🧪Игра, перевернувшая мой взгляд на развлечения — SpaceChem🌌

Привет. Решил попробовать запрыгнуть в последний вагон уходящего конкурса. Так что с меня небольшой «секретный» (потому что ночью никто не читает, лол) пост про то, как одна игра полностью поломала мои шаблоны и привела меня к жизни такой. Приятного чтения и просмотра.

Это НЕ обзор, анализ или мнение об игре. Это лишь моя личная история, как я познавал игры, и как одна из них сильно повлияла на мой текущий игровой путь, появившись ровно в нужное время.
¯\_(ツ)_/¯

Иллюстрации для старых игр взяты с открытых источников — увы, просто нету только времени, чтобы всё это добро перепройти самому.

Эпоха приставок

С играми я знаком почти с самого детства. У нас в семье был «синклер», но в то время я был мал и просто смотрел, как играют другие. Помню мало, только смутно про серию игр Dizzy.

Dizzy (1987). Графика не блещет, но для одной из первых виденных в жизни игр — вполне неплохо.
Dizzy (1987). Графика не блещет, но для одной из первых виденных в жизни игр — вполне неплохо.

Потом появилась «Денди» — и я начал играть сам. Конечно, весело было пострелять в уток, но больше меня потрясал режим задачек в «Бомблиссе» или просто залипалово в «Докторе Марио». Что, конечно же, не мешало проходить платформенные хиты вроде «Паники в ресторане». А сейчас на неё не посмотришь без слёз: сама игра маленькая, механики примитивные, спрайты из-за особенностей архитектуры приставки всё время дёргаются. Эх... 😥

Tetris 2 + Bombliss (1991), Dr. Mario (1990), Panic Restaurant (1992). Эти игры старше меня — вот уж точно ретро 😅
Tetris 2 + Bombliss (1991), Dr. Mario (1990), Panic Restaurant (1992). Эти игры старше меня — вот уж точно ретро 😅

Приставочное знакомство продолжилось с «Сегой». Первой игрой, шедшей в комплекте, был Desert Demolition про койота и дорожного бегуна… и это было разочаровывающе. Это просто скоростной платформер. Да и серия «Соников», хоть и классика, больше мне запомнилась картинкой и приятной музыкой, нежели геймплеем (кроме одного 😱). Ему я предпочитал неторопливого «Ристара» с кучей секретиков, «Рок-н-рольные гонки», где надо было грамотно ездить по срезкам и тактически тратить выстрелы и мины на противников, и, наконец, ту самую «Дюну 2», открывшую мне мир стратегий реального времени. Особое веселье было с тем, что английского я не знал, так что часть игр проходилась методом тыка или с толстым словарём 😅

Ristar (1995), Rock'n'Roll Racing (1994), Dune II (1994).
Ristar (1995), Rock'n'Roll Racing (1994), Dune II (1994).

Годы проходят, появляется первая «сонька». Естественно, была пройдена запоем пенталогия «Краша Бандикута». Феноменальная на то время графика, разнообразный геймплей и — как всегда — куча секреток, особенно во второй (по мне так лучшей) части. И пока мой двоюродный брательник предпочитал «Мортал Комбат», я штудировал невероятно ценный для меня пиратский сборник из Kula World, Intelligent Qube, Devil Dice… Ценный своим отличием от типовых игр. А ещё я спасал неудачливого археолога в Tetris Plus. Знаете, что объединяло все эти игры? Что там больше решала думалка, нежели быстрота рефлексов.

Tetris Plus (1997), I.Q.: Intelligent Qube (1997), Kula World (1998), Devil Dice (1999).

Первая компьютерная эпоха

Компьютер появился у меня сравнительно поздно. Так что избалованный хорошими играми, я от чего древнего вроде «третьих героев» только морщил нос. А вот шедевры вроде Theme Park, Roller Coaster Tycoon и Zoo Tycoon надолго поселились на нашем компьютере. Почему? Да всё потому, что это был новый для меня жанр: приставки просто не подходили под долгое размеренное прохождение с кучей менеджмента. А мне было в кайф почиллить :)

Theme Park (1994), RollerCoaster Tycoon (1999), Zoo Tycoon (2001).
Theme Park (1994), RollerCoaster Tycoon (1999), Zoo Tycoon (2001).

Компьютер был у нас один на семью, но стоял в моей комнате (чем я пользовался ночью, хе-хе). «В гости» приходили поиграть и мать, и отец. Мама играла в квесты и всякие казуальные головоломки, папа предпочитал шутеры и стратегии реального времени. А я сидел со стороны — и вот такие «стримы» смотрел :) Хотя я сам и не прочь был потыкаться в «Мисте» или попроходить миссии в Red Alert 2 или третьем «Варкрафте».

Были и игры именно для меня. Например, линейка образовательных квестов от немецких разработчиков Ruske & Püretmaier: «Математикус», «Физикус», «Биотопия»... Особо мне понравилась игра про химию — обожаю химию! Покупали лицензионные диски, потому что, видимо, пиратам такое не было интересно. Ну а мне — было. Не только развлечение, где можно было применить школьные знания в фантастических мирах, но и энциклопедия с кучей фактов и видео с физическими и химическими экспериментами. Интернет тогда был по карточкам, о «Ютубе» я и вовсе не слыхивал (впрочем, не удивительно :P), так что на то время это было просто круто.

Физикус (1999), Математикус (2002), Химикус II (2002), Биотопия (2002).
Физикус (1999), Математикус (2002), Химикус II (2002), Биотопия (2002).

Но эйфория от новых жанров быстро сошла на нет. Чем дольше играешь, тем больше замечаешь, как игры одного жанра похожи. А «большие» игры и вовсе эксплуатировали одну и ту же формулу.

Вторая компьютерная эпоха

Я переключился на книги, а если точнее, на фантастику и фэнтези. До сих пор стоит сотня книг, как напоминание о детстве. Жили мы не очень богато, но теперь я понимаю, как родители обо мне заботились, стараясь давать самое лучшее. Потому после каждой четверти, которую я заканчивал на «отлично» (то есть после каждой :P), мы ездили на книжную ярмарку закупаться книгами — и тащили обратно целую сумку. Но… Как и с играми, интерес стал угасать. Сказалась ли начитанность? Или просто я уже вычитал всё лучшее? Но пришло время найти новое развлечение.

Тут опять помог компьютер и провайдерская сеть. Внутренний трафик был бесплатным, так что массово выкачивались и смотрелись сериалы. Ой, сколько часов было потрачено на всякие «Остаться в живых», «Побег из тюрьмы» и «Доктора Хауса». Но вы уже догадываетесь, что случилось и с этим досугом…

А что же игры? Что ж, я играл время от времени, но это было второстепенным развлечением, далеко позади книг, сериалов и музицирования. Спасали пиратские сборники игр: по-другому я и не представляю, как бы ко мне попали игры под крылом PopCap Games. Этих игр хватало ненадолго, но это был глоток свежего воздуха. Я опять был готов залипать — было бы во что.

Seven Seas (2001), Dynomite! (2002), Mummy Maze (2002), Pizza Frenzy (2005).

А оно бывало! UFO: Extraterrestrials и пятые «Герои» показали мне мир пошаговых тактик, «Ведьмак» — мир RPG, «Титан Квест» и «Магия Крови» — дьяблоидов, а Aquaria поразила формулой метроидваний — ещё до того как я вообще выучил это слово 😅. Это немаленькие игры, но я играл в них запоем, так что оно быстро кончалось :(

🧪Игра, перевернувшая мой взгляд на развлечения — SpaceChem🌌

Как же мне повезло, что я не только открыл для себя новые жанры, но и начал с «улучшенных» их представителей. Кидайтесь помидорами, но ни оригинальный X-COM, ни второй «Диабло» мне не понравились.

🎶 Lacrimosa dies, dies illa, qua resurget ex favilla judicandus homo reus... 🎶  Ну как не влюбиться после этого в игру? 🥰

А вот с чем не повезло, так это с «рогаликами». Легендарный Spelunky для меня больше был интересен с точки изучения кода в гейммакере, нежели тем, что я умирал после пары уровней. А не менее известный The Binding of Isaac просто оттолкнул меня своей какашечной эстетикой :(

Третья компьютерная эпоха

К этому моменту я уже почти взрослый человек. У меня есть неплохая стипендия, но самое главное — личная денежная карта. А ещё полностью безлимитный интернет.

Как и раньше, я совмещаю разные виды развлечений: то сериальчики, типа «Спартак: Кровь и песок»; очень редко книги (начал читать Макса Фрая); всё чаще просто ютуб — знакомлюсь с самыми разными играми тут, ведь с комментариями хорошего летсплеера любая игра веселей.

Сам играю редко, и то больше во всякие флэш-игры от Armor Games. Тут я познакомился с серией головоломок-платформеров Shift, а также открыл для себя башенную защиту GemCraft.

Shift (2008), GemCraft Lost Chapter: Labyrinth (2011).

После разочаровывающей своими повторениями Dragon Age 2 и второго «Ведьмака» с отвратительной дубовой боёвкой и какими-то политическими интригами я почти не трогаю «большие» игры. Одно приятное исключение — Far Cry 3 — это и новый для меня жанр шутеров, которые я до этого только смотрел, и великолепные юбисофт, которые смогли отбалансить пострелушки с исследованием и сюжетом.

Те самые вышки :) Можно ли это считать вкладом в индустрию? 🤔

Учтите, что к этому моменту я ещё не знаю про Steam. Поэтому игры ко мне попадают просто случайно по рекомендациям с трекеров. И вот оно — то, ради чего вы читали все предыдущие 6000 символов :)

SpaceChem

SpaceChem (2011)

Казалось бы — что с того? Ещё одна логическая игра, в такое уже играно куча раз. Но нет, необычная.

Во-первых, это игра про торжество науки. В том мире любую молекулу можно просто напечатать. Ещё там есть гигантские космические монстры. А я люблю фантастику. И химию :P

А ещё тут надо комбинировать несколько заводов!

Во-вторых, это игра про программирование. Причём довольно в экстремальных условиях: и команды, и сами атомы расположены на игровом поле, так что надо хорошенько продумывать алгоритмы. Я никогда не видел таких игр до этого. Новый опыт!

В-третьих, эта игра показалась мне адски сложной. Прямо моральное унижение: ну что, дурачок, не можешь пройти простейший уровень? Причём это не так, как с олимпиадами: где ты не решаешь задачу по геометрии, потому что надо помнить пару сотен полезных теорем, или химии, где по одному взгляду на осадок ты намётанным глазом определяешь вещество. Нет, тут вся информация прямо перед тобой, игра ничего не скрывает. А значит, что в нерешении задания виноват только ты.

И это чувство… Очень странное. Тебя прямо, извините за выражение, колбасит: от полного ничтожества до божественной гениальности, когда ты всё-таки решаешь задачку, а потом опять запинаешься на следующей. И это не дешёвые манипуляции с душеразрывающим текстом, шокирующей картинкой или жалобными скрипочками. Нет, тут что-то на более глубоком уровне, куда может докопаться только игра про чистую абстрактную логику. Это что, мозговой БДСМ? 😅

Все игры, что я проходил до этого, были рассчитаны на массового игрока. Если там и было что-то на соображалку, то чтобы смог решить школьник. Но SpaceChem просто порвала мой шаблон своей «недружелюбностью». Эта игра была специально сделана для небольшой аудитории, и потому в своём геймплее смогла зайти намного дальше. Как Super Meat Boy, но твоя реакция ничего тут не значит. Игра была сделана… для меня?..

А есть ли ещё такое? Такое, где надо реально думать. Где каждая игра будет новой по-своему, потому что несмотря на общий жанр, многие головоломки не похожи друг на друга. А где вообще искать игры? О, я думаю, тут каждый уже знает ответ на этот вопрос...

SpaceChem была одной из первых моих покупок в Стиме. А дальше пошли Tori Toki, Antichamber, The Talos Principle, FEZ, Portal 2

🧪Игра, перевернувшая мой взгляд на развлечения — SpaceChem🌌

Просто невероятно, что где-то там был целый мир необычных игр для таких как я — пока я разочаровывался во вторичности игровой индустрии и чуть ли эти самые игры и вовсе не забросил 😱

Возможно, благодаря SpaceChem вы и читаете мой блог, а может и находите интересные игры для себя :) Мог бы я отправить себе игру в прошлое, послал бы Opus Magnum: всё ещё программирование, но попроще, без ограничений и очень залипательно; а уж потом там можно и челенджами заняться.

Opus Magnum (2017)

Понимаю, что про саму игру я почти не рассказал. Увы, я её так и не прошёл тогда до конца: застрял на предпоследней плане и сдался; а писать про непройденные игры — не позволяет совесть 😔. Впрочем, когда-нибудь… ;-)

Конечно, SpaceChem — это только середина моего игрового пути. Но я благодарен всем разработчикам головоломок и смежных жанров, что с их играми смог под ручку пройти сквозь три поколения консолей и закрепиться на ПК, не чувствовать себя белой вороной; не только не бросить играть, но найти сообщества людей, которые тоже ценят в играх думалку; и даже — регулярно вести свой блог.

Надеюсь, вам было интересно :) Расскажите в комментах, бывало ли у вас такое, что разочаровывались в игровой индустрии, что хотелось аж бросить игры? Или, может, вы пропустили какую-то легендарную игру, в которую каждый играл (кроме, конечно же, вас)? Думаю, разность нашего опыта как раз и позволяет обсуждать игры и при этом получать удовольствие.

10
119
1
3
3
1
1
1
1
100 комментариев

Опять ночные лонги, да вы издеваетесь

11

Я лайк то поставил из уважения и за былые заслуги, но почитаю уже завтра, сорямба

10

Ого, я наконец-то узнаю, в какой момент с тобой что-то произошло и ты стал любить настолько УНИКАЛЬНЫЙ жанр?

4
3
2

Пора бы узнать! А то вы наконец-то стали друзьями. Я даже заскринила этот памятный момент)

1
1

Всё что делали Zachtronics восхитительно. А еще говорили что если пройти шенжень И/О сразу дают кошка жена, миску риса и любую должность на ТСМСи. Вот вам циферки, пусть от статьи веет волшебством - 9FFXQ-0HRX9-496CC

4
1
1

Ахуй. Я где-то успел получается

4
3