MiSide (2024) «Красиво, но слабо»
Нашумевший психологический хоррор в милом анимешном стиле, что ты такое? Сражу скажу – да, MiSide оказалась очень переоценённой игрой. Плюсы, несомненно есть, и они имеют большой вес. Однако сюжет в очередной раз решает. У игры может быть шедевриальный визуал, фантастический саундтрек, интересный геймплей или выделяющиеся дизайны героев. Но если у неё не будет прочного стержня в виде сюжета и хороших диалогов – это станет хоть и необычным, но совершенно пустым миром. И MiSide является тому прямым подтверждением.
Мне понравилось играть в MiSide, я нашёл для себя там много плюсов, но язык не повернётся назвать её шедевром или игрой года. И постараюсь объяснить почему. Статья большая, духоты будет много. Мне просто хотелось подробнее порассуждать чуть ли не над каждым элементом игры.
Общая информация
MiSide – приключенческая игра в жанре психологического хоррора в анимешном стиле. Создана она была двумя российскими ребятами из независимой инди-студии AIHASTO. Официальный релиз состоялся 11 декабря 2024 года. Игра за первую неделю после выхода получила более 10 000 отзывов в стиме с рейтингом 98% как «крайне положительные».
Секрет такого бума игры довольно прост. Милая рисовка, успокаивающая атмосфера с элементами активного хоррора и накала сюжета. И конечно, много милых аниме-девочек с хорошим таким слоем фансервиса, с которыми нужно постоянно взаимодействовать. И глупо будет отрицать, что MiSide точно привлечёт к себе внимание хотя бы просто визуалом и трейлером. Порой этого бывает достаточно.
Игроку предстоит погрузиться в виртуальной мир мобильной игры, в которой хозяйничает миловидная девушка по имени Мита. Она отчаянно хочет проводить с игроком как можно больше времени и, кажется, не собирается так просто его отпускать домой в реальный мир.
Сюжет
В самом начале вам предстоит управлять игроком, который практически всё своё время посвящает одноимённой мобильной игре в стиле тамагочи и уходом в реальном времени. Нужно будет заботиться о Мите, играть с ней, помогать с домашними делами и покупать разные вещи. Игра полнится разнообразными мини-играми, за которые даются монетки, а также крупный магазин с большим ассортиментом разных штучек. Всё мило, красочно и спокойно до момента пока игрока не переносит через пиксели и коды в саму игру.
И вот теперь можно взаимодействовать с Митой почти как с реальным человеком. Однако фальшивая доброта девушки быстро обнажается из-за всяких жутких странностей, и игрок что-то да начинает понимать. Виртуальный дом Миты хоть и выглядит уютно и гостеприимно, но вот о самой хозяйке такого сказать нельзя.
Игрока ждут жуткие тайны, куча лиминальных пространств и тёмных внутренностей игры, через которые ему предстоит продраться, если он хочет вернуть себе реальную повседневность.
Повествование
Тут сразу стоит сказать о трём ужасно сырых и непродуманных концовках. Я вышел на основную в первом прохождении, кстати она и является канонической. Существует так же и секретная, ради которой придётся пробежать игру ещё раз. Имеется и «положительная», её можно получить в самом начале, но при этом опять же нужно всё равно пройти игру в обычном режиме.
Лично для меня все финалы показались сырыми и непродуманными, каждый с привкусом незавершённости. Создаётся такое ощущение, что разработчики писали концовки на коленках друг друга, либо они просто не могли определиться с каноническим завершением. Конечно, в своём текстовом интервью они указывали, что в дальнейшем игру ждут обновления, в которые войдут более прописанные варианты сюжета.
Выйдя на базовый финал меня не покидало чувство потраченного времени, а сам факт пройдённой игры не принёс удовлетворения. С таким настроем желания проходить заново, искать секреты и ачивки особо не было.
Необоснованная скудность интересных версий Мит
Искренне ненавижу разработчиков за то, как они сыро прописали «Маленькую Миту», «Уродливую Миту», «Призрачную Миту» и «Кор Миту». Последняя была добавлена как будто бы просто как визуальный фон. Эти четыре хоррор-элемента для сюжета выглядят более привлекательно, однако создатели так и оставили их словно предметы интерьера. А подробнее можно узнать только из такого же мало информативного описания уже после игры. И то ради этого нужно поискать ачивки по ходу прохождения. Ну и возможно в дальнейших обновлениях эти версии будут иметь больший вес.
Благодаря этим персонажам игра больше выглядит и ощущается как напряжный психологический хоррор. А сцены с «Уродливой Митой» вообще очень атмосферные и криповые да и сама эта версия интереснее всех остальных. Но к сожалению ей и другим уделили слишком мало внимания, как будто они нужны только чтобы потянуть хрон.
Наконец-то прекращаю вонять и перехожу к плюсам игры.
Геймплей
С MiSide действительно приятно и интересно взаимодействовать. Всё благодаря разнообразным мини-играм, в которые можно поиграть прямо посреди сюжета. Просто видим игровой автомат с отсылкой на DOOM или гоночки, и отвлекаемся от скримеров. Радует также и то, что игра не состоит целиком из погонь или однотипных действий. Здесь можно решать простые головоломки, спокойно изучать разнообразные домики Мит, играть с ними в игры.
Неожиданно и приятно было видеть смешивание 3D и 2D режимов в виде визуальной романтической новеллы, в которую игрока переносит по ходу путешествия. Это выглядит свежо и интересно. В особенности жирный такой омаж на эти самые романтические новеллы с потешными сравнениями, постоянными метафорами и слишком объёмными описаниями. В этом плане разработчики просто гении своего времени. Отдельный плюс за то, что они любопытно показали как эти два режима сосуществуют и соприкасаются, разрушая четвёртую стену.
Визуальное оформление и аудиосопровождение
MiSide выбрал очень милый и приятный глазу визуал для своей презентации. Многие места за пределами очаровательных комнат Мит выглядят завораживающе и создают внеземное ощущение.
Некоторые эффекты, ракурсы и локации в игре стильные и занятные. То же самое можно сказать про дизайн главной героини и её версий с отличающимися индивидуальными деталями в образах. Благодаря своей внезапной популярности вы точно запомните как выглядит Мита и каждая из её версий.
Неплохо создаётся и ощущение напряжения и самого хоррора. Хоть и когда включается свет становится не так страшно, несмотря на давящий саундтрек. Отдельно взятые сцены и их дизайн по крайней мере мрачно-красив. Игра не ощущается страшной, а скорее «эстетично-напрягающей».
У игры очень расслабляющий и милый эмбиент, который меняется в комнатах Мит. А уж как он успокаивающе и задумчиво звучит во всякого рода лиминальных пространствах и багах игры… вроде и совсем простенький саундтрек, но что-то в нём точно есть.
MiSide было очень интересно исследовать. Для опять же двух человек создать такое ещё надо постараться. Но и акцент был сделан совсем на других вещах. И по каким причинам игра так сильно переоценена мне тоже неясно. Это прикольный, яркий и привлекающий внимание проект на вечер. У него определённо есть большие возможности для фанатского контента, но на этом всё. По крайней мере до момента пока разработчики выполнят свои обещания по проработке сюжета.