Kingdom Come: Deliverance 2 - лучше игры в 2025 уже не будет (лонг)
С максимальным кайфом провел все триста часов, пропылесосив все, до чего дотянулся, пройдя по всем точкам интереса и выполнив все доступные и найденные квесты. Игра стала лучше первой части во всем! И если Horizon Forbidden West больше иронично сравнивали с Mass Effect 2, то здесь такое сравнение уместно без какой-либо иронии
1. Оптимизация
На протяжении всего прохождения все шло прекрасно и практически без багов. Из относительно серьезного:
- На турнире враги иногда баговались и не выходили на арену, но это решалось перемоткой времени
- Пара сундуков из-за анимации взлома этот самый взлом не активировали- надо было или пропускать такие сундуки или искать ключ (но на весь игровой мир я таких встретил только пару штук)
- Один или два раза "ломались" скрипты квестов после кат-сцен и надо было загрузить последнее автосохранение, которое было почти перед самой поломкой- так что "софтлоки" незначительные (как-то раз после кат-сцены застрял в пустой закрытой комнате, хотя в ней должен был находиться враг, которого надо было убить и спуститься на первый этаж)
- Немного забавных визуальных багов (на примере скринов ниже)
- Небольшая недоработка геймплея, когда по врагам не всегда проходит урон, пока не захватится цель и не появятся направления ударов. И некоторых врагов, особенно с топорами/молотами во время массовой драки буквально притягивает к тебе (если ты сделал к примеру отскок и разорвал дистанцию, но не в тайминг идеального уклонения (когда зеленый щит появляется) , враг "прилетит" к тебе и даст тычку молотком по голове)- думаю, это позже откалибруют, да и подобное было не супер часто, чтобы из-за этого гореть
В остальном же - образцовый релиз, еще и судя по отзывам, игра хорошо идет даже на относительно слабом железе. Где такое видано в современной игровой индустрии... Так что это тот случай, когда можно не ждать "пока выйдут патчи и игру приведут в нормальное состояние"- игра прекрасно работает уже сейчас!
2. Геймплей
Как фанат первой части, которую я с удовольствие прошел за 200ч в начале 2024, геймплеем сиквела, в целом, я остался доволен
- Проверки навыков при выборе диалоговых опций развили и сделали интереснее, завязав на разных прокачиваемых навыках с разным влиянием на собеседника (дипломатичным с позитивной реакцией или агрессивным с негативной реакцией)
- Бой упростили, и сделали максимально доступным за счет меньшего количества направлений ударов и огромных окон для блока и контратаки- в результате осваивается бой достаточно быстро, в том числе и "комбо-удары"
- Стрельба из лука/арбалета/огнестрела хоть и не самая интуитивная, но немного практики на стрелковых турниках и приблизительное упреждение становится понятно (теперь стрела или ствол оружия находятся почти по центру и нужно запомнить на сколько выше полетит снаряд), либо можно поставить кастомный прицел и сильно упростить себе жизнь стреляя в настроенную точку
- Различные мини-игры вроде ковки, варки зелий или взломов/воровства также легко осваиваются и до самого конца не только не раздражают (а прокачка на достаточный уровень позволяет получать и уникальные супер-сильные зелья и лучшее оружие в игре), но остаются приятной медитативной рутиной между насыщенными событиями сюжета
- В мире много интересных активностей, в том числе и случайных, которые также имеют вариативность в решении. Вообще игровой мир живет сам по себе и может на ходу генерировать забавные и интересные ситуации, от чего его еще больше хочется исследовать
3. Сюжет и повествование
Как неоднократно уже описывали - Absolute Cinema. Заслуженно. Игра продолжает сюжет первой части, круто его развивает и на высокой ноте заканчивает историю. И не только все основные квесты отличнейшие, подкидывающие самые разные сценарии с участим в заговорах, шпионских играх, пытках, распутывании детективных дел, осаде крепостей и многом другом. И что приятно большинство побочных заданий от них не отстают и их также интересно проходить (хотя, конечно, встречаются задания в духе зачистить лагерь разбойников, но таких заданий не много, как и самих лагерей, поэтому даже подобное никак не раздражает)
В игре много кат-сцен с крутой кинематографичной постановкой. Отлично прописанные диалоги между персонажами. От самих персонажей хлещет харизма, они имеют интересные характеры, привлекательную внешность, также для многих не пожалели крепкую предысторию и мотивацию. Отношениями с напарниками и взаимодействием с не малым количеством сторонних NPC легко проникнуться и делать все, чтобы они не умерли или стараться как-то помочь разрешить их проблемы. В течение всей игры хватает не только напряженных, эмоциональных и драматических моментов, но и веселых и безбашенных ситуаций с отличным юмором
Квесты достаточно вариативные и в зависимости от прокачки персонажа, желаемого отыгрыша и предпочитаемого геймплея, вместе с уже сделанными выборами и пройденными квестами, можно пойти по очень разным путям для разрешения тех или иных ситуаций. Так что различных решения по ходу игры, как в основных квестах, так и побочных квестах, могут иметь очень долгоиграющие последствия в очень неожиданных местах. Многие персонажи из побочных квестов по ходу прохождения появляются и в основных квестах или влияют на другие побочные, внося дополнительное разнообразие в прохождение
Например, выполняя один из побочных квестов, надо было достать особый предмет, я не подумал, что можно договориться и просто украл его. Позже, проходя игру, увидел NPC, которому отдал этот предмет, на позорном столбе и явно недовольным, что бывший владелец предмета посчитал именно его вором. Или другой NPC узнал меня на пропускном пункте врага, но тк я до этого не убивал других его знакомых, то смог договориться, чтобы он меня пропустил и не поднимал тревогу. А своего Барбоса я и вовсе случайно нашел бухая с Половцами и пьяным упав со скалы- пошел за добавкой алкашки, а вернулся со своей собакой (да, найти я его должен был не так, но это было очень неожиданно и забавно)
4. Графика и визуал
Все выглядит очень красиво и органично. Интерфейс и общий арт-дирекшн в игре на высочайшем уровне, мир масштабный и ощущается максимально аутентично, достаточно реалистично и исторически достоверно, вызывая интерес узнавать, что спрятано на его просторах, вчитываться в кодекс и исторические референсы разработчиков, чтение местных книг и тд. В этом мире растворяешься и наслаждаешься не только отлично написанной историей, но и прекрасными видами средневековой природы, архитектуры и местного быта, которые переданы великолепно
5. Саундтрэк и саундизайн
Композиторы Ян Валта и Адам Спорка проделали блестящую работу над всем звуком в игре. Написали отличнейший симфонический саундтрэк с очень ярким средневековым колоритом и участием хора. Многие композиции я с удовольствие слушаю в отрыве от игры
А благодаря общему саундизайну погружение в этот мир просто зашкаливает: звуки сражений, ковка, природные явления вроде дождя, бури или журчания ручьев, шелест деревьев, какие-то звуки птиц и животных, звук разных поверхностей, шум от различных видов брони и многое другое - все ощущается по-настоящему живым
6. Что не понравилось
1) Отсутствие системы для компенсации "перекача"
Так уж вышло, что типично для рпг, выполняя все побочки и откладывая главный квест напоследок, уже на первой из двух карт я провел больше сотни часов, существенно прокачав статы персонажа и относительно быстро обзавелся очень крутой броней. А когда добрался до второй карты, то почти сразу в столице взял лучшую броню в игре. Вместе с топовым мечом это привело к тому, что большинство сражений можно было легко перетанковать, вообще никак не заморачиваясь. В том числе поэтому я почти всегда отыгрывал дипломата, решая вопросы бескровно, тк махать мечом было слишком просто и в плане повествования не так интересно. Либо приходилось самому себя развлекать, придумывая какие-то тактики, беря не самые имбовые/прокаченные виды оружий или выбирая путь стелса и незаметных убийств
Разумеется, автолевелингом делать рядовых бомжей в лохмотьях равными по силе укомплектованному рыцарю- не нужно. Но, если бы хотя бы в сюжетных квестах (а лучше и во всем мире) после определенного уровня и количества статов защиты/атаки, игра наряжала бы NPC в более крепкую броню и давали им более сильное оружие- было бы куда интереснее. И это хотелось бы видеть именно на базовом уровне сложности, тк специально перепроходить игру ради "челленджа" после того, как залез почти под каждый камень- ну вообще нет никакого желания. А то смешно биться против одних из лучших мечников или смотреть как тебя в кат-сценах кто-то якобы превосходит в силе, а когда тебе дают управление, ты их с пары ударов выносишь...
2) Отсутствие возможности увеличивать баланс продавцов
Выбрав путь вора и загребая все, что не приколочено, очень быстро в личном сундуке образовывается свалка, которую неудобно менеджить, а распродать почти нереально. Тк на первой карте у продавцов фиксированный лимит в среднем 300-400 монет, а на второй 700-900. И нельзя как в первой части выбрать условного мельника и за пару игровых недель, продавая все барахло только ему, довести его баланс до 20-50к. Очень раздражающих аспект. Хотя для баланса, можно было бы сделать невозможным воровство у продавцов, общее количество грошей у которых превышало бы какое-то значение (как это сделано с некоторыми сюжетными NPC, заплатив которым за прокачку навыков 5-15к назад их уже не выкрадешь)
Но даже с текущей системой без особого труда к концу игры собралось 116к грошей и куча барахла, которое так и не распродал. Но зато готов к постройке лучшей кузницы в Куттенберге, а возможно и во всей Богемии (из будущего dlc)
3) Нет функции удаления головных уборов в диалогах и кат-сценах
Такое много, где реализовано, но здесь этого тупо нет и это очень неприятно. Приходится выбирать шлемы с поднимаемым забралом или специально все с головы снимать во время спокойного общения, чтобы видеть мимику и эмоции героя (но это иногда приводит к тому, что либо забыл надеть обратно, либо начался непредвиденный бой, а ты без защиты). Да, в некоторых кат-сценах игра сама все снимает с головы, но почему нельзя этот параметр для всей игры сделать, если я так хочу- непонятно. Тем более скоро введут прически, наблюдать которые будет сложно из-за головных уборов и шлемов
4) Бонус за предзаказ
Ну тут чисто субъективная претензия, тк за предзаказ дают квестовую цепочку, суть которой послушать небольшую предысторию в рамках диалога с NPC и бегать по первому региону и по картам сокровищ искать клады с частями сета брони. Делать это интересно, но не сильно чувствуется значимость награды, тк:
- во-первых, чтобы найти эти тайники без гайдов надо всю карту открыть, а это будет точно не на первых часах, если целенаправленно этим не заниматься (а на что-то, по ходу открытия карты, можно и вовсе случайно напороться, как это было у меня с парой мест)
- во-вторых, к моменту, когда карта будет открыта ты уже скорее всего найдешь броню получше (например, украв в одном из замков)
- а в-третьих, вишенкой на торте стали дропсы, в которых любой смог за несколько часов просмотра получить сет брони "warhorse studios", которая по статам лучше и смысла использовать броню за предзаказ, кроме внешнего вида просто нет (разве что уникальный кинжал до конца игры был со мной)
7. Немного о тряске
Ряд индивидов очень сильно тригернулись на присутствие черного парня в средневековой Чехии и на возможность отыграть кузнечьего сына, предпочитающего чисто мужскую любовь. Причем тригернулись вплоть до попыток отменить игру
Так вот черный NPC в игре только один, очень грамотно вписан в лор и сам по себе является очень интересным и приятным персонажем, став для меня и главного героя настоящим бро. Поэтому, если с головой все в порядке и вас не воспитывали по заветам популярной немецкой идеологии прошлого века, то на этот счет можно не напрягаться- он действительно очень органично и уместно добавлен
Что касается мужской любви. Да, парочку подобных "романов" можно завести, но этот аспект не тыкают в лицо и в 1 клик выбрав реплику без "сердечка" с этого пути можно свернуть, не вспоминая о нем. Есть намеки на нетрадиционные предпочтения некоторых ключевых персонажей, но дальше намеков и догадок главного героя это не идет, и кроме одной романтической сцены за всю игры вы с однополой любовью не столкнетесь (еще есть на задворках мира один третьестепенный NPC, который после проверки навыков скажет пару слов о себе, но на этом все). Так что, если вы сами этого не захотите, то и не увидите
Мне такое не нравится, поэтому я шел только по пути близких отношений с прекрасными средневековыми женщинами. А уж основные романтические интересы главного героя представляют из себя отличнейшие примеры сильных женских персонажей, с которыми развивать отношения одно удовольствие
По итогу одного комплексного прохождения на 310ч - для меня безоговорочная GOTY (как минимум на ПК). Игра прекрасна и заслуживает внимания не только поклонников первой части, улучшая и развивая все, за что ее полюбили, а также решая ряд имевшихся проблем, но и скорее всего понравится всем любителям добротных рпг. Очень надеюсь, что продажи будут отличными и вархорсы сделают продолжение этой шикарной дилогии, тк намеки на это есть