«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

«Я бывал тут один раз и вошёл внутрь нормальным человеком, а вышел… таким»

Пейган Мин, король Кирата

Пожалуй, это идеальная цитата, чтобы начать разговор об одном из лучших нарративов в игровой индустрии, по моему скромному мнению.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Я тоже "бывал" в Far Cry 4 всего один раз, но это прохождение запомню надолго. Потому что... знаете ведь, как это бывает? Играешь в игру и чувствуешь, что тебя не затягивает, но ты продолжаешь в надежде, что сейчас вот-вот что-то изменится. Сколько раз в таких случаях ваши надежды оправдывались, и вы были благодарны сами себе, что не дропнули игру на середине, а дали ей шанс? Вряд ли очень часто. У меня лично такое произошло лишь однажды - здесь.

Я прошёл где-то половину Far Cry 4 с постоянным чувством лёгкого раздражения. Мне не нравилась вторичность геймплея, ведь игра практически никак в этом плане не развила идеи предыдущей части, Far Cry 3. Мне не нравился антагонист в лице Пейгана Мина, который явно косил, причём неудачно, под Вааса Монтенегро - а после пролога вообще пропал за кадр. Мне не нравился Аджай Гейл на роли главного героя, безвольный болванчик, который не обладает и десятой частью характера и харизмы Джейсона Броди - живого и прописанного персонажа, одного из лучших игровых протагонистов, как мне кажется. Мне не нравились второстепенные персонажи, местные лидеры сопротивления, которые якобы выступают против "жестокого тирана", но сами ведут себя при этом, как полные мудаки. Постоянно срутся между собой, и в итоге на их фоне начинаешь вообще болеть за самого "жестокого тирана" и даже подумываешь сменить сторону, но игра насильно заставляет тебя выбирать, кому из них помогать, а это практически выбор между Гигантской Клизмой и Сэндвичем с Дерьмом...

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

В общем, я уже собирался просто прекратить прохождение. Но вдруг неожиданно примерно на середине игры меня будто ударило обухом по голове, и я внезапно осознал: так и должно быть!

И с этого момента Far Cry 4 захватила всё моё внимание. Всё вдруг обрело смысл. Я наблюдал за персонажами, с восторгом слушал их диалоги, принимал сюжетные решения - и поражался, как я мог быть так слеп почти половину игры.

При этом дело здесь совсем не в сюжете - он-то как раз крайне прост и банален: есть вы, у вас есть чёткая цель, достичь которой мешает антагонист, и, чтобы его победить, вы объединяетесь с очередным сопротивлением - эта тема есть, похоже, в каждой чёртовой игре от Ubisoft. События разворачиваются стандартно, без особых внезапных поворотов, в конце антагонист побеждён, цель достигнута и все счастливы... Но всю эту обычную, банальную историю переворачивает с ног на голову один простой вопрос - причём базовый для любой истории: Кто здесь злодей?

Итак, сейчас я собираюсь разобрать на косточки нарратив Far Cry 4, показать, как он работает на основную идею, рассказать, как вас обманывают раз за разом, и донести мысль, что по идее самый правильный способ пройти игру - не играть в неё.

Ну а это совершенно никак невозможно без спойлеров. Весь мой дальнейший рассказ из них буквально состоит. А ещё из литров воды и совершенно личного, глубоко субъективного и абсолютно предвзятого мнения. Просто предупреждаю)

Начнём по порядку. Пока можете подписаться на мой ТГ-канал и Бусти, меня это очень сильно замотивирует становиться лучше и писать больше.

Оглавление

Глава 1. «Встречают по одёжке...»: Антагонист

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Я неслучайно начинаю свой рассказ именно со "злодея", ведь современная серия Far Cry держится на своих антагонистах. Именно они в большей степени выступают главными героями каждой части, начиная с третьей: спасибо за это актёру Майклу Мэндо и его настолько сногсшибательной харизме, что даже разработчики третьей части не устояли и слегка переделали под него итоговый сценарий.

Рискну выразить мнение, что сегодня Ваас Монтенегро - лицо и символ всей серии Far Cry. Вообще не удивительно, что после его феерического перформанса в будущих частях роль протагониста становилась всё меньше, а основной упор в рекламных кампаниях игр и их сюжетах ставился именно на "злодеев". Дошло в итоге до того, что в Far Cry 5 главного героя и вовсе сделали безымянным и безмолвным "помощником", а балом там правит семейка Сид. Ну а четвёртая игра серии, по сути, стала этаким "связующим звеном" между одной крайностью и другой.

Итак, Пейган Мин буквально врывается в историю Far Cry 4 в самом её начале: его солдаты расстреливают автобус, в котором едет наш герой, Аджай Гейл, и когда дым, пыль и кровь немного рассеиваются, появляется - он. Мы сразу понимаем, что перед нами "злодей", наш антагонист. Мы сразу видим, что он жестокий, властный и эгоистичный психопат, но... вы помните его самые первые слова?

«Я же дал чёткое задание: задержать автобус... ...Я всегда точен в формулировках. Задержать… Расстрелять… Задержать… Расстрелять… Эти слова что, похожи?!»
Пейган Мин

Первое впечатление - самое важное, и хороший сценарист это правило прекрасно знает и использует. Часто в первой секунде персонажа на экране и в его первой реплике кроется секрет героя, его суть, настоящее лицо. И здесь происходит примерно то же самое: уже через пару минут мы поймём, что Пейган не хотел имен��о нашей смерти, поэтому и отчитывает своих бойцов за неточное исполнение приказа, а на остальных пассажиров ему глубоко наплевать. Но это будет уже не первое впечатление. Самое первое - это «Злодей хотел лишь задержать автобус. Не расстрелять. Задержать». Это важно.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Разумеется, я не хочу сказать, что Пейган - хороший человек. Хорошие люди не держат при себе садистов и маньяков в качестве ближайших помощников, не пытают людей, не казнят слуг за плохо приготовленный обед. Хорошие люди не захватывают власть и не объявляют себя королями, потому что им захотелось, при этом использовав прямого наследника как пушечное мясо. Нет, Пейган - ужасный человек и отвратительный правитель, образцовый антагонист. Но я не считаю, что он - "злодей" до мозга костей.

Сначала мне казалось, что Пейган - жалкая тень Вааса, но оказалось, что это не так, что всё наоборот. Ваас - это как раз таки настоящее Зло во плоти, шизофреник и маньяк, агент хаоса и стихийное бедствие. В нём нет совершенно ничего "хорошего". Пейган же антагонист совсем иного уровня, гораздо более глубокого. Он просто... человек. Сломанный, потерявший свою человечность вместе с Лакшманой. Хотя я, кажется, забегаю вперёд. О Лакшмане мы поговорим гораздо позже.

Пейган появляется на экране лично всего несколько раз, но он всегда будет рядом - в рации Аджая. И это тоже сделано не просто так: беседы по рации позволяют Пейгану постоянно незримо присутствовать, он не даёт о себе забыть и в то же время каждый его "звонок" будет как-то работать на раскрытие героя и наше к нему отношение - на протяжении всей игры, а не только моментов его личного присутствия в катсценах.

Его комментарии будут полны ехидства и театральщины, но при этом он практически ни разу не проявит в нашу сторону какого-то негатива. Кроме одного раза.

"Золотая, мать твою, статуя! Как так? Из чистого, мать его, золота! Ты знаешь, сколько реликвий пришлось переплавить? А сколько бедолаге Эрику пришлось для нее позировать?" (с)
"Золотая, мать твою, статуя! Как так? Из чистого, мать его, золота! Ты знаешь, сколько реликвий пришлось переплавить? А сколько бедолаге Эрику пришлось для нее позировать?" (с)

Постепенно мы начнём сочувствовать Пейгану больше, чем лидерам организации "Золотой Путь", которым вообще-то помогаем свергнуть тирана. По сравнению с этими двумя тиран вскоре покажется неплохим парнем: ну да, он посылает на нас вооружённые толпы, но чёрт - я жду, когда он снова выйдет на связь, я начал по нему скучать...

Почему так происходит? Потому что игра вами очень тонко манипулирует. В начале всё очень просто и понятно: вы сбежали от злодея, вас спасли добряки, теперь вы вместе воюете. Вы, как обычно, настроены сражаться за всё хорошее против всего плохого, и встречаете героев игры "по одёжке". А потом оказывается, что первое впечатление при всей своей важности - бывает ошибочным.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Вы узнаёте всех героев получше и в какой-то момент замечаете, что вообще-то лично вам Пейган... не сделал ничего плохого. Да, там какая-то мутная история с родителями Аджая - вас уверяют, что он причастен к смерти отца протагониста, Мохана, и изнасиловал мать, но ведь сам Пейган в то же время рассказывает совсем другую версию: как они с Ишвари любили друг друга, как он качал маленького Аджая на коленках, как он рад, что его "сын" наконец вернулся домой... И никаких доказательств, ни у одной из сторон. Одно лишь слово "добра" против одного лишь слова "зла". И кому верить? И на каком основании? Мы должны по умолчанию верить "добру" только потому, что оно "добро"? А кто вообще сказал, что оно - "добро"?

Всё это происходит потому, что границы плохого и хорошего, "чёрного" и "белого", в Far Cry 4 размыты и размазаны в одну серую мутную кашу. Если присмотреться, в игре есть всего один действительно положительный персонаж, о котором мы поговорим позже, а отрицательные - тоже далеко не такие черти, какими их малюют. И вот их мы обсудим прямо сейчас.

Глава 2. «Короля делает свита»: Лейтенанты "зла"

У любого уважающего себя "злодея" в видеоиграх должны быть "лейтенанты". Иногда они даже затмевают собой фигуру "босса" - да, я опять говорю о Ваасе, на фоне которого Хойт, якобы главный злодей Far Cry 3, воспринимается просто обычным болванчиком. В Far Cry 4 этого не случилось, потому что затмить Пейгана было бы очень непросто. Но надо признать, король подобрал себе свиту под стать.

Три "мини-босса", совершенно разных и таких же глубоких персонажа, как и сам Пейган. Я их расставлю по степени неоднозначности, от "скорее плохого" к "скорее хорошему".

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Юма Лау - это правая рука Пейгана, пожалуй, самый отрицательный персонаж в игре и от того самый слабый и наименее интересный. Юма тоже почти не появляется на экране, в основном мы видим результаты её действий, но всё же кое-что об этой боевой китаянке сказать можно.

Юма жестокая, импульсивная, у неё явные проблемы с коммуникацией и управлением гневом. Она одержима мифами и легендами Кирата, поэтому тратит огромные ресурсы на свои экспедиции в Гималаи в поисках каких-то артефактов. В общем, ничего особенного в этой героине нет - если не копнуть в её предысторию, которая немного раскрывается в комиксе Rite of Passage.

По нему Юма и Пейган росли вместе с самого детства, как брат и сестра. Ещё в Китае они начали свою преступную деятельность, связались с наркоторговлей и проложили себе путь до главарей гонконгской мафии. А потом Пейгану ударила в голову идея "А не захватить ли власть в какой-нибудь мелкой неизвестной стране и править ей самому?" - и вот они с Юмой на пути в Кират.

Вон там и Юма на заднем плане стоит
Вон там и Юма на заднем плане стоит

Эта история никак не раскрывает личность Юмы, но даёт важный факт: Пейган для неё гораздо ближе, чем просто босс. Поэтому она может себе позволить грубить ему, спорить и возмущаться, в то время как он ей всё спускает с рук и до поры закрывает глаза на её нездоровое увлечение мифологией.

Всё потому, что Пейган знает - Юма любит его. Может, и не в романтическом смысле, но он ей очень дорог, как друг, брат, её босс, её король... а может и романтика имеет место, хрен знает. Так или иначе, Юма не могла спокойно смотреть, как мать Аджая, Ишвари, разрушает Пейгана, делает его мягким и податливым. Ревность и обида захватили разум Юмы. И сделали боевую китаянку ещё более опасной, чем прежде.

«Когда-то… Мин был моим вождём, я была готова на всё… но твоя мать сбила его с пути. Я говорила ему, но он не слушал. Любовь к Ишвари сломила его.»

Юма Лау

Всё это не особо добавляет Юме белых красок в образ, но грамотно его подсвечивает, придавая определённый объём. Она не просто лютая истеричка с жаждой убивать - внутри персонажа кроется жестокий конфликт, который наслаивается на не самый простой характер. Конечно, это не повлияет на ваше желание пустить ей пулю в лоб, но вы будете делать это с лёгким ощущением, что перед вами не просто обычный видеоигровой противник, мини-босс, а полноценная личность, оскорблённая женщина, скрывающая свою горечь под маской убийцы.

А это именно то, что и нужно авторам игры.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Следующий по списку "лейтенант" - Пол "Де Плёр" Хармон. Вот этот персонаж уже вызывает очень неоднозначные чувства, потому что в нём каким-то образом уживаются две совершенно противоположные ипостаси.

С одной стороны Де Плёр - жестокий садист, который получает удовольствие от пыток, палач и убийца, владелец собственного "Города Боли" - поместья, в котором проходят кровавые и совершенно аморальные "вечеринки"... В общем, в серии Far Cry был собственный Пи Дидди, аж за 10 лет до того, как правда об этом рэпере вскрылась.

С другой же стороны Пол Хармон - любящий и заботливый семьянин, муж и отец, который души не чает в своих жене и дочке Эшли. Каждые несколько месяцев он летает к ним, чтобы навестить, при этом скрывая, чем на самом деле занимается. Наверное, одно из самых абсурдных и криповых зрелищ в Far Cry 4 - это как Де Плёр мило воркует с дочерью по телефону, укладывает спать и обсуждает подарок для неё, при этом гуляя с клещами в руках рядом с привязанным к стулу окровавленным пленником. Что сказать, образцовый отец и муж.

Сразу видно, семьянин
Сразу видно, семьянин

Особенно мрачно становится, когда Пол со смехом рассказывает, как отправлял своей коллеге Нур письма якобы от её семьи - которую сам же и убил. Как по мне, это один из самых жутких монологов, что я слышал.

«Она всё думает, что семья жива? Да мы их давно убили! О боже… Те письма «моей мамочке»… Да я сам их писал. Ну, ещё дочь помогала. Я сказал ей, что это для друга. Моя Эшли умеет слезу вышибить. У неё точно есть задатки писателя. Как-то такую поэму сочинила — мы с женой просто рыдали.»

Истерически смеющийся Пол Хармон

Слушая этот монолог, мы испытываем ненависть и отвращение к Де Плёру... чтобы уже через пару минут почувствовать к нему жалость, глядя, как он умоляет дать ему телефон, чтобы ответить на звонок дочери, пока бойцы "Золотого Пути" запихивают его в фургон с мешком на голове. А в следующий раз мы можем увидеть эту мразь в клетке, когда он снова будет умолять и тянуться к звонящему телефону, на который мочится его тюремщик... А дальше всё в ваших руках: выстрелить в одного из них или просто уйти - решать вам.

И я вот лично не знаю, как относиться к этому персонажу. Он вроде маньяк, садист, убийца и психопат - но, сам будучи молодым отцом, я с ужасом замечаю, что сочувствую Полу Хармону. Это, пожалуй, ярчайший пример неоднозначности, которой пропитана вся Far Cry 4.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

И, наконец, третий "лейтенант" - Нур Наджар, хозяйка жестокой гладиаторской Арены, которую используют для казни неугодных, и нескольких борделей. Ужасная жестокая женщина... которую просто не получается ненавидеть.

Игра никак не показывает вам её плохие поступки. Вы лишь найдёте несколько записок об этом, персонажи будут делиться историями о том, какая Нур кровожадная, она сама несколько раз скажет, что ей прямая дорога в Ад после всего, что она сделала... Но что она сделала?

Ваша первая встреча с Нур произойдёт не самым лучшим образом: по её приказу вас накачают наркотой и выбросят голым на ту самую Арену сражаться за жизнь. Но в тот же момент Нур прошепчет вам, что вы не должны умереть ни в коем случае, а в песке для вас заготовлено оружие. Всё это нужно для того, чтобы провести с Аджаем встречу, не вызвав никаких подозрений со стороны "коллег". Согласен, что способ всё равно довольно спорный, но он срабатывает - и в итоге Нур просит о помощи.

Да, она просит Аджая спасти её семью, которую Де Плёр держит (вернее, как мы уже выяснили, "держал") в заложниках. Из разных источников мы узнаём, что Нур Наджар и сама по сути заложница обстоятельств: она была в составе экспедиции медиков, приезжала в Кират с инспекцией, выставила Пейгана не в самом лучшем свете... и он её просто морально уничтожил. Запугал, извратил её психику, взял в лейтенанты и поставил руководить самой жуткой частью своего королевства. А дальше она, по словам самого Пейгана - "втянулась". Почувствовала вкус крови, убила в себе прежнюю Нур и стала Королевой Арены, хозяйкой борделей.

И вот это - мы видим. Сломленную и несчастную женщину, а не жестокую психопатку. Мы видим, как она яростно выступает перед толпой с аморальными речами, и параллельно со слезами шепчет нам на ухо мольбы о помощи. А почти все её злодейства - просто рассказы от разных персонажей, никак не показанные вживую.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

В конце истории Нур она узнает, что её семья умерла, и решит, что иных причин жить у неё нет.

«Свободна? От призраков убитых? От всего, что сделала?»

Нур отвечает на фразу Аджая о том, что знание о смерти родных освобождает её

Свобода для Нур теперь лишь одна - смерть. И у нас будет возможность убить её самим, но - вам этого хочется? Да, вам наговорили много всякого о ней, причём она сама тоже, да и личный мотив у вас есть - она заставила Аджая драться на смерть на Арене. Но вы правда хотите пустить пулю ей в затылок?

Важно отметить, что ваш выбор ни на что не повлияет: Нур в любом случае конец, от вашей пули или она сама отдаст себя на растерзание зверям. Да, вам по сути предложат выбор без выбора. А мы очень не любим, когда наши действия в играх ни на что не влияют. Зачем давать такой выбор, действительно, какой в этом смысл? А смысл есть.

"Выбор без выбора" - это ещё одна очень важная линия Far Cry 4.

Глава 3. «Кого ты, бл*ть, выберешь?!»: Лейтенанты "добра"

Я прямо слышал этот вопрос в ушах голосом Вааса, когда игра ставила меня перед выбором, кому из лидеров "Золотого Пути" помочь, кого из них поддержать и повысить его влияние. Прикол в том, что послать в грубой форме каждый раз хотелось обоих. Интересно, почему?

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Посмотрим на них поближе.

Есть два стула: на одном сидит Сабал - угрюмый грубоватый вояка, истинный киратец с сильными радикальными наклонностями. Он - лютый консерватор, печётся над традициями и хочет "вернуть Кирату былое величие". При этом ни в какой форме не готов идти на компромиссы и уступки: "Пейган выращивает и продаёт героин? Мы сожжём эти поля дотла, нам не нужны грязные деньги с наркоторговли, даже если стране придётся утонуть в нищете. У нас есть наши храмы, наша вера и история - и мы будем ей верны, как были верны наши предки!" - в этом весь Сабал.

На другом стуле, закинув ногу на ногу и скорчив скептическую гримасу, сидит Амита - полный антипод Сабала, в общем-то неглупая девушка с сильными революционными наклонностями (это не то же самое, что "радикальными" в данном случае). Она далеко не такая твердолобая, как её оппонент, и крайне прогрессивная . Амита считает, что Кират - это болото, что страна застряла в прошлом и поэтому медленно загибается. Амита уверена, что старое нужно уничтожить, чтобы построить новое. Да, это будет больно, но это необходимо. А ещё она более открыта к... скажем так, спорным источникам финансирования: "Пейган выращивает и продаёт героин? Отлично, мы отберём у него эти поля и будем сами их использовать. Да, это грязные деньги, ужасные грязные деньги, на которые мы уже сейчас сможем построить в Кирате больницы и школы, построим наконец-то цивилизацию в этой отсталой стране!" - в этом вся Амита.

А теперь, уважаемые знатоки, вопрос: на какой стул вы сядете? Кого вы, бл*ть, выберете?

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

С одной стороны выбор очень простой, ведь по сути он просто сводится к двум параметрам: Традиции/Прогресс и моральный аспект. Но с другой стороны невозможно закрыть глаза на факт, что оба персонажа в равной степени вызывают отторжение. Вы просто не хотите помогать ни одному из них. Они могут ярко и красочно выражаться, облизывать Аджая с ног до головы - и при этом чуть ли не матом покрывать друг друга, не спорить, а буквально сраться. И потом такие поворачиваются к протагонисту и спрашивают "Ну что, Аджай, на чьей ты стороне?" И всё, что хочется в этой ситуации сделать - втащить обоим, послать их вместе в дальнее пешее и как можно дольше сохранять нейтралитет. Но его невозможно сохранить.

Несколько раз за прохождение игра просто вас не пустит дальше, пока вы не примете решение, по чьему пути выполнять следующую миссию. Выбор будет проходить по одному и тому же сценарию: есть какая-нибудь та же самая героиновая ферма, которую Сабал истерически хочет уничтожить как источник порока, греха и прочей богомерзости, а Амита с пеной у рта доказывает, что её обязательно нужно сохранить, ведь это будущее, это прогресс, это больницы, это бла-бла-бла... И вот они это всё вывалили, разошлись по углам, а вы стоите между ними и надо выбрать, как вы в итоге поступите с грёбаной фермой. Что в итоге выбрать: Гигантскую Клизму или Сэндвич с Дерьмом...

При чём сама миссия от этого выбора не сильно изменится. В любом из вариантов вы придёте расстреливать болванчиков, отличаться будут лишь пара задач... Однако, здесь мне нужно прерваться, совершить офф-топ и рассказать об одной единственной миссии-исключении. Когда от вашего выбора суть не просто меняется, а вы буквально рискуете сделать неправильный выбор, который может сильно повлиять на всё ваше восприятие и понимание посыла игры.

Глава 4. "!акимих етйебУ": Вся суть Far Cry 4 - в одной миссии

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Одна локация - Кирпичный завод, он же лаборатория по производству опиума и героина. Два варианта задания - "Азы химии" и "Тонкости химии". Первый предлагает Сабал (всё уничтожить), второй предлагает Амита (захватить завод).

Если вы поддержите Сабала, то всё произойдёт вполне обыденно: Аджай принесёт взрывчатку, проберётся с боем в лабораторию, заминирует опоры, выйдет наружу и сделает "бум". Ура, ура, как необычно и интересно (нет).

Во время своего прохождения я в основном шёл по пути Сабала. Не знаю, почему, наверное, просто потому что его мы встречаем раньше, именно он помогает нам в начале сбежать от людей Пейгана. Но на этом моменте я по какой-то неведомой причине вдруг решил хоть раз, всего один за всю игру, пойти по пути Амиты. Чисто ради разнообразия, наверное. И мать вашу, как же я угадал...

Потому что если вы хотите понять, что такое Far Cry 4 - именно в этом выборе миссии вам нужно встать на сторону Амиты и отправляться захватывать кирпичный завод, а не взрывать его. И вот почему.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Дело в том, что именно миссия "Тонкости химии" содержит в себе ещё одну уже классическую фишку серии Far Cry - наркотрипы. Ну вы знаете, когда главный герой специально или случайно чем-то упарывается, а потом мы гуляем по вымышленным мирам и творим разную дичь. Ubisoft вообще очень любят такие миссии вставлять в свои игры, даже в "Ассасинах" они иногда появляются. И некоторым они уже надоели, и я даже могу этих людей понять, хотя и никак не разделяю их отношение к таким моментам в играх. Потому что такие моменты развязывают авторам руки, позволяют выйти за границы игровой реальности, сотворить любые условия, задать любой контекст и поставить перед игроком любые задачи. А для серии Far Cry, сюжеты игр которой очень много строятся на разного рода философии и сложных вопросах бытия - такие моменты просто подарок, чтобы раскрыть эти вопросы и передать эту философию в максимально доходчивой - и стильной - форме.

По сюжету миссии "Тонкости химии" Аджай должен уничтожить систему вентиляции завода, чтобы "выкурить" из него солдат Пейгана. Но в один момент ему передают личную просьбу от Амиты - убить главного химика, предателя, который когда-то работал на "Золотой Путь". Аджай пробирается в лабораторию, естественно вдыхает там наркотические пары и ловит приход. Вот тут-то и начинается самое интересное. Диджей! Заводи шарманку...

Под драйвовый индийский трек мы носимся по лаборатории через разноцветные клубы дыма и уничтожаем там всё живое. Добираемся до кабинета главного химика и видим его - обычного NPC, который никак не сопротивляется, а прицел его подсвечивает зелёным, как союзника. Но задание есть задание: стреляем в бедолагу и дело сделано. Выходим из кабинета... чтобы снова войти в него и оказаться перед живым и здоровым химиком. И игра высвечивает вам задание -"акимих етйебУ"

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Вы убьёте его снова. Потом снова. И ещё раз. Ещё раз. Ещё раз. Ещё раз... Вы, кстати, помните, что такое безумие?

«Я вам уже говорил, что такое безумие? Это когда ты всё время убиваешь одного человека и ждёшь разных результатов.»

Одна из фраз бессмертного химика. И да, это отсылка к Ваасу.

Если вдруг вы, как я в тот момент, испытывали сомнение при первом выстреле в этого человека - ведь он не сопротивляется, выглядит безобидным, прицел на нём "зелёный" - то на пятый, седьмой, десятый выстрел ему в голову вы потеряете любую эмпатию. Вы будете механически жать на курок в отчаянном желании, чтобы эта тварь, наконец, сдохла, и вы смогли покинуть этот чёртов кабинет и пойти дальше. Вы утратите свою человечность и будете хотеть лишь одного: убить грёбаного химика. Совсем как я в тот момент.

И это именно то, чего игра добивается. В этом весь смысл. Запомним.

Когда химик таки умрёт окончательно, Амита снова выйдет на связь и даст прямо противоположные указания: теперь завод, который она так хотела сохранить, нужно уничтожить, стереть его с лица земли. Естественно, это всё продукт искажённого наркотой сознания протагониста, мы это прекрасно понимаем, но сам факт, что Амита вдруг "переобулась", намекает на её дальнейшее раскрытие... Игра вам ненавязчиво и совсем неочевидно продаёт финал в этом моменте.

Ну а дальше героя ждёт новый забег по коридорам лаборатории через разноцветные клубы, только теперь на нас будут нападать не солдаты с огнестрелом, а сотни тех же грёбаных химиков, вооружённых кукри, которые несутся на нас с криками, аки демоны-ракшасы. А Аджаю будут вручать разное оружие с бесконечным боезапасом - в общем, на короткий момент Far Cry 4 превратится в какой-нибудь DOOM, только вместо гитарных запилов от Мика Гордона на фоне играет драйвовый индийский трек...

Что тут сказать - культурный код игра передаёт великолепно.

Глава 5. «Сказка - ложь, да в ней намёк...»: Шангри-Ла

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Кстати, о культуре. Как насчёт офф-топа посреди офф-топа? Совершенно внезапно поговорим про побочную линию игры - путешествие по миру Шангри-Ла. Так надо.

Несмотря на то, что Кират - очевидно выдуманная страна, мифология в игре плюс-минус реальная. Само название "Шангри-Ла" является отсылкой к книге писателя-фантаста Джеймса Хилтона, который взял за основу вероучение о Шамбале. А населяют её вполне реальные существа из индуизма - ракшасы. В общем, "юбикам" как обычно - лайк за то, что через игру повышают нашу эрудицию. Где бы вы ещё погрузились в индуизм?

В этой цепочке заданий мы играем за легендарного воина Калинага. Сюжет очень прост: Калинаг отправляется в Шангри-Ла, чтобы сразить злого демона. В финале он его побеждает... но не хочет возвращаться.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Снова всё важное содержится не в том, что делает Калинаг, а что он при этом говорит:

«Король дал мне простое задание: найти Шангри-Ла и вернуться. Но любопытство сподвигло меня на охоту за неким демоном: этот Ракшас подчинил себе Шангри-Ла. Мой грядущий путь связан с судьбой Шангри-Ла.»

Калинаг

Герой основной игры, Аджай Гейл, тоже получил очень простое задание: принести прах своей матери к Лакшмане. Он прибывает на её и свою родину, но ввязывается в войну с местным "демоном", который подчинил себе Кират. И теперь грядущий путь Аджая и вся его жизнь оказываются тесно связаны с Киратом. Но если Калинагом двигало любопытство, то что подтолкнуло к этому решению Аджая?

«Я был близко к тому, что захватило этот край. Оно знало, что я рядом. Король… моя семья… жизнь в Кирате… блеклые воспоминания. Словно во сне, я поклялся освободить Шангри-Ла от зла. И не было пути назад. Но шаг вперед - это шаг в бездну.»

Калинаг

На протяжении всей игры Аджай сталкивается с призраками прошлого. Но он не помнит ничего о своём детстве, своей семье, короле Пейгане... Это такие же блеклые воспоминания. И постоянный вопрос, а зачем вообще он решил освобождать Кират от "зла"? Ответ: потому что так решил ТЫ - игрок. ТЫ толкнул Аджая в бездну...

«Ракшас, что сковал Колокола, смотрит за Шангри-Ла с высокого пика. Чем ближе подходили к нему, тем больше искажён мир вокруг был. Зачем мотылёк летит в пламя? Затем и я защищаю Шангри-Ла.»

Калинаг

Пробираясь по игровой карте всё ближе к дворцу Пейгана Мина, оставляя за собой смерть и разрушения, Аджай всё сильнее погружается в своё прошлое, а привычная простая картина вещей всё сильнее искажается. Его родители, Мохан и Ишвари, всё меньше походят на пример для подражания, а союзники всё сильнее уподобляются тому, против кого воюют. Аджай, как такой же мотылёк, летит навстречу правде, которую он не хотел бы знать...

«Спрашивают: "Калинаг, почему ты ушёл из Шангри-Ла?" Но я никуда не уходил. Верить во что-то за пределами себя - это и есть истинный рай. Шангри-Ла есть во мне и в тебе.»
Калинаг

Когда война с "демоном" завершится, Аджай не сможет уйти. Он навсегда останется в Кирате, а Кират и всё, что в нём произошло - останутся в нём.

Как и Пейган: вошёл нормальным человеком, а вышел...

Глава 6. «Остаться или уйти?»: Протагонист

Хороший ли человек Аджай Гейл? А вы?

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

В начале я перечислил целый ряд своих претензий к Far Cry 4, которые испытывал первую половину игры. Если вы читали внимательно, то заметили, что бОльшую часть из них я в итоге объяснил и развернул так, что эти "минусы" обратились если не в "плюсы", то как минимум "фишки". И теперь до конца моего рассказа осталось совсем немного, а значит наконец-то пришло время обсудить главного героя.

Аджай Гейл - пустышка. Никакущий персонаж. Абсолютно бесхарактерный, неинтересный, мы не знаем о нём ничего, кроме того, что у него была какая-то военная подготовка, поэтому он может в одиночку воевать с целой армией - чисто сухой факт, объясняющий геймплей. Даже пройдя игру до самого конца, вы скорее всего никак не сможете охарактеризовать вашего протагониста. А всё потому, что не он тут протагонист. Вы - настоящий протагонист Far Cry 4, хотя можете этого даже не заметить. И совершенно пустой герой нужен лишь для того, чтобы вы им себя заполнили. Его эмоции - ваши эмоции. Его решения - ваши решения.

В самом начале, когда Пейган забирает нас с места расстрела автобуса, на фоне играет песня группы Clash "Should I Stay Or Should I Go?" - что буквально переводится как "Стоит ли мне остаться, или стоит уйти?" И точно такой же выбор вам дают в первые же минуты игры.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Представьте совершенно гипотетическую ситуацию: вы сидите за столом в роскошном зале. На ваших глазах только что местный тиран и деспот, очевидно опасный человек, запугал несчастного аборигена, отдал его в лапы мясника, который увёл пленника в подвалы, чтобы пытать - и вдруг королю нужно ненадолго отойти. Он извиняется, просит вас подождать его - и выходит, оставляя вас одних.

Как вы поступите? Останетесь за столом, как вас и попросили, подождёте Пейгана, чтобы вместе с ним выполнить просьбу усопшей матери - собственно, ради чего вы и приехали? Или уйдёте - начнёте творить хаос, носиться по чужому дому с оружием, спасать совершенно чужого вам человека, о котором вы не знаете ничего, но почему-то решили, что он - хороший? Потом объединитесь с местными террористами-революционерами, утопите всю страну в крови, совершите переворот... и всё это вместо того, чтобы просто оставить свою задницу на стуле и отведать крабовый рангун. Если вы выбираете второй вариант, возникает вполне логичный вопрос: вы что, психопат?

Это первый выбор, который вы делаете в Far Cry 4, и он один из немногих, который действительно на что-то влияет. Дальше игра постоянно будет вам давать развилки, которые приведут вас в одну и ту же точку - потому что никакие моральные дилеммы уже не будут иметь значения, ведь вы уже переступили черту, когда встали из-за стола.

Выстрелить ли в затылок Нур? Не имеет значения, она и так уже умерла много лет назад.

Поддержать Сабала или Амиту? Неважно, ведь они оба - одинаково плохие люди.

Казнить Сабала/Амиту или нет? Только если вы сами этого хотите. Куда показывает ваш моральный компас?

Ах да, я так увлёкся офф-топами, что не закончил рассказывать о лидерах "Золотого Пути". Ну, зато вы теперь подготовлены.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Итак, в определённый момент игра не будет ставить перед вами выбор, кого поддержать, и сама направит к тому лидеру, чей Путь вы выбирали чаще. И лидер даст вам последнее задание в этой сюжетной ветке: уничтожить/защитить главный храм Кирата, национальное достояние. А после попросит вас "обрубить концы" - убить соперника.

Здесь все маски будут сорваны, ваши "союзники" перестанут скрывать своё истинное лицо, и вы уже увидите, что они оба ничем не лучше Пейгана, такие же чудовища. И вот "жертва" стоит перед вами и ждёт своей участи, а игра на короткий момент прерывает катсцену с диалогом и даёт вам в руки пистолет. Одно нажатие кнопки - и мозги "союзника" окажутся на стене. Нажмёте вы её или нет - неважно, "союзник" в любом случае пропадёт из игры. А вы отправитесь на последнюю битву с вашим "демоном".

Глава 7. «Король умер... Да здравствует Король!»: Лакшмана

Вы прорвались во дворец Пейгана с боем, добрались до него самого - и он встречает вас за столом.

«Входи! Прости, что так скромно, я отослал прислугу домой. Возможно, ты убил их по дороге сюда.»

Пейган Мин

Признаюсь, после этих его слов я начал вспоминать, не было ли в толпе солдат, которых я убил, той самой прислуги. Могла быть.

«С кем я говорю? С сыном, который хочет развеять прах матери или с психом, который убил всех, чтобы добраться до меня?»

Действительно, с кем?

В любом случае вы добрались до "босса", но никакой битвы не будет. Пейган просто даст вам очередной выбор: выстрелить в него и получить результат, к которому шли всю игру... или отведать чёртов крабовый рангун, чтобы получить результат, который хотели изначально - воссоединить прах матери с Лакшманой? Вы вообще ещё помните цель Аджая, свою цель?

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Убьёте Пейгана - и игра для вас просто закончится. Просто постоите с пистолетом в руке - и, наконец, поймёте, что вообще происходит. Узнаете правду.

А правда заключается в том, что отец Аджая, Мохан Гейл, сам того не зная, помог Пейгану захватить власть в Кирате, подав ему на блюдечке молодого принца, как овцу на заклание. Прийдя в ужас от результата, Мохан организовал сопротивление, "Золотой Путь", и объявил Пейгану войну. А поняв, что эту войну ему не выиграть, отец Аджая, человек, которого постоянно нам упоминали в самом светлом ключе, рассказывая, какой он благородный и хороший - по сути "подложил" под тирана и деспота... свою собственную жену.

План был в том, чтобы Ишвари стала шпионкой, втёрлась в доверие к Пейгану и сливала информацию "Золотому Пути", но что-то пошло не так. Не было никакого насилия над матерью Аджая - оскорблённая поступком мужа Ишвари, давно переставшая узнавать в нём человека, которого когда-то полюбила, сама всё врагу рассказала и стала его возлюбленной. А потом и вовсе родила от него ребёнка - сестру Аджая, Лакшману.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

«Пейган, любовь моя. Жаль, что у меня нет времени попрощаться, но если я не уйду сейчас, я не знаю, что он сделает. Он неуправляем, оставлять с ним Аджая нельзя, и я не могу остаться в Кирате. Дело не только в Мохане — я не хочу, чтобы Аджай здесь рос, это место пробуждает в людях всё самое худшее. Знай, я люблю тебя, и однажды мы снова будем вместе. Ишвари»

Письмо от Ишвари Гейл, висит в рамочке во дворце Пейгана

«Шлюха. Тому, что ты сделала, нет прощения. Ты предала меня. Ты предала весь Золотой путь. Я три года жизни отдал на то, чтобы положить конец тирании Мина. А ты что сделала, кроме как раздвигала ноги? У тебя было простое задание: собирать информацию. Не спать с врагом. Не трахать их командира. Не рожать ложному королю дочь. Как её зовут? Не важно. Ты мерзкая эгоистичная шлюха. Я приду за тобой. Я приду, чтобы исправить твою ошибку.»

Одна из страниц дневника Мохана Гейла

И Мохан придёт. Своими руками он убьёт Лакшману, маленькую девочку, дочь врага и его жены. А Ишвари убьёт его самого. А Пейган... именно в этот момент станет собой.

«Я просто продолжил её дело. Сколько людей я убил ради них. Но потом я понял — смерть Лакшманы была лишь поводом, как и эта урна с прахом. Просто поводом, чтобы делать что захочется.»

Пейган Мин

И вот, перед вами все карты. Выводы можете сделать сами, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Базовый вопрос любой истории:

Кто здесь злодей?

Глава 8. «Живите в мире, который сами и создали»: Финал

Урна с прахом матери была всего лишь поводом делать, что захочется. И вы сами захотели встать на путь насилия и хаоса, как только вам представилась возможность - буквально дали в руки управление героем.

Вы зашли в игру нормальным человеком, а вышли - таким
Вы зашли в игру нормальным человеком, а вышли - таким

Аджай всё же доставил прах к Лакшмане. Посмотрел на фотографию своей младшей сестры, которую никогда не знал, которую убил его же собственный отец. А потом увидел улетающий вертолёт с Пейганом. И игра снова даёт вам неочевидный выбор: сбить этот вертолёт или позволить бывшему королю улететь. Лично я не стал. Его история и так завершилась.

Чего нельзя сказать о "Золотом Пути".

Последний выбор в игре, который даже можно пропустить, если не знать, куда идти - это судьба выжившего лидера сопротивления, Сабала или Амиты, того, на чью сторону вы в итоге встали. Как вы думаете, чем занимается "добро", когда "зло" побеждено? Правильно: занимает его место.

Давным-давно, где-то в начале этого рассказа, я упоминал, что в Far Cry 4 есть всего один однозначно положительный персонаж - и это Бхадра, молодая девушка, которую местные называют "Тарун Матара" - то есть земное воплощение невесты бога Банашура. В общем, важный священный титул и очень важная для Кирата девчушка.

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Так вот, о важности Бхадры постоянно спорят Сабал и Амита. Сама девушка вообще не понимает, чего хочет, пока эти двое тянут её друг на друга, как канат. И в конце она станет показателем, кому вы всё это время помогали, по своей воле или нет.

Помните, как миссия с убийством химика намекала на двуличность Амиты, когда она обдолбанному Аджаю вдруг даёт приказ, противоположный своему же предыдущему? Этот косвенный намёк можно пропустить, если выбрать Путь Сабала. А вот чего пропустить нельзя, так это прямой спойлер в другой галлюцинации, которая происходит в одной из основных сюжетных миссий. В этой галлюцинации мы увидим маленькую катсцену, в которой Сабал/Амита (в зависимости от вашей поддержки) проявляет себя... не с самой лучшей стороны. Именно это и произойдёт в финале.

В случае своей победы Сабал посадит Бхадру на трон и будет перед ней жестоко казнить пленных - во славу предков, во славу Кирата. А если победит Амита, она будет отбирать у семей мальчиков и силой отправлять их в армию, чтобы защищать Кират. А на вопрос, что произошло с Бхадрой, символом веры и традиций для жителей страны, Амита ответит что-то вроде "она уехала". Из чего мы делаем вывод, что девочки скорее всего нет в живых.

После разговора с вашим "избранником", человеком, которому вы помогли занять это высокое место и по сути отдали Кират в его руки - можете его застрелить, как обычного NPC. Лично я так и сделал. Закончил их историю.

Эпилог

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

Я считаю нарратив Far Cry 4 одним из лучших в игровой индустрии - и теперь вы знаете, почему.

Игра с самых первых минут начинает проверять вас на вашу человечность. Она постоянно ведёт диалог лично с вами, благодаря тому, что местный протагонист - пустая болванка. Когда Пейган спрашивает вас, не психопат ли вы - он спрашивает вас. Потому что если вы играете в эту игру, дошли до финальных титров, то, пожалуй, можно сказать, что злодей в этой истории - вы.

Все эти выборы без выбора, развилки без развилки, неразрешимые моральные дилеммы и казни "по желанию" - всё это простроено и прописано пугающе реалистично. Местные персонажи, пусть и гипертрофированы, но до ужаса похожи на реальных людей - их точно так же нельзя разделить на однозначно плохих и хороших. Если в конце Far Cry 4 у вас, как и у меня, возникло желание пощадить "зло" и убить "добро" - значит, этот гениальный нарратив на вас сработал.

Неслучайно именно в этой игре впервые в серии Far Cry появилась эта фишка с "концовкой в начале". Потому что, если подумать - это единственный правильный вариант, как пройти Far Cry 4 и сохранить свою человечность. Это не просто "прикол" такой, что можно тупо посидеть 10 минут и увидеть титры - это тоже часть нарративного дизайна, причём важнейшая его часть. Игра знает, что вы пришли играть в шутер от первого лица - и обманывает вас. Раз за разом.

И это, кстати, огромная проблема. Жанр игры убивает идею.

Какая разница, как игра рассуждает о человечности, если в ней можно делать что-то подобное?
Какая разница, как игра рассуждает о человечности, если в ней можно делать что-то подобное?

Если в Far Cry 3 концепция выживания в дикой среде на острове с кровожадными пиратами и сюжет о становлении мажорика-"Белоснежки" истинным воином - работают и раскрываются благодаря жанру "шутер", то Far Cry 4 прямо ему противоречит. Нельзя рассказывать подобную историю с подобным посылом и такой закрученной и сложной концепцией в игре-блокбастере про постоянную зачистку аванпостов. Вернее можно, но не так.

Как я и говорил в самом начале, основная идея Far Cry 4 внезапно снизошла на меня в виде откровения где-то в середине игры. У меня просто в голове пронеслось всё, что я вам рассказал - и паззл сложился. И с этим осознанием я... попробовал играть в игру правильно. Сохраняя свою человечность. И оказалось, что это тупо невозможно.

Пейган никогда не хотел нашей смерти - и это классно. Не классно, что он, видимо, забыл об этом сказать своей армии - потому что мы играем в шутер. Нас постоянно проверяют, кто мы, скорбящий сын или больной психопат - и это классно. Не классно, что геймплей за "скорбящего сына" в игру не завезли, и у нас есть вариант только отыгрывать больного психопата и умножать на ноль всех, кого мы видим. Ещё и прокачивая скиллы, чтобы убивать ещё круче, жестче и эффективнее.

Все эти прекрасные сюжетные ходы, нарративные приёмы, сложные вопросы и обращения к нашей морали - просто не работают, если к ним прикрутить прямолинейн��й и банальный геймплей Far Cry 3, игры, которая посвящена прямо противоположным темам. Но вот в чём дело: Ubisoft заработали на предыдущей части серии кучу денег и теперь они хотят ещё кучу денег. Поэтому мы получили очередной прямолинейный и банальный шутер, хотя по-хорошему подобный нарратив просится в какой-нибудь иммерсив-сим.

И это ещё одна причина, почему лучший способ пройти Far Cry 4 - не играть в неё. Ведь в самом начале геймплей ещё не разваливает идею. Поэтому просто отведайте крабовый рангун, посидите 10 минут, дождитесь Пейгана. Он придёт, вы развеете прах мамы...

«Should I stay or Should I go?»: Гениальный нарратив Far Cry 4

...а там уже можно будет добраться и до чёртовых пушек.

Огромное спасибо каждому, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на мой канал в ТГ и Бусти, а в скором времени появится и Ютуб. Поэтому не прощаюсь - мне есть ещё много чего рассказать :)

123
73
5
2
2
1
1
1
1
1
167 комментариев