Red Dead Redemption 2. Лучший нарратив десятилетия

Red Dead Redemption 2. Лучший нарратив десятилетия

В прошлой статье, разбирая GTA V и отмечая её технические преимущества, я уточнил, что остался крайне недовольным сюжетом игры - довольно посредственным для серии, учитывая, что с нарративным геймдизайном у Рокстаров проблем никогда вроде бы не было.

То есть сюжетно мне нравились буквально все GTA, даже четвёрка. Хотя я в курсе, что её многие не любят за мрачные тона, но с сюжетом у неё проблем нет. А GTA V - это достаточно проходная, посредственная и скучная история, чего не ожидаешь от такого масштабного проекта. Видно, что больше любви и ласки создатели вложили в GTA Online.

И в такие моменты можно предположить, что Рокстар скатились как и многие остальные студии. В принципе общая наблюдаемая тенденция и в играх, и в кино в последние годы - отсутствие качественной истории. Но вышедшая позднее Red Dead Redemption 2 доказывает, что порох в пороховницах ещё есть!

Для начала нужно отметить, что я люблю вестерн как жанр. С другой стороны покажите, кто не любит. Это всегда пусть камерная или эпическая, но приключенческая история, полная опасностей для главных героев, моральных выборов, перестрелок и криминальных историй.

Вестерн за долгие годы много раз преображался от вылизанных голливудских поделок 40-х и 50-х, прославляющих Америку как явление к по доброму высмеивающим жанр спагетти-вестернам, благодаря Сержио Леоне и Эннио Морриконе сделавшими истории про Дикий запад великими, до ревизионизма в жанре, где белый американец уже не добрый молодец, но угнетатель индейцев и негров, а герой Клинта Иствуда в "Непрощённом" ещё и промахиваться умудряется при выстреле - кощунство для вестерна, где герои никогда не попадают мимо.

Неудивительно, что жанр перекочевал и видеоигры. Но только успешно ли? Я прежде на своей памяти сталкивался с единственной вестерном, которую мог назвать интересной - это Call of Juarez. Особенно продолжение 2009 года - на удивление вполне годное, пускай и чуточку по-детски наивное.

Как заядлый ПК-боярин, разумеется, я ничего не знал про Red Dead Revolver. Впрочем, не знаю и сейчас, чего уж там. Зато уже слышал про Red Dead Redemption, но не играл, потому что на ПК игра вышла только в 2024 году, но я обязательно с ней познакомлюсь.

Поэтому RDR 2 во многом для меня стала удивительной и непознанной новинкой, ибо не удавалось игроделам прежде показывать Дикий Запад таким, каким он нам являлся в кино. Исторически на Диком Западе было достаточно скучно, а перестрелки ганфайтеров и бандитов были явлением ну уж очень крайне редким.

Поначалу, лазая по горам, ты не особо чувствуешь удовольствия от прохождения. Скатались туда, убили пару бандитов там, вернулись сюда, нашли потерявшегося в горах парня, снова пострелялись с бандитами у шахты.

Но стоит только перетерпеть, честно признаюсь, совсем уж неудачное начало, спуститься с гор на равнины, и RDR 2 предстаёт во всей своей красе. Ты поражаешься реалистичной физике падений, тому, как ранним утром красиво через деревья пробивается свет. Тебя удивляет этот открытый мир, вся свобода действий, которая даётся.

Стоит тебе только выехать от лагеря или из города, и сразу же приходится сталкиваться с жестокой реальностью игрового мира, где умереть от рук бандитов проще простого. В то же самое время, пользуясь эффектом внезапности, и ты можешь сотворить много самой интересной дичи.

Мир в игре действительно живёт, он обильно приправлен случайными событиями, интересными персонажами. Проезжающий, кажется, рандомной наездник может предложить тебе гонку. Вот просто так. Потерявшийся в лесу человек может быть как действительно бедолагой, так и бандитом, пытающимся тебя обмануть. Освободи из лап шерифа перевозимого преступника, и тот тебе расскажет, какой дом можно удачно обокрасть. И это не считая действительно интересных дополнительных квестов со съёмками животных, охотой, рыбалкой и пр.

Любишь погнать на лошади стремглав - будь уверен, что куда-нибудь врежешься на полной скорости. И если это будет хозяин другой лошади или повозки, он будет недоволен. А в городе так тебя вообще объявят в розыск. Попробуешь на лошади поскакать по скалам - будь уверен, что одно неудачное движение, и лошадь сломает ногу, неудачно рухнет, после чего придётся её добивать.

Поражает богатство фауны локаций, где в районе Строуберри и Валентайн тебя могут убить волки, а у Сен Дени крокодилы. Удивительно приятным смотрится посещение городков, ранчо, города Сен Дени, а также фактически немножко поиграть в некое подобие серии Far Cry в начале 5 главы. И пусть в основном городки (за исключением Сен Дени, разумеется) кажутся одинаковыми, разные приключения, переживаемые в этих поселениях заставляют смотреть на них как на уникальные поселения, а не как на втыканные в игровом поле однообразные спрайты.

Про игровой процесс в принципе можно разговаривать бесконечно. Техническая сторона тоже почти безупречна за исключением неправильно очерченных границ спрайтов препятствий, которые чуть выходят за рамки обрисованных границ объекта. В результате кажется, что, например, из-за камня стреляешь в противника, а попадание засчитывается соответственно в край камня, за которым спрятался. Но такими недочётами страдают многие игры.

Главным же достоинством RDR 2 является несомненно блестящий сюжет. Смотришь и удивляешься, как классно всё выглядит. Играть предстоит за члена банды Датча ван дер Линде Артура Моргана, который вместе с подельниками после неудачного ограбления парома вынужден скрываться от законников.

Для начала из героев стоит отметить Датча, который поначалу, кажется, мыслит как анархо-коммунист и пытается выстроить свою общину, но со временем превращается в жестокого и алчного убийцу, готового предавать близких. Может быть поэтому его решение помочь Джону убить Мику выглядит странным. Но тем не менее метаморфозы интересные.

Сам главный герой Артур может быть хорошим парнем или негодяем в зависимости от выбора игрока. Но лучше делать его добряком, так как открывается больше всяких интересностей. В остальном, так как всё в его характере зависит от выбора игрока, персонаж этот не столь интересен. За исключением только разве что трагичности его истории, связанной с туберкулёзом.

Ещё среди персонажей выделяется Сэди Адлер, спасённая нами от бандитов. Со временем она превращается в ганфайтера и охотника за головами. При этом создатели не делают её какой-то непобедимой феминистической бой-бабой. Сэди по ходу игры как минимум три раза не справляется сама, благодаря чему не выглядит сильной и независимой Мэри Сью. То есть довольно интересный персонаж - пытающаяся быть сильной женщина, которая на удивление не раздражает.

При этом дуэт Джона Марстона и его жены Эбигейл пусть и выглядел романтичной историей любви, но... Эбигейл сама долгое время была в банде... И при этом пытается упрекать Марстона, что он не хочет менять свою жизнь... При этом должна вроде бы понимать, что они в бегах, и законные способы заработка могут оказаться недоступны... Короче говоря, немножко бесячая Эбигейл получилась к финалу.

RDR 2 наполнена отсылками к различным вестернам. Например, противостояние двух семей в игре в Роудсе отсылает к вестерну Сержио Леоне За Пригоршню Долларов (и оригинальному фильму Куросавы). Да и вообще, если послушать музыку, композиции в игре - это одна большая жирная отсылка к творчеству композитора Эннио Морриконе, написавшему музыку ко всем вестернам Сержио Леоне, ныне считающимся вершиной этого жанра в принципе.

В целом история чисто американская - о том, что значит быть свободным, где граница между свободой своей и чужой. Неким символом здесь выступает сам факт существования конфедератов-недобитков, которые желают, чтобы их штат был независим от федерального правительства - жирное напоминание, что непризнание Вашингтоном независимости южных штатов по факту было нарушением конституции США с правом на самоопределение.

Также эта история о цене алчности, о том, можно ли стать хорошим человеком хоть в чьих-то глазах, если некогда был мерзавцем? Можно ли в принципе начать всё заново и стать лучшим человеком после всего произошедшего. И само по себе удивительно, что об этой истории я говорю так, будто это и не игра вовсе, а эпический художественный фильм об истории Америки типа Дуэли под Солнцем или Хорошего, Плохого, Злого.

В целом подведу итог так... Red Dead Redemption 2 - это лучшее, что происходило с жанром вестерна за последние 10 лет. И это касается не только игр, но и кино! Со времён Омерзительной Восьмёрки Тарантино не вышло ни одного стоящего вестерна. И тут настоящий прорыв в искусстве повествования, которое совершило не кино, а видеоигра. Пожалуй, это будет самым удивительным из того, что нам сегодня удалось понять и осознать.

6
4
1
15 комментариев