Privateer / Trader

О жанре, который мы потеряли.

Privateer / Trader

Суть

На некогда популярном ресурсе Ag.ru у этого жанра было вполне конкретное название - Privateer/Trader, так что для общего удобства будем использовать его. Как говорят старики, ноги у всех проектов такого рода растут из Elite 1984 года, которую вживую видели только сотрудники отдельных НИИ, и Sid Meier's Pirates!, в которую некоторым довелось поиграть на Сеге, сидя перед черно-белым телевизором “Горизонт”. Цветной японский телевизор родители разумеется берегли для просмотра “Старых песен о главном” и видеокассет с фильмами “Няньки” про накачанных близнецов, "Караван смерти", где бравый усач Панкратов-Черный воевал с моджахедами, и той самой порнографической кассеты, которую вы, само собой, все равно нашли, как бы ее от вас не прятали.

Основными характеристиками жанра можно назвать следующие:

Открытый мир, который живет независимо от игрока: npc-торговцы спешат по бизнес-делам, npc-пираты на них нападают, экономика в локациях меняется, а соперничающие фракции на наших глазах ведут между собой войну, в некоторых случаях даже отбирая друг у друга территорию. Все это происходит не по триггерам, а “вживую”.

Доходило до того, что в отдельных проектах, "живое" взаимодействие npc с миром могло привести к глобальным последствиям. Например, если играть в Космических Рейнджеров на высоком уровне сложности, есть вероятность, что npc сдадут захватчикам все сектора галактики вокруг того, где сидит игрок, который вместо геройских подвигов был занят контрабандой предметов роскоши или гоп-стопом. Это как если бы в Скайриме, пока вы бегаете по подземельям, норды-сепаратисты взяли бы штурмом Вайтран, а Алдуин со своими драконами захватил весь регион вокруг Рифтена.
Но нет, в Скайриме все сидят смирно и ждут, пока его величество Игрок соизволит отвлечься от ловли бабочек. Война и драконы подождут, потому что они - просто декорация.

Карта из Космических Рейнджеров. Окажись ваш персонаж в системе Муфрид, любезно помеченной красным квадратиком - не факт, что ему удалось бы оттуда выбраться. Особенно, если к тому времени бы пали еще неоккупированые Альфекка и Шеат.
Карта из Космических Рейнджеров. Окажись ваш персонаж в системе Муфрид, любезно помеченной красным квадратиком - не факт, что ему удалось бы оттуда выбраться. Особенно, если к тому времени бы пали еще неоккупированые Альфекка и Шеат.

Свобода выбора занятий: игрок волен торговать, выполнять поручения, исследовать карту, добывать ресурсы, грабить караваны или же наоборот охранять их. Где-то пиратство сводилось к простому расстрелу мобов, где-то система предлагала выйти с ним на связь и угрозами выбить из них товар или деньги. Так же и с торговлей - где-то вы возили взад-вперед три вида товаров, а где-то - длинный список, и можно было отслеживать по таблицам, в какой локации и что выгодно сейчас продавать, а что - покупать.

Ex Machina. Везем на Белазе несколько тонн книг для самой читающей нации
Ex Machina. Везем на Белазе несколько тонн книг для самой читающей нации

Наличие разных фракций, ведущих конфликт. Возможность примкнуть к ним, система репутации, фракционные линейки квестов. Если вы портили отношения с какими-то расами в Космических рейнджерах, то в случае приближения к контролируемым ими планетам, вам навстречу вылетали военные корабли и требовали сесть на поверхность и проследовать в тюрьму, или открывали огонь.

Где-то вы были строго одиноким странником, другие проекты позволяли собрать вокруг себя флот сторонников или создать свой собственный клан, который даже без вашего активного участия вел дальнейшую экспансию (ну или безбожно сливал).

В Корсарах можно было примкнуть к пиратам, а можно было выбрать одну из трех конкурирующих держав
В Корсарах можно было примкнуть к пиратам, а можно было выбрать одну из трех конкурирующих держав

Сюжет: где-то спасаем мир, где-то корону, где-то пытаемся разобраться, что происходит. Как правило, история в таких играх есть, и мы не просто развлекаем себя сами без глобальной цели.

В Механоидах сюжет был интересный и закрученный. Правда из-за того, что все персонажи были ИИ, ему несколько не хватало человеческого тепла
В Механоидах сюжет был интересный и закрученный. Правда из-за того, что все персонажи были ИИ, ему несколько не хватало человеческого тепла

Но в основе всего, пожалуй, лежат экономика, живой мир и свобода выбора.

А у нас

Расцвет жанра в российском геймдеве пришелся на нулевые. В эти годы вышли основные флагманы, много говорить про которые нет смысла, так как на этом сайте про них и так написано достаточно (на самом деле, нет) статей.

Космические Рейнджеры - спасаем Галактику под красивую музыку.

Экс Машина - развозим картошку в мире Безумного Макса.

Механоиды - изучаем мир летающих роботов и пытаемся понять, а кто сделал.

Корсары - отдаем швартовы и свищем всех наверх. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Испанцы!

Если вернуться еще на десятилетие назад, в страшные девяностые, где убивали людей и все бегали абсолютно голые, то мы увидим как с планеты стартует корабль-бумеранг Паркан, а сквозь цепь миров навстречу психоделическим приключениям летят Вангеры. Но в такое сейчас играть смогут только самые смелые.

А у них

На западе пару раз перевыпустили Пиратов Сида Мейера, но, в целом, жанр ушел в космос: Wing Commander: Privateer, Freelancer, серия Х, новая Элита… Как ни крути - это все космосимы, где не каждый захочет бороться с управлением и играть в эксельку.

Из более-менее новых (кхм) проектов можно назвать, пожалуй, только серию Sunless, да сильно натянуть сову на глобус с Kenshi или даже Mount and Blade. Но в последних отсутствует важнейший компонент - стройный сюжет. Все-таки Кенши и МБ - это песочницы, где цель надо придумывать самому.

Sunless Sea. На первый взгляд, практически Космические Рейнджеры. 
Sunless Sea. На первый взгляд, практически Космические Рейнджеры. 

Конец прекрасной эпохи

На сегодняшний день можно смело сказать, что жанр ушел в небытие, уступив место выживачам, песочницам и прочим играм с открытым миром. Живая симуляция экономики с шустрыми npc больше никому не нужна - зачем, если можно прикрутить мультиплеер, и игроки сами создадут и экономику и кланы и разделение труда (см. например EVE Online)? А если не мультиплеер - то к чему городить огород с какой-то там экономикой и симуляцией? Лучше, чтобы в игре был открытый мир, рыбалка, можно было убивать сотни врагов, лутать хабар, строить домики, крафтить пухи, майнить руду и брать бесконечно генерируемые квесты на зачистку вышек.

Судите сами: за последние 15 лет мы увидели в жанре только пару нишевых игр-читален, да безумного Кенши (2016 год, кстати, почти десять лет прошло). Ну и космические леталки (да простят меня виртуальные космонавты, которые, обжигаясь пьют ваккуум Elite или X4, мне этот жанр кажется сложным и визуально скучным).
Механоиды 3 после нескольких лет разработки уснули летаргическим сном, в ожидании, что их оживит какой-нибудь криптовалютный миллиардер. Таргем Геймс сделали онлайн шутан на машинках и про Экс Машину молчат. Как-то еще трепыхаются Корсары, но особого ажиотажа вокруг них не видно.
Судя по всему, продать сейчас кому-то идею: "ну ты там ездишь, торгуешь и воюешь с ботами" - очень непросто. Первый же вопрос будет: а почему не онлайн и зачем боты? Разве люди не хотят играть с другими людьми?

НУ ПРАВДА ЖЕ, РАЗВЕ ВЫ ЭТОГО НЕ ХОТИТЕ?

Впрочем, вы можете выдвинуть и свои версии, а так же накидать других игр в жанре. Даже интересно, что там еще такого вышло, пусть даже и в космосе.

А возможно, все дело в том, что эту игру должен разработать ты, дорогой анонимус. Не очередной лубочный “русский Фаллаут” про мужиков в ушанках и с калашами. Не наспех собранную бродильную про панельки, ларьки и гопников, в которую полагается играть под Russian Doomer Playlist. И даже не соулс-лайк или Балдурс Гейт в мире славянского фентези, где надо сражаться с кикиморами и Кощеем Бессмертным, ездить на Сивке-бурке вещей каурке и хилиться продуктами из скатерти-самобранки.

А ту самую игру, где ты загружаешь трюм товарами и отправляешься в путь, гадая, не попадутся ли тебе навстречу бандиты, окупится ли рейс и хватит ли на новый движок. И не найдешь ли ты, заблудившись и пропустив нужный поворот, таинственную локацию с артефактами, сокровищами и разгадками тайн.
Игру, суть которой - одинокое странствие под палящим солнцем, в холодной пустоте космоса, или среди индустриальных руин. Дорога по которой мы идем, ведет в никуда. И неизвестно, где встретит нас смерть. Когда вспоминаешь об этом, все в мире кажется простым и ничтожным.

И тогда наступает прозрение...

Кто знает откуда картинка, получает +10 очков опыта!
Кто знает откуда картинка, получает +10 очков опыта!

...что такой игры все равно больше не будет.

Впрочем, не ровен час, через несколько лет каждый из нас сможет сам создать для себя любую игру, какую пожелает, используя AI-инструментарий. Или даже просто попросить AI сделать продолжение любимой игры буквально одним запросом к какому-нибудь ChatGPT+DevKit.
Может тогда и возродим легендарные серии, и даже сделаем ту игру, где ты типа играешь в ГТА, но в своем городе и можешь к себе домой зайти.

79
3
3
67 комментариев

Симуляция живого мира не нужна никому кроме мелкой кучки фанатов. Если посмотреть зарубежные обзоры тех же Космических Рейнджеров - никто ею особо не восхищается. Могут упомянуть что существует, но в целом на ВАУ не тянет.

С точки зрения разработчика делать и полировать ее (так чтобы она не схлопнулась от действий игрока или плохого баланса) - это адский труд где любое изменение оружия, экономики или ИИ ведет к ребалансу буквально всего (т.к. всё на всё влияет). На такое только упоротые маньяки живущие за счет мамки/жены способны (см. разрабов КР), нормальная коммерческая игровая студия делать такое не будет. А еще это не продашь издателю, потому что аудитория у таких игр - пшик один.
Еще один момент - с характерами персонажей. В симуляции практически нереально сделать персонажей которые бы имели интересные характеры, влияли на сюжет и при этом были бы нормально озвучены. Представь себе персонажей уровня Астариона или Карлах из BG3 - чтобы сделать игру в которой таких персонажей будет генерить система, в нее нужно влить десятки миллионов баксов и привлечь топовых специалистов. Такое может сделать либо Rockstar, либо Ubisoft (если напряжет все свои студии), остальные просто физически неспособны.
Ну и конечно квесты в такой игре максимум "курьер/убийца". Ничего что оставит на душе царапину или запомнится там не будет. Поэтому в тех же КР есть нашлепка в виде текстовых квестов (которые живут отдельно от всей симуляции).
И еще одно, оно по-моему самое главное. Разрабам не интересно чтобы ты играл в одну и ту же игру годами и не платил за это ни копейки. Разрабы хотят кушать и кормить своих детей, а значит им надо выпускать больше игр. Поэтому вместо того чтобы делать тяжелую рискованную систему, они лучше сделают больше разного контента, часть положат в одну игру, часть - в другую. И все будут счастливы.

С точки зрения игрока - мне вообще наплевать что делают другие персонажи управляемые ИИ. Если они способны метаться туда-сюда по карте иммитируя бурную деятельность и/или спавниться и генерировать сценки как в Far Cry 5 или Сталкере - мне достаточно. Если NPC убьют ключевого босса к битве с которым я долго готовился - мне такое вообще не надо. Если пираты убьют прикольного персонажа с которым были бы прикольные квесты - тоже нафиг. Если сделают за меня квест и я не получу награду за то что слишком долго бежал от точки А к точке Б - Alt+F4 -> Uninstall -> Refund.
А еще с точки зрения игрока - в мире слишком много разных игр выходит чтобы сидеть в одной. Я лучше поиграю в эту пару месяцев (максимум) и пойду другие смотреть. Конечно в мире есть люди до сих пор играющие в третьих Героев или КР, вот только они никуда не платят за это и поэтому никому не интересны.

10
7
4
1

Дофига кому интересно, в Баннерлорд, Старсектор, Санлесс, Кенши, Боевых Братков, Сталкер Гамму очень много народа играет, не всем нужно линейное кинцо.
Опять таки персонажей с озвучкой\историями вообще без проблем можно в этот жанр добавлять, во многих примерах из перечисленных есть.

18

Разрабам не интересно чтобы ты играл в одну и ту же игру годами и не платил за это ни копейки. Разрабы хотят кушать и кормить своих детей, а значит им надо выпускать больше игр.

Этот конфликт интересов для синглов уже давно решили пилением длц с новыми механиками. Пароходы свои контурки и фираксис циву годами так доят

4

С точки зрения разработчика делать и полировать ее (так чтобы она не схлопнулась от действий игрока или плохого баланса) - это адский труд где любое изменение оружия, экономики или ИИ ведет к ребалансу буквально всего (т.к. всё на всё влияет). На такое только упоротые маньяки живущие за счет мамки/жены способны (см. разрабов КР), нормальная коммерческая игровая студия делать такое не будет. А еще это не продашь издателю, потому что аудитория у таких игр - пшик один.

Интересено, смогут ли эту работу отдать на откуп ИИ в обозримом будущем. Что бы он крутил все это за спиной игрока. Реально то симуляция никому почти не нужна, главное что бы с точки зрения игрока казалось что она есть.

2

Смолвил как боженька.
Только насчет много разных игр, чтобы сидеть в одной - не совсем верные примеры.
Народ-то сидит не Героях и КР - это капля в море, полтора нерда из Бугульмы и Сарапула. Массовый игрок годами играет в ГТА онлайн, Форнайт, Дотан, КаЭсик, Овервоч, Майнкрафт и проч.
Вот где тысячи и сотни тысяч игроков.

1

Симуляция живого мира не нужна никому кроме мелкой кучки фанатов.Симс - никому не нужный обскьюр?

Симуляция живого мира никому не нужна, а километровые холивары про А-лайв в Ссалкере походу боты разводили.