Как в первом Kingdom Come: Deliverance жизнь у богачей отличается от крестьян и нищих? Следим за NPC, чтобы разобраться

Проверяем, чем заняты персонажи исторической RPG на протяжении дня, и насколько их быт приближён к исторической реальности.

Написал Cheezzy fioletovaya boroda
специально для блога FunPay
Как в первом Kingdom Come: Deliverance жизнь у богачей отличается от крестьян и нищих? Следим за NPC, чтобы разобраться

Warhorse Studios в своих интервью 6-7-летней давности не раз обозначала одну из главных мыслей, заложенных в первую Kingdom Come: поделиться со всем миром богатым прошлым и культурой Чехии.

Так директор студии Даниэль Вавра приводил в пример фильм «Храброе сердце», благодаря которому многие люди узнали о кровопролитной борьбе Шотландии за независимость. Kingdom Come: Deliverance, по мнению геймдизайнера, должна была подобно киноленте подогреть интерес публики к затронутому в произведении прошлому, а также рассказать о предпосылках Гуситских войн и продемонстрировать быт населения когда-то существовавшей страны.

Но хотеть не равно сделать. Накануне выхода Kingdom Come: Deliverance 2 я отправился в первую часть, чтобы внимательнее посмотреть, как она изображает быт крестьян, чем режим дня нищего отличается от богача и вообще — насколько в игре любопытно подглядывать за NPC?

Этот текст пригодится и тем, кто хочет побольше узнать о реальности, которую KCD пыталась изобразить, и тем, кому интересно сравнить оригинал с сиквелом. У меня этого сравнения не будет, но если вы уже играете во вторую часть, то и сами заметите, насколько выросла (или деградировала?) проработка средневековой Богемии и её жителей.

Как в первом Kingdom Come: Deliverance жизнь у богачей отличается от крестьян и нищих? Следим за NPC, чтобы разобраться

Но если вы не играли ни в одну Kingdom Come и зашли в статью, потому что от природы любознательны, кратко введу вас в курс дела.

Наш герой — Индро (он же Индржих, он же Генри), молодой сын кузнеца. На его родной город внезапно нападает армия безжалостных рыцарей, убивает отца, вынуждает Индро спасаться бегством. К слову, Скалица, откуда, собственно, стартует Kingdom Come: Deliverance, была лакомой территорией для захватчиков, ибо её окрестности изобиловали месторождениями сереброносных руд. Вообще, Королевство Богемия в те века вплоть до открытия Америки являлась основным поставщиком противовампирного металла в Европу. Можно сказать, Ван Хельсинги всех стран закупались обмундированиям исключительно в Чехии.

Так вот кошмарная трагедия становится отправной точкой в злоключениях главного героя. Юному Индро придётся многое пережить, переосмыслить, прежде чем тот достигнет закономерного финала. Только нам, пожалуй, так далеко не надо.

Закончив пару квестов и похоронив родителей, главный герой окажется в границах рыночного городка. А если точнее, то на жёсткой кровати в доме приютившего героя мельника Пешека. И пока хворому задолжавшему за лечение протагонисту не указали на дверь… О, точно, дверь!

Внимательно всмотритесь в двери
Внимательно всмотритесь в двери
Ну, или вот. Прям дверь – дверь
Ну, или вот. Прям дверь – дверь

Двери в Kingdom Come: Deliverance можно назвать наглядной демонстрацией компромисса между реальностью и игровыми условностями. Ведь по словам самих разработчиков, в начале XV века жители Королевства Богемия были обеспокоены сохранением тепла в жилищах. Вследствие чего двери строились поменьше, заставляя людей при входе слегка наклоняться, опускать голову. Однако подобный реализм мог пагубно отразиться на геймплее, на тех же боях в избах, переходящих на улицу, поэтому было решено немножечко отодвинуть достоверность в сторону.

Заявленный компромисс, впрочем, прослеживается во многих аспектах игры. Чего, в принципе, ни директор студии Даниэль Вавра, ни пиар-менеджер Тобиас Штольц-Цвиллинг в своих интервью и не скрывали.

Но что-то меня занесло. Исторические факты — это очень увлекательно, но перейдём уже к теме текста, к изучению жизни NPC. Сначала последим за мельником Пешеком и его племянницей Терезой.

Кажется, за мельником нужен и вправду глаз да глаз
Кажется, за мельником нужен и вправду глаз да глаз

Чешские ремесленники, кем является и товарищ Пешек, в те века составляли подавляющее число горожан. Отдавая все силы выбранной профессии, они не чурались и земледелия, занимаясь параллельно огородами, садами, виноградниками. При этом каким-то обеспеченными, богатыми, влиятельными мастерами зачастую были не местные умельцы, а господа германцы. Для понимания, тезисно: немцы обожали Богемию, невероятно досаждая своей любовью коренным жителям.

Дядюшка Пешек, как и подобает трудолюбивому ремесленнику, с самого утра до поздней ночи горбатится на мельницу. С умным видом почёсывая подбородок, следит за движущимися жерновами, подпирает могучей спиной стены, таскает туда-обратно одни и те же мешки. Серьёзно, его навыку создавать видимость бурной деятельности можно только позавидовать...

Тереза же в отличие от работяги-родственничка находит время для самовыражения, для творчества. Немного помахав метлой и помешав неснимаемое с кухонного огня варево, девушка с удовольствием вышивает без иглы и созерцает водную гладь. Ведь, как всем давно известно, можно бесконечно долго смотреть, как течёт река.

Ничего необычного. Просто средневековый ремесленник занят делом
Ничего необычного. Просто средневековый ремесленник занят делом
За течением реки можно наблюдать вечно. Вид – огонь! Вернее, вид — вода, ну да вы поняли...
За течением реки можно наблюдать вечно. Вид – огонь! Вернее, вид — вода, ну да вы поняли...
Мастерица-Тереза хвастается тем, что вышила за целый день
Мастерица-Тереза хвастается тем, что вышила за целый день

Времени вместе отобедать или отужинать, что удивительно, у трудолюбивых родственничков нет. Потопали, поработали — и спать. Впрочем, будем честны, во всём доме мельника не так уж и много съестного. Несколько рогаликов, являющихся национальной выпечкой, да странное варево в котле. Конечно, скудновато, однако в реальности питание крестьян в Богемия было не лучше. Чёрный хлеб, овсяная каша, варёный горох или чечевица. Мясо исключительно по праздникам. В общем, по нынешним меркам – невкусно и точка.

С кроватями, между прочим, тоже не всё ладно. Язык не повернётся назвать удобными эти подстилки из сена. Особенно в сравнении с современными ультрамягкими матрасами. Эх. Только вот чешским крестьянам того века выбирать не приходилось. Хотя…

Если взглянуть на имеющийся в игре кодекс, на краткую энциклопедию по Богемии прошлых лет, то можно найти интересные строчки. Мол, в список домашних дел состоятельных женщин входили уборка и вышивка. А коль так, то Терезу с её дядюшкой в нищие-то не запишешь. Придётся поискать кого-нибудь победнее.

Чешские булочки
Чешские булочки
Котелок со странным варевом
Котелок со странным варевом
В такой бы кровати поспать. М-м-м-м…
В такой бы кровати поспать. М-м-м-м…
Внутриигровой кодекс
Внутриигровой кодекс

В стремлении узнать, как проходит день истинного бедняка, отправляемся непосредственно в городок Ратае-над-Сазавоу. Долго искать не приходится. На площади, припав к земле, просит милостыню бродяга, которого игра, ничуть не стесняясь, окрестила нищим. Как позже выяснится, побирается крестьянин неспроста. Он, подобно главному герою, спасся от безжалостных захватчиков, лишившись при этом нажитого непосильным трудом имущества.

Абсолютно всё указывало на действительно бедственное положение мужчины. Одежда, сомнительный способ заработка, его «имя», в конце концов, подписываемое игрой. Поэтому за бродягой было тут же организовано наблюдение.

Особой активностью, увы, нищий не отличался. Весь день он бился лбом о землю, протягивая ладони в надежде поживиться звонкой монеткой. Горожане по большей части игнорировали попрошайку, проходя мимо, а временами даже сквозь него. Однако четверо сердобольных всё же нашлось.

Нет, конечно. Деньги пойдут на самообразование
Нет, конечно. Деньги пойдут на самообразование

Вплоть до глубокой ночи бродяга гнул спину, молил помочь ему. Отчего слежка начинала казаться бессмысленной. Бестолковой. Но внезапно обмазанного читами (для удобства я накинул на него невидимость) Индро кто-то сперва окликнул, а затем стал от души лупцевать по хребтине!

И лупцевали не просто так! Увлечённый наблюдением, я бессовестно нарушил один из древнейших законов, существовавших, как в игре, так и в реальности. Распоряжение об уличном освещении.

Про Ратае-над-Сазавоу сказать трудно, однако в той же средневековой Праге негодяй, двигавшийся по городскому мраку без источника света, подвергался денежному штрафу или же отправлялся на три воскресенья в тюрьму. Жестковато. Хотя и лучше, чем стальное перо под ребро от стражника в Kingdom Come: Deliverance.

Что ж, делать нечего. Я откатился к вечернему сохранию, поднял факел высоко вверх и продолжил слежку за нищим. Поздней ночью бродяга, перестав попрошайничать, отправился на боковую в некое подобие шалаша. И вот здесь вскрылся один забавнейший нюанс. Если главный герой, накачанный консольными читами, не будет сводить глаз с персонажа, то объект слежки, лежащий в исподнем, не проснётся. Солнце поднимется, горожане разбредутся по своим делам, а тот продолжит и дальше дрыхнуть без задних ног.

У меня этот баг сработал в шести случаях из семи. То есть только один из семи ратаевских жителей, за которыми я наблюдал с ночи, не постеснялся проснуться и уйти по своим делам. Все остальные продолжали бесконечно дремать.

Обычное утро выходного дня
Обычное утро выходного дня
Ещё пять минуточек…
Ещё пять минуточек…

Значит, крестьяне создают видимость работы, едят что придётся и спят до упора. А что богачи? Чтобы узнать, отправимся подглядывать за одним из самых влиятельных, самых богатых господ. За Ганушем из Липы, временно исполняющим обязанности правителя города. Внешность которому, кстати, подарил сам Даниэль Вавра, директор Warhorse.

Пока простолюдины, жаждущие подзаработать на ломоть хлеба, чего-то суетятся, мельтешат, пан, облачённый в дорогую, яркую, пёструю одежду, вразвалочку обходит свои владения. Пожалуй, даже слишком вразвалочку... Со скоростью раненой улитки он ходил по двору, дошёл до стрельбища, там с важным видом потоптался туда-сюда. Периодически феодал захаживал в барские апартаменты, расположенные поблизости, чтобы меланхолично посидеть за столом.

Разумеется, как жильё, так и временное убежище возле полигона разительно отличаются от изб крестьян. Тут вам и расписные стены, и меха на полу, и металлическая посуда, и приготовленный поросёнок на блюде, и даже живописный вид, открывающийся через отверстие в нужнике. В общем, абсолютно все условия средневековой безбедной жизни.

Пан Гануш из Липы собственной персоной
Пан Гануш из Липы собственной персоной
Вы посмотрите. Какие хоромы
Вы посмотрите. Какие хоромы
Поросёнок на блюде
Поросёнок на блюде
Как говорилось в одном баянистом анекдоте: жираф не ходит по большому в общественном месте, он выше этого
Как говорилось в одном баянистом анекдоте: жираф не ходит по большому в общественном месте, он выше этого

За день устав от правительственных дел, пан, вернувшись в хоромы, валится на мягчайшую кровать. На достойную феодала шикарную постель с тканевым навесом. Причём заботы настолько утомили Гануша, что тот моментально засыпает, не заморачиваясь с переодеванием. А что? Пусть в исподнем крестьяне кривозубые дрыхнут, у занятого пана времени и так в обрез.

Но если отбросить в сторону шутейки, хаханьки всякие, то важным, главнейшим отличием чешской элиты тех лет от вшивых простолюдинов являлось общение с Богом. Да, предстоящие гражданские столкновения, получившие название «Гуситские войны», возникли на фоне множества противоречий в обществе. Социальных, политических, однако религиозные сыграли решающую роль в крестьянском восстании.

Для понимания серьёзности затронутой темы, чехи в XV веке искренне считали себя богоизбранным народом, которому предстояло нести слово Господа всему миру. И пока крестьяне в Kingdom Come: Deliverance гнули спины, заваленный работой пан, о чём я специально умолчал, находил момент в своём плотном графике, чтобы помолиться. Впрочем, для полноты картины, для осознания пропасти между бедными и богатыми давайте проведём день с ратаевским приходским священником.

Сон богатого человека
Сон богатого человека
Один на один с Богом
Один на один с Богом

Главный герой столкнётся с монахом на званом обеде с местной знатью. Что уже как бы намекает на вес персоны богослужителя. Всё же далеко не каждый прохожий допускается до общения с власть имущими.

После состоявшейся встречи тихий с виду священник, попрощавшись с элитой, направился в сторону церкви, даже не догадываясь, что я иду следом и конспектирую каждый его шаг...

Никогда Индро не был так близок к провалу
Никогда Индро не был так близок к провалу

Знаете, религиозные противоречия в чешском обществе тех лет можно грубо разделить на две проблемы.

Первая — щепетильное отношение жителей Богемии к спасению души. Люди не желали после смерти внезапно оказаться в Преисподней. Никому не прельщало вечно страдать в аду, поэтому к проведению обрядов все подходили максимально серьёзно. Только вот незадача. Католическая церковь, желая подчеркнуть исключительное положение духовенства, слегка изменила одно из священных таинств, отделив монахов от обычных прихожан. Что, разумеется, создало непонимание в обществе. Люди стали сомневаться в обряде, требуя его одинакового проведения.

Второй же проблемой стали непомерные поборы, увеличивающиеся не только во взимаемой сумме, но и в их количестве. Да, городские священники в Богемии отнюдь неплохо жили, являясь элитой общества. Посредниками между человеком и Богом.

И в Kingdom Come это можно заметить? Продолжаем наблюдение.

Как в первом Kingdom Come: Deliverance жизнь у богачей отличается от крестьян и нищих? Следим за NPC, чтобы разобраться

Монах, пройдя под каменной аркой, прямиком направился в церковь Святого Матфея, где приступил к молению. Внутри храма, как и подобает, стены пестрят фресками, причём на некоторых из них, если верить всезнающему Интернету, изображены спонсоры, поддержавшие создание Kingdom Come: Deliverance на краудфандинговой площадке. Но куда интересней дела обстоят с лавками.

Речь про самые обычные скамейки, когда-то расставленные во всех церквях виртуальной Богемии. Дело в том, что сотрудники Warhorse Studios, только-только вступившие на путь изучения истории, изначально услужливо оборудовали храмы лавочками для прихожан. И всё бы ничего, но в один момент в их команде появился консультант, который, схватившись за голову от увиденного, потребовал искоренить, сжечь, уничтожить деревянные удобства, так как никаких скамеек в реальности не было. Разработчикам ничего не оставалось, как под натиском историка спешно аннигилировать чужеродную мебель. Раз и навсегда.

Монах есть, скамеек – нет
Монах есть, скамеек – нет

Почти весь день священник, не поднимая головы, проводит в молитвах. Пару раз, конечно, он прерывал общение с Богом, чтобы ненадолго сходить в свою обитель. В жилище, ничем не отличающееся от крестьянских изб. Обшарпанные лавочки и стол, деревянная посуда, вечно готовящееся варево в котелке. Ближе к вечеру же, когда служение завершилось, монах покинул город, где, уединившись на обрыве, подумал о вечном.

Начинало казаться, что Индро, шпионящий за священником, понапрасну тратит время. В жизни богослужителя ничего интересного нет. Абсолютно. Однако на улицу опустился ночной мрак, а консольные читы стали почему-то сбоить.

Скромная обитель монаха
Скромная обитель монаха
Ложки придумали сытые
Ложки придумали сытые
Мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного − покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным
Мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного − покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным

Неизвестно по какой причине, но монах, переодевшись в исподнее, внезапно стал видеть главного героя. Из-за чего приходилось постоянно перезагружаться, таиться от прозревшего персонажа по углам, выбегать из лачуги на улицу. Поломавшиеся неожиданно читы, скрывать не будем, создавали неудобства. Впрочем, следом за невзгодами приходит и удача.

В ходе такой нервотрёпки был подмечен один крайне занимательный факт. Хитрые разработчики закрепили, видимо, за игровыми персонажами сразу несколько кроватей. И если, допустим, лежанка вдруг занята, ну, случилось такое, то горожанин идёт к следующей. Так вот. Подобное поведение временами генерирует прямо анекдотичные ситуации. К примеру, во время одного из запусков игры к спящему священнику бессовестно ворвалась девица в исподнем. В другом же случае, монах, осознав, что его кровать занята, завалился дрыхнуть в чулан.

Мадам, Вы за индульгенцией?
Мадам, Вы за индульгенцией?
Ты не ты, когда хочется спать
Ты не ты, когда хочется спать

Быт ратаевского приходского священника разительно отличается от богатой жизни пана. Хотя, казалось бы, исторически оба относятся к городской элите. Монах, несмотря на свой статус, положение, влачит существование подобно простолюдинам, в бедности и без изысков. Не греша. Хотя может подмеченный мной ночной визит девицы к богослужителю — это не баг, а фича?

Если вы уже поиграли в Kingdom Come: Deliverance 2, то не поленитесь — напишите в комментарии, как там дела обстоят с бытом богемских «неписей»? За крестьянами и элитой наблюдать интереснее? Снедь в домах выглядит убедительнее? Распорядок дня пополнился новыми занятиями и анимациями?

Если эта статья привлечёт достаточно внимания, мне ничего не останется, кроме как повторить следственный эксперимент в сиквеле. Так что лайкните-откомментируйте, если не сложно.

134
2
1
5
7
1
2
24 комментария

Статья - письменное выражение хождения по плитке, не наступая на края. Дотошная, упорная, совершенно бессмысленная.

19

Приятно конечно когда видишь отсылки на дтферов...
Монобогдан, хрючево или вкуснючево?

10

нападает армия безжалостных рыцарейНа этом историческая часть текста закончена.

4

Похоже на какую-нибудь агитку времён Столетней войны. Из тех, где у англичан есть хвосты.

4

когда лонг на сайлент хилл 2?