Как композитор Civilization 7 понял Россию? Музыкальный анализ «Russia, Modern Civ», главной темы российской фракции

Почему трек скорее «европейский», несмотря на аллюзии к Шостаковичу и Чайковскому.

Написал andre500
Специально для блога биржи FunPay
Как композитор Civilization 7 понял Россию? Музыкальный анализ «Russia, Modern Civ», главной темы российской фракции

14 января студия Firaxis Games опубликовала на YouTube главную тему России в Sid Meier's Civilization VII. Мне, как профессиональному музыканту, стало интересно, как американский композитор Роланд Риццо видит нашу с вами культуру, и действительно ли этот саундтрек можно назвать «русской темой»?

Я послушал «Russia, Modern Civ» бессчётное количество раз, и пришёл к выводу: можно, но с оговорками. А теперь рассказываю о своих выводах подробнее.

Композитор учил матчасть

При первом прослушивании я поймал себя на мысли, что Риццо хорошо углубился в русскую классическую музыку 19-20 веков. Только звучит «Russia, Modern Civ» всё равно по-европейски: во-первых, на это влияет поступенное движение мелодии — когда звуки идут подряд, плавно переходя один в другой, без резких скачков, как шаги по лестнице. Для русской мелодики же характерны широкие скачки, после которых уже будет уместно нечто подобное.

Во-вторых, свою роль сыграла гармоническая фигурация — движение мелодии по звукам аккорда, вы слышите это с первых секунд саундтрека. Подобное построение — эталон европейского классицизма. И, наконец, вишенка на торте — это появление сначала мелодического, а затем и гармонического минора, не типичного для русской классической музыки (с 00:36).

Композитору стоило добавить в мелодию больше широких скачков, в особенности на интервалы (расстояние между звуками) чистой квинты и сексты: так мелодия станет звучать более аутентично. В местах плавного движения можно присоединить вторую мелодию на расстоянии интервала терции или сексты.

В русской музыке у такой мелодии есть термин «втора».

Но давайте не забывать, что мы говорим об авторе, который не родился в России и не развивался под влиянием нашей культуры, но тем не менее смог погрузиться в неё с целью написать аутентичный саундтрек. И при этом в музыке нет прямых цитат из русской классики — Риццо сочинил всё сам...

...Хотя некоторые комментаторы с YouTube заметили, что «Russia, Modern Civ» до подозрительного напоминает главную тему «Охоты за "Красным октябрём"»: треки и правда имеют схожую последовательность аккордов, это слышно невооружённым ухом с первых секунд. Но на этом сходства двух саундтреков заканчиваются. Композитор мог сознательно взять эту последовательность аккордов в свою композицию, но считать это за плагиат не стоит: в музыке существует ограниченное количество аккордов и их сочетаний, которые часто повторяются в самых разных жанрах и стилях. К тому же, музыка узнаётся в первую очередь за счёт мелодии, а не аккордов, которые сопровождают мелодию — и вот мелодии-то тут разные.

Мои рассуждения о референсах можно смело записать в «притягивание за уши», но попробуйте послушать мелодию не один, а несколько раз, — и сравнить с теми композициями, что мне удалось собрать.

Контрастная полифония и Глинка

Первый эпизод саундтрека (с начала до 01:28) построен в технике контрастной полифонии, то есть музыка содержит не одну, а две одинаково значимых мелодии, у струнных (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) и группы деревянных духовых инструментов (флейты, гобои, кларнеты и фаготы). Эти мелодии звучат одновременно, но в то же время друг от друга их отличают ритм, высота звучания и несовпадение кульминаций.

Нас интересует мелодия у деревянных духовых, отданная гобою (с 00:40), — широкая и напевная, её ещё называют кантиленой. Именно у гобоя она встречается в произведениях многих русских композиторов: например, в увертюре к опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (с 00:43).

К мелодии гобоя в саундтреке можно было добавить втору: это добавит русской колоритности и выделит мелодию на фоне остального оркестра. Сейчас на первом плане звучит группа струнных инструментов, которая, как мы выяснили ранее, имеет европейские оттенки.

Военный марш и Революционные песни

Вторая часть саундтрека (с 01:28) имеет резкий контраст и написана в стиле военного марша. За счёт пунктирного ритма (когда звуки чередуются так, что один длится дольше, а следующий за ним короче) мелодия схожа с революционными песнями: например, «Варшавянка 1905 года».

Ударная группа оркестра и фанфары медных духовых (короткие, торжественные мелодии, которые играют чаще всего на трубах) напоминают патриотическую песню времён Великой Отечественной «Священная война».

Не случайно разработчики решили добавить в игру реактивную артиллерийскую установку «Катюша».

Улетай на крыльях ветра

Риццо ни разу не процитировал что-то из русской музыки, как сделал это в саундтреке «Kalinka» в Civilization VI. Однако, яркие аллюзии на классику всё же присутствуют. Следом за маршем наступает очередной контрастный эпизод (с 02:43), напоминающий вступление хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина.

«Псевдовступление» развивается, но заветный женский хор далее не последует, и вместо него открывается следующий контрастный эпизод. Это большое упущение: кульминации не произошло, слушатель ни к чему не пришёл. Бородин достигает наивысшей точки напряжения через хор, но сделать кульминацию можно и теми средствами симфонического оркестра, что были у Риццо — тогда и переход к следующему разделу саундтрека был бы логичнее.

Чайковский и Шостакович

Общей кульминацией саундтрека становится ещё один военный марш — ещё более мощный по звучанию и могущественный по характеру. Вихри на глиссандо (приём, при котором происходит плавное скольжение от одного звука к другому) в духовой группе (с 04:04) напоминают аналогичный приём у Петра Ильича Чайковского в «Падеде» из балета «Щелкунчик» (с 04:14). Только вот само скольжение довольно короткое и его едва слышно в общей массе оркестра.

А вот от концовки саундтрека веет аллюзией на седьмую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (с 07:26), где зловещесть передаётся через ударные инструменты.

Это не чистый приём русских классиков, но в контексте военных маршей вспоминается именно Шостакович.

Саундтрек «Russia, Modern Civ» интересен тем, что здесь нет явного заимствования, как это было в уже упомянутом саундтреке «Kalinka» из Civilization VI. В этот раз Роланд Риццо смог глубже закопаться в нашу культуру и найти в русской классике мелкие, едва заметные детали, которые встречаются в произведениях Глинки, Чайковского, Бородина, Шостаковича и других композиторов.

Приёмы, что использовал Риццо, подходят для стилизации саундтрека под русскую музыку. Но их можно было использовать в большем количестве. Внедрение в оркестр русских народных инструментов (гусли, домра, гармонь и другие) могло бы повысить аутентичность звучания. А вот применение композитором гармонического и мелодического минора, напротив, её понизила.

Россия в Sid Meier's Civilization VII представлена в сборной солянке эпох: здесь Екатерина II соседствует с казаками на лошадях и «Катюшами». А потому и в музыке русский классицизм переплетается с яркими военными маршами. Композитор видит Россию такой, какой её изображают разработчики игры, и пытаться провести параллели с реальным миром, пожалуй, не стоит.

7979
5151
99
44
33
22
11
11
11
11
183 комментария

Россия и есть Европа, вся наша культура - европейская. Вот и трек - европейский.

110
13
3
1

Наша культура — это которая? В России столько национальностей и вероисповеданий, и на таких разных географических широтах и долготах, что это очень, конечно, смелое заявление.

37
31

Это факт , Азия и восток с югом у нас не прижились

11

Всё так.
Глинка, Чайковской, Шостакович, будучи без всяких сомнений гениями, работали абсолютно в русле европейской (а другой, строго говоря, и не было) академической музыки. Тот факт, что они добавляли в неё национальный колорит, не делает её обособленной - нац. колорит был и у Вагнера, и у Верди, и у Бизе.

10

Россия может и является частью Европы. Вот только европейская культура - все же условная, и из-за исторических событий с примесью азиатских культур , и это не рассматривая что в России в республиках культура еще сильнее будет различаться . Так что наша культура - феномен

4
2

Россия - третий Рим, по факту только в России остались традиционные европейские каноны (П.С. знаю о чем говорю, прожил в восточной Европе 6 лет)

2
1

Тут сыглы. Впрочем, сама композиция мне пока не зашла. Может, распробовать нужно. Калинка из шестой хоть и заебала, но концептуально мне подход понравился. А у некоторых цивилизаций вообще пушка получилась: у зулусов, венгров, кри, например.