Странная ситуация с уходом основателя отечественной Game Art Pioneeers (разработчик Distortion) и реакцией СМИ на это событие.
Разработка игр - весьма трудоемкая и финансовозатратная деятельность.
Бывают случаи, что разработчики-одиночки, вложив только свои собственные силы и средства, выпускают игру, которая смогла зацепиться за аудиторию и окупиться, однако намного чаще в индустрии распространен иной подход к производству:
Чем более качественный, масштабный и проработанный планируется проект, тем больших денежных вливаний он требует
А пропорционально росту бюджета будут соответственно увеличиваться и сопутствующие риски.
Поэтому не удивительно, что анонс игры может привлекать всеобщее внимание лишь фактом наличия огромного бюджета.
Похожая ситуация произошла с отечественным блокбастером Distortion.
Обо всем по порядку.
Очень краткая история проекта Distortion
- Там же сообщается, что основатель студии Дмитрий Здесев является генеральным продюсером и ведущим геймдизайнером Distortion, а релиз самого проекта для ПК и консолей назначен на 2025 год;
- Еще упоминается, что разработка ведется при поддержке компании "РТА Технологии";
- В мае 2023 года появляется новость, что "Фонд частных инвесторов AVC заключил стратегический контракт о покупке доли в московской студии Game Art Pioneers. Выкуп доли будет осуществляться в обмен на траншевое финансирование Game Art Pioneers сроком на 14 лет. Общая сумма контракта и объем доли не разглашаются." Т.е. компания получает крупные инвестиции.
- В сентябре 2023 Game Art Pioneers выпускает небольшой пресс-релиз в ВК, в котором сообщает основную информацию о Distortion - "первой полноценной российской ААА игре", а также предлагает всем заинтересованным ознакомиться с пресс-китом проекта.
- Там же упоминается, что игра выйдет в ранний доступ в декабре 2025г ;
- В ноябре 2023 происходит небольшая утечка альфа-версии игры, о которой было рассказано на DTF;
- C 2024 года Дмитрий Здесев начинает активно давать интервью различным игровым изданиям/блогерам (IGM, Так Остро, IXBT Games, Стас Ай Как Просто! и др.) в которых очень много рассказывает о лоре проекта, профессионализме команды, а также о огромных планах на будущее.
- Из этих же интервью можно подчерпнуть, что сам основатель студии - профессиональный продюсер и что финансирование проекта "по сути дела осуществляется путем продажи долей в компании на регулярной основе" - т.е. в итоге Дмитрий останется с незначительной (миноритарной) долей в Game Art Pioneers;
- В апреле 2024 Game Art Pioneers выпускает первый и последний на данный момент прогресс-трейлер Distortion;
- В мае 2024 сообщается, что "компания BAITIS стала новым стратегическим партнёром холдинга Game Art Pioneers". В рамках взаимовыгодного сотрудничества Game Art Pioneers будет оказывать всяческую поддержку в создании, развитии и продвижении ряда проектов БАЙТИС, включая интерактивный драмеди сериал про разработчиков игр “ТРИПЛА”;
- В сентября 2024 года появляются сразу несколько громких новостей - объявление о наборе сотрудников для работы над еще одним проектом;
- Далее сообщается, что Game Art Pioneers x Сколково запустят открытую лабораторию видеоигровой разработки;
- Затем объявляется о партнерстве с Яндекс, в рамках которого "Плюс Студия выступит сопродюсером DISTORTION и дополнит вселенную игры оригинальным сериалом, книгой и комиксом, которые выйдут в развлекательных сервисах Яндекс Плюса. Часть заявленных проектов выйдет ещё до релиза видеоигры".
- В декабре 2024 года Game Art Pioneers и Владивостокский Государственный университет подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого "студенты из ВВГУ смогут проходить стажировки в Game Art Pioneers, получая реальные задачи и опыт работы с крупнейшими российскими игровыми проектами. Наиболее перспективные студенты получат не только оплачиваемую стажировку, но и предложения о работе в студии".
- И, наконец, в феврале 2025 года появляется новость, что Дмитрий Здесев покидает основанную им студию, в связи с "различиями в видении будущего развития компании". С этого момента он "посвятит себя созданию других продуктов в рамках медиафраншизы Distortion, включая: книги, игры и другой медиа контент";
- Там же сообщается, что разработка Distortion продолжается в "штатном режиме" и что летом разработчиками планируется какой-то показ...
Такова очень краткая история Game Art Pioneers и проекта Distortion на данный момент.
И это при том, что мной не был упомянут еще один пласт деятельности руководителя и сотрудников студии - частое посещение различных тематических мероприятий (в том числе зарубежных), выставок, форумов. Там они представляли свой проект, выступали с лекциями, а также выигрывали различные награды.
Данная хронология в общих чертах показывает насколько масштабные и амбициозные планы строило руководство студии.
Если подытожить все вышесказанное, то вырисовывается следующая картина:
Новообразованная студия во главе с профессиональным продюсером анонсирует свой первый проект - масштабную российскую "игру-мечты" ААА-уровня Distortion.
Далее в течении нескольких лет выходят всего 2 трейлера (последний датируется 29 апр. 2024 г.) и множественные интервью, помимо которых периодически появляются мелкие заметки с артами/музыкой и т.п.
В то же самое время руководитель студии и его команда (чаще руководитель) участвуют в многочисленных мероприятиях различной направленности, заключают взаимовыгодные соглашения с различными организациями, становятся полноценным издателем и выпускают игру Slavania, а также в конце 2024 года расширяют свой штат для работы над еще одним проектом, попутно объявляя о том, что по еще не вышедшей Distortion будет снят сериал, выпущена книга и комикс.
А в февраля 2025 года объявляется, что Дмитрий Здесев покидает основанную им компанию ввиду неких разногласий...
Звучит довольно странно и знакомо - действительно, за годы существования игровой индустрии накопилось немало похожих случаев, да и некоторые параллели с якутским "The Day Before" тоже можно проследить. Кто-то даже может вспомнить историю с Lada Racing Club.
Однако, какой бы ни казалась на первый взгляд ситуация, не стоит нестись сломя голову и сгоряча оскорблять кого-то, попутно навешивая ярлыки (как многие любят делать в последнее время). Прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо тщательно и всесторонне рассматривать каждое событие.
Теперь рассмотрим ситуацию с Distortion под несколько другим углом:
- Опытный продюсер основывает студию и анонсирует свою "игры-мечты";
- Game Art Pioneers НЕ берет деньги у игроков, а следовательно ничего им не должна (кроме разве что морального долга а-ля "раз наобещал, значит делай"). Ответственность в данном случае будет только перед инвесторами;
- Как профессионал своего дела глава студии начинает максимально "раскручивать" проект, выступая на различных мероприятиях, давая множественные интервью и заключая сделки - все для того, чтобы привлечь инвестиции на разработку, обеспечив тем самым беспроблемное производство;
- За все время разработки вышло всего 2 трейлера Distortion, однако разработчики НЕ обязаны отчитываться о каждом своем шаге. Не редкость, что игры могут долго разрабатываться в тишине, "молча";
- А вот новость об уходе главы компании довольно трудно рассмотреть с иного ракурса, ведь в своих интервью он часто упоминал, как он разрабатывал лор игры и был вовлечен в процесс производства. Хотя и тут есть вариант - как уже было сказано ранее, в итоге продаж долей студии Дмитрий должен был остаться с маленькой ее частью, и возможно, в его изначальные планы как раз и входило постепенное "самоустранение" от процесса разработки, чтобы всецело посвятить себя медийной части;
- Game Art Pioneers сообщает, что разработка игры ведется в штатном режиме и что летом готовится новый показ, а значит надежда все еще есть.
Если рассматривать ситуацию в подобном ключе, то она уже не выглядит настолько ужасной, как казалось изначально, хотя, конечно, некоторые тревожные звоночки все равно остались на месте.
Слухи о студии
Попутно с изучением истории Game Art Pioneers получилось собрать некоторое количество информации, не имеющей достоверного подтверждения, в связи с чем, изложенный далее материал стоит воспринимать сугубо как СЛУХИ и не более того.
- За год разработки с момента получения частичного финансирования не было сделано "ничего существенного", однако бюджет был освоен;
- Авторство идеи проекта принадлежит другому человеку;
- На различных мероприятиях глава студии практически не обсуждал геймплей Distortion - только грандиозные планы на будущее;
- Уход основателя связан с недовольством инвесторов;
- Некоторые работавшие с Дмитрием Здесевым люди нелестно отзываются о его деятельности в качестве главы Game Art Pioooners;
- Игра не отменена и до сих пор находится в активной разработке.
Примерно такой информационный поток витает вокруг Distortion. Опять-таки, это только СЛУХИ, а насколько они правдивы покажет только время...
РЕАКЦИЯ ИГРОВЫХ СМИ И БЛОГЕРОВ
Удивительно то, с каким уровнем рвения и энтузиазма игровые издания/блогеры рассказывали об анонсе "высокобюджетной ААА-игры Distortion" и как ровно с таким же его отсутствием почти все из них отнеслись к новости про уход главы студии.
Казалось бы, а что в этом такого? Ну ушел человек и ушел - делов-то.
Вот только не сильно верится в то, что в современном мире, когда каждое издание/блогер находясь в постоянной борьбе за аудиторию, трафик, а значит и свой заработок, вдруг взяли и решили ничего об этом событии не говорить...
После небольшого поиска в интернете, оказалось, что об уходе главы студии сообщили - пара малоизвестных (для меня) игровых сайтов, да некоторое количество тематических телеграмм-каналов.
Конечно, всегда может иметь место ситуация, что некий инфоповод промелькнул мимо новостников определенных изданий/блогеров (хоть они и любят частенько подворовывать новости друг у друга), но не у всех же одновременно.
Такое ощущение, что всем более-менее крупным изданиям и блогерам дали отмашку "ничего не писать" на эту тему...
И все вышесказанное могло бы так и остаться в рамках подозрения, если бы не появившаяся новость на "лучшем игровом сайте" IXBT Games, а затем последовавший за ней комментарий самих журналистов. Высказывания главного редактора только усилили сомнения.
В одном из телеграмм-каналов появилась подобная запись:
Выходит, что главный редактор пообщался "со всеми сторонами", но публиковать подробности он не может, к его сожалению...
Эта же тема была поднята на их стриме
Как так выходит, что журналисты, построившие свою карьеру на "хайповых" темах, скандалах и изучении финансовых отчетов компаний, вдруг взяли и отказались рассказывать своей аудитории о произошедшем?
Разве в подобной ситуации не нужно наоборот максимально освещать данное событие, чтобы защитить невиновных от удара?
Ведь публика (в большинстве своем) не будет разбираться в причинах конфликта внутри студии, в этом как раз и состоит работа журналиста, а просто заклеймит тех, кто остался в Game Art Pioneers и начнет их травить, даже если вины самих разработчиков нет и они как и прежде продолжают работать над проектом.
Пока же, после появления данной новости - в сети превалируют едкие комментарии о Distortion, люди называют проект очередным "скамом" и требуют от студии объяснений... Однако ixbt сообщили, "что это все, к сожалению, не для печати" и "не для того, чтобы вам рассказывать"...
Вот так просто, видимо вам - аудитории, знать этого не нужно. Зато потом можно будет снова радоваться и говорить всем, что "они все знали заранее" и т.д.
В итоге вырисовывается очень странная картина - большинство из тех изданий/блогеров, что рассказывали об анонсе Distortion, брали интервью у главы студии и т.д. почему-то не стали освещать уход главы студии, а те, что стали - вдруг решили "играть в молчанку"...
ВЫВОД
Этот материал был написан с несколькими целями - осветить странный массовый "информационный вакуум" вокруг ухода главы студии-разработчика одной из самых амбициозных отечественных игр за последнее время, а также - более полно информировать аудиторию о ситуации, чтобы побудить людей не рубить с плеча и перестать необоснованно ругать и критиковать невиновных разработчиков.
Что до самой Distrotion, то как и было написано ранее, летом команда планирует какой-то показ и возможно тогда ситуация прояснится. Будем ждать.
Пока же студии Game Art Pioneers c их проектом точно удалось одно - произвести множество "Искажений".
Спасибо за внимание.