Mirror's Edge - паркур лучше, чем в реальной жизни.
Mirror’s Edge - компьютерная игра в жанре action-adventure с элементами платформинга, разработанная студией DICE и изданная компанией Electronic Arts в 2008 году на Playstation 3 и XBox 360. В 2009-м году вышла версия для Windows. Данный продукт был высоко оценен, как критиками, так и простыми игроками. Но, помимо этого, игру ругали за короткую продолжительность и сюжет. О последнем и поговорим.
Все события игры происходят в антиутопичном городе. Полный контроль населения, тоталитаризм и всё такое.
Те же, кто противится данному строю, находящиеся вне закона, пользуются услугами особых курьеров, называющих себя “бегущие”. Данные курьеры в качестве путей используют крыши. Одним из этих курьеров и является главная героиня - Фейт Коннорс.
Весь основной сюжет представлен в виде нарисованных 2д мультиков между главами. Сама игра делится на 9 глав, плюс пролог в виде обучения.
В прологе мы узнаем, что перед событиями самой игры главная героиня только что восстановилась после травмы от падения с высоты. И теперь, в качестве разминки, ей предлагается небольшая пробежка и тренировочный спарринг с ещё одним сюжетным персонажем - Селестой Уилсон, близкой подругой и, по совместительству, коллегой по работе.
После разминки все расходятся по своим делам.
В первой главе Фейт получает задание передать посылку Селесте. В пути мы впервые сталкиваемся с местной полицией, которая без какого-либо предупреждения открывает огонь по главной героине, что весьма удивляет ее координатора.
Кстати о нём. Это ещё один ключевой персонаж - Меркури, или просто Мерк.
Он является предводителем “Бегущих”, наставником Фейт и, по совместительству, её координатором. На протяжении всей игры он будет направлять Фейт с помощью аудио-передатчика.
После удачного побега от преследователей, Фейт прибывает в местное убежище “Бегущих”. Отдыхая на базе, прослушивая переговоры полиции, Фейт узнает, что её сестра-близнец, офицер полиции, направилась в офис к местному представителю оппозиционной партии, который баллотируется на пост мэра города - Роберту Поупу.
Спустя некоторое время поступает сообщение, что из офиса Поупа были слышны выстрелы и Фейт, беспокоясь за свою сестру, отправляется туда.
Прибыв на место, мы застаем свою сестру вместе с застреленным Робертом Поупом, причем, скорее всего, застреленным из её пистолета. Тем самым кто-то решил устроить явную подставу.
На предложение убежать, Кейт, сестра главной героини, выдает отказ, аргументируя это тем, что так она лишь подтвердит свою вину. Также сестра просит нас связаться с её начальником - лейтенантом Миллером. Мы же подбираем со стола обрывок бумаги, на котором написано “Икар” и бросаемся в бегство.
После продолжительной погони Фейт возвращается в убежище, куда также прибывает и Селеста. В связи с поднятым шумом Селеста спрашивает - “отчего вся чехарда”? Кто вообще так разговаривает?
Ну да ладно. Дабы разобраться в происходящем Мерк предлагает найти бывшего “бегущего” - Джекнайфа.
После игры в догонялки Джекнайф говорит, что стоит расспросить о произошедшем личного охранника Роберта Поупа - Тревиса Барфилда, более известного, как Роупберн.
Фейт же, в свою очередь, решает навестить начальника своей сестры.
Тот сообщил, что не верит в виновность своей подчинённой и не будет нам мешать в своём расследовании. После данного разговора Фейт отправляется к Роупберну. Добравшись до его офиса, сидя в вентиляционной трубе мы подслушиваем телефонный разговор нашей цели, из которого становится ясно, что он замешан в убийстве Поупа и подставе нашей сестры.
Оторвавшись от очередной погони, Фейт снова идёт на встречу с лейтенантом Миллером. Офицер сообщает главной героине, что объявилась некая частная охранная фирма, которая отстанет от Кейт и от самой полиции, если те сдадут ей Фейт.
Если что, эта фирма и есть Роупберн (да, персонажа зовут Роупберн и фирму, которой он управляет, зовут Роупберн, я хз, не спрашивайте). Но наша героиня не так проста и в грубой форме отвечает, что так не пойдет. После чего уходит в закат и направляется на место встречи Роупберна с его собеседником из телефонного разговора, который мы ранее подслушали. На месте встречи, рядом с Роупберном, Фейт застаёт лейтенанта Миллера.
В момент, когда она к ним поднялась, сам Миллер уже исчез, а Роупберн вступает в бой с главной героиней. Но после недолгой схватки оказывается висящим на краю крыши.
Он говорит, что должен встретиться с убийцей в торговом центре “Новый Эдем” и обещает рассказать больше, если она его вытащит, но в этот момент происходит выстрел и Роупберн падает с крыши, а Фейт бросается в очередное бегство.
Убежав от преследователей, главная героиня встретилась с Селестой. Во время посиделок на крыше Фейт рассказывает подруге, что её родители были друзьями Роберта Поупа, участвовали вместе в митингах. Один из которых перерос в погром, на котором убили мать Фейт. После чего она сбежала из дома. Тогда её и подобрал Мерк, после того, как она пробралась в его убежище.
После посиделок Фейт отправляется на место встречи с убийцей. Прибыв на место, мы обнаруживаем потенциального убийцу и бросаемся в погоню, но на пути вырастает преграда в виде отряда спецназа, что вынуждает главную героиню бежать.
После побега Фейт решает навестить с допросом Джекнайфа. Тот говорит, что ничего не знает. После неудачного допроса главная героиня решает наведаться в компанию “Пиранделло Крюгер”, чей логотип постоянно мелькает в поле зрения.
На месте Фейт обнаружила информацию по проекту “Икар” и досье на всех “бегущих”. Оказалось, что данная компания работает над программой по тренировке бойцов для поимки “бегущих”, с коими мы и встречаемся сразу после данного открытия. Помимо этого, на одном из мониторов Фейт обнаружила убийцу Поупа на палубе корабля в доках.
Снова погоня и мы отправляемся прямиком в доки. Пробравшись на судно, добравшись до убийцы, вступаем в бой из которого тот сбегает. Догоняем и снова бой. В этот раз победа за нами и выясняется, что под маской убийцы была Селеста.
Она говорит, что с “бегущими” покончено, а это шанс для неё начать нормальную жизнь. Разговор прерывает спецназ, Селеста сбегает в неизвестном направлении, а Мерк говорит, что нашу сестру осудили и скоро повезут в тюрьму. Бежим её выручать. Один из “бегущих”, по просьбе Мерка, оставил дня нас винтовку в определённом месте, куда и держим путь. Добравшись до назначенной точки, останавливаем конвой с помощью метких выстрелов, после чего бросаемся вытаскивать сестру.
После спасения Кейт, героиня связывает её с Мерком и отправляет к нему на базу, а сама отвлекает полицию. Спустя определённое время главная героиня сама добирается до базы, но обнаруживает полный разгром и подстреленного Мерка. Тот говорит, что Кейт забрали и увезли в башню мэра, после чего умирает.
А мы отправляемся на спасение сестры. Пробиваясь с боем, Фейт попадает в лапы спецназа, но на помощь приходит лейтенант Миллер. Он говорит, что Фейт единственная надежда этого города, сообщает, что её сестру повели на крышу и даёт аудио-передатчик. По пути на крышу, попутно, мы уничтожаем главные сервера на которых хранятся все данные жителей города. Добравшись до крыши, героиня обнаруживает свою сестру в руках Джекнайфа.
Тот рассказывает, что планом было избавиться от “бегущих”, тем самым отрезать их клиентов от линий связи, что поможет взять под контроль весь город. После чего Джекнайф улетает на вертолёте, но Фейт до него добирается и выкидывает за борт. Вертолет терпит крушение, Фейт с сестрой спрыгивают на крышу и обнимаются под музыку. Концовка а-ля “Бойцовский клуб”.
Вот такой сюжет. Мне есть, что о нём сказать, но это ближе к концу. А сейчас геймплей!
И для начала, в игре абсолютно отсутствуют какие-либо элементы интерфейса.
Основной механикой является передвижение по уровням, а именно сам паркур. Забегая вперед, скажу, что паркур в игре просто прекрасен. Но давайте по порядку. Стандартным передвижением здесь является бег. И хоть в игре есть возможность перейти на шаг, я, честно, без понятия зачем эта возможность существует. Из элементов паркура есть скольжение,
перепрыгивание препятствий,
перемещение с раскачкой на перекладинах,
бег по стенам,
карабканье по трубам,
спуск по тросам
и кувырки, для смягчения прыжков с большой высоты.
Также есть возможность резкого разворота на 180 градусов и отскока от стены в сторону. Помимо этого на пути встречается множество дверей, которые открываются путём выбивания.
При чем можно это сделать с места, ударом с ноги, либо на бегу выбить плечом. Вообще, что касается бега, сохранение скорости движения является основой для комфортного прохождения уровней. Ибо в некоторых моментах, имея низкую скорость, игрок рискует банально не допрыгнуть до уступа и упасть с крыши, что приводит к закономерной смерти персонажа.
Сами уровни представляют из себя обычный коридор с небольшой вариативностью движения на определенных локациях. При этом в игре присутствует “Зрение бегущего” - оно подсвечивает определённые элементы окружения на локациях красным цветом для продвижения по уровню.
В настройках данную подсказку можно отключить. К слову, на высокой сложности эта функция недоступна по умолчанию. Ах да, в игре присутствует три уровня сложности. Последний становится доступным только после полного прохождения игры. Всё различие между ними - наличие того самого “зрения” и количество получаемого урона от врагов.
Кстати о врагах. В игре также есть боевая система и она, мягко говоря, не очень. У нас есть возможность наносить удар в скольжении и в прыжке. Также можно просто бить кулаками, при этом есть возможность нанести всего три удара подряд. После своеобразного комбо происходит некая задержка в нанесении ударов, за время которой враг успевает оклематься и нанести урон по персонажу. К счастью около 90% всех стычек можно просто пробежать. Сами враги делятся на несколько типов, от легких к сложным - простая полиция,
противомятежный отряд,
спецназ
и охотники.
Последние обучены паркуру и способны догнать игрока, с ними в бой лучше не вступать вообще. Помимо рукопашного боя, также, есть возможность подбирать оружие. Стрельба, к слову, тоже, откровенно слабая.
Из оружия присутствуют - пистолет, дробовик, пистолет-пулемет, штурмовая винтовка, снайперская винтовка и пулемет. С оружием, кроме пистолета, продвижение по игре невозможно, так как тяжелое оружие не позволяет преодолевать различные препятствия. Да и в целом самого оружия, в случае перестрелки, хватает, максимум, на двух врагов, после чего патроны заканчиваются и героиня просто его выкидывает. Вообще считаю боевую систему в игре лишней, по крайней мере стрельбу. Всё это, откровенно говоря, тормозит темп игры, что неслабо разочаровывает в случае получения удовольствия от паркурного потока. Но это ещё не самое страшное. Куда больше сбивают темп такие вещи, как поездка на лифте
и анимация прокрутки вентилей.
Если первое ещё можно объяснить, например оригинальным видом загрузки при переходе между локациями, то вентили - это просто ужас. Настолько нудные, медленные анимации, которые просто убивают темп. Но если по ходу игры они встречаются не так часто, то в седьмой главе, на уровне с судном, вентилем открывается каждая вторая дверь, которая встречается каждые 10 метров. Просто, зачем?
Что касается самого паркура, погружение в него усиливается благодаря нескольким вещам. Во-первых, камера - с большей скоростью увеличивается покачивание камеры в темп бега, также при поворотах и прыжках. Также камера плавно следует за игроком при кувырках. Во-вторых, в игре есть возможность видеть свое тело - это и наблюдение за ногами во время бега, и размахивание конечностей при прыжках, особенно хорошо это ощущается при прыжках с большой высоты. В-третьих, эффект скорости путем атмосферного размытия при наборе скорости. Сюда можно добавить и звуковые эффекты - звук соприкосновения с поверхностями, шум ветра на большой скорости. Всё это невероятно влияет на плотное погружение. От чего можно получить массу удовольствия при совершении длинной серии преодоления препятствий.
Взять к примеру взбирание на атриум. В подобные моменты настолько увлекаешься процессом, что в конце не иронично задаешь вопрос “а что, все?” с большим огорчением.
Кстати, ещё, что касается передвижения по уровням, на отдельную кнопку есть помощь в навигации, которая резко разворачивает персонажа в правильном направлении. Правда, в таком случае, при резком повороте, полностью теряется скорость персонажа. Ещё в игре присутствует способность замедления времени на короткий промежуток, которая помогает игроку продумать траекторию движения без потери скорости, плюс это помогает в бою.
Также весьма привлекает общий стиль игры, подбор цвета на локациях в сочетании с фоновой музыкой. Единственное, расстраивает перенасыщенная яркость, местами просто засвеченность локаций. При этом, выкручивание ползунков яркости и контрастности к минимуму будто делает картинку ещё более напряжной для глаз.
Как я говорил ранее, многим не понравилось, что игра слишком короткая. И это правда. При первом прохождении, учитывая полный сбор сумок, о которых скажу позже, и незнание уровней, игра проходится за часов 5, от силы. Когда я проходил игру во второй раз на высокой сложности, у меня ушло на всё 3 часа. А учитывая, что игра позиционируется, как полноценный продукт и продается за соответствующую цену - это весьма расстраивает. Но, всё-же, помимо основного сюжета, в игре есть доп. контент. Во-первых, те самые сумки.
На каждом уровне спрятано 3 сумки, недалеко от каждой есть соответствующий знак, сообщающий, что сумка находится где-то рядом.
При этом, зачастую, сам знак тоже вполне скрыт от глаз. К сожалению за полный сбор предметов в игре ничего не дают. Я, конечно, нейтрально отношусь к подобным вещам, но в данном случае сбор сумок также сильно ломает темп игры. Создается чувство, что они здесь абсолютно лишние. Но, помимо этого, в главном меню есть режим испытаний.
Различные сюжетные локации с метками, на преодоление которых дается определённое время.
Данный режим, как по мне, весьма увлекательный и в нём можно действительно надолго зависнуть. Также в игре присутствует немного фансервиса в виде концепт-артов персонажей и локаций.
Теперь же что касается сюжета. Если брать сам сюжет в целом, невооруженным глазом видно, что писался он чисто для галочки. Вообще, данная ситуация мне напоминает игру Portal, где первая часть была создана, по сути, как презентация нечто большего, а потому, наличие сюжета там было чисто номинальное. Также и в данной игре. Конечно, если я ошибаюсь, то это камень в огород разработчиков, но если я прав, то ничего страшного в этом не вижу. Другое дело, что касается отдельных диалогов. Возможно это проблема конкретно дубляжа и в оригинале всё в разы лучше, не знаю, я не проверял. Но слушая те или иные диалоги, либо отдельные выражения персонажей по ходу сюжета, создавалось впечатление, что всё это писала 14-летняя девочка. Также то, как прописаны характеры тех или иных персонажей. Ещё, что касается 2д-катсцен. То, что я скажу, это банальная вкусовщина и кто-то будет со мной не согласен - это нормально. Но я считаю, что данные мультики - это просто дно. Возможно, была нехватка бюджета, возможно, была нехватка времени, возможно, это просто халтура, а быть может всё изначально так и было задумано, но, как по мне, это не уровень для игры с такой продолжительностью, которую разрабатывали около семи лет. То, как нарисованы, а тем более анимированы персонажи - это кошмар. Это больше похоже на дешевые ролики с ютуба.
Вот, собственно, и весь обзор. Что ещё можно сказать о игре, которая проходится за 3 часа? И тем не менее игра получила огромное число поклонников и высокие оценки. И как по мне - это весьма оправданно. Ибо весь сюжет, как и мультики в частности, можно легко скипнуть. А вот геймплейная часть, а именно паркур - это настоящий эталон. Настолько проработанная и технологичная, для тех лет, игра просто поразила игроков в самое сердце. И я был в их числе. Искренне советую поиграть, если в свое время пропустили, ибо даже в наши дни игра выглядит прекрасно, учитывая её год выхода. А на этом, пожалуй, всё. Всем спасибо за внимание!