Прошёл Final Fantasy XVI. Игра меня разочаровала.
Мне нравятся разработчики из Creative Studio III. Большой фанат их FFXIV и считаю что там прекрасные данжи и рейды, и великолепный сюжет, который порой в аддонах круче чем в некоторых синглплеерных играх. Поэтому когда появились новости что они будут делать следующую Final Fantasy, я её очень ждал. Я надеялся что тот уровень повествования и персонажей, и то как разработчики дизайнят бои, проявится в новой игре. И что-то у них получилось, что-то нет, а в итоге жаль потраченного времени на эту игру.
Производительность и визуал.
Это первое с чем сталкиваешься в игре и ситуация полнейший кошмар по всем фронтам. Я не понимаю как эта игра так плохо работает и почему это не особо не обсуждалось. Постоянные притормаживания, FPS прыгает как кардиограмма человека с аритмией, а к концу игры, в некоторых локациях просто по 20-30 фпс. При этом локации с точно таким же визуалом, тех же самых руин, в начале игры работали чуть лучше.
И такое в игре повсеместно. Я могу понять когда какая-то игра тормозит в открытом мире или в каких-то сложных сценах с частицами, или RTX, но FFXVI без разницы где тормозить.
Иногда игра умудряется терять кадры прямо во время катсцен, которые ещё и залочены на 30 фпс, в классической манере Square Enix. Локации в игре где игра не тормозит, можно пересчитать по пальцам одной руки и пустыня лучшая из них. Там где ничего нет, там игра не дропает кадры очень сильно.
Digital Foundry сказали что играть нужно с динамическим апскейлингом, но это полнейшая глупость как мне кажется. И кто-то может сказать "да, твоя 2070S и Ryzen 5 3600 уже не тянут" и я соглашусь, что мой ПК уже не шибко актуальный, но при этом игра то и не выглядит так чтобы так плохо работать. C DLSS в 1080р! Что в игре какие-то хорошие текстурки? Да вроде нет. Иногда они очень плохо выглядят, если присмотреться. Каких-то невообразимых технологий, которые бы оправдывали потерю FPS, как в Star Wars Outlaws, тут тоже нет.
При этом сама игра ещё и выглядит очень скучно. Final FANTASY, фэнтези, фэнтезийные миры, хочешь увидеть что-то интересное, красивое, необычное, а бегаешь чаще всего в однотонном месиве.
Города с кристалами выглядят интересно, хотя их размер передан не очень удачно и один гигантский водопад впечатляет, но в остальном в игре глазу не за что зацепиться. Желание использовать фоторежим чтобы что-то заснять, у меня не возникало. Вот например Elden Ring - там много типов локаций, классно используют цвета, отличная работа художников и чувствуется фэнтезийный дух. Выглядит гораздо интереснее того что представлено в FFXVI.
И странно видеть что разработчики Final Fantasy XIV решили что 16 часть должна быть максимально невзрачной большую часть времени. Только иногда в боссфайтах игра начинает использовать всю возможную палитру цветов и делает это так агрессивно, что порой ничего не видно. Удачи заметить какую атаку начинает босс. А если хотите сделать себе игру сложнее на боссах, то берите всегда скилл песчаного вихря.
JRPG, без RPG.
Я бы может и не стал писать про ситуацию с RPG элементами в игре, в жанре JRPG всё "не так как у людей", но Йошида сам заявил следующее в интервью о игре
Йошида пояснил, что лет пятнадцать назад, когда термин JRPG только появился, некоторые японские девелоперы восприняли его в качестве дискриминации. «Как будто над нами потешались за то, что мы делаем такие игры. Поэтому у кого-то из специалистов слово JRPG может вызывать негативные эмоции. Тогда в Японии это не было комплиментом», — поделился продюсер. Тогда термин JRPG проводил линию между японскими и «нормальными» RPG.
Значит японские разработчики, хотят чтобы их считали за нормальные RPG. Им не нравится когда JRPG считают обрезками RPG жанра. Но при этом в игре нет диалоговой системы, сюжетной вариативности, про отыгрыш даже минимальный, и речи быть не может, а прокачка выглядит вот так.
Всё это просто новые магические абилки, которые появляются по сюжету. Одновременно можно использовать только девять и никаких билдов в игре не сделать. Ну то есть теоретически можно называть тот набор 9 скиллов, билдом, но это смешно для жанра RPG. При этом хоть абилки и разных элементов, системы резистов в игре нет. Что ты огненного моба огнём бьешь, что ледяного, разницы никакой. В Dead Island 2 система с элементами и прокачкой лучше сделана, а там разрабы не говорили что у них RPG, у них там обычная экшен игра.
И экран повышения уровня, который показывает изменение характеристик Клайва, просто бесполезная чушь, хуже только цифры урона в катсценах, которые там вообще не нужны.
У персонажа повысилась сила, так и что это меняет? Я смогу экипировать какую-то новую броню? Нет, у трёх типов шмоток что есть в игре, нет никаких требований по статам. Даже более того - они появляются у кузнеца и в магазине после сюжетных миссий, ты их покупаешь или крафтишь из того что выпало на миссии и всё. Миссия - купил новые шмотки - миссия - купил новые шмотки - миссия - опять новые шмотки.
Но может хотя бы у экипировки есть какие-то интересные эффекты чтобы разнообразить геймплей? В большинстве случаев это просто повышение защиты, хп, увеличение атаки или мизерное снижение кулдауна скилла. Есть одна на улучшение эффекта зелий лечения, есть ещё одна которая заряжает автоматически магию.
Ужасная система, потому что она максимально прямолинейная и не даёт никакой вариативности. Каким боком это RPG? Только J есть в этой игре.
Боевая система, это недоделанный Devil May Cry.
Нет, боёвка не однокнопочная, как это любят утверждать некоторые. В игре можно крутить клёвые комбо, есть парирования и контр атаки, и скиллы с различными фишками. Которые судя по ачивкам в стиме, не все поняли как использовать.
Боссфайты сделаны великолепно и вообще лучшая часть игры, хоть порой там и не видно что происходит. Много механик прямиком из FFXIV ! Одна только проблема, что парирования скиллами на боссах иногда вызывают то что ты ловишь второй удар босса. Как мне кажется, парирование должно прерывать комбо боссов, а не ставить Клайва под удар.
Так же у игры есть гигантская проблема связанная с системой трёх наборов скиллов - их можно переключать только в одну сторону! Почему нельзя было сделать четыре набора и переключение так же, как переключение стилей Данте в DMC? Вместо этого они крестовину отдали собаке, атаки которой могли быть встроены в комбо Клайва.
Почему, если они ориентировались на DMC и там работал дизайнер боевой системы DMC, в игре нет стандартных комбо завязанных на направлении движения персонажа или на тайминге ударов? Ну знаете когда ты отводить стик от противника и жмешь удар чтобы подбросить, а потом в воздухе делаешь удар, ждёшь, делаешь ещё несколько ударов для комбо. Фанаты сделали мод, где такое немного добавляется в игру. Так почему разрабы не додумались?
Мне не понравилось что разрабы очень часто используют одних и тех же минибоссов. Сражаться с тем же противников, с тем же набором умений, несколько раз за игру, очень скучно. У минибоссов прилично ХП, поэтому быстро их завалить не получится. А ещё в игре очень много мусорных боёв с обычными челами, которые слабее чем солдаты в какой-нибудь Dynasty Warriors. Они просто время тратят.
Бои гигантских эйконов сделаны клёво, в них много эпичности, они впечатляют, но сложности в них даже меньше чем в обычных боях.
И в игре ужасный баланс катсцен и геймплея. Одно комбо катсцен шло 17 минут и вроде это немного по меркам некоторых игр, но потом там чуть-чуть геймплея и опять катсцены!
Слабый сюжет. (спойлеры)
Сразу же насчёт того как можно улучшить сюжет первой половины игры - не показывать что Джошуа жив. Клайв сидит, страдает, страдает, потом ещё страдает, убивается что убил брата, что ему надо принять правду что это он убийца, хочет себя убить, а потом решает искупить вину иначе. И эта драма совсем не работает, потому что мне уже показали что Джошуа жив и я знаю что Клайв убивается почём зря.
И весь сюжет игры мечется от одного к другому, пытается то дворцовые интриги какие-то показать и не получается, то жизнь людей под гнётом, и не получается, то там рассуждения о том как люди слишком полагаются на ресурс который убивает их планету, и это не докручивают. В итоге всё сходится к тому что нужно драться с инопланетянином за право жить на этой планете. Вся политика в сюжете ни о чём и мне кажется что было бы лучше, если бы в игре не было всей мути о инопланетном боге. Его, как и большинство других персонажей, никак нормально не раскрывают, он просто злой, хочет свою расу пробудить, а людей убить. Если бы они сфокусировались на проблемах ограниченного ресурса который вызвал вражду и что людям нужно перестать на него полагаться, история была бы гораздо интереснее.
В этом есть большая трагедия игры - эти же разработчики выпустили два аддона для FFXIV, где у антагониста была похожая мотивация, но он был персонажем, был личностью с характером, у него была история, там всё было выстроено так, что его можно было понять и ему хотелось сопереживать. Людям настолько понравился сюжет аддонов, что они устроили овации сценаристке, а антагонист попал в топ лучших злодеев серии Final Fantasy.
В то время как многие отрицательные персонажи FFXVI, просто отрицательные, поехавшие и злобные. Что там за мать у Барбатоса, я вообще так и не понял, да и интереса узнать об этом подробнее, у меня не появилось. Ожидать от персонажей FFXVI, что-то комплексное и неожиданное, совершенно не стоит.
Я считаю что, нет ничего плохого если у вас в игре простой сюжет про борьбу добра со злом, такое вполне может работать, но сценаристы 16 части распылялись во все стороны, не сфокусировавшись ни на чём, а концовка получилась максимально неудовлетворительная и такая до какой вы можете догадаться даже не запуская игру, если вы фанат серии Final Fantasy. Один персонаж умер глупо, просто ради ничего, другой непонятно зачем вообще нужен, политические интриги ни на что толком не повлияли. В сюжете ещё много вещей, к которым можно докопаться, но я уж не стану заниматься этим.
За всю игру мне понравились только два персонажа, это Дион и Дядя. Они классные, самые живые из всех. Дион так вообще, в отличии от Клайва, всю стадию уныния прошёл за пару дней, собрался и пошёл мстить и исправлять свои ошибка. А дядя весёлый, разгружает вечно депрессивную обстановку, и ещё на Артура Моргана похож.
Ну и конечно Торгал лучший мальчик!
И ещё одна претензия, небольшая - почему Клайв всё время так разговаривает, словно его вырастили в библиотеке? Он всю игру шепчет. Один раз он заговорил нормальным голосом и это было самым неожиданным моментом в сюжете игры. Я знаю что это не проблема Бена Старра, он хороший актер озвучки, это именно такое странное направление для персонажа.
В итоге.
Игра не отвратительная, нормальная, просто какая-то вся недоваренная и совсем не такая, какую ждёшь от людей что выпустили великолепные Shadowbringers и Endwalker аддоны для FFXIV. Боссфайты классные, в них чувствуется опыт разработчиков из FFXIV, но всё остальное не дотягивает. Оптимизация лютый ужас. Никакого RPG в игре нет. Перепроходить или проходить на 100% нет желания. В какой-то момент, во время игры, я думал "да когда же эта игра закончится", казалось уже часов 80 наиграл. Нет, только 45. И когда ощущение что игра длится вечность, а после прохождения радуешься что можно пойти поиграть во что-то другое, это плохой знак для игры.