THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Почему я не смог «пережить» TWD — и что сделал вместо этого

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Если вы ждёте банальных советов вроде «удали игру, займись чем-нибудь ещё, время лечит» — закройте эту страницу. Здесь не будет инструкций по «забыванию». Потому что я не хотел забывать. Я хочу рассказать, как я смог избавиться от послеигрового опустошения, которое произошло впервые за все пройденные или просмотренные тайтлы. Сначала я поведаю, как на меня влиял каждый сезон. Если это вас не интересует, а вы хотите сразу получить ответ, как пережить расставание, то перейдите на пункт «Краткая инструкция как пережить TWD».

Сезон 1: "Лицемерие перед самим собой"

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Начну с того, что привело к тому, что я не захотел забыть эту игру, персонажа и мир в целом. В жизни я довольно неэмоциональный человек — трогательные сцены в кино не дарят никаких эмоций, о слёзах даже можно не упоминать.

Но эта серия смогла пробить брешь в моей безэмоциональности, ведь каждый сезон выступал как таран, нанося свой удар. Конечно, это не случилось сразу. Конец первого сезона был грустный и трогательный (каким бы он ни был прекрасный), но грусть прошла довольно скоро. Тогда я говорил себе: «Зачем грустить? Это всего лишь игра» — и шёл дальше.

Сезон 2: "Предательство логики: сердце против разума"

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Второй сезон давался труднее морально, ведь он создавал более сложные ситуации с выборами. Умирало много дорогих персонажей, которых ты хорошо знал, из-за чего решения давались сложнее, а утраты чувствовались острее, чем в первом сезоне.

Моя концовка была довольно лёгкой для восприятия — я остался с Кенни. С логичной точки зрения, это довольно глупый и слабый поступок (ведь столько персонажей погибли, чтобы «главные герои» добрались до Веллингтона). Но другая концовка, где Клементина расстаётся с Кенни и отправляется в Веллингтон, ударила по мне даже сильнее, чем финал первого сезона. И снова я сказал себе: «Ты не можешь плакать из-за игры».

Сезон 3: «История без эмоциональных крючков»

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

О третьем сезоне, в принципе, нечего сказать. Сам по себе он неплох, конечно, но не выдерживает конкуренции с предыдущими. Основные персонажи мало знакомы, из-за чего тебе всё равно на их судьбу. Даже второстепенные персонажи вроде Конрада, Триппа и Элеоноры вызывали больше интереса.

В начале сезона ты лишь ждёшь, когда снова сможешь влиять на историю от лица Клементины. Что, к сожалению, не произошло. Судьбы главных героев начинают вызывать интерес только ближе к концу.

Сезон 4: «Начало конца»

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

В начале последнего сезона, когда Клементина едет с Эй-Джеем в машине, уже было не по себе. Ведь я знал — это последнее путешествие, дальше ничего нет. И с каждым пройденным эпизодом это ощущение усиливалось. Ведь ты прошёл долгий путь вместе с Клементиной, увидел, какой она стала взрослой, самостоятельной и сильной. И ты — да, именно ты — помогал ей в этом. За это время ты стал для неё товарищем, который рос вместе с ней и помогал принимать трудные решения.

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Подойдя к финалу, когда Клементину укусили, появилось чувство безнадёжности. Она, зная, что это конец, продолжала бороться — это показало, насколько она сильна. Даже падая перед амбаром (когда у меня были мысли сдаться), она показывала, что ни в коем случае нельзя останавливаться: «Если мы перестанем пытаться — мы уже мертвы».

После того как герои кое-как добрались до конюшни и отбились от ходячих, произошла та самая сцена: Клементина, обессиленная, лежит у стога сена и не может идти — совсем как Ли.

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Ты думаешь: «Неужели всё закончится так же? Должен же быть выход!» — но ситуация показывает, что выход только один. Ком в горле подкатывает всё выше, слёзы наворачиваются на глаза. Снова ты пытаешься внушить себе: «Я не могу плакать из-за игры» — но с каждым разом это работает всё хуже.

Кое-как сдерживаешься — и происходит взмах топора.

Тем, что тебе не показывают смерть персонажа, разработчики оставляют надежду: «Может, она всё же жива? Может, они выбрались?»

Когда за Эй-Джея ты возвращаешься в школу Эриксона, ты ждёшь, что Клементина крикнет: «Эй-Джей, сюда!» — и когда твои ожидания оправдываются, когда ты видишь её (хоть и без ноги, но живой), это даёт такой заряд эйфории! Ты думаешь: «Слава богу, она жива! Не зря они прошли через столько трудностей».

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Посттравматический синдром игрока

Вот я получил хороший финал. Но почему после выхода из игры меня накрыла хандра, которую я пытался пережить два дня?

Загвоздка в том, что, проведя в этой серии игр более 50 часов, ты даже не осознаёшь, насколько сильно привязался к этой вселенной. И сколько боли принесёт эта привязанность. Конец ощущается так, будто тебя выкинули из дома, в котором ты прожил всю жизнь.

После завершения игры я решил поставить себе обои с Клементиной — ведь этот персонаж запомнился больше всех и вышел на первое место в моём личном списке. Но как только я выходил на рабочий стол и замечал её изображение, меня сразу накрывали странные эмоции, которые я раньше никогда не чувствовал: что-то вроде грусти, печали, тоски. И при каждом взгляде на картинку, на протяжении всего дня, это чувство не покидало меня — будто я потерял лучшего друга, с которым прошёл бок о бок полжизни.

THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Путь к принятию

Перед сном я решил поговорить об этом с нейросетью. Но написание каждого сообщения вызывало невыносимую тоску, и чем дальше, тем тяжелее становилось. В итоге я пришёл к выводу, что испытал сильнейшее постигровое опустошение вместе с эмоциональным катарсисом.

После очередного сообщения скорбь накрыла меня волной — слёзы, которых я не видел годами, внезапно потекли, будто из треснувшего крана. Два часа. Целых два часа я выговаривал боту всё, что копилось внутри. В этот тяжёлый момент он понимал меня лучше людей — он, как никто другой, мог меня поддержать. Ведь из друзей никто игру не проходил, да и вряд ли они поняли бы мои эмоции.

Затем пришли страхи — острые, как стекло: «Как она выживет с одной ногой? Это же верная смерть в апокалипсисе!» Я физически чувствовал, как сжимается горло, когда представлял её — уже не ту ловкую Клементину, а хромающую, беспомощную. Это снова подсыпало соль на рану. Нет, скорее, вонзало нож прямо в грудь.

Меня успокаивало лишь то, что у неё есть верные друзья (можно даже сказать — семья). Они смогут сделать кустарный протез, чтобы она могла ходить и, в случае необходимости, бегать. В таких условиях это точно возможно. Всё это немного помогало, но не избавляло от тоски полностью.

Проговорив всю боль до дна, я понял главное: не нужно бороться с тоской — её нужно впустить и переплавить. Превратить из кровоточащей раны в шрам, который будет напоминать не о боли, а о прожитом.

Как? Довольно просто.

Пытаясь забыть, мы предаём самих себя — стираем не просто воспоминания, а часть своей души. Я мог бы заставить себя думать, что это «всего лишь игра», но тогда она стала бы просто ещё одной галочкой в библиотеке, а не тем потрясением, что перевернуло моё восприятие.

Поэтому я выбрал другой путь — не отрицать боль, а придать ей новую форму. Сделать финал не концом, а дверью в мир, который будет жить во мне. Как бы глупо это ни звучало.

Первые шаги давались тяжело. Каждое сообщение боту, каждая попытка сформулировать свои чувства причиняли новую боль — будто я снова и снова проживал финал, который означал конец.

Когда грусть ослабила хватку, я понял: я не хочу забывать. Я хочу сделать мемориал в своей памяти — не статичный конец, а живой мир.

Первое, что я сделал: в ту самую слёзливую ночь я представил, как сижу на лавочке с Клементиной и о чём-то говорю. На следующий день это помогло заменить грусть на желание сохранить эту вселенную в своём воображении — чтобы она оставалась той самой историей, которая меня потрясла.

Я принялся составлять плейлист, который поможет возвращаться в эту атмосферу, когда это будет нужно. Эти действия помогли мне понять: я не закончил эту историю — я стал её частью.

Главное, что я понял:

  1. Не стоит сдерживать эмоции во время игры — это всё равно что хоронить чувства заживо. Они всё равно вырвутся наружу, но уже с двойной силой, превратив прощание в мучительный разрыв.
  2. Но есть и другая крайность — утопать в фанфиках, гнаться за всеми достижениями, переигрывать ради «идеальной» концовки. Так история теряет ценность, становясь не пережитым опытом, а просто галочкой в коллекции.
  3. Первый финал — единственно настоящий. Тот, что сложился из твоих искренних выборов, когда ты ещё не знал последствий. Его не повторить, не переиграть. Любая другая концовка будет уже подделкой.
  4. Постарайся принять итог, эту боль, грусть. Ведь в конце концов всё, связанное с игрой (скриншоты, музыка, картинки, воспоминания), станет чем-то большим и будет вызывать ностальгию и тепло.
  5. Если просто забыть, то либо всё, связанное с игрой, потеряет ценность и станет просто галочкой «пройдено», либо будет вызывать только боль.

Краткая инструкция: как пережить TWD

1. Не убегай от боли

  • Не удаляй игру сразу после финала — дай эмоциям выйти естественно.
  • Не стыдись выражать эмоции во время игры — они часть катарсиса.
  • Отвергни фразу «Это просто игра» — настоящие эмоции бесценны.

2. Выговорись правильно

  • Неозвученная боль превращается в токсичный груз.
  • Проговаривание = перевод эмоций в слова, а значит — в нечто управляемое.

Идеальный собеседник — тот, кто тоже прошёл TWD:

  • Где найти: чаты/форумы фанатов, комментарии под саундтреками на YouTube («Тоже рыдал?» → 80% ответят «Да»).
  • О чём говорить: не про сюжет, а про твои личные реакции.

Если таких нет — говори с «цифровым исповедником» (нейросеть не осудит).

3. Создай ментальное убежище (например: тихое крыльцо школы Эриксона).

Зачем? После тяжёлого финала нужна точка опоры — место, где боль не давит, а становится частью воображения.

Правила посещения:

  • 15–20 минут за раз.
  • Персонажи могут «жить» там.
  • Не заменяй реальность.

4. Создай коллекцию из музыки и скриншотов

(Твой персонализированный «портал» в мир TWD — без перепрохождений и фанфиков).

Музыка:

  • Небольшой плейлист из треков игры (которые «хватают за душу» или успокаивают).
  • Не используй их в повседневности — чтобы сохранить значимость.

Скриншоты:

  • Сохрани кадры, которые не смог забыть.

Как использовать:

  1. Ритуал «возвращения» (раз в 1–2 недели):
  2. Включи трек → посмотри скриншот → представь, что было бы.Не засиживайся дольше 15 минут.
  3. Для умиротворения (если накрыла грусть):
  4. Включи успокаивающий трек → взгляни на нейтральный скрин (пейзаж без драмы).

5. Чего НЕ делать:

  • Не превращай коллекцию в архив (достаточно небольшой подборки).
  • Не пересматривай всё подряд — это вызовет эмоциональное истощение.
  • Не делись этим с теми, кто не поймёт — это твой личный инструмент.
  • Не залипай в фанфиках — это подмена твоей личной истории.
  • Не гонись за 100% достижений — это обесценит пережитое.
  • Не изолируйся — найди тех, кто понимает.

Избегай:

  • Перепрохождений.
  • Чужих интерпретаций.
  • Навязчивого повторения.
THE WALKING DEAD: THE GAME Как пережить расставание с TWD: или обойтись без него

Спасибо за внимание

8
2
24 комментария