и начала новой жизни для оставшихся в живых колонистов.
И хотя никто не обманывался относительно условий на поверхности нового мира, мало кто мог ожидать, что вражда, зародившаяся во флоте вопреки всем принципам Терранской Республики, продолжит разъедать строящуюся колонию.
ЗАГАДКА ЧУЖОГО МИРА
«Теперь я уверен: мы не одни. Либо призраки бывших обитателей Аураксиса всё ещё здесь, либо неизвестная сила манипулирует событиями по своему усмотрению. Они не хотели, чтобы мы прошли через Червоточину. Но теперь они, похоже, не дают нам уйти. Является ли Аураксис карантинной зоной? Тюрьмой? Или человечество — просто неожиданная переменная в каком-то эксперименте?
Конфликт снова разъедает наше общество. Отвращение к уничтожению других людей, которое определяло человечество с момента основания Терранской Республики, почти полностью исчезло за одно поколение. Это очередная манипуляция? Я могу только надеяться на это, иначе мы обречены»
История освоения Аураксиса, предшествовавшая этому межзвёздная экспедиция через Червоточину, а также исследование технологического наследия древней цивилизации, оставившей после себя артефакты в разных уголках вселенной, непосредственно связаны с именами бывшего лидера Терранской Республики Тома Коннери и гениального ксенобиолога Генри Бриггса. Именно они в 2634 году обнаружили в небольшом участке пояса Койпера за орбитой Нептуна первый инопланетный артефакт, даровавший Генри Бриггсу способность видеть мир и людей такими, какие они есть, и прошептавший единственное слово, содержавшее искру вселенской истины: Вану.
Второй артефакт, с которым контактировал Бриггс, был найден на пятый год основания колонии на Аураксисе. В отличие от первого, устройство на планете содержало предупреждение, не до конца оформленную тревожную мысль о надвигающейся тьме, о неминуемом столкновении с тем, что возможно и стало причиной исчезновения древней цивилизации, некогда владевшей планетой. Это же устройство стало причиной гибели, а затем и первого необъяснимого перерождения Генри Бриггса. Последующие столетия, скрываясь под вымышленными именами и не до конца понимая природу технологии, продлевающей его жизнь, Генри Бриггс посвятил разгадке истинного смысла послания Вану и проникновению в сокровенные тайны их утраченных знаний.
Третий артефакт был обнаружен им в 2845 году, перед самым началом конфликта, который впоследствии охватил весь Аураксис. Откровения, воспринятые от устройства, в отличие от прошлых были яркими и чёткими. Неясная тревога сменилась мрачным осознанием реальности, а подозрения о судьбе цивилизации Вану — пониманием того, что по-настоящему угрожает человечеству.
В одно мгновение Генри Бриггсу открылось всё, что терзало его разум столетиями. Почему после прохода через Червоточину участники экспедиции Тома Коннери вновь вернулись к взаимной вражде? Что стало причиной дестабилизации Червоточины? Кто такие Вану, и зачем они позвали его в это долгое путешествие?
На заре времён, когда человечество только зарождалось, где-то у далёких звёзд уже шла война с Вселенским Врагом. Ему противостояли многие цивилизации и Вану, в том числе. Чтобы упрочить свои позиции и ослабить сопротивление, Враг создал излучатели, которые бомбардировали разрушительной психической энергией молодые разумные виды на многих планетах во Вселенной, ввергая целые миры в вечную борьбу. Земля и человечество не стали исключением.
Несмотря на ожесточённое сопротивление, Вану и те, кто примкнул к ним, потерпели поражение и были изгнаны со своих родных миров на планету, впоследствии известную как Аураксис. На многие тысячелетия планета стала их тюрьмой. Они были порабощены и отрезаны от остальной вселенной.
Но сопротивление не утихало. В подходящий момент потомки Вану в очередной раз выступили против Врага, прошли по его следам через Червоточину в звёздную систему Земли и уничтожили установленный там психоизлучатель. Это была та самая Червоточина, открытие которой положило конец последней войне на Земле.
Однако силы Вану и их последователей вновь потерпели поражение и преследуемые Врагом бежали в неизведанное тёмное пространство.
Человечеству же был дан шанс самостоятельно определить свою судьбу. Но Вану оставили после себя артефакты-предостережения: когда-нибудь Вселенский Враг вернётся. И тем, кто сможет услышать их зов, предстоит принять на себя миссию Вану, пройти обратным путём на Аураксис, отыскать их наследие и подготовиться к битве с Врагом. Кто мог представить, что, утратив связь с Землёй, люди вновь окажутся ввергнуты в кровную вражду, продиктованную древними инстинктами…
БЕСКОНЕЧНАЯ ВОЙНА НА АУРАКСИСЕ
«…возвращение Врага на Аураксис с целью очистить планету от осколка человечества — это лишь вопрос времени. Единственная надежда на сопротивление, на выживание заключается в том, чтобы научиться понимать природу Вану и технологии, которые они и их последователи оставили после себя. Человечеству нужно развиваться, выйти за пределы того, что они знают, и принять наследие, оставленное им на Аураксисе. Вану могут указать путь. Но только Аураксис, который принимает истину, Аураксис, который твёрдо и непоколебимо следует своей цели, может надеяться противостоять Врагу. Мне нужно указать им путь — или исключить из уравнения. Просвещённое человечество — единственная оставшаяся у нас надежда»
Вместо нового дома, вместо сокровенных тайн вселенной, потерянные дети Земли нашли в этом заброшенном мире только боль, скорбь и новые сражения. Прошлое настигло их. И вдалеке от своей колыбели, вот уже сотни лет не знавшей войн и разрушений, в мире, названном Аураксис, вспыхнул и запылал пожар нового конфликта.
Потомки первой межзвёздной экспедиции человечества по непостижимой для них причине вновь повернули оружие друг против друга...
Те, кто нёс на себе бремя управления экспедиционным флотом, а затем и колонией, выступили за жёсткий порядок под единым командованием. Порядок и безопасность — прежде всего! Они искренне пытались следовать идеалам Терранской Республики, которые обеспечивали мир на прародине человечества в течение более чем 200 лет.
Основой военной машины Терранской Республики стали классические модели вооружений и техники земных сил и созданные на их базе новые образцы. А упор на значительный запас живучести, осадные тактики и подавление врага шквальным огнём — базовыми принципами их боевой доктрины.
Углядевшие в колонизации далёких миров новые возможности поддержали тех, кто был против ограничений колониальной администрации. Свобода и справедливость стали девизом Нового Конгломерата. Они привлекли на свою сторону немало колонистов, убеждённых, что в новом мире можно жить лишь по новым правилам, которые определяют сами люди.
Ударный кулак Нового Конгломерата — бывшие наёмники и терраформеры, вооружённые передовыми разработками исследовательских лабораторий частных корпораций. Широкое использование электромагнитных ускорителей и сосредоточенность на мощных обезоруживающих атаках в ущерб обороне стали визитной карточкой сил Нового Конгломерата.
Учёные и инженеры, объединившиеся ещё на дрейфующем флоте, узрели в исследовании технологий, погребённых под руинами чужой планеты, вселенскую истину. Они верили, что это единственный шанс на спасение не только колонии, но и всего человечества от угрозы, которая выше любых внутренних распрей. Прогресс во имя защиты человечества стал знаменем Суверенитета Вану.
Их неоспоримым преимуществом стал доступ к разработкам на базе инопланетных технологий: грави-генераторы, импульсные винтовки и тяжёлое пучковое вооружение. Манёвренность и скрытность легли в основу тактики и стратегии сил Суверенитета Вану.
Порядок, свобода и прогресс. Вместе они обеспечили мир на Земле, но разделённые неизвестной силой стали причиной нового конфликта на чужой планете. Очень скоро, благодаря изучению артефактов Аураксиса Генри Бриггсу удалось воссоздать технологию перерождения Вану. Но удержать её в одних руках не удалось. И в короткий срок технология оказалась у всех противоборствующих сторон, чтобы питать горнило бесконечной войны.
ВО ИМЯ ПРОГРЕССА И ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
«…Мы не на чьей стороне. Но мы больше не можем оставаться безучастными. Они собираются уничтожить всех нас и вместе с собой забрать всю эту чёртову планету. Чтобы спасти мир, которым когда-то правили Вану, и чтобы человечество могло полностью раскрыть свой потенциал, мы должны устранить угрозу. Сегодня мы провозгласим наш суверенитет — суверенитет Вану. Если только одна сила может жить на Аураксисе, то это должны быть мы»
Их было шестеро. Как и многие до них они не делали выбора, под чьи знамёна встать. Каждый пришёл в Суверенитет Вану по своей причине и никогда не рассказывал об этом другим. После краткого инструктажа группу направили на курс генной терапии, аугментации и процедуру импринтинга. Благодаря технологиям, разработанным в ходе изучения инопланетных артефактов, всего за несколько недель бывшие гражданские специалисты впитали знание о вооружении, технике и боевой доктрине Суверенитета. Тренировки на полигонах показали достаточную слаженность сформированного подразделения для начала выполнения второстепенных задач и поддержки операций на Аураксисе. И в 2847 году группа, занесённая в протоколы под номером VSTG-4-1-3, начала свой боевой путь.
Они обеспечивали огневое прикрытие, когда тяжёлая пехота в снаряжении класса Max рвалась к оборонительным рубежам Нового Конгломерата. Латали повреждённую технику, когда танковые колонны Маграйдеров и Молний осаждали бастионы Терранской Республики. Высаживались на лёгких Валькириях, чтобы удерживать занятые рубежи после массированных атак. Оберегали десантные Галактики от налётов Москитов и Опустошителей…
Они учились. Бой за боем. Перерождение за перерождением. Накапливали опыт. Осваивали снаряжение. Оттачивали навыки. Совершенствовали тактику. И постепенно повышали сложность выполняемых задач. Сначала небольших; в переделах дислокации основных сил. Затем всё дальше и дальше. В глубину обороны противника: линии обеспечения, отдалённые аванпосты, тыловые укрепления. Там, где требовалась максимальная автономность, мобильность и незаметность. Там где силы Нового Конгломерата и Терранской Республики не ждали бойцов в цветах Суверенитета Вану.
«Турели-часовые расставлены в узких коридорах. Подходы к консолям управления перекрыты минами-ловушками. Каждый боец знает своё дело. Биолабораторный комплекс скованного льдами Эсамира на ближайшие часы станет ареной жаркой битвы. Наша задача — удержать позицию в глубине зоны, контролируемой силами Терранской Республики…
Они уже на подходе. Мы слышим дробный стук сапог по стальным перекрытиям. Терранцы вот вот ворвутся в комплекс. Наша задача — удержать позицию столько, сколько потребуется основным силам на осуществление замысла…»
Не так много славы было в их работе.
Азарт бешеных схваток в небесах Аураксиса на истребительных Косах, пролом вражеской обороны в рядах тяжёлой пехоты, танковые дуэли на манёвренных Маграйдерах, высадка на десантных капсулах, дерзкие налёты на реактивных ранцах — удел других подразделений Суверенитета Вану.
Задачи группы VSTG-4-1-3 были утилитарны: захват оставленных без внимания узлов, контроль воздушных коридоров, отвлечение внимания основных сил, методичное сокращение подкреплений, поиск и уничтожение замаскированных позиций.
Через ледяные поля и топкие болота, в непролазных зарослях и горных ущельях, по иссушенной пустыне… Задача всегда одна: обеспечить выгодные условия для сил Суверенитета Вану в регионе. Отличаются только условия.
Это работа. И с ней группа VSTG-4-1-3 справлялась как нельзя лучше.
ТАКТИКА МАЛЫХ ОТРЯДОВ
«…Сколько лет прошло с того дня, который навсегда перевернул историю Аураксиса? Почему этот чужой мир стал не домом для потерянного среди звёзд осколка человечества, но ареной для новых битв? Бесконечные сражения, смерти и перерождения стирают ощущение времени. Превращают наши жизни в механический процесс. Но мы всё ещё люди. Улучшенные генетически. Усовершенствованные аугментациями. Мы — дети человечества…
…Наша цель — не разрушать, но указать лучший путь. Истину, которую оставили нам древние. Если бы только заблудшие услышали их зов, вняли их мудрости, устремили свой взор на то, что реально угрожает человечеству… Но сейчас они слепы. И потому мы будем нести истину на своём знамени. Во имя прогресса и защиты человечества!»
Выдержки из краткого боевого руководства командира тактический группы VSTG-4-1-3 для автономных подразделений Суверенитета Вану. Записано в личный голографический дневник в 2858 году:
«...Специализация и классы:
- Если ваша команда — всего 5-10 бойцов, уходить в специализацию — большая ошибка; каждый должен быть одновременно стрелком, водителем, медиком, техником и разведчиком. В зависимости от ситуации, доступных ресурсов и обстановки комбинируйте всё доступное снаряжение;
- Узкоспециализированная боевая единица — дорогое удовольствие;
- Залог успеха малого отряда — универсальность: умейте применять широкий спектр средств, уделяйте равное внимание и боевым, и вспомогательным навыкам, умело распределяйте доступные ресурсы.
Транспорт и техника:
- Несмотря на разнообразный парк техники Суверенитета Вану, лучший выбор — проверенный бронетранспортёр Сандерер. Эта машина сочетает проходимость, универсальность и автономность. Обеспечивает выполнение нескольких функций: перевозку до 12 бойцов, пополнение снаряжения, точку высадки подкреплений, огневое прикрытие;
- Вооружение, доступное к размещению на универсальных точках крепления бронетранспортёров типа Сандерер, дополнительное бронирование корпуса, генераторы активной маскировки, подавители энергетических щитов и прочие модификации в умелых руках делают старый колониальный транспорт грозной боевой единицей на полях сражений Аураксиса;
- Ресурсы, распределяемые между подразделениями Суверенитета, ограничены. Оптимальное решение — максимально снарядить основное транспортное средство. Взамен вы получите универсальное средство обороны и поддержки. Достаточно установить необходимые модули, чтобы быть эффективными практически в любой ситуации.
Тактика и цели:
- Забудьте об участии в больших операциях Суверенитета Вану. Главный навык автономной группы — понимание общей диспозиции и умение определять критически важные цели;
- Изучайте тактическую карту, осуществляйте распределённую разведку потенциально уязвимых мест и концентрируйте усилия там, где можете обеспечить максимальную выгоду;
- Система универсальных быстровозводимых конструкций и оборонительных сооружений, применяемых на Аураксисе, работает по принципу цепи и зависит от подключения к линиям энергоснабжения. При правильном подходе вы сможете минимальными усилиями прервать цепь захвата противника или создать дополнительную точку концентрации усилий для союзных подразделений;
- Скрытый генератором активной маскировки Сандерер не заметен с воздуха, что открывает возможность для нейтрализации авиации в пределах зоны, контролируемой противником;
- Аналогичная тактика работает и против техники, но с поправками. Одинокая Молния — относительно лёгкая цель, но уничтожить Авангард Нового Конгломерата или Мародёр Терранской Республики — непростая задача даже для 2-3 бойцов. Не говоря уже о сверхтяжёлых Колоссах. Тут пригодятся сапёрно-инженерные навыки и средства контроля телепортационных платформ тяжёлой техники. Исключите их из уравнения ещё до того, как они совершат первый залп;
- Не забывайте, что универсальный инструмент инженера позволяет взламывать и перепрограммировать консоли управления и орудийные турели. Берите под своё управление всё, до чего сможете дотянуться, и застаньте противника врасплох.
Поддержка и материально-техническое обеспечение:
- Если вас занесло в зону ответственности союзных подразделений и ваша помощь может сыграть решающую роль, сосредоточьтесь на устранении критических уязвимостей;
- Возьмите под контроль воздушное пространство — авиация и штурмовики на реактивных ранцах могут доставить много неприятностей, если оставить их без внимания;
- Позаботьтесь об установке на ваш транспорт модулей активного ремонта и снабжения — отремонтировать и укомплектовать Маграйдер в полевых условиях быстрее, чем телепортировать новый на точку высадки;
- Обеспечьте союзникам постоянный доступ к припасам и помните, что главная задача в такой ситуации — поддерживать мобильность и боевую устойчивость соединения…
...Конец записи»
ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД…
…На время, проведённое в PlanetSide 2 в период с 2013 по 2016 гг., я понимаю, насколько самобытным остаётся этот онлайн-проект. До него мой опыт в MMO был ограничен двумя месяцами в Lineage 2 в 2007 году, безуспешной попыткой приобщиться к WoW в 2008-м и целыми шестью месяцами в Star Wars: The Old Republic сразу после запуска серверов. Не хочу и не буду говорить, что эти игры мне не понравились или с ними что-то не так. Просто в какой-то момент я переключался на другие проекты и в целом отдавал предпочтение классическим сетевым баталиям. А самое продолжительное время до 2013 года провёл в серии Battlefield: BF2, BF2142, Bad Company 2, BF3 и BF4.
Не удивительно, что именно PlanetSide 2, как чуть ли не единственная игра в жанре MMOFPS, так затянула меня буквально с первых часов. Она не требует гринда как классические MMO или большой гильдии для интересной игры. Благодаря растянутой по времени прокачке и отличному балансу дружелюбна к новичкам и позволяет сходу чувствовать себя «актуальным». Не даёт заскучать в процессе, так как обладает широким набором инструментов для выстраивания собственных тактик и приёмов.
5 огромных карт, которые представляют разные регионы Аураксиса: вечный ледник Эсамира, горные хребты и ущелья Америша, болота и заросли Хоссина, острова Ошура и мои любимые пустыни Индара. Разнообразие ландшафтов и индустриальной застройки. Битвы на суше, воде и в воздухе.
Предс��авьте себе матч в Battlefield 3 или 4, а ещё лучше BF2142 ввиду схожего сеттинга, который не завершается. Никогда! Какой-то регион уходит под контроль одной из сторон. Но тут же стартует схватка за другой. И далее до бесконечности. Команды борются за очки опыта, за влияние, за прирост общих ресурсов. За Аураксис!
Какие безумные тактики мы придумывали! Какие кампании разыгрывали силами нескольких игроков. Несмотря на преимущественно автономный стиль геймплея, иногда возглавляли и большие группы, стихийно набивавшиеся к нам из оставшихся без командования одиночек.
Мой активный онлайн в PlanetSide 2 завершился к концу 2016 года. В последние несколько лет я неоднократно пытался вернуться в проект. Скачивал клиент. Устанавливал игру. Вводил логин/пароль, который помню наизусть. Заходил на полчаса-час. Но по итогу раз за разом удалял игру.
Нет, она не стала хуже. Напротив, за прошедшее время добавилось очень много нового и интересного: фракция антропоморфных роботов-наёмников, новый регион, задания от корпораций, система имплантов, сбор ресурсов на глобальной карте, строительство баз, дополнительное снаряжение, подводные операции и ещё много-много всякой всячины. Всего и не перечислишь.
При подготовке этого текста я в очередной раз залетел на сервер, на котором остался мой единственный персонаж. Записать видео для нарезок, сделать скриншоты и попытаться вновь проникнуться той неповторимой атмосферой.
Атмосфера на месте. Игра также хороша, как и во время первого запуска. Поностальгировать пару-тройку часов — самое то. Но возвращаться в полноценный онлайн было бы слишком расточительным сейчас, когда на игры остаётся не так много времени. Да и новых интересных проектов меньше не становится…
Я не могу представить лично для себя лучшего времени для погружения в PlanetSide 2, чем период с 2013 по 2016 гг. Окунувшись в игру на второй год официальной поддержки, я застал её на взлёте, имея кучу свободного времени на полноценное погружение в такой многогранный проект. По-доброму завидую тем, кто захочет попробовать PlanetSide 2 сейчас. Пускай игре уже 12 лет, но по своим возможностям она до сих пор не имеет конкурентов. Это ультимативное решение для любого ценителя жанра сетевых шутеров и научно-фантастического сеттинга!
«…Закончен скоротечный бой с авангардом Нового Конгломерата. На Индаре занимается рассвет. Мы стоим на пригорке чуть впереди от ретранслятора. На пополнение снаряжения не хватает времени. Напоминаю себе следить за расходом припасов. На горизонте медленно ползёт колонна основных сил НК, в небе уже видны первые росчерки Опустошителей, вдалеке слышится гул тяжёлых двигателей — штурмовые и десантные корабли на подходе. Рядом верные соратники, на обочине — безотказный транспорт. А это значит, впереди несколько часов активной обороны и максимальной эффективности от бойцов в цветах Суверенитета Вану, готовых к любому развитию событий… Во имя прогресса и защиты человечества!»