Финал «Аноры»
Кино не работает как вещь в себе. Это всего лишь ещё один повод для разговора — такое же социальное явление, как игры и литература. Замыкаться в этом мире одному неинтересно, поэтому сейчас мы обсудим открытую концовку х/ф «Анора».
Главные персонажи фильма для меня — Анора, Иван и Игорь. Мы с ними примерно ровесники, поэтому их переживания мне близки.
Иван ищет любовь, но покупает секс, поскольку не готов к ответственности в полноценных отношениях. Очевидно, что он травмирован матерью. Похоже, она держит семью в ежовых рукавицах, а её муж и, тем более, сын не могут повзрослеть, ведь вся ответственность лежит на ней.
При этом Иван не похож на человека, который действительно любит секс. Когда Анора спрашивает его, чего он хочет, он отвечает: «Секс». Он не осознаёт своих желаний и предпочтений. Секс для Ивана — просто навязчивая идея, заменяющая любовь.
Анора ищет любовь, но по причинам, которые зрителю не раскрывают, не может её принять. Она не готова к здоровым отношениям и вместо любви принимает от мужчин деньги. Даже когда Иван предлагает ей стать его женой, Анора воспринимает это как очередную сделку по продаже собственного тела. Она просит дорогое, но не слишком дорогое кольцо, чтобы Иван не передумал. Это точно повторяет их разговор на кровати, где Иван со смехом соглашается заплатить Аноре 15к долларов за неделю с ним.
Игорь — единственный из троих, кто знает, чего хочет. Весь фильм он ведёт себя как сверхчеловек, лишь притворяясь цепным псом. Это хорошо показано в эпизоде, где он предлагает Ивану извиниться перед Анорой, не взирая на чины или имена.
На первый взгляд финальная сцена фильма выглядит странно. Игорь отдаёт Аноре дорогое кольцо, а она по привычке пытается перевести это в товарно-денежные отношения, настойчиво предлагая секс в обмен. Но Игорь воспринимает их отношения по-другому — он пытается поцеловать Анору. В отрыве от фильма этот эпизод может выглядеть как насилие: мужчина делает то, на что не договаривался с проституткой. Однако по реакции Аноры понятно, что всё не так просто. Она сначала сопротивляется, а потом плачет и падает на плечо Игоря. Они нашли друг друга.
Их отношения начались с того, что Игорь связал Анору. Во время поисков Ивана он заботился о ней, но не потакал её желаниям. Например, дал шарф, но не таблетки. В момент, когда Игорь предлагает Ивану извиниться, Анора не могла ничего не почувствовать — кто-то впервые встал на её сторону, не опасаясь последствий.
Главная героиня очевидно эмоционально нестабильна. Судя по бурному потоку матерной брани в сторону Игоря, можно подумать, что она его ненавидит. Но это не так. В самом финале, когда Игорь и Анора остаются одни, она обвиняет его в том, что он хотел её изнасиловать и якобы ему помешал только армянский напарник. Однако в этот момент они действительно одни — ничто не мешает Игорю совершить насилие, кроме одного: он не насильник. Анора спорит с этим и, не готовая принять этот факт, в грубой форме обзывает его гомосексуалом. Но зритель видит, что на самом деле она не боится Игоря и спокойно ложится спать в одном доме с ним. Её обвинение в изнасиловании похоже на артикуляцию собственных чувств: она боится любви и сводит все отношения к сексу и деньгам.