Русская тема на Каннском фестивале: Лозница и Серебренников представят новые картины
78-й Каннский кинофестиваль, который пройдёт в мае, обещает стать ареной не только для кинематографических открытий, но и для острых дискуссий о роли российской культуры в сегодняшнем мире. Сразу два фильма, связанных с русским и постсоветским пространством, оказались в центре внимания — конкурсная драма Сергея Лозницы «Два прокурора» и внеконкурсная лента Кирилла Серебренникова «Исчезновение доктора Менгеле».
Новая работа Лозницы снята по мотивам повести Георгия Демидова и переносит зрителя в Брянск 1937 года — в самую гущу сталинских репрессий. Это история молодого прокурора, который в условиях тотального страха и беззакония пытается отстоять справедливость. Как утверждает сам режиссёр, понять современную Россию невозможно без осознания того, что представлял собой ГУЛАГ, и какие корни зла были заложены в советской системе. По словам Лозницы, «пришло время посмотреть прямо в глаза советскому монстру». Фильм стал результатом международного сотрудничества: его создали кинокомпании из Франции, Нидерландов, Германии, Латвии, Литвы и Румынии. Особый интерес вызывает актёрский состав — главные роли исполнили российские актёры Александр Филипенко («Мастер и Маргарита», «Чемпион Мира»), Анатолий Белый («КАРАнтин», «Метро») и Александр Кузнецов (Седце Пармы», Папа, сдохни»), покинувшие Россию и публично выступившие против войны в Украине.
В то же время на фестивале будет представлен и новый фильм Кирилла Серебренникова — «Исчезновение доктора Менгеле», который рассказывает о жизни нацистского врача в эмиграции. Этот фильм покажут вне конкурса. В нем сыграл Аугуст Диль главную роль.
Фильмы Лозницы и Серебренникова становятся поводом для размышлений о роли русскоязычного искусства в меняющемся мире. Эти фильмы показывают, что даже в условиях международной изоляции интерес к русской культуре не исчезает — но трансформируется.