Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

Статья о том, как субъективное восприятие повествования влияет на сюжет. Мы разберём, как CD Projekt Red превратили Таро в мост между сценарием и воображением игрока, сделав его соавтором истории, происходящей с Ви.

Джеки и Мисти, взято с <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fsamurai6613%2Fart%2FJackie-and-Misty-932678249&postId=3452548" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">deviantart</a>
Джеки и Мисти, взято с deviantart

Night City — это место, где каждый поворот сюжета зависит от того, как вы смотрите на него. Карты Таро в Cyberpunk 2077 — своего рода ключи, которые CD Projekt Red вручили игрокам, чтобы те могли переписать историю Ви на свой лад. Их автор — Якуб Ребелка, художник, который превратил средневековые архетипы в киберпанк-манифест, создав сплав образов колоды Таро Артура Уэйта с киберпанковской эстетикой.

В этой статье я расскажу, как символы, созданные семь веков назад, работают в мире киберпанка.

Оглавление

Таро как язык диалога между игроком и Night City

взято с <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.reddit.com%2Fr%2Fcyberpunkgame%2Fcomments%2Flytinh%2Fmade_a_set_of_the_tarot_cards_from_in_game%2F&postId=3452548" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">reddit</a>
взято с reddit

Когда мы встречаем символизм в каком-либо произведении, будь то игра, фильм или книга, мы можем задаться вопросом типа «что хотел сказать автор?» Например, нам показывают листок на ветру. В течение минуты мы можем наблюдать, как этот листок колышет ветром на ветке, а затем срывает и несёт ветром. Зачем нам это показывают? Может быть этот листок символизирует свободу и беззаботность. Однако сильный порыв ветра может сорвать его с дерева и унести в неизвестность. Это подчеркивает хрупкость момента и непредсказуемость жизни.

В реальной жизни нет никакого автора, поэтому подобные вопросы практически никогда не поднимаются. Лично мне нужно очень специфическое настроение, чтобы задумываться о таких вещах, когда я вижу падающие листья в парке. Я понимаю, что никто не вкладывал в них метафоры, не подстраивал их падение как символ. Я вообще, знаете ли, не верю в знаки и предзнаменования.

Но мы всё же в какой-то мере — авторы собственной жизни, и можем интерпретировать события из неё как нам угодно. Наше восприятие реальности может быть сродни восприятию искусства. Несмотря на то, что в реальной жизни нет автора, мы сами способны наделять происходящее вокруг нас смыслом и интерпретировать события через призму символизма, который мы выдумываем. То, что в творчестве называют «замыслом автора», в жизни становится нашим собственным взглядом на мир. Разумеется, мы не склонны наделять скрытым смыслом падающие в парке листья, однако мы часто вкладываем свои смыслы и своё видение в события, происходящие вокруг нас.

Вкладывание смысла — это наш способ структурировать хаос реальности. Например, если мы видим определённое событие как знак, то, возможно, это отражает наши текущие переживания или внутренние запросы. Даже если объективно это всего лишь случайность, наш ум всё равно стремится соединить точки, выстроить их в осмысленный рисунок.

Наш мозг — объяснительная машина, неустанно выстраивающая для нас понятную картину мира. Мозг буквально запрограммирован на то, чтобы искать закономерности и находить смысл, даже там, где его может не быть. Этот механизм настолько отлажен, что мы часто не осознаём, как наши интерпретации формируют наше восприятие реальности.

Однако эта же особенность может сыграть с нами злую шутку. Иногда мозг находит закономерности там, где их нет, — в этом причина многочисленных суеверий и заблуждений. Мы можем видеть «знаки» или «послания», хотя это всего лишь случайные совпадения.

В мире авторских историй мы можем — хоть и не обязаны — использовать свою способность искать связи и смыслы на полную катушку. Особенно, если автор позволяет это делать и даже даёт инструменты для этого — такие как карты Таро в Cyberpunk 2077. Это приглашение к интерпретации, которое обогащает опыт и делает историю личной. И тогда наша способность находить смыслы превращается в средство исследования. Каждый игрок становится своего рода соавтором, накладывая свои смыслы на те, что заложили авторы.

Таро — это универсальный язык символов и архетипов (Дурак, Отшельник, Император). В Cyberpunk 2077 разработчики превратили эти символы в нарративный инструмент. Символы Таро сами по себе многозначны и открыты для субъективных интерпретаций, поэтому они дают игроку возможность рассматривать ключевые события игры сквозь призму своих мыслей, чувств и восприятия. Они не объясняют сюжет напрямую, а скорее расширяют его, предлагая задуматься над тем, как архетипы переплетаются с сюжетом, как путь героя резонирует с опытом игрока — и что это говорит о нём самом.

Игроки могут взаимодействовать с Таро на разных уровнях вовлечённости. Вы можете полностью игнорировать карты Таро, воспринимая их как декорацию. Вы можете увидеть в них отсылки к аркам персонажей (Бестия — Императрица, Джонни Сильверхенд — Повешенный). А можете погрузиться глубже, открывая для себя новые уровни погружения и сюжетных идей. Что говорит Повешенный о наследии Джонни, которое он оставил после себя? Какой вариант выбора для Ви предлагает Императрица? Тогда, в зависимости от того, как субъективно вы трактуете смысл этих карт, у вас в голове может выстраиваться свой уникальный взгляд на игру и на то, что в ней происходит, на роли персонажей и событий в игре.

Так рождается «второй сюжет» — тот, что пишет сам игрок. Когда вы примеряете архетипы Таро к событиям или персонажам, вы не расшифровываете замысел авторов, а исследуете собственное восприятие.

При этом надо понимать, что способности мозга «притянуть и приплести» что угодно к чему угодно очень гибки. По сути, любая карта может быть в любом месте в игре, это не повлияет на сюжет, но может трансформировать его смысл для игрока. Даже если поменять местами карты в ключевых локациях, разместив карту «Дурак» на крыше небоскрёба, а карту «Вселенная» — у входа в квартиру Ви, найдётся логика и в такой интерпретации: «Вселенная» станет символом старта новой жизни для Ви, а «Дурак» напомнит, что исход зависит только от вас: стать легендой или исчезнуть в тишине.

В этом сила Таро — они не про мистику. Это способ рефлексии: что для меня значит этот символ? Как он резонирует с моим опытом? Речь не о поиске скрытых истин, а о создании своих.

По сути, разработчики добавили в игру инструмент для создания ещё одного сюжетного слоя, чтобы игроки могли удовлетворить потребность в поиске смысла и получить от игры ещё больше.

  • Это превращает игру в более личный опыт, где значение событий и персонажей может варьироваться от игрока к игроку.
  • Это позволяет игрокам взаимодействовать с историей на разных уровнях глубины, в зависимости от их интереса и внимания к деталям. Игроки, которые задумываются над значением карт, могут обнаружить дополнительные слои смысла в сюжете и характерах персонажей.
  • Наконец, Таро становится своего рода интерактивным элементом повествования, где игрок не просто потребляет историю, но и имеет возможность активнее участвовать в её интерпретации.

Почему Ви вообще видит муралы с арканами Таро?

Этот вопрос важен для меня, потому что стандартный ответ «это просто такой элемент мистики в киберпанке» — кажется поверхностным. Я не против жанровой эклектики, но она должна быть осмысленной. Для меня важно, чтобы любое смешение жанровых элементов было интегрировано с уважением к основам жанра. Киберпанк, как научная фантастика, требует внутренней согласованности: даже «мистические» элементы должны работать в логике мира, а не быть «приклеенными» для красоты.

Я ищу объяснение, которое:

  • Устранит жанровую дисгармонию — чтобы мистика не выглядела чужеродным пятном;
  • Углубит моё понимание сюжета — через связь символов с темами игры;
  • Усилит погружение — чтобы смешение элементов чувствовалось органичным, а не случайным

И вот что у меня есть.

Первая теория основывается на том, что биочип изначально был в голове Джеки. На эту тему можно интересно поспекулировать.

Во-первых, все мы единодушны в том, что видения муралов с картами Таро начались после того как Ви начал носить биочип. Реликвия влияет на восприятие реальности Ви, о чем свидетельствуют появления Джонни, разговоры с ним и даже флешбеки, в которых Ви переживает моменты из прошлого Джонни.

Однако, если Джеки Уэллс был первым, кто нёс реликвию, вполне вероятно, что фрагмент его личности или подсознания мог остаться в ней, то есть мы можем допустить, что его энграмма начала интегрироваться с чипом ещё до его смерти. Поскольку уже показано, что реликвия меняет восприятие Ви (из-за энграммы Джонни), вполне возможно, что остаточная сущность Джеки может делать то же самое, но в намного меньшей степени. Я немного касался этой темы в своём лонгриде про переписывание личности биочипом. Это могло бы объяснить, почему влияние Джеки могло проявляться тонким, ненавязчивым способом, например, через символику Таро, с которой он, скорее всего, был знаком.

Джеки, подаривший Мисти её колоду и создававший мандалу в гараже, явно симпатизировал её интересам. Это делает его единственным логичным источником «Таро-галлюцинаций»: Ви никогда не проявлял интереса к Таро, и Джонни их никак не комментировал. По игре, занимаясь посмертным квестом Джеки, мы вообще узнаём о Джеки много того, чего мы не знали, но самое главное для нас это то, что мы можем увидеть насколько они были близки с Мисти, насколько серьёзно Джеки относился к ней и тому, во что она верит. Хотя в игре нет явной сцены, где Джеки лично ссылается на использование Таро в жизни, мы всё же можем сделать достаточно выводов в пользу того, что Джеки вполне может разбираться в Таро.

Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

Джеки не комментирует события, как это делает Джонни — он создаёт фон для рефлексии. Разумеется, мы не можем рассматривать символику Таро с позиции «Мнение Джеки» на ситуацию. Джеки лишь помогает представить общие мысли и ощущения Ви и Джонни в более осязаемой форме, позволяя им осознавать свой опыт и прибегать к помощи Мисти, чтобы интерпретировать эти знаки.

Таким образом, теория заключается в том, что через эти муралы какой-то незначительный фрагмент личности Джеки в релике пытается коммуницировать с Ви. Эмоциональная связь между Ви, Джеки и Мисти делает эту интерпретацию правдоподобной, даже если она остается спекулятивной без прямого подтверждения из повествования игры.

Мне нравится эта теория — доказать или опровергнуть её невозможно, но она настолько красивая, насколько и грустная: наш братан присматривает за нами даже после того, как его не стало.

Для тех, кому не нравится теория Джеки, есть ещё одна, тоже вполне неплохая. Адаптивный алгоритм переписывания личности под управлением ИИ вышел из под контроля внутренних систем безопасности в результате частичного повреждения его целостности. Алгоритм, пытаясь интегрировать инграмму Джонни в сознание Ви, использует архетипы как «строительные блоки». Карты становятся визуальными якорями:

  • Структура: арканы повторяют путь героя — от наивности к трансформации;
  • Глитчи: сбои в чипе проецируют символы как ошибки рендеринга;
  • Адаптация: ИИ интерпретирует личность Джонни через универсальные паттерны, чтобы «упаковать» её в мозг Ви.

Путешествие Ви. Интерпретация карт Таро в Cyberpunk 2077

Интерпретируя Таро в Cyberpunk 2077, я опираюсь на три принципа:

  • Классика vs киберпанк. Исходим из традиционных значений арканов Таро Уэйта, но ищем, как киберпанк их переосмысляет. В частности, анализируем, как киберпанковская эстетика меняет символизм.
  • Контекст — ключ. Учитываем, что значение карты часто зависит от места её обнаружения и сюжетного момента. Например, мы можем обнаружить связь карт Таро с арками некоторых персонажей.
  • Субъективность как правило. Главное — ваша интерпретация. Разработчики дают намёки, а не ответы. Даже если фанатские теории противоречат вашей, именно ваше прочтение делает историю уникальной. Например, я пользуюсь Таро Тота, которые намного богаче по смыслу, чем Таро Уэйта (с Таро Уэйта я разбирался уже в ходе написания этой статьи), и это влияет на интерпретацию некоторых карт, просто потому что я уже привык их трактовать определённым образом. Поэтому я буду ссылаться на Алистера Кроули, где это будет уместным.

Я буду сопровождать описание и интерпретацию каждой карты двумя иллюстрациями — картой Таро в её киберпанковском представлении, и картой Таро в её классическом виде (Таро Уэйта). Если какие-то изображения я не выкладываю, значит цензура (чаще всего обнажёнка)

Шут (Дурак)

«Шут» — это карта новизны и безрассудства. Каждый из нас немного шут. Он отчаянно стремится в будущее, не зная, что оно изменит его навсегда. Пока этого не произошло, перед нами доверчивый простак, который полон надежд и стремлений.

Внутриигровое описание

Здесь я буду краток, это конечно же Ви, все на этом сходятся.

Как и на классической карте, Шут вот-вот шагнёт в пропасть. Палка в руке символизирует посох (Ви - путник), а собака — здравый смысл, только стоит она с поджатым хвостом, как будто уже понимает и видит что произойдёт что-то плохое, но она бессильна что-либо изменить.

В классической карте «Шут» присутствует романтизм: свободное начало путешествия, неопределённость, но с ноткой оптимизма. Киберпанковский Шут намного более суров и прагматичен.

Для меня Шут всегда ассоциировался с «Wild card» — «тёмной лошадкой», джокером. Это образ полной неопределённости и нереализованного потенциала, который может обернуться как великими открытиями, так и серьёзными ошибками. Для игрока Шут - отличная метафора «чистого листа» персонажа — болванки, из которой может получиться что угодно. Ви — на пороге новой жизни, игрок — на старте новой игры.

Маг (Фокусник)

«Маг» — это карта уверенности в себе. Она говорит об умении приспособиться к любой ситуации благодаря уму и силе воли. Маг — это интриган, у которого всегда есть туз в рукаве. Он не позволяет манипулировать собой и держится на плаву несмотря ни на что.

Внутриигровое описание

Карта находится неподалёку от бара Лиззи, что приводит многих к мысли что это Эвелин (видимо, как хитрая заговорщица) или Джуди (с её талантами работы с брейндансами), кто-то считает что это Джонни Сильверхенд (с его опытом и самоуверенностью). Но я считаю совершенно иначе: Маг — это Ви. Если приглядеться к карте, можно увидеть характерный воротник Ви, узнаваемый из трейлеров.

Связь с баром Лиззи здесь опосредована — это то место, которое по итогу привело Ви в его текущее состояние: более приземлённый и опытный герой, который уже повидал какое-то дерьмо в своей жизни и потерявший друга, ищущий способы выжить. В некотором смысле, Маг — это зрелая форма Шута.

Сравним классического Мага с киберпанковским.

На обоих картах есть стол — это своего рода рабочий верстак для мага, место за которым он работает. Иными словами, реальность, в которой действует человек.

Повёрнутая восьмёрка — символ бесконечности, отсутствия ограничений или, быть может, более мрачная киберпанковская трактовка — бесконечное блуждание по кругу и тупик.

Так же на карте присутствуют предметы, представляющие все стихии и соответственно, все масти Таро: диски — земля, кубки — вода, жезлы — огонь, мечи — воздух. Диски символизируют материальные ресурсы, деньги, здоровье. Кубки — чувства, эмоции, ощущения. Жезлы — амбиции, самореализация, творчество. Мечи — мышление, интеллект, идеи и планы.

Так вот, на киберпанковской карте мы видим множество клинков (мечи), банку с напитком (кубки) с изображением диска со звездой (диски), но нигде нет ничего, символизирующего жезлы. Это значит, что Ви уже лишён амбиций, его ценности иллюзорны, его уже не так волнуют лучи славы. Всё что делает Маг, он делает для собственного выживания. А нарисованный диск вместо диска настоящего может говорить о том, что его здоровье уже не настоящее, его жизнь взята в долг, и все материальные ценности такие же мнимые.

Ещё одно существенное отличие: жёлтый, золотой фон на классической карте Мага заменён на стену из масок. Жёлтый фон означает солнечный свет, божественное вдохновение, потенциал. А тут у нас маски — забудем про «божественные» трактовки, маски - это что-то слишком человеческое. Вместо «идеального потенциала» и силы мага - выбор масок, способов действия. Вместо идеализма — реализм. Маски также могут быть символом утраты индивидуальности, внутреннего конфликта Ви и Джонни, где оба «примеряют» друг друга, пытаясь понять, кто они теперь.

Верховная жрица

«Верховная жрица» — это карта загадок. Она говорит о мягкости, стоящей на страже всех секретов, и о сражении здравого смысла с предчувствием. Верховная жрица символизирует холод спокойных вод и тайны, которые скрываются в их глубинах.

Внутриигровое описание

Большинство считают что это Ханако Арасака. В целом да, но эта карта ещё имеет и сюжетную составляющую. Это символ интуиции, тайн и высшего знания. Алистер Кроули пишет, что эта карта — «символ высшего посвящения». Такемура передаёт Ви ключи к этому посвящению: «Комната 303, постучи четыре раза. Не забыл? Четыре раза постучи!», что имеет явный ритуальный характер. Такемура, как проводник Ви к этому «посвящению», играет роль помощника, но основное знание приходит именно через взаимодействие с Ханако. Ханако — персонаж, который часто действует скрытно, оставляя недосказанность. Её поведение подчеркивает важность доверия своей интуиции при взаимодействии с ней.

Карта говорит игроку, что он может встать на путь, на котором ему может быть предложено решение его проблемы. Это момент, когда Ви получает доступ к плану, который может изменить его судьбу.

Сама карта перенесена в киберпанковское окружение практически без значимых изменений. Но здесь она стоит, а не сидит. Её руки раскинуты в стороны, а не держат книгу, и нет символов плодородия на фоне и нет луны внизу. Это делает в целом карту более «приземлённой»: тут нет никаких тайных знаний, не стоит надеяться и на какое-то чудо.

Столбы с символами B и J остались почти теми же, что и в классической версии: в Жрице всё ещё есть какая-то двойственность (тайное — явное, прошлое — будущее, мир корпораций — мир наёмников). Она одновременно часть системы (Арасаки), но также проводник, предлагающий Ви новую возможность.

Императрица

«Императрица» — это карта женственности и материнства. Она властна и рассудительна, грациозна и чувственна. Этот аркан символизирует творчество и рост. Он призывает доверять своему сердцу и прислушиваться к тому, что говорит интуиция.

Внутриигровое описание

Эта карта встречается нам у входа в клуб «Посмертие», и все комментаторы сходятся во мнении, что императрица — это Бестия.

Киберпанковский вариант карты очень сильно отличается от классического. От изначального образа императрицы остались лишь цветочно-природные мотивы, символ Венеры (женский знак) и атрибуты власти.

Это всё ещё символ женского начала, но переосмысленного в контексте киберпанка — образ женщины, но сильной и независимой (как бы ни заезженно это не звучало). Впрочем, назвать её матерью для прочих наёмников — не сильно погрешить против истины.

В качестве атрибута власти — не скипетр, а катана, что намекает на силу, основанную не только на влиянии, но и на реальных действиях. Окружающий фон — её владения, урбанистический хаос, где она не просто выжила, а подчинила его себе. Бестия — живая Легенда, это и делает её Императрицей.

Самое большое и примечательное отличие в том, что здесь Императрица не сидит на троне с набивными подушками, а стоит, повёрнутая лицом влево, что у меня прочно ассоциируется с картой «Дурак».

Как я писал выше, Дурак — это потенциал, возможность стать кем угодно. Бестия, реализовавшая этот потенциал, подчёркивает идею, что из любого начала, каким бы скромным оно ни было, можно выковать величие и реализовать себя в Легенду, что и делаёт её Императрицей в контексте Таро. Причём это живая Легенда, всё ещё готовая к новым вызовам, о чём говорит её слегка поднятая голова, а прикрытые глаза говорят о спокойствии и уверенности.

Императрица может быть интерпретирована не только как личность, но и как ещё один путь Ви. Так же как и Верховная Жрица, Императрица предлагает Ви вариант выбора. Она показывает, что у Ви есть возможность стать Легендой, если приложить усилия и быть готовым к борьбе.

Император

«Император» — это карта патриархальной власти и влияния. Император определяет будущее, устанавливает законы и следит, чтобы его воля исполнялась. Впрочем, его правление не безоблачно: император жесток и бескомпромиссен. Он готов пожертвовать бесчисленными жизнями, чтобы достичь своих целей.

Внутриигровое описание

Находится на стене слева от входа в отель «Компэки плаза». Комментаторы говорят что эта карта олицетворяет Сабуро Арасаку. Но для меня эта трактовка кажется слишком поверхностной и ничего не даёт. Ви видит эту карту уже после выполнения основного квеста, то есть сама карта вряд ли может быть предостережением о том, что уже произошло. Поэтому мне кажется, что дело тут должно быть в другом.

На киберпанковском варианте карты Император не просто сидит на троне, он как будто бы присоединён к своему креслу многочисленными проводами. Император похож на какого-то подпольного нетраннера. Многочисленные провода связывают его с внешним миром, как будто давая Императору возможность абсолютного контроля над всем, но в то же время делают его сильно зависимым от них.

На заднем фоне окна как-будто бы какого-то нежилого помещения. Меня не оставляет ощущение, что он сидит в каком-то подвале.

Это может быть намёком на Вудуистов, которые стоят за всей этой историей с похищением биочипа из «Компэки плаза», а может быть это просто послезнание, и я притягиваю за уши.

Ещё и эти красные глаза, которые подчёркивают либо враждебность, либо искусственный характер, возможно, связанный с полной кибернетизацией или синтетической природой существа.

Карта раскрывает другую сторону Императора — неофициальную, тёмную и подпольную, но всё же связанную с властью через сети. Император неотделим от своих технологий, и его власть требует полной зависимости от системы, будь то корпорации, сеть или технологии. Нежилое помещение намекает, что Император находится «за кулисами» мира. Его власть не видна напрямую, но она ощущается повсюду.

Киберпанковский образ Императора всё ещё остаётся универсальным символом силы, достигаемой через контроль, но с ценой в виде утраты свободы и человечности.

Мне кажется, эта интерпретация даёт больше материала для размышления, чем просто интерпретация Императора Сабуро как символа корпоративного контроля и зависимости от технологий. Является ли эта карта общим высказыванием о сущности власти в киберпанковском мире или является намёком на тайные силы, дёргающие за ниточки из-за заслона?

Верховный жрец (Иерофант)

«Верховный жрец» — это карта привязанности к традиции. Она символизирует того, кто охраняет установленный порядок и кто этим порядком сформирован. Верховный жрец чтит законы, поскольку они ограничивают хаос. Вера в порядок придает ему сил.

Внутриигровое описание

Находится под мостом у пристани, недалеко от места, где Ви и Такемура встречаются с Одой.

Иерофант воплощает традиционные знания, законы и мораль, которые соблюдаются людьми, даже если они нигде официально не прописаны.

В киберпанковской колоде Иерофант изображён парящим в воздухе, что странно и непонятно как объяснить. Фон храма заменён на некий техно-индустриальный фон. Его одежда выглядит старыми и дырявыми тряпками.

В правой руке (а не в левой, как в классической колоде) он держит жезл с тремя перекладинами (символ знаний и тайных учений), который больше похож на какой-то обломок трубы. Это может подчёркивать грубую адаптацию и деградацию символов знания.

Его свободная рука спокойно лежит на колене (тогда как в классической колоде она поднята в благословляющем жезле). Это может символизировать отстранённость или отсутствие желания вмешиваться, как будто Иерофанту нет никакого дела до его последователей, словно они — расходный материал.

Ключи (как на гербе Ватикана) — это классические ключи от Рая и Рима (ключи от земного и небесного). На киберпанковской колоде — непонятно. В свете того, что мы уже рассмотрели, ключи как будто бы ещё символизируют доступ к спасению или карьере, но их потенциал утрачен.

Общее впечатление складывается такое, как будто духовный приоритет находится в упадке (рваная одежда) или очень сильно был вынужден адаптироваться. То что он зависает в воздухе, объяснить сложно, но оставляет впечатление ослабления связи с реальностью.

Киберпанковский мир ищет смысл и ответы не в духовных учениях, а в прогрессе и технологиях, видоизменяясь и адаптируясь, при этом оставляя что-то важное позади. Учения больше не передаются через чистую и структурированную традицию, а через суровые, искалеченные формы - как в условиях хаоса и борьбы за выживание.

Киберпанковский Иерофант демонстрирует ценности Оды и Такемуры, которые на первый взгляд выглядят традиционными, но в реальности деформированы под влиянием корпораций. Ода и Такемура остаются верными представителями традиций (будь то самурайский кодекс или преданность Арасаке как символу долга). Однако их действия больше продиктованы корпоративной лояльностью, чем истинными духовными или моральными убеждениями. Внешняя форма их ценностей сохраняется (ключи, жезл), но их содержание становится механическим и обветшавшим. Ода и Такемура, каждый по своему, пытаются быть гордыми и сохранять честь, как они её понимают, но по факту они встроены в систему, где корпорации стали новой религией, а преданность им — формой культа.

Влюблённые (Близнецы)

«Влюблённые» — это карта двойственности. Она рассказывает о противоположностях, которые живут в каждом из нас, и о хрупком равновесии крайностей. Это также аркан противоречий, который символизирует человека, стоящего на распутье.

Внутриигровое описание
Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

В киберпанковском варианте карты художник полностью оставил почти все отсылки к классической версии, но при этом полностью переделал визуал: вместо мужчины и женщины (Адам и Ева) на карте изображены два черепа, которые тянутся друг к другу длинными языками. Вокруг верхнего черепа извивается змея. Вспоминая классическую карту, мы делаем вывод, что сверху женский череп (условная Ева), а от древа познания добра и зла ничего не осталось. Внизу, соответственно, череп мужчины (условный Адам), где древо жизни скукожено и охвачено зелеными и красными пламенами. Это то самое древо, плодами которого питался человек, оставаясь бессмертным.

В своей исходной форме эта карта рассказывала о сотворении мира и изгнании из рая. Я всегда интерпретировал эту карту не как любовную историю, а как своего рода алхимический процесс, в широком смысле: принцип «растворяй и сгущай» (Solve et Coagula), слияние противоположностей, анализ и синтез, и всё в таком духе. Поэтому, хотя тут история с Джонни и Бестией лежит на поверхности, смысл этой карты может быть глубже, особенно с учётом отличий в визуале. К тому же и внутриигровое описание этой карты тоже грамотно не скатывается в тему любви. Поэтому давайте разбираться.

Древо Познания исчезло, что указывает на утрату выбора. Знание теперь односторонне, лишено контекста добра и зла, а значит, моральные или этические рамки больше не имеют значения.

В нижней части карты сгорающее Древо Жизни больше не выполняет своей функции. Вместо этого оно становится символом выжженной земли и неудачной трансформации. Бессмертие, достигнутое через технологии, оказывается искажением первоначального смысла. Попытка сохранить бессмертие через технологии приводит не к вечной жизни в её традиционном смысле, а к механическому существованию.

Если классическая карта предлагает героям возможность выбирать между двумя путями, то киберпанковская версия говорит, что выбор уже сделан, но он не привёл ни к знанию, ни к бессмертию. Вместо этого мы видим лишь остатки былого величия.

Языки черепов, тянущиеся друг к другу, могут выступают символом синтеза, попытки единения двух противоположностей. Почему они выглядят как серпы (крюки)? Сложно сказать, но они оставляют ощущение чего-то искусственного. Настоящие языки бы переплелись, вот это вот всё, а эти аккуратно достигли друг друга. Этот «синтез» остаётся формальным, без глубинного проникновения одной сущности в другую.

В алхимии треугольник с вершиной вверх символизирует огонь — стихию, отвечающую за трансформацию, очищение, уничтожение и обновление. Но круг, в который он вписан, сдерживает силу огня, и таким образом сдерживает окончательную трансформацию.

В Таро Тота Алистера Кроули карта «Влюблённые» (там она называется «Близнецы») ссылается на Каина и Авеля. Здесь мы имеем намёк на Джонни и Ви, где Джонни вытесняет Ви, фактически убивая его, а Ви пытается «не раствориться», не потерять себя.

Таким образом, карта может говорить о том, что Ви и Джонни могут как дополнять, так и разрушать друг друга. Чтобы трансформация завершилась, каждому (и Джонни, и Ви) придётся пройти через конфликт и страх утраты себя, и в итоге кто-то должен быть «растворён», то есть принесён в жертву ради какого-то финального результата трансформации.

Один из возможных результатов трансформации изображён на карте «Умеренность».

Колесница

«Колесница» — это карта вечного движения. Кони тянут её в разные стороны, а управляет ей возница, который усилием воли сдерживает тёмные и светлые порывы своей души. Поездка в колеснице — это череда успехов и неудач, взлётов и падений.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от закусочной, где у Ви происходит одна из первых встреч с Такемурой.

Колесница для меня всегда ассоциировалась с кем-то, кто «тянет лямку», то есть о человеке, который делает то, что должен. Колесница — это его роль, с которой ему не спрыгнуть, если эту колесницу не остановить. В задании, которое Ви получает, есть такие слова от Джеки: «Судьба дала тебе второй шанс, так что вставай на ноги, и вперёд. Считай это последней волей своего лучшего друга» — что, как мне кажется, неплохо отражает ситуацию, когда человек делает то, что должен.

И, хотя киберпанковский вариант карты значительно отличается от классического, общая идея, как мне кажется, тут сохранена — но с ещё большим акцентом зависимости «возничего». Фигура, сидящая на мотоцикле, едущим на огромной скорости, является и его водителем, и его заложником. Мотоцикл выступает символом скорости и риска. Фигура на мотоцикле — это уже не властный возничий, а скорее человек, слитый с машиной, что подчеркивает подчинение обстоятельствам и утрату личной автономии. Это делает киберпанковскую Колесницу более трагической, отражая концепцию невольного героя, который движется не потому, что хочет, а потому что не может остановиться — ему просто нельзя останавливаться.

Эта интерпретация справедлива не только для Ви, но и для Такемуры. Он тоже «в упряжке».

Сила

«Сила» — это карта выживания. С ней связаны решительность, отвага и упорная борьба. Оно означает, что для достижения цели необходима самоотдача. Этот аркан символизирует физическую выносливость и твёрдость духа — то есть энергию, которую нужно пробудить в себе, чтобы достичь невозможного.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от места, где Ви впервые встречает Панам, из-за чего многие комментаторы ассоциируют эту карту с ней.

На классическом изображении карты «Сила» мы видим девушку, которая закрывает пасть льву. Киберпанковский вариант сохранил этот образ в виде татуировки. Лев в западной традиции обычно олицетворяет собой неконтролируемые силы эмоций в человеке. Исторический сюжет подчинения льва восходит к сюжету «мистической охоты на единорога», согласно которому свирепого единорога может укротить только непорочная дева.

В чём сила, чумба?

Артур Уэйт говорит о том, что источник этой силы в созерцании, т.е. это не грубое подчинение и усмирение инстинктов, основанное на силе воли, а умение созерцать, т.е. находиться вне ситуации, выходить из роли объекта и становиться наблюдателем своих мыслей, реакций, поступков и этим самым мягко управлять своим сознанием.

Сложно сказать где кончается киберпанковская эстетика и начинается какое-то вложение смысла. Как всегда, киберпанковская карта намекает на потерю человеческой идентичности — это повторяющаяся тема практически в каждой карте Таро. Но здесь она дополнена тем, что потеря человечности не абсолютна — вся остальная часть изображения явно человеческая. Полуоткрытая грудь даже намекает на некую уязвимость. Способность обнажить свою человечность может быть сильнее, чем любой металл или оружие.

Капюшон намекает на некую скрытность, хитрый план или кочевничество. Сам по себе образ кочевника, в отрыве от сеттинга, часто подразумевает движение и независимость.

Леопардовый принт намекает на какие-то звериные, первобытные мотивы или связь с природой.

И здесь общая идея, как мне кажется, в том, что несмотря на этот суровый киберпанковский мир, с его потерей человечности, искусственностью и всем таким прочим, где-то внутри ещё остаётся та часть от человека, умеющая независимо рассуждать и бороться, пусть и со своими, человеческими страхами и эмоциями. Классический смысл карты «Сила» превращен в татуировку — символ, вписанный в плоть.

Сила в Cyberpunk 2077 — это не контроль над зверем, а борьба за человечность в мире, где её вытесняют технологии

Так же как Верховная Жрица и Императрица, эта карта показывает ещё один вариант пути для Ви — путь мягкой силы, человечности, независимости.

Отшельник

«Отшельник» — это карта уединения. Она означает побег от городского шума, отказ от погони за новизной и возвращение к традиции. Для отшельника одиночество — это путь к совершенству, и он движется по этому пути маленькими выверенными шагами.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от штаба банды Вудуистов.

Классическая карта несёт в себе образ Мудреца, который ходит с фонарем в руке и ищет Справедливость и Добродетель. Отшельник — это та часть человека, которая скрывается от социальных масок и норм.

Образы этой карты говорят об уединении в себя, необходимости спокойно подумать о своей жизни и своих целях, о том что действительно важно и серьёзно. Отшельник стоит на самом краю бетонного выступа, причём его ступни частично свешиваются вниз. Он стоит на краю чего-то, напоминающего плавильню, явно несущую какую-то кромешную гибель. На ум приходят две вещи — бездна Ницше (которая смотрит в тебя, когда ты смотришь в неё) и «Чёрный заслон».

Это сильный образ грани: персонаж балансирует между устойчивостью и падением. Этот мотив усиливает ощущение риска и размышления перед решающим шагом.

Здесь нет героизма, яркой борьбы или иллюзий. Есть только принятие и внутреннее спокойствие перед лицом бездны. Образ Отшельника говорит Ви: «Остановись, посмотри внутрь себя, прими страхи и найди смысл за пределами хаоса». Это урок, который может изменить его путь — от бесконечной борьбы за выживание к более осмысленной жизни, наполненной выбором и внутренним покоем, даже перед лицом неминуемого.

Проверка истинной ценности человека? Смерть. Смотреть ей в лицо, не отводя взгляда.

Джонни Сильверхенд

Отшельник может помочь Ви осмыслить неминуемость смерти и, что более важно, как с этой неминуемостью жить.

Колесо фортуны

«Колесо Фортуны» — это аркан скорых перемен. Он означает, что жизнь может стать лучше или хуже, но вместе с тем символизирует новые возможности, Колесо Фортуны напоминает нам, что невозможно находиться на вершине вечно, но также — что безвыходных ситуаций не бывает.

Внутриигровое описание

Находится у мотеля Сансет, где происходят сразу несколько ключевых событий игры: Ви ночует с Панам и готовит планы по захвату Хеллмана, затем допрашивает самого Хеллмана, позже разговаривает с прокси Ханако.

Само колесо в киберпанковской версии сохранилось в неизменном виде (на колесе даже имя бога Тетраграмматон осталось без изменений). Оно остаётся символом вечных сил, неподвластных времени и технологическому прогрессу. В киберпанковском мире, где всё заменимо и временно, неизменное Колесо — это важное напоминание о фундаментальных законах мироздания, которые не подвластны ни человеку, ни машине.

Фон вокруг этого колеса, конечно, намного более мрачный. Под колесом в луже крови лежит тот, к кому судьба оказалась не благосклонна, и для него движение закончилось. Чемодан кредиток, который был признаком удачи, не спас его от последующей неудачи.

Сегодня колесо вздымает человека вверх, а завтра опрокидывает вниз. Вся жизнь человека — бег по кругу, и он бежит по этому

Я первый Уэллс со страховкой! Историческая х***я.

Джеки Уэллс

Колесо Фортуны символизирует не только перемены, но и цикличность жизни. Жизнь и смерть, успех и поражение часто сменяют друг друга без предупреждения. В любом кризисе есть зерно новых возможностей. Для Ви карта может быть напоминанием о следующих вещах:

  • Никто не контролирует колесо.
  • Всё временно.
  • Можно научиться адаптироваться.

Ну и конечно, как же без отсылок на колесо Сансары:

  • чемодан кредиток как символ привязанности,
  • лужа крови и смерть — это напоминание о конечности человеческой жизни и неизбежности смерти,
  • центр Колеса, неподвижный в его вечном вращении, — это символ обретения равновесия и освобождения от Сансары.

Но как найти это равновесие в центре колеса? Вопрос философский.

Справедливость (Правосудие)

«Справедливость» — это карта разрешения конфликта. Она говорит о необходимости навести порядок, разгадать хитрость и обман и вернуться к естественному положению вещей. Этот аркан символизирует и справедливый приговор, и надлежащий суд, который ему предшествует.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от места, где Ви и Джуди пытаются спасти Эвелин Паркер.

Киберпанковский вариант карты полностью отличается от классического, сохранив только ключевые признаки: меч и весы, а также фиолетовый фон. Фиолетовый (пурпурный) - символ высшей власти, что как бы говорит нам, что правосудие превыше всего. Весы служат для отделения праведников от грешников, а меч — для приведения наказания в исполнение. Черепа на весах могут символизировать, что в Найт-Сити любая справедливость сопровождается жертвами.

В целом, эта карта говорит о причинах и следствиях, о принятых решениях и ответственности за них.

Фигура спиной к зрителю намекает на то, что Справедливость в этом контексте холодна, безлична и, возможно, не оглядывается на человеческие эмоции. Однако голова всё же немного в полуобороте: будто фигура всё же судит нас, даже если мы этого не ожидаем.

Весы, вписанные в тело фигуры, говорят о том, что правосудие — не универсальное понятие, а привязанное к личности. То есть здесь нет какой-то абсолютной морали, только действия и последствия этих действий. Это Правосудие не выглядит «справедливым», но уж какое есть.

Обычно комментаторы говорят о том, что эта карта олицетворяет желание Ви и Джуди найти и покарать тех, кто причинил вред Эвелин, что как будто это они — те кто выносят приговор и приводят его в исполнение. Однако, когда я проходил эту часть игры, у меня не было ощущения что Ви — орудие мести или что-то в таком роде. Моему Ви было по-человечески жаль Эвелин, но прежде всего, от неё мне нужна была информация. Я считаю, что Правосудие касается самой Эвелин.

История Эвелин — это трагедия, которая отлично иллюстрирует старый принцип зеркального воздаяния «око за око, зуб за зуб». Попытка обокрасть Арасаку, обмануть Дешона, использовать Ви, предать Вудуистов — все эти сделанные ей выборы принесли ей эти последствия. В свою очередь, её тоже предали и использовали — что и привело её в конечном счёте в логово мусорщиков. Обман приводит к обману, предательство вызывает предательство. Она сама стала жертвой тех же принципов (точнее, беспринципности), которыми руководствовалась.

Повешенный

«Повешенный» — это карта жертвования. Оно говорит о цене, которую нужно заплатить за просветление. Самоотречение повешенного позволяет ему обрести новую жизнь, но дорога к возрождению идёт через неисцелимую боль и заканчивается смертью.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от могилы Джонни Сильверхенда. Это место, где он осмысливает свою жизнь, размышляя об эпитафии на своей могиле. Повешенный — дорожный знак на перепутье его жизни. Эта карта предназначена Джонни. Какое наследие он оставил? Стоило ли оно того? Тема наследия Джонни ещё будет развита в аркане «Башня».

Карта символизирует смерть, за которой неизбежно последует обновление и воскрешение к новой жизни. Ключевая идея Повешенного — жертва ради просветления. Иисус принёс себя в жертву, будучи распятым на кресте. Скандинавский Один отдал свой глаз и провисел на дереве Иггдрасиль чтобы обрести мудрость.

Пребывание Джонни в мозге Ви — это и есть тот процесс висения на древе Иггдрасиль, в течение которого он переосмысливает свою жизнь. Это состояние вынуждает его смотреть на свои прошлые поступки и их последствия с совершенно новой точки зрения. В течение этого «висения» он может понять, что для настоящего освобождения, для того чтобы оставить действительно значимое наследие, ему, возможно, нужно будет снова пожертвовать чем-то важным.

Для Ви Повешенный может стать точкой осознания того, что он также стоит перед важным выбором. Могут быть моменты, когда он вынужден будет идти на жертву ради просветления или ради достижения своей цели, как это было с Джонни. Какой может быть эта жертва? Может ли он пожертвовать собой? Своими близкими? Своими целями? Своей идентичностью?

— Стоило ли вообще ехать сюда?

— Абсолютно. Спасибо, Ви.

Диалог над могилой Джонни

В киберпанковской версии карты жёлтый ореол просветления заменён желтоватым черепом, что подчёркивает искажение классической идеи жертвы. В этом мире жертвы часто не приносят духовного возвышения, а ведут лишь к утрате или новым страданиям. «Повешенный» — важное напоминание и для Джонни, и для Ви: не каждая жертва ведёт к возрождению, но без жертвы нет настоящей перемены.

Смерть

«Смерть» — это карта становления. Она означает неотвратимые перемены и связанные с ними трудности, завершение одного жизненного этапа и начало другого. Во время такого перехода всегда что-то теряется, но на его месте рождается новое.

Внутриигровое описание

Эта карта находится недалеко от точки невозврата, где Ви встречается с Ханако Арасакой.

Аркан «Смерть» несёт в себе идею умения прощаться с отжившим, со старым «багажом» и начинать что-то новое, то есть начало новой жизни — то есть в классическом исполнении Смерть практически всегда означает конец чего-то старого, дающее жизнь чему-то новому.

Киберпанковский вариант значительно отличается от классических и поэтому оставляет широкий простор для трактовки. Здесь изображен только сам персонаж Смерть, без дополнительных символов вокруг и на фоне. Это значит что мы можем вынести за скобки все символы, связанные с классической интерпретацией (смерть как начало чего-то нового, перерождение и тому подобное).

Доспехи, похожие на самурайские, намекают на Арасаку.

Меч (вместо присущей классической Смерти косы или знамени) — орудие разделения. Я воспринимаю это как разделение Ви и Джонни, но смысл может быть намного более широкий.

Раздвоенность языка на его конце намекает на то что, язык — змеиный. Это значит что где-то будет обман или недосказанность. «This was your mistake: You knew I was a f**king snake»

В целом, эта карта может намекать на то, какой будет концовка Арасаки. Ви избавляется от всего своего прошлого «багажа», включая Джонни. Но отсутствие всех прочих символов начала новой жизни на карте говорит о том, что новой жизни, видимо, не будет.

Умеренность

«Умеренность» — это карта гармонии. Она может означать сдержанность или постепенное достижение зрелости и равновесия. Этот аркан связан с искусством самообладания и стремлением обрести внутренний покой.

Внутриигровое описание

Алистер Кроули воспринимает эту карту как завершение и осуществление карты «Близнецы» («Влюблённые»), и я воспринимаю её так же. Это один из вариантов завершения той борьбы противоположностей. В карте «Влюблённые», напомню, мой основной вывод был в том, что кто-то, Ви или Джонни, должен быть «растворён», то есть принесён в жертву ради какого-то финального результата трансформации.

В сравнении с классической картой мы видим того же самого персонажа, но в его киберпанковском представлении. Мы можем сделать вывод об этом из изображения треугольника, вписанного в квадрат.

Треугольник, вписанный в квадрат, то есть как бы переход тройки в четвёрку, означает переход из мира нематериального в материальный. «Шта?», — возможно, спросите вы. Если вам нужен краш-экскурс в нумерологию (а заодно и в геометрию), добро пожаловать под спойлер:

0 — идея тотального ничего, вакуума. 1 — появляется точка, дающая идею чего-то где-то, но которая не имеет никакого смысла, если нет точки отсчёта, то есть второй точки, относительно которой мы и определяем местоположение. Так появляется число 2 — которое даёт вторую точку, и мы получаем прямую. 3 — добавляя третью точку, соединяя её с предыдущими двумя, мы получаем треугольник, но ещё что важно, изобретается понятие плоскости. Но это всё ещё абстрактная идея, в ней нет «толщины», материальности. Продвинуться дальше в этом идеальном мире невозможно. Добавляя точку 4 — мы добавляем третье измерение, переходя уже в материальный мир, получается уже тело, в геометрическом и философском смысле. Но это статичное тело. 5 — добавляем ещё одну точку в пространстве, вектор движения. Получив понятие движения в пространстве, мы изобретаем понятие времени. Получив время, мы получаем прошлое, настоящее и будущее, а значит, мы получаем 6 — самосознание, где точка уже может определить сама себя, используя все предыдущие идеи. 7 — это снова 3 и 4, объединение духа и тела, венец творения.

Переход из мира нематериального в материальный можно интерпретировать как переход Джонни из цифрового пространства в материальное воплощение в теле Ви.

Второй важный образ на этой карте — переливание жидкостей между двумя сосудами. В киберпанковском варианте этими сосудами являются сами тела. Бессознательно лежащая фигура символизирует одну из сторон, донора, получающую кровь (как символ жизненной силы). Это второй образ, демонстрирующий Ви, отдающего своё тело Джонни.

Сама идея переливания и смешения жидкостей в сосудах на этой карте таро традиционно интерпретируется как постоянные внутренние изменения и трансформации, без которых невозможны жизнь и творчество. Человек принимает другие точки зрения и новый опыт. Для Джонни, это безусловно, новое воплощение, новая жизнь.

Дьявол

«Дьявол» — это карта зависимости, желания и страсти. Он приносит славу и богатство тем, кто готов потерять себя в мире земных соблазнов. Дьявол заманивает в ловушку, но всегда даёт выбор. Можно испытать судьбу и сыграть с ним, главное — вовремя выйти из игры.

Внутриигровое описание
Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

«Дьявола» Ви обнаруживает, собирая кубик Рубика в клинике Арасаки.

В классическом исполнении Уэйта эта карта тоже является продолжением карты «Влюблённые» (Близнецы), что как бы намекает нам на ещё один вполне валидный вариант разрешения этого конфликта противоположностей. Но киберпанковский вариант содержит только образ мужчины с зубастой улыбкой и многочисленными красными глазами.

В Таро Уэйта карта «Дьявол» символизирует попадание в ловушку материализма, зависимости или вредного влияния. Головоломка кубика Рубика в игре подчеркивает это ощущение ловушки, из которой нет выхода, все последствия принятых Ви решений — необратимы. Кубик Рубика также может символизировать иллюзию выбора: как бы вы его ни крутили, вы все равно заперты в его структуре, как и в ситуации Ви в этом финале.

Un pacto con el Diablo

Джеки об Арасаке в прологе корпо-Ви

Выбор концовки «Дьявол», где Ви позволяет Арасаке контролировать его судьбу, кажется буквальным проявлением основного значения карты. Ви становится связанным волей Арасаки, отказываясь от личной свободы ради выживания, но ценой потери своей автономии и в каком-то смысле, души — его энграмма хранится в Микоси. Сам куб (кубик Рубика), как мы помним, является символом материи. Ви отказался от всего, чтобы сохранить своё материальное тело. Но и это не гарантировало Ви выживания — он всё равно умрёт через считанные месяцы, и таким образом, оказывается обманут (на что ранее намекала карта «Смерть»).

Башня

«Башня» — это аркан внезапной перемены, хаоса и уничтожения. Поражённая ударом молнии башня означает гибель под руинами старого порядка и рождение порядка нового. Это символ трагедии, конца света и саморазрушения.

Внутриигровое описание

Местонахождение — Мемориал Арасаки, что даёт явную отсылку к подрыву здания Арасаки в 2023. По сути, это локация не связана ни с какими квестами Ви, но это место действия флешбеков Джонни и поэтому относится скорее к нему, чем к Ви.

Так как Башня символизирует подрыв старого порядка и переход к новому, встаёт вопрос: что изменил подрыв ядерной бомбы для Арасаки и Найт-Сити?

Wake the f**k up, Samurai. We have a city to burn.

Джонни Сильверхенд

Башня на этом аркане символизирует некую прочную и статичную структуру, при этом — не обязательно материальную. Стены башни — условные скорлупы, которые люди воздвигают вокруг себя: стены из догм, убеждений и обособленного эго, дающих чувство ложного превосходства или мнимой защищенности. Падение башни символизирует освобождение от этих ментальных «скорлуп». Однако, отсутствие падающей с башни людей и короны на киберпанковской версии создает важное смысловое различие. Если в классической карте падение короны символизирует разрушение власти и подрывает высокомерие тех, кто стоит у вершины, то в киберпанковской версии отсутствие этого символа может говорить о неизменности положения сильных мира сего. Это подчёркивает тщетность борьбы против системы. Перемены кажутся грандиозными только для тех, кто участвует в них, но корпорации и элиты остаются практически не затронуты этими изменениями.

Старые ошибки были забыты или проигнорированы, люди остаётся в своих «скорлупах». Башня рушится, но взамен неё построят новую, ещё более мощную.

Звезда

«Звезда» — это аркан надежды. Она ярко горит во тьме глубокой ночи, указывая путешественникам путь к дому. Звезда вдохновляет, помогает решиться на новый шаг и дает силы идти вперёд.

Внутриигровое описание
Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

Карта связана с одноимённой концовкой, в которой Ви с кочевниками покидают Найт-Сити и уезжают в закат.

В общем смысле, Звезда даёт надежду и смысл жизни, давая силы двигаться дальше, не смотря ни на что, даже в самых затруднительных обстоятельствах. Есть ли основания для этой надежды? Посмотрим на карту внимательнее и сравним с классическими изображениями.

На карте изображена танцующая женская фигура. Её открытая одежда говорит об открытости и свободе от внешних условностей. Её танец (которого нет на классической карте) — в общих контекстах символизирует движение, свободу, радость.

На классической Звезда символизирует божественное присутствие, некие путеводные жизненные силы. На киберпанковской карте «Звезда» нет, собственно, самой звезды и никаких намёков на это. Это означает, что вся надежда и смысл — это внутреннее решение Ви. Надежда становится выбором, а не даром свыше, и как каждый выбор, он может быть ошибочным. Но Ви это вполне устраивает.

Луна

«Луна» — это карта блуждания. Она напоминает, что реальность вовсе не такой, какой нам кажется. Порой верный путь в мире иллюзий можно найти, только доверяя своей интуиции. Это также карта мечтаний, желаний и, конечно же, сна — малой мистерии смерти.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от резиденции Арасаки, где Ви занимается спасением Ханаки Арасака.

Карта «Луна» традиционно ассоциируется с миром иллюзий, подсознания и неясностей. Контекст тут больше о том, что происходит в голове у человека. Луна символизирует тёмные стороны пути, неочевидные истины и страхи, которые скрываются в тенях. Луна также напоминает, что часто мы сталкиваемся с искажённым восприятием реальности, где воображение может как помочь, так и сбить с пути.

Итак, полная Луна. Она светит, но её свет не всегда помогает осветить дорогу, вокруг всё ещё много мест, теней и неясностей, искажений.

Волк и собака. Волк — зов к чему-то первобытному, интуитивному, связь с дикой стороной природы или подсознания. Собака — прирученные инстинкты. Рак, выползающий из болота — символ интуиции и предвидения, само болото — пучина бессознательного. Но на киберпанковской карте вместо рака — череп посреди технологических отходов, как будто интуиция Ви отравлена страхом смерти.

На классической карте дорога ведёт за горизонт. Здесь же вообще нет дороги — по куче мусора и костей, через сетку-рабицу, покидая свалку, можно выйти в город.

Попытаемся резюмировать. «Луна» отражает внутренний мир Ви, полный сомнений и страхов. Ви, чисто на инстинктах, опыте и желании выжить, пробирается через эту свалку мусора и костей, в которую превратилось его прошлое, и пытается найти путь. Любая остановка на пути — Ви просто теряет себя. И судя по сетке-рабице впереди, да и по тому что за ней, там тоже ничего особо привлекательного нет. Это заставляет задуматься, а есть ли вообще выход? Ви вынужден идти вперёд не потому, что он знает, куда идёт, а потому, что альтернативой является смерть или потеря смысла.

Солнце

«Солнце» — это аркан успеха. Оно символизирует освобождение, очищение, светлое будущее. Солнце — это также истина, поскольку её свет тоже проникает в самые тёмные углы и освещает то, что было скрыто во мраке. Также это карта величия и великолепия.

Внутриигровое описание
Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

Мотоцикл заменяет белого коня классической карты. Фигура ковбоя заменяет ребёнка. Светлая одежда (или блестящий хром, если будет угодно) говорит о некоей чистоте помыслов. Иными словами, всё это означает триумф индивидуальности, свободы, внутренней силы, которые и образуют фигуру «одинокого героя».

В этой карте есть и своя бочка дёгтя. Алое перо и алая хоругвь на классической карте означали перерождение и победу над смертью и своими животными инстинктами. На киберпанковской карте об этом речи не идёт.

Блик Солнца на лице ковбоя освещает мгновение триумфа. Сама карта кричит о «смерти в сиянии славы», о которой рассуждал Декстер Дешон в начале.

Быть живой легендой - всё чего я хотел

Ви

Ви не одержал победу в своей борьбе, но тем не менее, уходит красиво, на своих условиях, сохранив своё лицо и принципы в ситуации, где полная победа невозможна.

Суд

«Суд» — это карта обновления. Трубящий ангел означает воскресение и освобождение. Этот аркан говорит о важной перемене, которая ознаменует выздоровление или свершение. Это также символ вознаграждения за труды.

Внутриигровое описание

Находится недалеко от Микоси, места, где Ви примет свои ключевые решения.

Карта перенесена в киберпанковское окружение практически без изменений. Одно важное различие — два больших глаза сверху, которых нет на классической карте, и которые как будто образуют одно большое лицо на заднем фоне.

Мне кажется, эта карта описывает саму Микоси, как хранилище душ, своего рода киберпанковское чистилище. Все «воскресшие» смотрят в одну сторону и как будто завороженные, начинают двигаться в сторону большой фигуры трубача перед ними. Глаза за спиной трубача могут символизировать наблюдение и контроль, а «пасть» между ними — то место, куда уходят все «воскресшие». Таким образом, образ за спиной трубача может изображать Альт Каннингем, которая уничтожает Микоси как систему контроля, но при этом поглощает «воскресших» и интегрирует их в собственный цифровой код.

И здесь я не вижу какие-то сюжетные намёки на судьбу Ви. Карта вообще не выглядит позитивной и как-то с ним связанной непосредственно, кроме того, что сюжет Микоси ведёт Ви к решающему выбору. Для Ви это выбор способа умереть.

Карта «Суд» в целом — приговор человечности, и вообще выглядит как полный мрак и безысходность. Кто судит нас?

Мир (Вселенная)

«Мир» — это аркан завершения скитаний. Преодолев долгий путь и став мудрее, шут должен принять решение. Одни примиряются с тем, куда привела их дорога, другие вновь пускаются в путь. Этот мир широк и многообразен, и ещё никто и никогда не видел его целиком у своих ног.

Внутриигровое описание
Таро в Cyberpunk 2077 как инструмент повествования

Тело человека становится буквально манифестацией Найт-Сити: улицы, здания и огни города заполняют его форму. Это говорит о том, что Ви и город неразрывно связаны. Каждый шаг и каждое решение Ви были результатом его взаимодействия с этим мегаполисом. Даже его финальный выбор — это выбор, который он принимает на фоне города.

Первая и самая очевидная особенность этой карты — то, что она стоит на последнем месте, а следовательно, является противоположностью и дополнением «Дурака». Это проявление, исполнившее свою задачу и готовое к возвращению.

Алистер Кроули

Здесь путешествие Ви заканчивается. Мы прощаемся с городом, и скоро мы попрощаемся и с самим Ви.

Я просто хочу, чтобы мир знал, что я был здесь. Что моя жизнь имела значение.

Ви

Придворные арканы. Интерпретация карт Таро в дополнении Phantom Liberty

В Phantom Liberty добавлены четыре карты придворных арканов: Король Кубков, Король Пентаклей, Король Жезлов и Король Мечей. В отличие от арканов базовой игры, в Phantom Liberty каждая карта является отсылкой к конкретному персонажу, давая намёки и подсказки касательно их целей, мотивации и характеров.

В интернетах существуют совершенно разные интерпретации какой король к какому персонажу относится. Я склонен относить карты к персонажам соответственно их местонахождению.

Король Кубков

«Король кубков» — это карта творчества и эмоциональности. Она указывает на сильных людей, которые осознают важность своих чувств и часто руководствуются интуицией. Когда обстоятельства складываются в их пользу, они великодушны и сострадательны, но если удача отвернётся от них, они используют ваше доверие против вас.

Внутриигровое описание

Судя по месту обнаружения и активному квесту на тот момент, Король кубков - это «Сойка» Соми.

В принципе, само внутриигровое описание спойлерит, что будет, но с этой карты можно вытащить больше:

Этот человек — не тот, кто будет командовать или угрожать. Он работает тоньше: читает людей, как открытую книгу, замечает всё, что их волнует, и знает, как этим воспользоваться. Это его главный талант — заставить вас думать, что вы всё решили сами, хотя на самом деле играли по его правилам. Вы ему доверяете, и это ваше доверие он может обернуть в оружие.

Важно понимать: этот персонаж — не злодей. Его доброта, когда она есть, искренна. Но она заканчивается ровно в тот момент, когда перестаёт быть выгодной. Если ему придётся вас предать ради своей цели, он сделает это без тени сомнения.

Он может стать наставником, предложить что-то ценное, но вы заплатите за это больше, чем ожидали. Или он может стать антагонистом, тем, кто ломает систему изнутри, запускает цепочку событий, способных изменить сам мир.

Король Пентаклей

«Король пентаклей» — это карта властолюбия. Она означает предприимчивость, прагматизм и заботу об окружающих, но в то же время чёрствость и пристрастие к материальным благам. Нужно подготовиться к тому, что рано или поздно ваш мир перевернётся.

Внутриигровое описание

Это президент Майерс.

Под капюшоном скрыто лицо, но пять оранжево-красных имплантов (глаз или окуляров маски) пробиваются сквозь тень, как символ абсолютной сосредоточенности на материальной реальности. Эти пять глаз отсылают к пяти концам пентакля, что подчёркивает его фокус на мире ресурсов, стабильности и контроля. Даже медаль, которой Майерс может наградить Ви — в форме пентакля.

Звезда (тоже пентакль) освещает фигуру Короля, указывая, что Король ориентирован на материальные вещи: прагматизм и власть. В классическом Таро пентакль, удерживаемый в руках, символизирует контроль и владение материальным миром. Здесь же пентакль становится частью окружающей среды, что меняет его значение: власть исходит не от самого Короля, а из сложной системы, частью которой он является.

Этот персонаж играет роль системного лидера в истории: он часть системы, и за ним власть, контроль и материальные ресурсы. Только не ждите от него доброты: всё, что он делает, всегда оправдано прагматизмом.

Король Жезлов

«Король жезлов» — это карта расчёта и неординарных идей. Она символизирует человека, который объединяет людей вокруг себя и вдохновляет тех, кого считает друзьями. Однако его враги быстро понимают, что имеют дело с сильной, импульсивной личностью, способной нарушить клятву и совершить любую низость, чтобы добиться своей цели.

Внутриигровое описание

Карта находится на баскетбольной площадке, где мы впервые встречаем «спящего агента». Это Рид.

И здесь есть противоречие между внутриигровым описанием карты и персоной Рида. Ведь Рид не кажется тем, кто способен нарушить клятву и совершить любую низость, не так ли? Важно понимать, что это относится только к врагам, по отношению к которым Король жезлов безжалостен и против которых любые средства хороши.

Этот Король — прирождённый лидер, вдохновляющий и объединяющий людей вокруг своих идей. Он не боится проявлять силу, если это необходимо для достижения своих целей. Его поза, освещённая ярким светом, демонстрирует открытое утверждение своего авторитета.

Король Жезлов олицетворяет человека, знающего цену своим словам и желаниям, умеющего достигать желаемого, умеющего вести за собой и вдохновлять других. Но так же Король Жезлов может быть излишне импульсивным и настойчивым, вплоть до подавления других.

Нравственные качества, присущие этой персоне — активность, щедрость, свирепость, гордость, порывистость, стремительность в непредсказуемых действиях.

Алистер Кроули

Глаз циклопа — символ его способности держать всё под контролем и видеть дальше, чем окружающие. Это может быть метафорой его способности видеть общую картину и просчитывать варианты.

Король Мечей

«Король мечей» — это карта логики и твёрдости убеждений. Она олицетворяет людей со строгими принципами, известных своей заботливостью. Врагам следует опасаться такого человека: это опасный противник, который не успокоится, пока неприятель не будет повержен.

Внутриигровое описание

Это Алекс.

Перекрещенные мечи в механических руках фигуры — это явный символ защиты и контроля. Они указывают на готовность к борьбе и способность защищать свои идеалы. При этом их положение на груди подчёркивает, что все действия Короля продиктованы его внутренними принципами.

По моему субъективному ощущению, карта не оставляет ощущения некоей власти, как прочие «короли» — сама карта ассоциируется как будто не с королём, а его телохранителем, сподвижником. При этом у Короля мечей есть своя собственная идея, которая осеняет его как вдохновение. Это оставляет впечатление о нём, как о независимо мыслящем. Даже если Король Мечей действует в системе, он не растворяется в ней.

Нравственные качества человека, представленные этой картой — деятельность и мастерство, проницательность, тонкость и ум. Сила и особенность Короля мечей — в его холодном рассудке и высоком интеллекте, не замутненном эмоциями или предрассудками.

Часто Король Мечей олицетворяет человека, не способного к состраданию. Однако в нём нет жестокости — его действия, даже если они суровы, всегда продиктованы логикой или принципами.

Заключение

Таро показывают, как смысл может рождаться в диалоге между замыслом авторов и восприятием игрока. Это напоминание о том, что ваша личная история прохождения всегда больше, чем сюжет.

81
8
5
1
4
1
2
2
1
49 комментариев

Киберпанк поистине ахуенная игра, и это при условии, что они реализовали не все что задумывали

18

Потому что не смогли прикрутить к сеттингу гвинт, а карт хотелось... Но статья крутая

4
2
2

В третьем Ведьмаке Цири говорит, что была в мире, вполне себе похожем на мир Киберпанка. Могла и Гвинт занести.

Спасибо за лонг, бро. Здорово было вернуться во вселённую кп.

6

Автор, поправь плз ещё:
Учитываем, что значение карты зависит часто зависит

3

импульсивной личностью, способной нарушить клятву и совершить любую низость, чтобы добиться своей цели.А мне кажется это как раз про Рида, хоть он мне и нравится, но в конце на баскетбольной площадке он вполне ясно говорит, что пойдет на все это снова и снова, и снова найдет кого-то на роль Сойки и снова произойдет все, что произошло с ней, во имя его службы стране.

Спасибо за лонг! Интересно было почитать и карты рассмотреть в сравнении с реальным таро, в игре у меня как-то не было желания в это вникнуть, да и в целом никогда интереса к таро не было.
Киберпанковское переосмысление карты Правосудия самое трогающее тут, на мой взгляд, особенно вспоминая квест и судьбу Эвелин.

5

Я убил Сойку и он признал мою правоту

2