Не меня с вами заперли — это вас заперли со мной: Ghost Recon Breakpoint
Специфичная игра с непростой судьбой, на которую стоит обратить внимание.
Это ни в коем случае не обзор, просто мысли вслух про игру, которая мне небезразлична и к которой я хочу обратить немного внимания.
Я помню то время, когда Breakpoint только вышел — это был ужаснейший релиз, балаган, празднество насмешек над Ubisoft и разработчиками игры. Игру ругали за все, что только можно, но больше всего — за систему лутер-шутера и микротранзакции. С первого взгляда было видно, что игра недоделана, но, к (не)удивлению многих в ней был донат. Продавали не только косметические предметы и шкурки на оружие, но и само оружие, материалы для улучшения и крафта. Было ли это заслуженно? Определенно, да! Игра вышла в ужасном состоянии, порезанная, забагованная и с невероятным гриндом.
Но вот прошло достаточно много времени и я невзначай положил на нее глаз. Изменилось ли хоть что-нибудь спустя годы после релиза?
Если вы, как и я, не следили за игрой после ее уморительного в своем ущербности релиза, то, запустив игру сейчас, вы неслабо удивитесь.
В Breakpoint осталась система лутер-шутера, но всего-лишь через каких-то полгода разработчики добавили в игру реалистичный (в оригинали Immersive) режим, где от системы лутер-шутера остался только уровень персонажа, но он мало на что влиял. К слову, уровень персонажа был и в Wildlands, так что не вижу смысла обращать на него внимание.
Сюжет, которого нет
Действие происходит спустя 4 года после событий Wildlands, на вымышленном острове Ауроа — технологичном раю, превратившемся в один большой концентрационный лагерь. Именно здесь находится штаб-квартира корпорации Skell Tech, упоминавшейся в Wildlands. Эта компания занимается производством чипов для дронов и беспилотников нового поколения для правительства США.
Но в 2023 году технологии Skell Tech попали не в те руки. Ауроа пропала с радаров и перестала выходить на связь, а грузовое судно, проплывавшее мимо архипелага, пошло ко дну. ЦРУ отправила спецотряд «Призраки» для разведки, но там их уже ждали: рой дронов за считанные секунды изрешетил вертолеты, а весь отряд разбросало по Ауроа. Мидас пропал без вести, Холт ранен и не может сражаться, а Уивера убил старый знакомый — Коул Уокер. Под управлением игрока снова оказывается Номад — уцелевший лидер отряда, а цель ясна, как никогда раньше — отомстить за павших товарищей и выбраться с острова.
Я думаю, не надо объяснять, что сюжет не блещет чем-то экстраординарным, но как вступление выглядит неплохо. С первых секунд становится понятно, что на острове вам не рады и ждать поблажек не стоит. Главным антагонистом выступает, как вы уже догадались, знакомый еще по прошлой части — Коул Уокер. Его мотивы а-ля Metal Gear: разочаровался в правительстве, солдат не ценят, поэтому пора навести новый мировой порядок. Прочие антагонисты меркнут на его фоне, потому что их главная цель — орать на подчиненных, убивать мирных жителей и угрожать всем вокруг.
Уокер — лучшая часть сюжета, но, к сожалению, его в этом сюжете катастрофически мало. А если вы, как и я, удосужитесь случайно убить его в самом начале игры, то в дальнейшем он вообще не появится.
Охота начинается
Сюжетно для убийства Уокера вам необходимо заручиться поддержкой тех немногих, кто не стреляет по вам с первого взора — поселенцы в самом начале, бывшие сотрудники компании Skell и чуть позже Изгои. На релизе (и при игре в режим лутер-шутера) чтобы добраться до Уокера необходимо было прокачаться до определенного уровня. Однако, как я уже писал выше, если вы играете в реалистичном режиме, вам ничего не стоит сразу отправиться на аэродром и убить Уокера в первые часы игры. Как это сделал я, даже не поняв этого. На сюжет это мало как повлияет, просто в некоторых катсценах, где Уокер должен появляться, на его месте будет другой гад.
Как это обычно и бывает в играх от Ubisoft, чтобы заполучить доверие нужных людей, придется выполнять задания разного спектра: принеси то, помоги тем, убей десяток врагов там, убей еще с десяток здесь. Формула из Wildlands почти не изменилась.
Система прокачки базируется на семи классах и множестве разных перков. У каждого класса имеются свои способности (ульта), классовые предметы и специальные пассивные бонусы. Среди перков в древе навыков есть как пассивные выбираемые, которые можно поставить на персонажа в количестве до трёх штук, так и пассивные-пассивные, что активируются с момента их изучения. От простого увеличения количества переносимых хилок в кармане до увеличения характеристик или получение разных эффектов.
Из существующих классов представлены — штурмовик, медик, пантера, стрелок, инженер, эшелон и следопыт. Самые полезные из них, на мой взгляд — штурмовик и эшелон. Первый хорош в открытом бою, когда ситуацию уже накалена, благодаря пассивным бонусом на штурмовые винтовки и дробовики, а так же ульту на неуязвимость он может выносить толпы врагов в одиночку, правда недолго. Эшелон же хорош за счет своей ульты — сканер, своего классового предмета — эми-заряд и своего пассивного перка — бафф скрытности и бафф пистолетов. В купе с перком с древа навыков "Пистольеро", повышающего урон от пистолетов еще на 20 единиц получается крайне злой билд.
Пещера, скрытая от дронов, — наш главный хаб. Тут можно и закупиться снаряжением с расходниками, и заданий набрать, и людей для кооператива найти, и в PvP-матч вписаться. К сожалению или к счастью, PvP и рейды доступны только в режиме лутер-шутера, а в реалистичном режиме вас туда не пустят. Увы. В лагерях поменьше перед заданием можно заказать всю нужную технику и получить какое-нибудь полезное, хоть и краткосрочное усиление.
Когда снаряжение собрано, усиления выбраны, а глаза начинает застилать красная пелена настает время, когда слова перестают хоть что-то значить — начинается насилие.
В этом плане Breakpoint, как мне кажется, на три головы выше предшественника. В игре примерно 180 единиц огнестрельного оружия, включая вариации с чуть измененными статами и NFT оружие (да, тут и такое есть, но про него можете забыть). Стрельба выполнена на славу, каждое оружие чувствуется по-своему: отдача, кучность, дальность, стабильность. Пушки звучат по-разному и чувствуются по-разному, отчего хочется попробовать каждый ствол, даже если это идет вразрез с выбранным стилем геймплея. Оружие также можно изменить на свой вкус, подкорректировать, если хотите. Для этого придется выкупить все обвесы в магазине и порядком побегать по побочным заданиям, но оно того стоит. Единственное, что я бы поставил под сомнение, так это использование дробовиком. Большинство боев происходит на открытой местности и забивать слот малоэффективным для такой дистанции оружием мне кажется сомнительным решением.
Я крайне рекомендую играть на максимальной (или для начала предмаксимальной сложности) и по стелсу. Именно тогда игра раскрывается на полную, а ты, как игрок, доказываешь свое место в отряде «Призраки». Именно когда ты поочередно убираешь противников, заставляя их товарищей нервничать от осознания, что какой-то конченный псих бесшумно выкосил половину отряда и все еще бродит где-то рядом, приходит осознание что такое быть «Призраком»
Ты теперь один, а кругом одни враги
Путешествовать по архипелагу предстоит как пешком, так и на транспорте, и лучше вам обзавестись колесами, ведь задания разбросаны на значительном расстоянии друг от друга. Тем не менее, в поездках есть на что обратить внимание: острова впечатляют своими размерами и высоким уровнем детализации. Здесь можно увидеть густые леса, горные хребты, водопады, крупные заводы и лаборатории, заброшенные домики, подземные бункеры и мои любимые болота. Интересных мест на карте хватает, но разнообразие не из выдающихся. Мне нравится концепция и сеттинг, но, я должен признать, что Боливия выглядела все же лучше и интереснее. Там глаз охотнее цеплялся за картинку и цвета были насыщенней. Естественно, IMHO.
Исследовать природу не наскучит даже в одиночестве, ведь вокруг постоянно происходят события: наемники «Сентинела» захватывают ученых, поселенцы пытаются починить свои машины, а регулярные патрули не дадут вам спокойно покурить возле дороги. Повода для перестрелки не нужно долго искать. Кругом вражеские блокпосты и стоят они, как будто в ста метрах друг от друга. Помимо пехоты, территорию патрулируют вертушки, дроны и беспилотники «Азраэль»: при их появлении нужно тут же залечь на землю и зарыться в землю (я серьезно, это отдельная механика). И не дай Бог тот же «Азраэль» заметит вас — волна элитных штурмовиков с дронами-убийцами тут же бросится на вас со всех сторон.
В отличие от предыдущей части, искусственный интеллект в игре стал значительно более продвинутым. Теперь отряды активно взаимодействуют друг с другом, стараются обойти тебя с флангов, применяют дронов, переживают по поводу убитых товарищах и вызывают помощь, если оказываются в сложной ситуации. Войска Уокера представлены привычными классами: снайпер, пехотинец, пулеметчик, командир, артиллерист, штурмовик, связист и так далее. Искать особый подход к ним не требуется, так как практически всех врагов можно убить метким выстрелом в голову. Однако, играя в одиночку, не стоит бросаться в открытый бой. Противник полагается не на умение, а на численное преимущество и почти хирургическую точность. Они тут не настолько читерят, как на экстремальной сложности в Wildlands, но заставят попотеть это уж точно.
Не знаю где еще об этом написать, но хочу отметить невероятно клевый и атмосферный саундтрек. Я не разбираюсь в музыке, не смогу описать словами чем он так меня завлек, но главное то, что уши уловили и мозг остался доволен. В особенности «The Hunt Begins».
Ты (не) один
Если так сложилось, что вы, как и я, не обладаете тамадачи, готовыми отдать деньги и время на очередную игру от Ubisoft с зачисткой аванпостов и захватом вышек (их тут нет, кстати), то вам всегда на помощь придут компьютерные болванчики. И после прохождения Wildlands я должен отдать должное этим бравым воинам — в сравнении с предыдущим отрядом Номада, где трое не могут пристрелить с десяти метров одного бандоса, в Breakpoint напарники это настоящие машины для убийств. Как и в прошлой части, они лютейшая имба в стелсе, благодаря синхронному выстрелу, а также благодаря своим способностями. У каждого из них — Фьюри, Фиксит и Вася (да, его реально так зовут) — есть своя особенная способность. У Фьюри это скан противников в окрестности (что-то около 30 метров по ощущениям), у Фиксит дрон, стреляющий по врагам, и у Васи особые боеприпасы, сносящие танкам их башню. Звучит неплохо, если бы не одно НО! Почему-то эти способности не управляются игроком — напарники сами их используют по своему усмотрению. То-есть, когда жизненно необходима разведка от Фьюри она может ничего не делать добрые полчаса, зато потом будет включать сканер чуть-ли не каждые полминуты. Почему нельзя было добавить отдельное колесо с использованием способностей напарников когда игроку это нужно — загадка. Кстати, если способности вам не нравятся их можно отключить. Правда не какие-то конкретные, а все.
К слову, напарников можно кастомизировать как душе угодно: менять одежду, оружие, даже пол и лицо. Единственное, что никак нельзя изменить это имя.
Слово или дело
Может показаться, что игра в общем-то действительно хороша и в ней есть чем заняться, но тут я ставлю огромный такой восклицательный знак и предупреждаю. Даже нет, я признаюсь в том, о чем в приличном обществе не принято говорить: мне нравится заниматься ролеплеем. Мне нравится придумывать ситуации и отыгрывать их, поэтому Breakpoint так сильно мне зашел. Эта игра не Ведьмак, не Киберпанк, не ГТА в милитари тематике и ни что другое, что создает контент на каждом шагу. В Breakpoint слабый сюжет, большая часть персонажей картонки и за ними неинтересно следить, открытый мир бесспорно красивый, но занятий в нем не очень-то много и они не пестрят разнообразием. Но мне нравится эта игра и я люблю ее в первую очередь за геймплей.
Я приверженец идеи, что геймплей всегда стоит превыше сюжета. Мне так же нравятся сюжетные игры, но если меня случайно спросят мой топ игр я назову те, в которых сюжета вообще может не быть, но в них геймплей стоит превыше всего. Ведь только геймплей способен погрузить тебя в игру, заставляя отдавать ей сотни часов. Геймплей в Breakpoint это тот скрытый алмаз, который я не ожидал найти, но очень рад, что он мне попался.
Мне очень жаль, что с ней случилось то, что случилось. Мне действительно печально, что из-за ужасного релиза множество игроков поставили крест на игре и, возможно, уже никогда не обратят на нее внимание и никогда не запустят.
Я понимаю, что штука эта очень специфичная. Если вам нравится 30 минут выбирать цвет штанов и какой формы у вас будет прицел, то зайдет. В ином случае, вы скорее будете плеваться. Но я очень надеюсь, что кто-то обратит на нее внимание и даст шанс. Я понимаю недовольство игроков на релизе, ведь тогда за полную стоимость продавали по сути обрубленную игру. Но сейчас, спустя время, в игре и контента подвалили и цена не такая кусачая с учетом постоянных скидок. Так что если вас замучила т.н. "игровая импотенция" приглядитесь к этому гадкому утенку и может быть для вас он станет прекрасным лебедем.