Дэвид Линч: все фильмы - от худшего к лучшему (коротко)
Never, oh! never, nothing will die; The stream flows, The wind blows, The cloud fleets, The heart beats, Nothing will die.
Когда вся страна смотрела "Твин-Пикс", я жил в интернате без телевизора. Поэтому первый раз я увидел фильм Линча в 1995 году в студенческом киноклубе: это был "Wild At Heart". Запомнилась невероятная по тем временам жестокость: Кейдж в начале долго бьет какого-то чувака головой об лестницу. Жуткая улыбка Уиллема Дефо, нацепившего на голову чулок. Герои одновременно были бандитами и персонажами "Волшебника из Оз": злая колдунья появлялась в начале, добрая фея - в финале. Кейдж, поющий в финале "Love me tender", - это идеальный хэппи-энд.
Сейчас фильмы Линча я бы для себя расположил в таком порядке:
- Inland Empire / Внутренняя империя (2006) - сумбурно, но все равно любопытно: за всю карьеру Линч не снял ни одного плохого фильма.
- The Straight Story / Простая история (1999) - спокойный фильм о тихом обаянии деревни напоминает о том, что Линч - стопроцентный американец, никогда не забывавший о своих корнях.
- Dune / Дюна (1984) - красочная космическая опера с экстравагантным гримом и костюмами - не шедевр, но все равно гораздо лучше убийственно серьезной экранизации Вильнева.
- Eraserhead / Голова-ластик (1977) - отличный экспериментальный фильм: в нем много облаков и белого огня - будь в нем больше земного, смотрелся бы гармоничнее
- Twin Peaks / Твин-Пикс - все три сезона и полнометражный фильм: когда-то я считал, что эпизод, в котором агент Купер говорит "Лора, не бери кольцо", - лучшее отображение потустороннего мира на экране.
- Lost Highway / Шоссе в никуда (1997) - лучший гипнотический фильм Линча - каждый помнит, как завораживают эпизоды с бегущей вдаль дорогой не из желтого кирпича
- Blue Velvet / Синий бархат (1986) - часто фрагменты фильмов Линча смотрелись как видеоклипы: вот и этот фильм, возможно, всего лишь гигантский ролик к песне, исполняет которую Изабелла Росселлини
- Mulholland Drive / Малхолланд драйв (2001) - ходил на него в кино несколько лет назад и только в этот раз примерно понял, как устроен сюжет (всегда избегал читать интерпретации): тем приятнее были все его смутные, невнятные элементы
- Wild at Heart / Дикие сердцем (1990) - выше бегло описал первые впечатления. Один из самых важных для меня фильмов.
- The Elephant Man / Человек-слон (1980). В финале за кадром мы слышим строки из стихотворения Теннисона (во время первого просмотра я не понимал - что это, зачем это: было неожиданно и волшебно). "Течет река. Дует ветер. Несется облачко. Стучит сердце. Ничто не умрет". Спи спокойно, дорогой Дэвид.