Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

— В положении эмиссара тиранической империи есть свои преимущества.

Дисклэймер: все сказанное далее является одним длинным спойлером к вышедшей недавно Avowed, так что при прочтении есть риск узнать то, чего знать не хотелось бы. Читайте на свой страх и риск, вот такие пироги.

Итак, «эмиссар Аэдирской Империи» — гордо звучит титул главного героя. Тот прибывает в Живые Земли по указанию императора расследовать истоки загадочной хвори, скосившей как колонистов из «старого света», так и местных жителей. И, то ли по счастливой случайности, то ли абсолютно специально богоподобные черты эмиссара, не знавшего до сей поры своего покровителя, совершенно не подозрительно похожи на симптомы заразившихся. Так начинается история.

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

История игры и мир Эоры

1. Связь с Pillars of Eternity

Не могу не начать именно с этого, т.к. помимо одного разработчика, Avowed и PoE делят на двоих мир Эоры. Первое не является прямым продолжением второго, однако оказывается очень даже грамотно вплетено в общемировую канву. Вообще, еще до выхода Avowed разработчики упоминали некое «камео персонажей Pillars of Eternity» в игре, хоть та и не является, как я уже говорила, очередной частью серии. Под этим по итогу, вопреки моим ожиданиям, подразумевались картограф из Некитаки и инквизитор Стальной Гарроты — оба крайне второстепенные персонажи сюжета вторых пилларсов. Я уже хотела было расстроиться, что это не просто мало, а капля в целом море, но игра ни на секунду не забывала указывать мне, что это все еще одна и та же вселенная. Эмиссар объявляется в Живых Землях через три года после событий Дэдфаера с ожившей статуей Эотаса, о чем игра любит напоминать. Как любит напоминать и о кризисе пусторожденных, имевшем место быть в первой части. Приятными маленькими деталями оказались две записки в Парадисе — одна написанная от руки Текеху, а вторая упоминает Ватнира. Сюда же можно отнести диалог с Джиаттой о ее фамилии (которая похожа на фамилию директора Вайлианской торговой компании в PoE2) и многочисленные экраны загрузки с информацией о мире и его местах и деталях (например, о Каэд Нуа). Как можно заметить, было все чего душа пожелает, а я жадно выгрызала из Avowed любую отсылку на пилларсы. Жадность моя была удовлетворена, поэтому с уверенностью могу сказать что момент «связи» в игре сделан хорошо, чего не скажешь о некоторых других играх (передаю привет Вейлгарду). Однако, вся это создает и проблему тоже, а конкретно — проблему для восприятия сюжета игры.

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

2. Элементы сюжета

Как бы то ни было далее, я хочу сказать, что мне очень понравилась история. Однако, я думаю, что большая часть моего удовольствия была основана на том, что я прошла обе части все той же Pillars of Eternity и все их DLC по нескольку раз, делая разные выборы и пытаясь прочитать как можно больше внутриигровых документов.

Хотя это и невозможно, но если бы я отделила свое знакомство с Avowed от своих знаний о мире Эоры и попыталась оценить свое восприятие истории игры в отрыве от них, то я могла бы понять критику людей, которые считают Avowed пресной и предсказуемой игрой. Однако не все так просто: новые игроки, не знакомые с обстановкой, не скованы правилами мира, изложенными еще в пилларсах и сопутствующим им контенте — и поэтому могут быстро догадаться, что «безбожные на самом деле не безбожные» и «конечно, мать вашу, Сападал был источником чумы, тупицы». Поклонники же серии, такие как я например, связаны правилами сеттинга, и поэтому еще в начале игры после информации о том, что эмиссар — неизвестно чей богоподобный, у меня возник 1000+1 вопрос:

— Что еще за неизвестный бог? Был ли он искусственно создан так же, как пантеон Эоры? Если создан, то как он может быть неизвестным и были ли в таком случае энгвитанцы вовлечены в процесс создания? Или это какая-то другая древняя/неизвестная фракция?

Связан ли этот бог и его субъекты с Колесом и присущей ему космологией? Если нет, то как происходит процесс реинкарнации в землях этого бога и происходит ли вообще?

Богоподобные черты в форме грибов это могут быть Хайлия или Галавейн? Потому что Живые Земли буквально выглядят как дикая вотчина Галавейна.

Может ли главный герой не быть богоподобным вовсе, а просто являться с рождения иммунным к этому Бичу Грез?

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

И таких вопросов было очень много — поначалу они мешали отвлечься и просто воспринять сказанное в игре без попыток предугадывания и анализа. Впрочем, я рада, что на значительную часть этих вопросов были даны ответы с помощью сюжета, чтения документов, найденных в окружающей среде, абсолютно фантастических сегментов Древней памяти, а также сборки четырех тотемов (с увлекательными шизотипическими бреднями от любимого пантеона богов, особенно если вы придворный авгур).

После того, как «новизна» тайны Сападала утихла и были даны некоторые ответы, у меня начали возникать смешанные чувства по поводу его характера и вклада в историю. Мне действительно нравится, что эмиссар не обязан никоим образом присягать на верность своему богу или иным образом быть принужденным к лояльности. Игрок может практически в любых ситуациях быть несколько враждебным к существованию Сападала (что я и делала поначалу), отвергать все его дары и в целом выражать свое раздражение по отношению к прерыванию им сна главного героя. Это отличная возможность самовыражения игрока. Однако Древние воспоминания значительно смягчили мое отношение к Сападалу — и вот из лгуна и манипулятора этот бог предстает импульсивным ребенком, не понимающим последствий своих поступков. Эмиссар может «научить» своего бога милосердию и взвешенности решений, может дать ему шанс все исправить, а может и уничтожить, посчитав того слишком опасным даже при всех его добрых намерениях. Могу сказать, что история Сападала произвела на меня впечатление, особенно пятое Древнее воспоминание и я рада, что мои подозрения не оказались оправданы.

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

Ну и, заканчивая с Сападалом, пройдемся кратко по некоторым остальным аспектам истории:

1 — Бич Грез:

Мне, к сожалению, не хватило репрезентации проблемы Бича Грез в мире, по крайней мере я видела очень мало зараженных им вплоть до Сколотогорья. К тому же, я действительно искала любые документы, которые могли бы намекнуть или доказать, что виной этой заразе был не Сападал — поскольку это довольно предсказуемый поворот событий. Для меня самое интересное в Биче Грез — это то, как он влияет на реальные проблемы людей Живых Земель: неурожаи в Изумрудной Равнине, легионы больных, нападающие на Третьерожденный в условиях потенциального вооруженного конфликта с Аэдиром, Крепость Утешения, отказывающаяся подвергать себя какой-либо угрозе, оставаясь закрытой и изолированной и т.д.

2 — Древние воспоминания:

Древние воспоминания стали чуть ли не любимой частью игры. Потрясающий 2D арт, расширение ролевых возможностей, отличный контраст с остальным геймплеем — по сути игрок формирует предания о том, какой была культура экида. Плюсом ко всему, мне это напомнило видения Хранителя в Pillars of Eternity, когда тот мог помогать принимать решения людям, находящимся на очередном повороте Колеса. Словом, приятный процесс, пробуждающий забытые воспоминания. Вкусно, но мало.

3 — Тотемы богов:

Я немного устала от Воедики как от источника конфликтов в Эоре (забавно, что она корень большинства проблем, ведь ее домен — закон), мои глаза увидели в Стальной Гарроте очередной Свинцовый Ключ. Словом, последователи Воедики как вставляли палки в колеса главным героям, так и продолжают вставлять. К тому же, мегфолки Воедики это буквально безглазые из DLC White March к первым пилларсам:

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

— Ондра, дай списать домашку. — Хорошо, Воедика, только не списывай точь в точь, чтобы не спалили.

Я уверена, что помимо Воедики в Эоре есть и иные антагонисты. Однако, к счастью, тема других богов также всплывает в Живых Землях.

Интересно посмотреть на Скейна, покровителя рабов и мятежа. Он сыграл важную роль в основании Фиор мес Иверно и значительной части его истории, поскольку поселенцы, по сути, организовали тайное восстание против правящего класса и отделились от своей родины — Вайлианских Республик (или Старой Вайлии, я довольно часто путаю эти два понятия). Мне понравилось найти один из фрагментов тотема Скейна рядом с телом основателя Фиора и его журналом. Это было уместно. Также я нахожу присутствие Скейна в этом регионе немного ироничным, поскольку как один тайный заговор мятежников привел к основанию Фиора, другой также приводит к его разрушению, если вы не препятствуете действиям Стальной Гарроты.

Ничего особо не могу сказать про Ваэля и логичность присутствия его аспектов в Сколотогорье, но вот про Бивни Галавейна я бы сказала, что они больше похожи на вотчину Магран со всеми этими выжженными вулканом землями.

4 — Влияние решений эмиссара на сюжет:

Я видела несколько озадачивающих заявлений игроков вроде «мир едва реагирует на ваш выбор, ваши решения мало влияют на мир». Поиграв в игру, я не только полностью не согласна с этим утверждением, но и считаю его объективно ложным в целом: почти каждое решение побочного задания влияет не только на непосредственно вовлеченные стороны, но и связано либо с проблемами региона в целом, либо имеет последствия в конце игры. Боюсь, однако, что если я начну перечислять эти последствия, то этот обзор выйдет в два раза длиннее, чем он уже есть.

Если брать во внимание только основной сюжет игры, то она получается коротенькой. На каждой локации есть весьма небольшой кусок сюжетного задания — оно быстро заканчивается и вот игрока уже зовут из одного акта в другой. Поэтому основное наполнение Avowed это сайд-квесты. Тут уж раз на раз не приходится — как и везде есть как интересные задания (например, с богоподобным Эотаса и его бредовыми идеями или с ревенантами и разносчиком даров Ондры), так и не очень. Есть и смешной квест, мой любимый — это просьба стражника из Третьерожденного постоять за него на посту пару минут, пока тот сходит отлить (10/10, дали 300 рублей в награду). Но, если отбросить шутки в сторону, то Avowed не является такой игрой, сюжет которой «спасают» сайд-квесты (привет, Скайрим) — здесь наоборот и сам по себе сюжет неплох, чего о побочках сказать не в полной мере могу.

Персонажи

1. Спутники

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

Весьма двоякое к этой кучке несчастных получилось отношение. Всего ребят в команде у нас четверо — бывший солдат рауатайского флота Кай, охотник-паргрун Мариус, «потомственная» анимантка Джиатта и амбициозная волшебница Яцли с необычной любовью к керамике угасшей цивилизации. Что гораздо более реалистично на мой взгляд, чем компания из 7-10 комрадов за спиной главного героя — то есть, конкретно к количеству спутников я претензий никаких не имею, в отличие от многих, кто в эту игру так же как и я играл. Важно ведь вовсе не количество, а качество… и вот тут есть что обсудить.

Из всей четверки какой бы то ни было четкой линией личной истории и соответствующих этой истории квестов обладают двое: Кай, который довольно быстро изливает душу эмиссару и делится несколькими связанными с собой квестами в разных сюжетных локациях, и Мариус, который, в соответствии со своим закрытым характером, долго морозится, но в родных Бивнях Галавейна все же выдает квест. Оба квеста мне в общем и целом понравились — достаточно поучительные и в чем-то даже трогательные, хоть меня и не покидает чувство, что мне чего-то не хватило. Но что там у нас с девчонками? И Джиатта, и Яцли — обладательницы своего рода «диалоговых» квестов, то есть эмиссар может повлиять на их мнение относительно собственного предназначения и будущего, регулярно разговаривая с ними в лагере и высказывая свое мнение. Впрочем, это не новость по крайней мере для обсидианов — когда я поняла, что за квесты у девочек, я сразу вспомнила Стоика из Pillars of Eternity. У этого весьма необычного жреца Магран был крайне занимательный квест, исход которого также зависел от своевременно высказанного мнения Хранителя, главного героя. Меня поначалу обрадовало подобное повторение истории, но вскоре я поняла, что субъективно по наполненности и интересности диалогов в личных квестах Джиатта и Яцли и рядом не стояли с тем же Стоиком. Возможно, проблема не в диалогах и их количестве (все же Avowed как игра значительно короче, чем первые пилларсы), а в том, что обе девочки не настолько интересные персонажи (Кай и Мариус тоже, но у них по крайней мере в квесте помимо диалогов есть еще и действия) в сравнении с персонажами пилларсов. А может быть обе эти причины имеют место быть. Моя точка зрения здесь лишь в том, что диалоговый ЛК должен быть проработан чуть ли не лучше обычного ЛК чтобы быть интересным игроку, а я такого конкретно в Avowed не ощутила.

Окей, в следующий раз обязательно подумаю
Окей, в следующий раз обязательно подумаю

Так или иначе, в Саду, у каждого из спутников есть «заключительный этап» личного квеста — «видения» в Саду подводят черту под уже принятыми ранее решениями. И вот это уже сделано хорошо по большей части, особенно линии Кая и Джиатты. Яцли, опять же, на мой взгляд, достался не самый лучший исход: мало того, что ее башню легко упустить из внимания (особенно если игрок не особо старательно вслушивался в ее рассказ про сон), так еще и главный герой только в этой несчастной башне узнает об, оказывается, третьем исходе для ее истории. Узнает так же внезапно, как и сталкивается с этим местом, однако Яцли и ее предок уже требуют от эмиссара решения. Мне кажется, этот момент можно было бы сделать гораздо грамотнее (и я не столько про саму башню в Саду, сколько про наличие третьего выбора в ее квесте) — к уже принятому решению между Киличчи и Рингрим внезапно добавляют еще вариант как будто на скорую руку, как если бы сама идея об этом пришла обсидианам только под конец игры. Из всех спутников Яцли понравилась чуточку больше, чем остальные — как минимум за ее эксцентричность, поэтому ощущаю что-то вроде несправедливости по отношению к ее истории. Но мы имеем то, что имеем.

Из хорошего, чтобы не заканчивать разговор о спутниках на плохом, хочу отметить, что все ребятки вполне себе обладают собственным мнением и не боятся его высказывать и возмущаться, если эмиссар делает что-то не вписывающееся в их картину мира. Я, честно, в какой-то момент даже подумала, что Мариус уйдет из отряда после разрушения Утешения, но нет — к счастью, он просто обматерил меня всеми возможными словами и сказал, что «не горит сегодня желанием убивать очередного аэдирца». Что ж, спасибо и на этом. А я на сей ноте перейду к обсуждению остальных персонажей игры.

2. Персонажи мира

Она татухи на черепе набила?
Она татухи на черепе набила?

Что ж, тут ситуация обстоит несколько плачевнее. Они просто… пустые. У меня хорошая память на имена и лица, но даже я не смогла запомнить персонажей-квестодателей из разных актов, чтобы отметить их появление в повстанческом лагере Парадиса в конце игры. В большинстве своем моей единственной мыслью было «ты кто?» и я, не долго думая, просто проходила мимо. Из подобных НПС я была рада видеть в лагере только анимантку Элию, но не потому, что она показалась мне интересной, а лишь потому что тяжело не запомнить женщину с целой плантацией рабов-ревенантов. Трое, однако, сумели запасть мне в душу — картограф Санца, инквизитор Людвин и посол Хилгард. Опустим момент, что первые двое это персонажи пилларсов, а вторая еще и не абы кто, а главный антагонист, и сначала скажем пару слов про третьего. Посол мне, как думаю и многим, не понравился, однако по ходу сюжета выяснилось, что мужик то, несмотря на свою уступчивость (и любовь к доминантным женщинам), вовсе не тряпка и постоять за себя и других может: в общем, люблю менять мнение о персонажах, поэтому не могла его не отметить.

Людвин, с другой стороны, это, конечно, от любви до ненависти. Она проделала большой путь от рандомного персонажа на рандомном острове в Дэдфаере до главного антагониста Avowed. Мне нравится, что обсидианы взяли за канон факт смерти Людвин от руки Хранителя в Pillars of Eternity 2 (хотя, если мне не изменяет память, у того квеста были и иные исходы) и вполне логично обыграли ее воскрешение в новой игре. Как плюс отмечу, что до ее физического появления в игре, когда посторонние люди просто описывали ее эмиссару, обсидианам через диалоги и через кат-сцену с ее первым появлением в кабинете посла удалось вселить игроку если не трепет, то как минимум интерес к ее персоне. В копилку плюсов отмечу и то, что игра позволяет все в тех же диалогах с посторонними людьми выбрать то, какие взаимоотношения и история между эмиссаром и Людвин в твоем прохождении. Это ни на что не влияет, кроме пары фраз, но все равно оставляет приятное ощущение возможности писать свою историю даже в таких мелочах — я ценю это. Ну и как же без ее влияния на сюжет — оно бесспорно большое, как и полагается антагонисту, но меня привлекло, что мне не раз хотелось в некоторых моментах согласиться с ней или хотя бы понять мотив ее действий, не говоря уже о том, что герой буквально имеет возможность встать на ее сторону в конце. Но о концовках позже.

Обязательно напиши об этом в своем личном дневнике
Обязательно напиши об этом в своем личном дневнике

Что до остальных, то мне даже буквы лень на них тратить, а буквы тратить я люблю. Самое время обратить внимание на…

3. Романы (а точнее их отсутствие)

Обсидианы буквально сказали: «Пф, никаких романов. Вот тебе розовая хорни фурри предпенсионного возраста, которая уже состоит в отношениях не с тобой. Ворчливый гном, от которого «нимдут» - это единственное «ласковое» слово, которое ты дождешься. Лысый рыбомордый наемник (пусть и с голосом Гарруса Вакариана), у которого, кстати, умер потенциальный бойфренд, так что ни на что особо не рассчитывай. Ну и вот еще тебе конвенционально красивая относительно остальных товарищей Джиатта, но она в тебе абсолютно не заинтересована в этом плане. Развлекайся». Ну, конкретно так они не сказали — они пояснили отсутствие романов в игре желанием показать, что можно раскрыть персонажей и рассказать историю без добавления любовных линий. И я, даже как любительница романтики с компаньонами в играх, скажу — ну и отлично. И вот почему:

Во-первых, иногда добавление любовных линий буквально работает против интересных дизайнов персонажей. Да простят меня фанаты, но из последних вышедших игр, которые я прошла, BG3 и Вейлгард именно такой пример для меня. «Да, у нас есть романы. Много романов. Посмотри на своих сопартийцев - разве ты их не хочешь? Мы, кстати, сделали их всех конвенционально привлекательными, чтобы ты их хотел». Возможно я преувеличиваю, но иногда возникало ощущение, что некоторые аспекты истории компаньонов просто выстроены, чтобы игроку они нравились во всех смыслах этого слова. Добавлять романы в игры было и остается популярным ходом для разработчиков и доказать, что история может обойтись и без них, оставшись желанной и интересной — хорошая цель.

Во-вторых, обсидианы не то, чтобы умели хорошо прописывать романы. Первые пилларсы, как и Avowed, лишен любовных линий. Во вторых романтика есть, но… вот лучше бы ее и не было. Что есть эти романы, что их нет — ничего особо не меняется, кроме количества строчек в диалогах. Эмоционально это отклика не вызывало, хотя, казалось бы, должно. Обсидианы повторно не стали лезть в то, в чем они не особо хороши, и спасибо им за это.

Никакого секса, эмиссар стал дединсайдом
Никакого секса, эмиссар стал дединсайдом

Геймплей

Желание обсидианов сделать из изометрического ранее мира Эоры игру от первого лица я восприняла с энтузиазмом. Я очень люблю изометрию, но идея показалась мне хорошей, хоть и весьма амбициозной. С этой задачей они, на мой взгляд, справились пусть не идеально, но вполне сносно. Однако обо всем по порядку.

1. Редактор персонажа и выбор класса

Игра позволяет настроить внешность главному герою — выбрать пол/ расу/ цвет волос/ шрамы и далее по списку. Список довольно подробный (на удивление — особенно когда дело дошло до макияжа), но мне показалось, что редактор весьма деревянненький, особенно на фоне все тех же упомянутых выше BG3 и Вейлгарда. Изначально данные дефолтные варианты черт лица (почти) все похожи друг на друга, а «играть с цветом» и его оттенками было не очень удобно. Впрочем, это все мелочи — что действительно достойно внимания, так это богоподобные черты, на которые и делался весь акцент. Ведь ты можешь сколько угодно шлифовать своему эмиссару скулы и подбородок, пока дело не дойдет до того, что часть всего этого (если не все лицо полностью) надо будет «скрыть» за грибными наростами. Наросты эти, к слову, можно визуально скрыть для своих глаз особой функцией, однако персонажи игры все равно будут их видеть и реагировать на них — это удобно, особенно для тех игроков, кто не знаком с концепцией богоподобных в мире Эоры и непривычен к таким изыскам внешности. Я, однако, не пользовалась этой функцией, ведь богоподобных черт обсидианы подогнали на любой вкус самой разной степени необычности: хочешь — будет у тебя кора дерева вместо половины лица и большие рога, а не хочешь — так вот тебе версия «на минималках» с грибными шляпками, мягко огибающими надбровные дуги. Все очень хорошо сделано, жаль лишь что цвет всей этой красоте нельзя настроить какой захочешь, но это видимо так чтобы эмиссар по цветовой гамме чувствовался частью природы Живых Земель.

Количество возможных к выбору классов было урезано соответственно смене угла обзора игрока и способа прокачки — и вот вместо клириков, певчих, инквизиторов и прочих занимательных классов, имевших место быть в PoE, мы имеем стандартный «скайримовский» триумвират из воина, разбойника и мага. Умом я понимаю необходимость перехода к такой системе в игре от первого лица, тем более, что Avowed позволяет все это дело без каких-то проблем миксовать между собой, как и было обещано разработчиками. Мой эмиссар ловко стрелял из двух пистолетов и кидался снегом с молниями, но душа моя как в начале игры, так и сейчас лежит к тому разнообразию классов и особенностей, что были в Pillars of Eternity (эх щас бы нарушить клятву, играя за инквизитора, и лишиться всех бонусов класса как в старые добрые). Магия от подобного урезания пострадала больше всего и мне физически больно было видеть количество заклинаний в Avowed, а особенно, что оставшиеся заклинания лишились в названиях имен своих создателей. Но в общем и целом, отставив эмоции, могу сказать что предложенное игроку было реализовано складно — классы в игре работают хорошо как по отдельности, так и суммируясь друг с другом.

2. Система боя и диалоги

1:0 в пользу Авовед, прости Вейлгард
1:0 в пользу Авовед, прости Вейлгард

Начнем с того, о чем я меньше всего могу сказать. Боевая система вполне динамичная, визуальные эффекты (особенно каста заклинаний) выглядят вкусно, особо не к чему тут придраться. Очень непривычно лично мне было то, что герой не может сделать рывок вперед (только прыжок, рывки доступны во все остальные стороны) и какое-то время поначалу я очень глупо «прыгала» на поле боя, долго привыкая к управлению. Впрочем, не могу назвать это существенной проблемой. Но вот что хочу отметить, так это, как мне показалось, легкость игры. Я казуальщик, не стремлюсь проходить игры на высоких уровнях и играю всегда ради сюжета и истории, но даже мне стало скучно на среднем уровне и пришлось его повысить. Самым сложным сражением за всю игру стали два тролля с призываемыми скелетами в Бивнях Галавейна — бой с ними был очень отрезвляющий. В остальном же игра довольно простая, и в этом я не жалуюсь или хвалюсь, а лишь подвожу черту под замеченным.

«Добро пожаловать в говно, эмиссар», — диалоги в этой игре достойны всяких похвал. Варианты ответов остроумные, местами очень смешные, ими игрок может «создать» характер своему эмиссару — таким образом казалось, что эмиссар на родине изучал дипломатию по паблику «Учимся хамить красиво» ВКонтакте, а не по учебникам. Масла в огонь здесь подлило и то, что я выбрала своему герою предысторию придворного авгура — и тот в итоге оказался смешнейшим фриком, разговаривающим с духами и пугающим адекватных людей.

Спутники тоже не отстают в этом плане — уж не помню сколько раз эти клоуны заставляли меня смеяться над их фразами.

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

Из сказанного мной может показаться, что диалоги в игре несерьезные, но смею заверить, что это не так. Юмора в Avowed предостаточно, но я не могу сказать, что хоть когда-то он был не к месту. Что касается «не юмористической части» — тут все как всегда у обсидианов, красивый текст и интересные темы: от вопросов о предназначении богоподобных до рассуждений о милосердии и прощении. Хотя мне определенно не хватило описания мест/ выражений лиц/ чувств от рассказчика как в пилларсах, ведь анимация игры, скупая на эмоции персонажей и движение мира в диалоговых окнах, не передает всего того, что смог бы передать текст.

Не хватило, к слову, диалогов в принципе, а именно — диалоговых квестов. Как минимум потому, что «эмиссар» это дипломатический ранг, что создает благодатную почву для большого количества политических заданий, решение к которым можно найти хитростью и разговорами. Но увы — из «разговорных» квестов у нас только наскоро слепленные ЛК Джиатты и Яцли (не имеющие никакого отношения к политике), что не может не огорчать меня как любителя порешать все диалогами. Главный герой в Avowed ощущается скорее не как «эмиссар», а как «решала» — может аэдирскому двору стоит рассмотреть введение новой должности?

Концовки

Благодатная тема для обсуждения, ведь в игре их несколько.

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

1. Сападал

В первую очередь игра дает эмиссару решить судьбу Сападала, богоподобным которого главный герой и является. Он может как убить бога, посчитав детскую импульсивную натуру того слишком опасной, так и освободить из темницы, даровав шанс вновь любить и защищать Живые Земли, но уже с умом. При должной настойчивости в финальном диалоге с Сападалом эмиссар может открыть для себя и третий вариант, подразумевающий «слияние» сущности бога и главного героя, чтобы тот стал глазами и ушами Садовника в мире смертных, физическим проводником его воли. Своеобразный компромисс для тех, кто не доверяет Сападалу настолько, чтобы выпускать из рук контроль, но и не хочет его убивать. Однако, что интересно, в титрах выяснится, что сие решение оборачивается для самого эмиссара весьма трагичным образом, ведь бог «поглотит» душу героя и постепенно завладеет его телом. Когда-нибудь я ради драмы обязательно выберу этот вариант, если вообще захочу перепроходить игру. А пока что меня радует, что первые два варианта не делятся на «хороший» и «плохой», а просто отдают возможные последствия на откуп совести когда-нибудь в необозримом будущем, ведь негативных последствий ни у того, ни у другого выбора нет.

2. Живые Земли

Касаемо судьбы Живых земель на выбор нам дают этакий светофор из колонизации, грейврама и объединенных Живых Земель. Две крайности и оди�� компромисс из разряда «не нашим, не вашим» (что я и выбрала). Радует, что нет «идеальной» концовки, где Живые Земли и Аэдирская Империя жили бы бок о бок долго и счастливо, а персонажи из разных фракций ели бы бабочек и какали радугой. Что бы ты ни выбрал, всегда найдется кучка недовольных твоим решением — все как в реальной жизни. Так, Костя и Хилгард недовольны объединением территории, Михала и раанга-нуи категорически против колонизации. Грейврам с горем пополам устраивает всех, в том числе не участвующего в дискуссии императора Аэдира. Можно вообще пойти по скользкой дорожке и объединиться со Стальной Гарротой, заработав себе еще +2 возможных исхода, но оставим это на «злое» прохождение.

У каждого региона в соответствии с этим своя судьба разной степени паршивости (какие-то из них по крайней мере можно спасти, в отличие от Сколотогорья, которое просто doomed by the narrative как будто бы при любом раскладе). Само собой, будущее населенных пунктов зависит и от выбранных по ходу сюжета решений в самих регионах — как говорится, пусти козла (эмиссара) в огород, а он не будет препятствовать сожжению одного города, доведет до смерти 300+ граждан в другом и утопит в лаве третий. Хорошо сделано, в общем то, в полной мере ощущаются последствия своих поступков, особенно когда твои спутники не забывают капать тебе об этом на мозги — 10/10, не выпускайте больше героя за стены Парадиса.

3. «Ложка дегтя»

Avowed: Адвокат ролевых надежд или разочарование для фанатов Pillars of Eternity?

Есть и в бочке меда и ложка дегтя, к сожалению. Эта «ложка» не касается титров, обсуждаемых в этом блоке ранее, однако тем не менее связана напрямую с концом игры, а именно — с Людвин. Так уж получилось, что Avowed предоставляет возможность вместо битвы с финальным боссом (весьма хорошей битвы, как я впоследствии узнала) «заговорить» ее до смерти. Опять же, плавали-знаем — я лично такое люблю и если игра такую возможность предоставляет, то активно ей пользуюсь. В ситуации с Людвин и особенностями ее «воскрешений» такой вариант победы над ней вполне логичен (добавим к этому на всякий случай еще тот факт, что главный герой вообще-то дипломат и заговаривать людей его работа). На радостях я ткнула в этот вариант и что же я получила? Три успешно пройденные проверки характеристик, осознание «о нет, Воедике оказывается на меня покласть» от Людвин и пятисекундное коллективное стояние эмиссара и ко над трупом инквизитора, сопровождающееся «боже, как вы мне надоели» от Мариуса. И все, титры. Немного не тот пафосный конец, к которому подводила игра, не думаете? Может, я слишком многого требую, но кажется мне, что эту часть как минимум можно было бы растянуть хотя бы для придания значимости моменту. Но нет так нет, пойдемте что ли праздновать победу.

Общее мнение об игре

Avowed не изобретает велосипед, не поднимает никакую планку в геймдизайне и не вызывает своим существованием «вау» эффекта. Игра просто хорошая, сносная. И определенно имеет место быть даже в 2025 году, где чтобы игру заметили, ей надо непременно привнести собой что-то новое. Она довольна реиграбельна и касаемо сюжетных выборов, и касаемо геймплея, вот только достаточно ли она хороша для этой реиграбельности — другой вопрос. Надеюсь лишь, что обсидианы не забросят мир Эоры в долгий ящик, и следующая посвященная этой вселенной часть (не важно, будет она вновь от первого лица или все вернется к изометрии) будет лучше своего предшественника.

Больше сказать нечего, на моего эмиссара посмотрите хоть :)
Больше сказать нечего, на моего эмиссара посмотрите хоть :)
14
1
1
39 комментариев