Игры, которые убили серию. Часть 1.
Совсем недавно отгремела выставка The Game Awards, которая традиционно используется для анонсов крупных проектов. И как уже все успели заметить, добрая половина из них — это продолжения известных всем франшиз. Borderlands, Mafia, Witcher, Ninja Gaiden, Elden Ring — все это знакомые миллионам игроков серии.
И как бы кто к этому ни относился, приоритетом для крупных студий уже давно стало развитие своих «вековых» франшиз. Меньше рисков, больше выручки — и ничего тут не поделаешь. Однако далеко не всегда все выходит так, как себе представляют боссы с толстыми кошельками.
Порой случается так, что очередная игра культовой, казалось бы, франшизы проваливается с таким треском, что хоронит вместе с собой всю серию, а то и студию разработчиков. Именно о таких восьми играх, в двух частях материала, мы с вами и поговорим.
Поехали!
Dead Space 3
Дата выпуска: 5 февраля 2013 г.
Разработчик: Visceral Games
Платформы: PlayStation 3, Windows, Xbox 360
Жанр: экшен-хоррор, шутер от 3-го лица
Серия Dead Space знакома, пожалуй, каждому любителю хорроров. Напряженная, атмосферная и жуткая первая часть, вышедшая в 2008 году, навела огромное количество шума в комьюнити. Помимо того, что она концептуально была крайне оригинальной, так еще и действительно чертовски хорошо пугала.
Однако со второй части серия начала отходить от заданных ею же канонов. В игру добавили кооператив (это было очень модно в то время) и сделали больший упор на экшен. Несмотря на это, сиквел все равно снискал свою славу и неплохо продался.
Но к третьей части EA Games абсолютно прозрачно всем сообщили, что серия Dead Space — это больше не хоррор, а кооперативный шутер, в котором от былой атмосферы не осталось ни следа. Геймплей окончательно стал более экшоновым, а все элементы сурвайвала хоррора заменились динамичными перестрелками, даже врагов с огнестрельным оружием добавили.
Dead Space 3 не смогли спасти даже относительно неплохие оценки от критиков и самих игроков. Игра не принесла студии тех продаж, на которые боссы рассчитывали, и серию после коммерческого провала прикрыли. А вместе с ней и студию, которая не смогла реабилитироваться после Battlefield Hardline.
Смена направления, которая казалась боссам EA Games очень удачной, не оправдала себя. Дело в том, что серию полюбили именно за хоррор-составляющую, и аудитория у нее была соответствующая. И добрая часть фанатов начала отваливаться уже в Dead Space 2, а к третьей части и вовсе потеряла интерес.
И все бы ничего, если бы Dead Space 3 удалось привлечь к франшизе новых игроков, но этого не произошло. В связи с чем покупать игру просто было некому.
Третья часть мертвого космоса — это эталонный пример того, как можно погубить всю серию не самой плохой игрой. Все-таки Dead Space 3 не так ужасна, как кажется на первый взгляд, а виной всему стали неверные решения на стадии разработки концепта.
И в отличие от других игр, с которыми мы ознакомимся дальше, в Dead Space 3 приятно играть даже сейчас.
Саму же серию, увы, не спас даже недавно вышедший ремейк первой части Dead Space. Точных цифр о продажах нет, но учитывая, что EA никакой инфы по этому поводу не давало — там все довольно печально. До такой степени, что даже разработку ремейка Dead Space 2 решили быстренько прикрыть.
Call of Juarez: The Cartel
Дата выпуска: 19 июля 2011 г.
Разработчик: Techland
Платформы: Windows, PlayStation 3, Xbox 360
Жанр: шутер от 1-го лица
Современному геймеру название Call of Juarez, скорее всего, ни о чем не скажет. А ведь когда-то это была, пожалуй, самая известная франшиза в жанре вестерна, задолго до выхода первой Red Dead Redemption.
Первая часть Call of Juarez вышла в 2006 году, на заре польского геймдева. Студия Techland в то время делала второсортные шутеры и симуляторы, и поэтому от нее никто не ждал чего-то выдающегося.
При всех своих недостатках, первая Call of Juarez все-таки завоевала любовь множества игроков. Динамичные перестрелки, увлекательный сюжет с интересными персонажами и концептуальными механиками (играя за одного из главных героев, Преподобного Рэя МакКола, можно было одновременно читать Библию и отстреливать негодяев!) — все это не осталось незамеченным.
В сиквеле (формально, приквеле) полякам удалось еще больше закрепиться с серией, доработав основные косяки оригинала, улучшив шутерную составляющую и добавив игре кинематографичности. Call of Juarez: Bound in Blood произвела гораздо больший фурор, чем ее предшественница.
И казалось бы, у серии все замечательно — углубляй механики, развивай концепцию, убирай то, что не работает, и развивай положительные стороны. Но нет, поляки легкого пути не ищут.
По какой-то непонятной причине, следующая часть перенесла нас с Дикого Запада в современность. И если бы это была единственная проблема игры — на самом деле, у нее были куда более глобальные недостатки.
Call of Juarez: The Cartel — это крайне неудачно сделанная игра с паршивым и скучным сюжетом, кучей багов, инвалидным ИИ даже по меркам 2011 года и слабым геймплеем.
Поляки пытались развить идею с несколькими протагонистами, как в предыдущих частях, однако и здесь их ждал провал. Ни один из героев не оказался даже на капельку таким же интересным, как Преподобный из первой части.
Куда-то растерялись все те наработки и удачные механики предшественниц, а конкуренция в те годы была настолько безумной, что The Cartel абсолютно заслуженно отправился на свалку забытых провалов, похоронив вместе с собой и всю серию.
Вы можете сказать: “Но как же так, была же еще одна часть Call of Juarez: Gunslinger!”. Да, вы абсолютно правы, однако Gunslinger — это скорее тщетная попытка прощупать почву, понять, помнит ли еще аудитория эту франшизу, нежели полноценное продолжение. Как вы понимаете, ничего хорошего из этого эксперимента не вышло.
Шансов на возрождение серии в обозримом будущем нет. У Techland и без нее все хорошо — Dying Light и Dead Island приносят свои дивиденды. А сам по себе жанр вестернов уже давным-давно мертв. Создавать игры по этой тематике могут либо самые отчаянные инди-студии, либо Rockstar Games — иных вариантов пока не предвидится.
Medal of Honor: Warfighter
Дата выпуска: 5 октября 2012 г.
Разработчик: Danger Close GamesПлатформы: Windows, PlayStation 3, Xbox 360Жанр: шутер от 1-го лица
Казалось бы, сейчас уже сложно представить, но когда-то давно, помимо известных всем Call of Duty и Battlefield, существовала еще одна серия в жанре военного шутера — Medal of Honor.
Что самое невероятное, она появилась еще задолго до первой Call of Duty, а создателем ее был сам Стивен Спилберг! Вот это были времена! А при разработке он вдохновлялся собственным фильмом “Спасти рядового Райана” — удобно, не правда ли?
Но как же так вышло, что сейчас мы имеем только две франшизы, а не три, как это было всегда?
На самом деле, тут все довольно прозаично и, я бы сказал, скучно. Всего в серии вышло 16 полноценных частей. Все игры франшизы всегда отлично продавались и имели хорошие отзывы от критиков и игроков. Однако, Medal of Honor: Warfighter поставил окончательную точку в этой истории.
Это произошло не столько из-за низких продаж (в первый год они продали 3 миллиона копий, что нельзя назвать откровенным провалом, хотя и успехом тоже), сколько из-за негативных отзывов геймеров. Серия решила гнаться за своими более именитыми и успешными конкурентами в лице Call of Duty и Battlefield, однако догнать так и не смогла.
Дело в том, что франшиза всегда была исключительно про Вторую Мировую войну и на этом поприще заслужила свое место под солнцем. Но тенденции на рынке гласили, что пора переносить время действия в наши дни. В итоге у разработчиков вышла унылая копирка Battlefield, при этом не дотягивающая до нее по всем фронтам.
Поэтому боссы EA Games приняли решение прикрыть лавочку — мол, зачем нам не очень удачная и успешная Medal of Honor, если есть Battlefield? Нет никакого смысла конкурировать с самими собой.
К тому же, обе серии активно подпирала сбоку Call of Duty со своим размахом и постановкой. Как говорится, выживает сильнейший.
В 2020 году, конечно, выходил один проект во франшизе Medal of Honor, однако его узконаправленность для VR-систем не дает права назвать его полноценным ребутом серии, о которой после этого релиза больше никаких новостей не было. Так что рассчитывать на ее возрождение, по крайне мере в ближайшем будущем, явно не стоит.
Arcania: Gothic 4
Дата выпуска: 12 октября 2010 г.
Разработчики: Spellbound Entertainment
Жанр: экшен-РПГ
Платформы: PlayStation 4, Windows, PlayStation 3, Xbox 360
Готика — это не просто серия игр, это настоящая легенда в сегменте RPG. В далеком 2001 году немцам из Piranha Bytes удалось, казалось бы, невообразимое — создать успешную, кассовую и крайне увлекательную игру в жанре, который обычно был присущ восточной аудитории.
Разработчики изобрели филигранно работающую формулу, на основе которой были созданы и другие игры серии. Эта приверженность к истокам привела к тому, что после третьей части издатель начал задумываться о развитии франшизы, а не о выпуске, пусть и шикарной, но все-таки одной и той же игры.
Четвертой частью уже занималась другая студия, Spellbound, и казалось, что они должны были привнести в серию новое видение. Однако, вместо этого игра приобрела коричневые оттенки. Упрощенная RPG-система, отсутствие привычных для серии элементов, отвратительный сюжет и скучные диалоги, корявая графика, которую пытались скрыть за пестрой картинкой — все это привело не просто к провалу, а к тотальному разгрому проекта, смерти всей серии и закрытию самой студии.
Большинство фанатов считают, что прекращение сотрудничества с Piranha Bytes было роковой ошибкой, ведь только они знали, в каком направлении лучше развивать серию. Однако этот тезис опровергается простым примером — посмотрите на то, что стало с Risen, которая позиционировалась как "идейный наследник" Готики. В настоящее время она мертва даже больше, чем сама Готика.
Все дело в том, что Arcania просто очень плохо сделанная игра. Разработчикам не хватило опыта, собственного видения и банальных навыков для создания качественного продукта.
Сейчас в разработке находится ремейк первой Готики, который вполне возможно возродит культовую серию. А там, глядишь, какие-нибудь талантливые работяги смогут вернуть франшизе былую славу.
Друзья, а на этом первая часть материала про игры, похоронившие всю серию, подошла к концу. Спасибо, что дочитали до конца! Совсем скоро мы поговорим о еще четырех проектах, которые привели к гибели своей франшизы.
А пока, пишите в комментариях, по какой из выше перечисленных сериях вы скучаете больше всего?
Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс стим по самым лучшим ценам. И не забывайте использовать промокод GAMEYA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!