Айсберг российского игростроя
Есть мнение, что в РФ никто не делает нормальные игры. Сейчас среднестатистический ДТФ-ер кроме Атомика, Лупихро и Мисайд и не вспомнит ничего. Где-то ещё Смута маячит как что-то сомнительное, и бесконечное количество визуальных новелл. В этом посте я расскажу о тех ребятах, о которых вы вряд ли слышали, но которые делают неплохие инди игры, и по воле случая - наши соотечественники.
Кто я такой? Я соло разработчик, делаю игры с 2004-го года. Больше для собственного удовольствия. Всё время увлекаюсь инди-играми и слежу за этой небольшой нишей. Играл в инди-игры ещё до того, как появилось само понятие "инди" =)
Ответственно заявляю, что русские инди-разработчики делают игры всё время. Но редко рассказывают о них аудитории в РФ. Я не могу за них ответить на вопрос почему, лишь предполагать: скорее всего не видят смысла, т.к. аудитория чересчур токсичная.
Со своей стороны скажу, что у нас очень много игроков, которые любят оценивать игры про трейлерам/скринам, а потом транслировать своё мнение как супер-экспертное: "ну по скринам же видно что говно!". Просто потому что игра ноунейм-инди-разработчика не оказалась мега-проработанным ААА проектом.
Прекрасная цитата автора "Сказок старой Руси":
Чтож, пробежимся по интересным отечественным инди-проектам по моему мнению. В списке есть как свежие проекты, так и не совсем свежие, но достойные чтобы глянуть.
Intrusion 2
Ураганный экшн 2012-го года выпуска от нашего соотечественника под ником Vap. Пилил игру довольно долго, обитал на gamedev.ru. В игре классная рэгдолл физика и разнообразные мисси. Даже сейчас, в 2025-ом неплохо играется.
Zombotron
Антон Карлов, автор этой игры, был хорошо известен как разработчик флеш игр в геймдев гругах, и выделялся всегда красочной и сочной графикой. Данная игра - порт на ПК одной из его старых флеш игр.
The Final Station
Это поездатая адвенчура 2016-го года. В игру сам не играл, разработчиков не знаю, но много про неё слышал. И даже смотрел разбор ЛОР-а от Ликориса. Было очень интересно.
Catmaze
Думаю, самый известный инди-разработчик в РФ - это Слава Грис. Вероятно, вы про него уже слышали много где, но какие игры он сделал? Лучшей по моему мнения является его первая публичная законченная игра Catmaze. Это метроидвания, хоть и отрисована неряшливо. Но играется бодренько, бродить интересно. Есть прям вау-моменты. Ещё Слава сделал метроидванию Fearmonium, мне она прям не зашла. Однако, знаю игроков, которым очень понравилась.
The friends of Ringo Ishikawa
Разработчика данной игры Yeo я знаю очень давно, с 2010-го года. Он всегда был очень импульсивный и конфликтный товарищ и всё время мечтал сделать свой битемап. Очень рад, что в 2018-ом ему это наконец-то удалось. Это такой симулятор ОЯШ-а с минииграми и битемапом. Я сам не играл, т.к. не мой жанр, но слышал очень много хороших отзывов. Благодаря этой игре Yeo получил определённую известность среди игроков, даже мангу по ней выпустил. Позже он сделал ещё две игры: Arrest of a stone Buddha и Fading Afternoon на очень похожую тему.
Drawngeon: Dungeons of Ink and Paper
Активный, но скромный разработчик DarkDes в 2019-ом году выпустил в Steam свою игру про нарисованное подземелье. Это процедурный данженкроул рогалик с нарисованной вручную графикой приправленный юмором. До этого он сделал слешер Vzerthos: The Heir of Thunder. Но он довольно душный, даром что первый проект. Я слежу за творчеством DarkDes и всегда стараюсь поддержать его хотя бы лайком. Он ведёт блог тут же на DTF если что.
GUNFIELD
Довольно свежая игра конца прошлого 2024-го года от ShivArt. Прошёл её в рамках запуска на настоящем DTF, будучи экспертом. Игра классная - визуал, музыка, геймплей - всё зацепило. Отлично подойдёт тем, кто всегда хотел поиграть в скроллер, но они казались слишком хардкорными. Здесь всё иначе. И оружия разного много и прокачка есть, и процедурная прокачка на забеге. Даже 4 концовки.
Lost Snowmen
Игра, которую сделал Silen (под брендом Silen Games) с моей помощью. Да, я соавтор, сделали в 2008-ом году, а в конце 2021-го выпустили крутой ремастер, к которому я ещё делал контент обновления до конца прошлого года. Игра никогда не раскручивалась в Steam (там нет обзоров), основные продажи пришлись на XBOX (более 60 000$). Кроме этого Silen сделал ещё много разных игр. С 2010-го года он работал по браузеркам и мобилкам. После нашего ремастера, с 2022-го он захотел вернуться в большой геймдев и стал издаваться на консолях со своими поделками. Например, вот его вторая игра:
Prizma Puzzle Prime
Эта игра - компиляция из трёх старых флеш игр Silen Games, с обновлённым визуалом. Я помогал срисовать сюда фоны, и, кажется, сделал несколько уровней в игры-оригиналы. Просто потому что мне нравится идея.
Лично я рекомендую попробовать ещё пару старых проектов Silen в виде бесплатных zip-архивов: Granny and Snowmen и Ancient ants adventure.
Ghost Croquet
В стиме пишет, что вышла год назад (январь 2024), но на самом деле была сделана гораздо раньше. Фича игры - ассиметричный PVP. Игроки управляют как персонажем, так и монстрами, пытаясь помешать друг другу. Разработчик ampersandbear сделал эту игру с известным среди гамаководов YellowAfterLife.
Dungeons of Aether
Симпатичная игра 2023-го года от того же автора, что игра выше. Я сам не играл, так что сказать мне про неё нечего, кроме того что то в Steam довольно много положительных отзывов.
Tenebris: Terra Incognita
Игра вышла в ранний доступ в прошлом 2024-ом году. Играл в неё в рамках запуска на настоящем DTF в качестве эксперта. Очень хорошая игра. Я в такие обычно не играю, но тут прям залип. В меру сложный тактический шутер. Как я понял, похожий на Darkest Dungeon, но в сеттинге космического сайфая. Ребята пилили проект долго, командой, и даже жаль этих добряков после таких постов, увы.
Undercat
Милая адвенчура про зверей, выпущенная в 2023-м. Сам ещё не играл, но в планах. Знаю игроков, которым понравилось. С разработчиком пересекался на некоторых площадках, поглядывал как шёл процесс разработки.
Gedonia
Сам лично не играл, но слышал о неё так много хорошего, что не мог не включить в эту подборку. Если вы уже встречали её, знайте, что её делал наш соотечественник Олег Казаков.
Iron Meat
Долгострой на несколько лет. Следил за проектом давно, а в сентябре прошлого 2024-го года он наконец-то увидел свет. Прикольный contra-like с биомеханическими монстрами. А ещё автор мне запомнился тем, что год назад во второй части Нашых Игр, он донатил Виталику с ixbt на стриме, чтобы тот рассказал про его игру. Таков путь инди - везде и всем да занеси, чтобы там на этот счёт ни говорили "честные" Виталя с Мишей.
Listeria Wars
Это забавная тактическая игра про сражения клеток внутри организма. Автор игры - Rubel. Знаю его давно, но общаюсь не слишком часто, только на его стримах. Это его первая игра, выпущенная в 2022-ом. А вот вторая:
Staying Fresh
Пошаговый роглайт с элементами ККИ про пельмени, вареники и прочую гастрономию. Играл сам - прикольно, мне понравилось. Хотя я в такое не играю. Забавный факт - игра выросла с конкурса разработчиков, в котором я тоже участвовал =)
Tell Some Story: Foz
Адвенчура от третьего лица, весьма свежая (прошлый год). Сам не играл, случайно наткнулся на её разработчика Camelot в стримерской тусовке год назад. Насколько я знаю, разработчик занимается продвижением игры, в основном, через стримы и стримеров. Но обитает и тут на DTF.
12 is Better Than 6
Шутер с видом сверху в сеттинге дикого запада от 2015-го года. Напоминает кримсоленд и хотлайн майями. Помню, как разработчики писали по этой игре статейки.
Stoneshard
Это вторая игра предыдущих авторов. Помню как два года назад читал здесь на DTF посты боли по этой игре. Так что может быть, кто-то с ней уже сталкивался.
Castle of no Escape 2
Классический рогалик, где шастаем по подземелью за одного героя на выбор. Из него нет выхода, так что придётся что-то соображать. Делала команда из трёх человек и я их всех хорошо знаю. Один из них умер два года назад, увы. Так бывает. Ещё один делает игры сам. А у третьего некислое издательство на XBOX и PlayStation. Игра довольно нишевая, но игрока своего нашла. Как называл её один из разработчиков - Айзек для бедных.
Super Cyborg
Ещё один контра-лайк из старых времён (2015-ый). Долго до этого следил за проектом на gamedev.ru, и даже принимал участие в бета-тестах, насколько я помню. В целом, как первый проект - вполне себе. Играется бодро и с задором.
Despotism 3k
Игра, в которой люди - расходники. Ваша задача - использовать их для получения более полезных ресурсов. Играл ещё в конкурсную версию с конкурса Ludum Dare, в котором тоже принимал участие. Игра меня тогда покорила своей идеей.
Как видите, игры делаются. Разные. Некоторые на любителя. Многие - на вкус и цвет. Но у них есть какая-то идея, которой следовали их авторы.
Разумеется, есть ещё много русских разработчиков, которых я не упомянул, и которые делают клёвые инди-игры. О некоторых я просто не знаю. У нас в РФ не принято хвалить и поддерживать инди.
Хоть есть площадки, стучащие себя пяткой в грудь как сильно они помогают инди-разработчикам, но на самом деле не сделали для этого ничего за последние N лет. Жирный намёк на VKplay, да. Который даже в своих новостях ссыт писать про отечественных разработчиков и их проекты. А я вот не зассал и написал.
Ещё один момент, на который хочу обратить ваше внимание. Я тоже разработчик. Что бы вы ни подумали, спешу вас разочаровать - у меня всё хорошо. Я нашёл тех, кому мои игры нужны, и заработал достаточно, чтобы не работать несколько лет. Сделал эти игры бесплатными в прошлом году.
Я просто игрок, такой же как многие. Мне нравятся какие-то инди-игры, я слежу за творчеством своих коллег как игрок, и мне больно видеть, как у них порой идут дела.
Завершу пост ещё одной небольшой историей. Есть разработчик, которого я знаю по участиям в конкурсах, в которых сам принимал участие. Мне нравилось, что он делал. И однажды он сделал игру Смола.
Это любопытный концепт - сложный платформер, в котором герой слабеет с каждым убитым боссом. "Смола застывает" - он медленнее ходит и атакует, но нужно двигаться дальше...
Ссылку на игру я дать не могу, потому что в какой-то момент этот разработчик разочаровался в игроках и удалил страницу с игрой.
От этой игры осталось только вот такое воспоминание.
Это вероятное будущее.
Так что это, давайте любить игры российских разработчиков, какими бы они ни были на данный момент, ведь только с нашей [игроков] поддержкой они смогут стать лучше.