Lunar Lander - поиграла в игры 60-х и 70-х и всем советую
В далёком 1969-м году человек впервые прошёлся по Луне. Америку и мир охватила волна увлечения космосом, фантастика стала самым популярным жанром, а космонавты и ракеты – любимыми игрушками детей.
У взрослых тоже появилась игрушка про ракеты – модная, современная, высокотехнологичная компьютерная игра Lunar Lander Game. Она же Lunar Landing Game, она же Rocket, она же FOCAL Lunar Landing Simulation – в те дремучие времена люди ещё не договорились между собой, что у одной игры должно быть одно название.
У продвинутых современных взрослых, которые могли получить доступ к компьютерам – домашние ПеКи появятся только в следующем десятилетии.
Создатель игры восемнадцатилетний студент Джим Сторер кодил на компьютере высшей школы, где учился. Писать формулы ему помогал дядя-физик, а распространять игру — учитель информатики.
Lunar Lander Game предлагала игроку посадить космический модуль на поверхность Луны.
Звучит впечатляюще, но это всё же 69-й год. Человечество могло отправить космонавта на Луну, но видеоигры были ему не доступны. Первый Lunar Lander был математической головоломкой.
Экран показывал только столбики цифр (в последующие версии добавят ещё и график) – время, скорость ракеты, расстояние до Луны, запас топлива и его расход. Каждый ход игрок должен был указывать в последней колонке, сколько топлива ракета должна использовать следующие 10 секунд полёта, после чего игра высчитывала результат – изменившуюся скорость, расстояние и прочее.
Снова указать расход топлива – снова посмотреть на результат. И так до конца полёта, пока модуль не прилунялся или не разбивался о поверхность, если скорость в последнем ходу была слишком высокой.
Несмотря на внешнюю простоту, внутри игра скрывала сложные расчёты, которые использовались в настоящих космических программах — кучу формул, логарифмов, жутких ∑, ∂⁴∫₀ и прочей математики, где буквы победили цифры и сделали их своими маленькими рабами. Они учитывали не только ускорение от сжигания топлива, но и инерцию, отсутствие атмосферы, вес модуля и его пустеющих топливных баков, притяжение Луны – для идеальной посадки придётся изрядно постараться.
Наверное, именно эта скрытая сложность механики позволила игре пережить своих современников и стать занятным кусочком истории компьютерных игр.
Сейчас в Lunar Lander 1969-го года можно поиграть прямо в браузере. Я пробовала, но у меня не получилось – вместо мягкой посадки только наделала в Луне новых кратеров.
Геймеры конца 60-х были в восторге. Особенно учитывая, что тема космических полётов была на пике популярности, а код игры распространялся через журналы «Накодь себе сам» — поиграть в неё мог каждый, у кого был компьютер.
Когда геймеры от чего-то приходят в восторг, рядом быстро возникают корпорации, чтобы на этом заработать. Что и случилось.
Уже через несколько месяцев о создании игры про посадку лунного модуля заявила компания Cointronics – и в 1970-м выпустила свой Lunar Lander для аркадных автоматов. Ныне он считается утерянным — насколько мне удалось нагуглить, рабочих автоматов не сохранилось.
В 1974-м Cointronics развалилась, не выдержав конкуренции на рынке – поддерживать аркаду в рабочем состоянии оказалось некому, и более успешные игры быстро вытеснили её на свалку истории. Сейчас остались только фотографии и обзоры в газетах.
Занятно, что убил компанию Cointronics другой симулятор лунного модуля — Space Flight, вышедший почти одновременно с их аркадой. В отличие от Lunar Lander, автоматы Space Flight сохранились до наших дней, и мы можем посмотреть … пхе … «прохождение» этой игры на Ютубе.
Г – геймплей.
И Lunar Lander от Cointronics, и его конкурент Space Flight были не видео и даже не компьютерными играми, а электромеханической аркадой. За стеклом аркадного шкафа находился игрушечный кораблик на ниточке и вращающаяся модель Луны. Игрок с помощью рычага мог двигать кораблик и опускать его нажатием на кнопку – как сейчас двигают механическую руку в автоматах с игрушками.
Попал в кратер со специальной дырочкой – молодец. Не попал – кинь в машину монетку, чтобы получить следующую попытку.
70-й год. Люди играли как могли.
Так почти одновременно появилось несколько игр, вдохновлённых космической программой НАСА.
В 70-х «Аполлоны» продолжили возить космонавтов на Луну, а игроделы на Земле продолжали выпускать про это игры.
Разнообразные версии Lunar Lander’ов выходили для домашних компьютеров, благо они как раз появились к концу десятилетия, недомашних компьютеров, мини-компьютеров, даже для калькуляторов! Постепенно их стало так много, что Lunar Lander превратился в самостоятельный жанр.
Его вершиной считается игра под названием … Lunar Lander, да. Идея давать разным играм разные названия тоже пришла человечеству не сразу.
Игра 1979-го года, выпущенная компанией «Атари» для аркадных автоматов, была не первой попыткой полностью визуализировать полёт — до неё существовало несколько других «Лэндеров» для компьютеров. Однако она вобрала в себя идеи своих предшественников и довела их до совершенства.
Отточенное гладенькое управление, скромный, но чёткий визуал, проработанный геймплей. Она предлагала не просто посадить модуль, но добавляла в процесс азарт.
За каждое прилунение игра давала определённое количество очков. На поверхности были зоны, прилунение в которых приносило больше очков.
У игрока было несколько попыток – их ограничивал только запас топлива, которое не восполнялось. Можно потратить всё на одну попытку, а можно расходовать понемножку и получить 4-5 попыток. При неудаче модуль разбивался и терял несколько топливных баков. Кончилось топливо – кончилась и игра, закидывай в автомат ещё монетку, чтобы начать сначала.
Впрочем, зачем я буду объяснять, если вы можете поиграть в неё сами.
В 70-х для воспроизведения игры требовалась огромная машина, размером со шкаф. Сейчас в неё тоже можно поиграть онлайн в браузере. Советую это сделать, кстати. Это не только кусочек видеоигровой истории, но и приятная залипалка на полчасика.
Мне она понравилась больше, чем версия 1969-го года – хотя бы потому, что не пугает моего внутреннего гуманитария обилием цифр.
После достижения вершины у любого жанра есть только один путь – вниз. Для Lunar Lander это стал путь в забвение.
В 80-х вышло ещё несколько игр про прилунение модуля – цветные для компьютеров, чёрно-белые для портативных консолей вроде первого «Геймбоя», более сложные, с добавлением стрельбы или симулятора менеджера… Некоторые даже были коммерчески успешными — по меркам тех времён, когда несколько тысяч проданных аркад считались успехом.
Но … жанр просто перестал быть популярным. Космическую программу забросили, космонавты и ракеты перестали быть любимыми игрушками детей, в 80-х Америку охватило увлечение фэнтези, ДнД, сражениями на мечах и спасением эльфиек. Зельды и Марио скинули с пьедестала формулы Циолковского и векторных «Аполлонов».
Все знают Марио. Но кто сейчас помнит о Lunar Lander’ах?
Кое-кто всё же помнит.
Хотя жанр потерял популярность, он всё ещё жив.
Любители космоса, ракет и математических головоломок сохранили старые Lunar Lander для потомков, адаптировав под современные системы.
Дети 60-70-х выросли и начали делать свои игры про посадку космического модуля. Недавно в Стиме я наткнулась на весьма занятную инди Lunar Lander Redux, которая скопировала концепцию игры 1979-го года, но убрала ограничитель — приземляться в ней можно несколько раз, а не один. Соответственно и залипнуть можно дольше.
Компания «Атари», тоже всё ещё живая, всегда рада заработать на ностальгии и в 2024-м выпустила Lunar Lander Beyond — ремейк собственной старой игры. Яркий, красочный, но поразительно всратый. Я попробовала бесплатную демку в Стиме и не советую.
Собирание аналога монеток на уровне делают геймплей современнее и в какой-то степени интереснее, но кривые дешёвые катсцены, обилие графомании между уровнями и какая-то «чилловая» американо-зумерская атмосфера всё портят.
Пожалуй, самым известным представителем жанра в XXI веке была игра SpaceX Falcon 9 Lander, посвящённая многоразовым ракетам Илона Маска. Она предлагала игроку посадить вернувшуюся ступень на специальную платформу и тоже была весьма сложной.
В неё тоже можно поиграть в браузере.
10 лет прошло с момента её выхода, а кажется, будто другая эпоха, когда Маск ещё не зиговал, мировая война ещё не началась, а запуски и возвращения ракет не казались чем-то обыденным…
Теперь о Lunar Lander’ах помню ещё и я — о маленьких свидетелях тех времён, когда человечество мечтало о космосе и запускало ракеты на Луну, а не друг в друга. Надеюсь, те времена когда-нибудь наступят снова, и жанр возродится вместе с новым витком покорения других планет.
Вы чё с ума сошли седня интересными лонгами сыпете как из рога изобилия, ренессанс устроили.
Возвращаем старый дтф)
Читаем, продвигаем в популярное и задаём вопросики из-за аватарки жука
Какие такие вопросики к моему жуку? (;・ω・)
жанр возродится
Не, он сдох на второй части
Lunar Lander - поиграла в игры 60-х и 70-х и всем советую
ой не тру, надо играть только на настоящем железе, иначе не считается!!!