Эпоха, которая не ушла в прошлое: обзор Age of Empires 2
Age of Empires 2 — это одновременно и ностальгия, и живая современная стратегия. Вышла в 1999-м году, но в 2025-м в неё играет больше людей чем когда-либо. Среднесуточный онлайн в Steam ~ 17 тысяч игроков (не считая тех, кто играет на Xbox), что более чем достаточно для игр в матчмейкинге и появления большого дружного сообщества.
Кто не в курсе что это за игра — это стратегия в реальном времени (RTS) в историческом сеттинге: строишь базу, собираешь ресурсы, изучаешь технологии, ведёшь армию. Крестьяне являются основным двигателем экономики, а армия делится на привычные архетипы:
- пехота (бегут и дерутся)
- кавалерия (бегут быстрее и тоже дерутся)
- лучники (не бегут, но стреляют и немножко танцуют)
- осадные орудия (медленные, но обидчивые)
Всё это работает по принципу «камень-ножница-бумага»: какие-то юниты хорошо действуют против одних, но плохо против других. Например, пикинёры традиционно контрят всадников, однако византийские катафракты топчут любую пехоту без вариантов. Или, например, твои лучники практически ничего не могут сделать крытому тарану, если только ты не монгол.
Что изменилось за 26 лет?
RTS, пожалуй, никогда не станет самым массовым жанром — и это нормально. В эпоху автосохранений, сочных анимаций, бесконечных респаунов и казуального мультиплеера, жанр, требующий концентрации, многозадачности, стратегического мышления и знания десятков нюансов, имеет слишком высокий порог вхождения для широкой аудитории, привыкшей, что «скилл» — это нажать ульту первым. Но при этом RTS — это жанр, который не умер. Более того, он переживает тихое, но уверенное возрождение. Без шума, без боевых пропусков, без миллиардных бюджетов — но с настоящими эмоциями и живым сообществом.
Если вы играли в AoE2 в детстве, скорее всего, вы ещё застали дополнения Age of Kings и The Conquerors, но с тех пор появилось много всего!
HD Edition, 2013 год. То самое базовое обновление, когда игру вытащили из шкафа, отряхнули пыль, завезли багфиксы, HD-графику, поддержку Steam, оптимизацию, Quality of Life фичи. Словом, игра получила свою вторую жизнь.
The Forgotten, 2013 год. Добавлены венгры, славяне (олицетворяющие Киевскую Русь и Новгород), итальянцы, индийцы и инки. Появился уникальный, сигнатурный юнит для всех мезоамериканских цивилизаций — воин-орёл, быстро бегающий пехотинец, который вначале используется как типичный скаут, но со временем превращается в грозную ударную силу. Кроме того, каждая цивилизация отныне получает две уникальных технологии. Например, для славян это «Детинец» и «Дружина».
The African Kingdoms, 2015 год. Добавлены эфиопы, малийцы, берберы и португальцы. Появилось уникальное здание — фактория, которая позволяет португальцам получать ресурсы как бы из воздуха. У португальских крестьян появится больше времени на творческие занятия, такие как строительство башен и осадных мастерских.
Rise of the Rajas, 2016 год. Добавлены бирманцы, кхмеры, малайцы, вьетнамцы. Из новых механик: кхмеры могут прятаться не только в ратуши, замки и башни, но и в собственные домики.
Definitive Edition, 2019 год. Вот это уже совсем новая эпоха, потому что игра приобрела свой современный вид, получив значительное обновление графики, озвучки и анимаций (наконец-то завезли анимацию разрушения зданий).
The Last Khans, 2019 год. Добавлены болгары, литовцы, половцы, татары. Болгары пришли в игру со своим новым уникальным з��анием - крепостью, эдаким мини-замком. Уникальный юнит татар, кешик, примечателен тем, что может зарабатывать золото в бою, своего рода кэшбэк, оправдывая свои затраты золота на него. В игре появился обучающий сценарий «Искусство войны», готовящий игрока к суровым онлайн играм в матчмейкинге.
Lords of the West, 2021 год. Добавлены бургундцы и сицилийцы. Бургундцы пришли в игру с уникальными в своём роде механиками «атаки с разбега» и превращением крестьян в ополченцев (фламандская революция), встающих на защиту своих виноградников. У сицилийцев — мощные башни, «донжоны», которые могут быть построены не только крестьянами.
Dawn of the Dukes, 2021 год. Добавлены поляки и чехи. Теперь наконец-то можно влетать с легендарными крылатыми гусарами под Sabaton!
Ну и конечно же создатели отдали дань уважения лучшему, по моему мнению, полководцу всех времён и народов — Яну Жижке: чехи пришли в игру с вагенбургами и гауфницами.
Dynasties of India, 2022 год. Старые индийцы? Забудьте, теперь вместо них четыре цивилизации: индусы, дравиды, бенгальцы и гуджары. Больше слонов, хороших и разных. Боевые слоны? Извольте. Лучники на слонах? Есть. Осадные слоны? ДА! Бенгальцы вообще получили юнита, который стреляет и дерётся — универсальный солдат, мечта любой армии.
В этом же 2022-м году игра становится доступной на Xbox.
Return of Rome, 2023 год. В игру добавляются римляне, а также весь контент из первой части Age of Empires, со всеми кампаниями и пакетом ностальгии. Если кто-то хотел перепройти ту самую wololo-миссию одним монахом за Вавилон, она там есть.
The Mountain Royals, 2023 год. Добавлены армяне и грузины. Новая фишка — мулы, которые таскают ресурсы и экономят на постройке зданий. А ещё можно прятаться в монастырях и обстреливать из них врагов. И, наконец, армяне привели с собой в бой универсального солдата — воина-священника, который может и лечить, и калечить.
Victors and Vanquished, 2024 — небольшое дополнение, добавляющее 19 сценариев для одиночной игры.
Chronicles: Battle for Greece, 2024. Это дополнение — игра внутри игры, своего рода спин-офф. Содержит огромную кампанию длиной в 21 сценарий, посвящённую греко-персидским войнам и пелопонесской войне. Нарративная часть создана при участии профессора истории. Марафонская битва, триста спартанцев, Саламинская битва — вот это вот всё. Три новых цивилизации: афиняне, спартанцы и ахемениды (собственно, персы). Что важно, дополнение демонстрирует новые механики и возможности для будущего — игра ещё далеко не на пике своего развития.
В настоящее время в игре 45 цивилизацийи 40+ кампаний и ещё столько же отдельных сценариев. В апреле 2025-го анонсировано новое дополнение, в котором будут добавлены ещё пять новых цивилизаций, выход игры на PlayStation и ещё множество косметических улучшений.
Одиночная игра: кампании и сценарии
Если вы человек мирный, любите строить красиво и эстетично, завоёвывать без спешки и суеты, и чтобы вам никто не писал «11» в чате — одиночная игра в Age of Empires II для вас.
В игре более сорока полноценных кампаний, каждая со своей озвучкой, историческим антуражем и визуализированными сценами. Вы не просто штурмуете вражеский замок — вы знаете, зачем это делаете, почему это всё началось, и кто из персонажей потом напишет об этом мемуары.
Можно даже играть с друзьями: для некоторых кампаний есть co-op режим.
И если вам мало — есть редактор сценариев, позволяющий делать собственные миссии, кампании, ну и, понятное дело, искать и скачивать существующие. Сообщество регулярно выпускает всевозможные моды и кампании. Например, для тех, кому не хватает кампаний «за наших», есть кампании Dmitry Donskoy, рассказывающая угадайте о ком, и Princes of Russia, история в которой начинается с Рюрика и заканчивается Владимиром.
Некоторые из кастомных кампаний потенциально могут перерасти в официальные дополнения, и упомянутый выше Chronicles: Battle for Greece тому пример.
Помимо кампаний, можно просто играть против компьютера. В Definitive Edition ИИ стал умнее, и он больше не читерит, но может делать больно иначе. На высоких уровнях сложности у него жёсткие тайминги и хороший контроль, и даже если вы уничтожаете его основную базу, он всё ещё может дать вам отпор, беспокоя вас рейдами, строя новые ратуши и расползаясь по всей карте. Можно выбрать случайную карту, задать стартовые условия, цивилизации — и вперёд.
Ну и конечно же, никто не отменял кастомных карт. Вам ничто не мешает найти или создать любую, сколь угодно экзотическую карту по вкусу, пусть это будет хоть «Аренда квартиры в Сингапуре» и сыграть её с друзьями или против ИИ.
Игры против других игроков и матчмейкинг
Вот здесь игра и раскрывает себя полностью. Здесь вы, фактически, и научитесь играть в эту игру по-настоящему, начиная с тёмной эпохи. Вы начнёте осваивать различные цивилизации, понимать их сильные и слабые стороны, выбирать различные стратегии для разных типов карт, планировать в каком направлении будет развиваться ваша экономика, проводить разведку, адаптироваться к действиям ваших противников и так далее. Вы освоите новые для себя механики, о которых раньше и не подозревали.
На Youtube есть серия обучающих видео от Винчестера, российского игрока в Age of Empires 2, где он выдаёт базу в чистом виде: ссылка на плейлист. Рекомендую.
В игре есть встроенный ранговый матчмейкинг, где соперник подбирается для вас, исходя из вашего рейтинга. Есть 1v1, есть командные игры 2v2, 3v3, 4v4. Но есть нюанс. Дело в том, что ваш исходный рейтинг, с которым вы начинаете калиброваться — 1000 elo (очков рейтинга). А ребята с таким рейтингом, мягко говоря, немного умеют играть. Поэтому будьте готовы вначале к тому, что вы без шансов можете проиграть первые несколько игр, потерять две-три сотни очков рейтинга и наконец, упасть туда, где вам будет комфортно играть. Позже, по мере того, как вы учитесь играть, ваш рейтинг будет расти. Просто важно понимать, что вначале будет разгром.
Большинство игроков в эпоху находится между 800 и 1300 elo. Выше 1300 elo, как правило, те, кто не только знает о всех возможных фишках, но и умеет их реализовывать, и здесь грань между условными 1300 и 1800 уже более размыта. Ну а выше 2300 elo — это топ 125 игроков, среди которых большинство играет на профессиональном уровне.
Наиболее популярные стратегии игры
Драш (dark rush) — это когда вы в тёмной эпохе ставите казарму, заказываете троих отчаянных мужиков и отправляете их к врагу на базу вместе со скаутом. Цель проста: портить вашему противнику жизнь с самого старта. Ломаем стройку, гоняем крестьян, устраиваем танцы вокруг лесопилки. Успех предприятия во многом зависит от дресс-кода вашего противника.
Лэйминг (Laming) — это когда вы находите кабанов и овец возле вражеской базы и забираете их себе. То есть буквально забираете еду у противника из-под носа. В итоге он остаётся без халявной еды, а вы получаете дополнительную.
Душ (Douche) — довольно редкая стратегия, которая заключается в том, что игрок разрушает свою ратушу и строит её рядом с вражеской, чтобы уничтожить её. Часто исполняется на персах, потому что их ратуша в два раза крепче — те ещё душнилы. Это не троллинг, если это работает.
Феодальные войны — ранний переход в феодалы и создание феодальной армии для атаки. Для тех, кто любит держать соперника в тонусе, а заодно и себя. Самая популярная вариация — скаут-раш: вы строите конюшню, делаете 3–5 скаутов и отправляете их в атаку на базу соперника. Задача — не уничтожить, а дезориентировать: гоняем крестьян, заставляем врага строить лишние башни, делать лишних копейщиков и вообще паниковать. Всё это замедляет его экономику, а вам даёт преимущество. Можно и другой подход — раш лучниками: ставите стрельбища, заказываете несколько стрелков и вперёд. А если вы фанат максимального давления — комбинируйте: скауты + лучники.
Траш (tower rush) — это когда вы отправляете ко врагу нескольких крестьян и застраиваете его башнями, которые обстреливают крестьян и здания противника. Цель — отогнать его от ресурсов и вынудить его добывать их где-то ещё. Часто у противника опускаются, кхм, руки, и он начинает испытывать нехватку дерева. Возможность пристрелить нескольких крестьян будет плюсом.
Быстрые замки (Fast Castles) — это когда вы надеетесь, что к вам никто не придёт в феодальной эпохе и оптимизируете экономику таким образом, чтобы перейти в замковую эпоху как можно быстрее. Тогда вы сможете делать латников и строить осадные орудия, что даёт огромное преимущество, которое только надо успеть реализовать.
Форвард (forward) — когда военные строения строятся недалеко от базы противника и вы начинаете свои нон-стоп атаки, зачастую в ущерб собственной экономике, но с прицелом на то, что вы нанесёте вашему противнику больший урон. Одна из разновидностей такой стратегии — «замок на лицо» (castle drop), когда вы ставите свой замок впритык к его зданиям или юнитам. Возможные цели — получить контроль над территорией и ресурсами, прогнав оттуда вашего противника (или наоборот, зажать его на собственной базе), уничтожить вражескую ратушу.
Недостроенные замки обычно называют Daut Castle, в честь Даута, ветерана Age of Empires II, у которого такие попытки ставить замки часто заканчивались катастрофой.
Это давно уже стало мемом, и даже есть мод к игре, который вешает фото Даута на строящийся замок.
Монкраш (monk rush) — монахов никогда не бывает слишком много. Стратегия ещё называется клоунской, потому что используется чаще всего на карте с названием Арена, ну вы поняли. Суть стратегии заключается в том, что монахи приходят и вербуют войска, крестьян и здания противника при необходимости.
Быстрые импы (Fast imp) — это стратегия для тех, кто не любит полумеры и предпочитает перейти сразу в решающую стадию игры, пока враг ещё копается в замковой эпохе. Вы оптимизируете экономику, экономите на армии в феодале и замках, и стремитесь как можно быстрее нажать на кнопку «Имперская эпоха», чтобы получить все ништяки взрослой жизни: требушеты (осадные орудия, стреляющие на огромные расстояния), ключевые улучшения брони и урона у юнитов и, конечно же, химия, позволяющая заказывать пороховые юниты — кулеврины и пушки.
Бум (Boom) — это когда игрок полностью вкладывается в экономику и производство крестьян, строя несколько ратуш и доводя количество крестьян до 100-150 человек. Потом переходит в имперскую эпоху и начинает спамить войска нон-стоп, потому что развитая экономика обеспечивает его ресурсами на долгое время.
Однако если против бумера играет другой бумер, игра может превратиться в эпический двухчасовой замес:
Если вы играете в командную игру, вам придётся немножко взаимодействовать с союзниками. Каждый из них, скорее всего, поделится своим планом на игру («full boom», «forward») и спросит о вашем.
На карте «Чёрный лес», часто бывает так, что вас довольно навязчиво могут попросить «закрыться», то есть поставить стену на своей стороне карты, иначе у всей команды будет проблема. Просто поставьте эту грёбаную стенку, и от вас отстанут. Хорошая стена — лучший друг интроверта.
Сообщество: стримеры, игроки и турниры
Сообщество AoE2 — удивительно живое, дружелюбное и разнообразное. Здесь есть и олды, игравшие ещё в 1999-м, и новички, пришедшие в игру на Definitive Edition.
Присоединиться можно с любой стороны — играть, участвовать, смотреть. Потому что главное в AoE2 — не только то, как ты расставил крестов, а то, с кем ты делишь эту безумную, прекрасную игру. Twitch и YouTube полны стримеров, которые не просто играют — они учат, шутят, комментируют и делают шоу.
T90 — великий популяризатор игры, комментатор и организатор турниров. Придумал легендарный Hidden Cup, где топ-игроки играют инкогнито, а зрители (и сами кастеры) гадают, кто есть кто. Любит всякие нестандартные карты и «Low Elo Legends» — обзор легенд низкого рейтинга, которые весёлые и познавательные одновременно.
MembTV — испанский (но англоязычный) кастер, известный своим взрывным стилем, бешеными эмоциями и сигнатурными цитатами вроде «Total and brutal domination!», «Castle on his face», «To the damn hell», «Huns are Huns», «The timing, the momentum». Комментирует с огромной страстью и экспрессией. Если хотите смотреть AoE2 как футбольный матч — вам к нему. Хостит крупные турниры Warlords и King of Desert.
Spirit of the Law. Хотя он не и кастит турниры в прямом эфире, его видео — наверное, лучший способ понять, как работает игра под капотом. Разбирает юнитов, механики, апгрейды, сравнивает цивилизации.
Вот его обзор грядущего патча:
Wanderbraun. Наверное, самый значимый русскоязычный стример и популяризатор AoE2. Не ленится отвечать на вопросы новичков, рассказывать об очевидных (казалось бы) игровых механиках. Часто освещает турниры на русском языке, иногда организовывает матчи среди своих зрителей и комментирует их. Из минусов разве что — кликбейтные заголовки видео.
Когда мы говорим о соревновательной игре в Age of Empires II, важно отметить, что она требует от игроков не только глубокого стратегического мышления, но и способности быстро реагировать на изменения в игре. Мультизадачность — самый ключевой навык для игры на высоком уровне, требующий от игроков невероятной концентрации и умения адаптироваться и быстро принимать решения. Однако, каким бы ты ни был мультизадачным, невозможно отреагировать на всё всегда и вовремя — в этой демонстрации несовершенства человеческих возможностей и состоит красота игры. Перегрузка мозга противника всевозможными атаками и отвлечениями — законная тактика, между прочим!
Далее я представлю вам некоторых из наиболее значимых игроков, чтобы вам было проще представить кто есть кто в киберспорте AoE2.
TheViper (Норвегия), также известный как Snake (Змей). Считается лучшим игроком всех времён и народов. Он доминирует на профессиональной сцене с 2014 года и до сих пор занимает призовые места на крупных турнирах. Его сигнатурная особенность — быстрое строительство зданий и стен (quick wall), чтобы защитить крестьян или поймать в ловушку врага.
Daut (Сербия), также известный как Лорд. Живая легенда сообщества AoE2. Играет с 1999 года и после стольких лет всё ещё остаётся на высшем уровне и соревнуется с лучшими игроками мира. Его сильные стороны — это макро-игра, стратегия и принятие решений (кроме, конечно, когда речь заходит о строительстве замков). Когда появляются новые цивилизации, игровые режимы или карты, он всегда находит интересный подход или тактику. Помимо этого, он известен своим использованием рынка, сбивая или поднимая цены на ресурсы. Он — шоумен, и всегда готов идти на риск ради зрелищности и развлечения. Его сигнатурные Daut-замки стали его визитной карточкой.
https://daut.church/worship/ - сайт, посвящённый церкви Даута, с его проповедями (цитатами) и предметами культа (игровыми модификациями)
Hera (Канада). Лучший игрок мира на данный момент, выигрывающий все крупные турниры уже третий год подряд. Много стримит, выпускает обучающие и развлекательные видео и шортсы на Youtube. Его стиль игры характеризуется выдающимися навыками мультизадачности и эффективного управления экономикой, даже под сильным давлением, уверенной защитой и победами в поздней игре благодаря отличному контролю юнитов, рейдам и общей макро-игре.
Liereyy (Австрия), также известный как Kid (Пацан). Ворвался в AoE2 в 2017 году в возрасте 15 лет и сразу дошёл до финала крупного турнира. Наравне с Херой считается самым быстрым игроком. Изначально он стал известен своим невероятным микро-управлением, а его «танцующий» стиль игры с лучниками позволял ему выигрывать бои лучше всех остальных.
Yo (Китай). Опытный игрок, который входит в десятку лучших с 2014 года. Выигрывает за счёт макро, а не микро. Он мастер камбеков, у него крутая психологическая стойкость и он один из лучших игроков в поздней игре. Ему нет необходимости быть быстрым, по скорости он практически такой же как большинство обычных игроков. Верные решения в ключевые моменты приводят его к победе.
MbL (Норвегия). Несмотря на то, что играет на профессиональном уровне, не особо тренируется, но всё равно очень талантлив. Лучший в мире, если речь идёт о лэйминге (Laming) - в воровстве еды у противника ему нет равных.
Vinchester (Россия), также известный как Винч. Топ 1 СНГ игрок и один из лучших игроков мира. Его слабости — проблемы с мультизадачностью и нестабильность. Его сильные стороны — агрессивная игра и нестандартные стратегии. Всегда на позитиве и любит рассказывать всякие штуки. Если на интервью задать ему вопрос, может отвечать на него несколько минут.
TaToH (Испания). Тато из тех, у кого есть план, и он его придерживается. Часто этот план оказывается хорошим. Обладает хорошей мультизадачностью и доминирует на морских картах.
В настоящее время проходит зрелищный командный турнир 4x4 Masters of Rage Forest, в котором играет и российско-украинская команда «Элитные Бояре» (Vinchester, Dark, classicpro, AntagonisT, repard), а фаворитом является «Gamer Legion» (TheViper, TatoH, DauT, Hera). Ожидаются рабоче-крестьянские стычки в тёмной эпохе за контроль границ и эпические замесы в имперской эпохе.
Следующий турнир Warlords 4, один из крупнейших в этом году, стартует 18 мая.
Вместо заключения
- Пошутил про кешиков и кэшбек — ☑.
- Сделал отсылку на исторический мем «Mongols are the exception» мем — ☑.
Нашёл повод добавить крылатых гусар под Sabaton - ☑.
Сделал отсылку на доту — ☑.
Ок, бумер — ☑.
Добавил хохму о проблемах с деревом — ☑.
Добавил завуалированную шутку-самосмейку про ткачество — ☑.
Спрятал три цитаты Даута в тексте — ☑
Гоу в «эпоху» теперь!